Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учимся у природы (80 ч)
| Содержание курса
| Тематическое планирование
| Характеристика деятельности учащихся
|
|
| Наблюдение природы и природных явлений, характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека.
Различие в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.
Пейзажи разных географических широт.
Изображение деревьев, животных: общие и характерные черты. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей, морозные узоры на стекле и т. д. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
…………
Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими природу
| Наблюдение за природными явлениями и перенос впечатлений в художественную форму.
Развитие представлений о пространстве, форме, цвете, композиции в искусстве и окружающей действительности Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания.
Начальные представления о цветоведении: основные и составные, тёплые и холодные цвета; смешение цветов с чёрной и белой красками.
Выполнение цветовых композиций на передачу характера природных явлений.
Развитие способности замечать разнообразие цвета в …………
Передача в цвете своего впечатления от увиденного в окружающем мире. Пробуждение интереса к разнообразию цвета, форм, настроений в природе и окружающей действительности. Примеры заданий: «Листопад», «Цветочный луг», «Радуга над городом», «Солнечно и пасмурно», «День и ночь», «Летняя гроза», «Морозный день», «Ветер» и др.
Изучение пропорций фигур человека и животных. Влияние формы на характер. Примеры заданий: изображение живописными и графическими материалами ветвей деревьев, фигур животных, человека; лепка, конструирование из бумаги, природных материалов на темы: «Я и мой пушистый друг», аналогия в формах и конструкциях природы и созданиях человека: «Птица — самолёт», «Рыба — подводная лодка».
Изучение разнообразия природных форм и форм, созданных художником, скульптором, архитектором. Примеры заданий — коллаж или аппликация из различных материалов: «Образы осени», «Солнечный букет», «Снеговик» и др.
| Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, объём, композиция).
Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.
Видеть и воспринимать красоту пейзажей разных географических широт.
Иметь представление о живописных пейзажах русских и зарубежных художников.
…………….
дожественнои выразительности, раскрывающие своеобразие художественного полотна.
Изображать человека и животных разными художественными материалами.
Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла
|
Фантастические образы в изобразительном искусстве (55 ч)
|
Перенос художественных образов с одного вида искусства на другой.
Сказочные образы в природе и в искусстве (сказки, мифы). Художественное воображение и художественная фантазия. Создание фантастических образов путём трансформации природных форм в изобразительной деятельности. Сказочные образы в живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-при-
| Формирование способности переноса художественных образов с одного вида искусства на другой. Примеры заданий: «Пение синички», «Хрустальный звук», «Шорох осенних листьев», «Рисуем музыку», «Музыкальная радуга», «Портрет нотки», «Что мы представляем, когда слышим...» и др.
Ассоциативное сравнение произведений искусства (изобразительное искусство, музыка, литература).
| Определять и характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи, звуки в музыке, слова в стихах.
Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от музыкального или литературного произведения.
Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам спектакля или кинофильма.
|
| кладном искусстве, в книжной графике. Различные версии образов хорошо знакомых сказочных героев в разных искусствах. Отражение в произведениях религиозных верований людей. Произведения искусства, посвященные временам язычества и возникновения христианства на Руси. Темы библейских рассказов в произведениях искусства (отдельные примеры). Выполнение заданий на развитие художественно-образного, ассоциативного мышления.
Выбор художественных материалов и средств для создания выразительных образов.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими сказочные и фантастические образы.
Искусство вокруг нас сегодня.
Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта
| Передача настроения, впечатления в цветовых композициях (без конкретного изображения).
Создание графических и живописных композиций по литературным и музыкальным произведениям. Изучение взаимосвязи содержания текста и характера шрифта.
Установление взаимосвязи между литературным произведением и иллюстрацией. Примеры заданий: раскладная картинка-иллюстрация, моделирование букв алфавита из пуговиц, засушенных листьев и др. Эскизы буквиц к сказкам с использованием графических материалов.
Отображение в изобразительном искусстве мифов, легенд разных народов. Создание сказочных и фантастических образов. Примеры заданий: сказочная птица, кентавр, рыба-кит, Тянитол-кай, фантастическое животное и др
Работа с мелкими и крупными формами.
Конструирование несложных форм предметов в технике бумажной пластики для праздника, театрального представления и т.
Конструирование замкнутого пространства с использованием разных готовых форм. Примеры заданий: «В избушке Бабы-яги», «В гостях у Винни Пуха», «В Ледяном дворце», «В тереме у Василисы Премудрой» и др.
Взаимосвязь изобразительного искусства с кино и театром. Примеры заданий: композиция по мотивам спектакля или кинофильма, «Страна сказочных героев», «Изумрудный город», «Жалобная книга природы» и др. Несколько рисунков раскадровки мультфильма (известного или собственного.) графическими ……………….
