Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие тенденции развития государства и права Древнего Востока.
Особенностями развития древневосточных государств являются: 1. Сохранение значительных пережитков первобытнообщинного строя., таких как наличие следов матриархата и патриархальной семьи, а также преобладание коллективной собственности на средства производства над частной. 2. Длительное сохранение сельской общины, носившей территориальный характер. Структура замкнутых общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины, слабым развитием товарно-денежных отношений составляли основу социальной жизни древневосточных государств. Основным фактором, сдерживающим распад общины, является необходимость использования коллективного труда для организации сложных гидротехнических работ, которых требовали особые условия климата и почвы. 3. Отсутствие на Востоке четкости социально-классовых границ, существование различных категорий зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами. Можно выделить три основные социально-классовые образования: 1/ лица, лишенные средств производства, в том числе и рабы; 2/ свободные крестьяне-общинники и ремесленники; 3/ господствующий социальный слой (придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и др.) 4. Как и любое другое, древневосточное государство в первую очередь являлось орудием господства над эксплуатируемыми массами. Госаппарат этих государств строился в соответствии с этими функциями. Типичной формой правления в этих государствах была деспотия (от греческого “despoteia” – неограниченная власть), которая характеризовалась сосредоточением в руках монарха всей политической, законодательной и судебной власти. Это подкреплялось и прочнейшим переплетением государственного и религиозного подчинения. Признание неограниченных деспотических полномочий правителя вытекало не только из божественного характера царствования, но и в силу отводимой монархам единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия и социальной справедливости в обществе. В связи с социально-экономическими особенностями древневосточного общества право там имело определенные специфические черты. Основным источником права на протяжении веков оставались обычаи, которые в течение длительного времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Первые письменные памятники права в основном закрепляли наиболее распространенные образцы поведения и установившуюся судебную практику. С этим связаны их неполнота, неразработанность ряда институтов и норм, их казуистический характер, ибо правовая норма фиксировалась не в абстрактной форме, а в виде конкретного случая. Это право было пронизано консерватизмом и формализмом, от которого в ходе своего развития избавилось право античных государств. Нормы права носили застойный характер и крайне медленно изменялись. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы. Тесная связь права с религией и религиозной моралью /в древнеиндийском языке даже нет специального слова для обозначения права в том смысле, в котором мы его понимаем сейчас/. Сведения о древнеиндийском праве мы черпаем из религиозных книг /Вед/ или из сборников религиозных предписаний /Дхармашастр/. Длительное сохранение остатков первобытнообщинного строя нашло свое отражение в слабом развитии права частной собственности на землю, в сохранении патриархальной семьи, коллективной ответственности членов семьи или общины за преступления, совершенные членом семьи или общины; ответственности за чужую вину, в действии принципа “талиона” /возмездие по принципу “равное за равное”: “око за око”, “зуб за зуб”/. В Древнем Египте первый вид талиона представлял собой наказание, состоящее в том, что виновнику повреждается орган тела, которым он совершил преступление: при втором виде талиона виновному повреждается тот же орган, который преступник повредил потерпевшему. Появление имущественных и сословных различий привело к прямому извращению в нормах древневосточного права идеи о равном воздаянии. Эти нормы стали исходить из того, что цена крови знатного, богатого, выше цены крови бедного, незнатного. Во всех нормах древневосточного брачно-семейного и наследственного права прослеживаются такие традиционные черты, как подчиненное, приниженное положение женщин, детей в патриархальной семье, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами и пр.
|