Привлечение школьников к созданию необычной среды (в классе, игровой комнате и др.). Примеры тем: эскизы игровой площадки, мебели для куклы; изготовление ёлочных игрушек, гирлянд к Новому году
| Анализировать и сопоставлять произведения разных видов искусства.
Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.
Находить ассоциации при-. родных форм, предметов быта, состояний природы, произведений различных видов искусства и т. д.
Моделировать формы средствами различных материалов.
Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.
Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики для оформления праздника или театрального представления.
Конструировать замкнутое пространство разного эмоционального звучания.
Понимать изобразительную природу кино и театра.
Передавать в серии рисунков развитие действия.
Проектировать и создавать простые предметы быта, украшения для интерьера
|
| Учимся на традициях своего народа (80 ч)
| Содержание курса
| Тематическое планирование
| Характеристика деятельности учащихся
|
|
|
Значение изобразительного искусства в национальной культуре.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.
Пейзажи родной природы.
Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).
Образ человека в традиционной культуре.
Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях.
Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Отражение в народной культуре религиозных представлений человека.
Образ защитника Отечества.
Темы любви, дружбы, семьи в искусстве.
Ознакомление с шедеврами русского искусства, затрагивающими темы родной природы, русских сказок, истории Отечества
| Отражение в изобразительных (пластических) искусствах исторических событий Родины.
Знакомство с происхождением народного искусства, его изначальной прикладной функцией.
Формирование представления о национальной культуре, закрепление понятия о географических и социально-культурных особенностях своей страны. • Особенности декоративно-прикладного искусства, его знаково-символический характер. Развитие представлений о форме, цвете, композиции в декоративно-прикладном искусстве.
Стилизация природных форм в декоративные. Примеры заданий: создание орнамента из природных форм (цветы, листья, трава, ягоды и др.), вышивка или эскизы вышивки по мотивам древней символики, обереги из бисера, изготовление изразцов из глины или пластилина, лепка игрушек по мотивам народных художественных промыслов, изготовление игрушек в национальных костюмах в технике бумажной пластики с применением различных готовых форм (бутылки, коробки, куклы из волокнистых материалов).
Религиозное искусство России и его нравственный смысл. Знакомство с главными культурно-историческими памятниками и историей их возникновения (Московский
| Различать произведения ведущих центров народных художественных ремёсел России.
Называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге) и художественные музеи своего региона.
Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения искусства и называть их авторов.
Изготавливать игрушки в национальных костюмах в технике бумажной пластики с применением различных готовых форм (бутылки, коробки).
Рисовать, лепить, моделировать и конструировать
из бумаги по представлению на обозначенные темы.
Создавать простые художественные изделия подарочного характера.
Понимать и давать самостоятельную оценку замыслу художника, воплощённому в картине или скульптуре, различать основные стили и направления в русском искусстве.
Выражать собственное мнение при посещении художественных музеев и выставок.
Знать традиции своего народа, народности, региона, семьи, запёчатлённые в искусстве.
Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства своего региона.
........................................................................................................ 1
|
|
|
| Кремль, церковь Покрова на Нерли, храм Василия Блаженного). Знакомство с памятниками архитектуры своего региона. Примеры заданий: изготовление макета русского города в технике граттажа или бумажной пластики с применением различных предметов. Использование контраста крупных и мелких форм в объёме.
Знакомство с возможностями композиции (в вертикальном и горизонтальном формате).
Равновесие в композиции. Примеры заданий: «Масленица», «В древнерусской деревне», «Город русских богатырей» и др.
Интерес к культурному наследию прошлого: семьи, своей страны, народа, народности, региона, знание традиции и культурная память. Примеры заданий: комплект кукол и декораций для кукольного театра «Петрушка».
| Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром
|
| Содержание курса
| Тематическое планирование
| Характеристика деятельности учащихся
|
|
| Красота и гармония общения (со сверстниками, с людьми старшего поколения, с природой) в искусстве как отражение внутреннего мира человека. Примерные темы: «Мать и дитя», «Моя семья», «Я и мои друзья», «Бабушка рядом с дедушкой» и др.
|
|
| Приобщаемся к культуре народов мира
| а (55 ч)
|
| Взаимосвязь народного искусства с традициями народа и окружающей природой.
Развитие представлений о роли изобразительного искусства в общечеловеческой культуре.
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи.
Роль природных условий в характере культурных традиции разных народов мира.
Образ человека в искусстве разных народов ………………………….
| Знакомство с природным пространством разных народов.
Установление зависимости между архитектурой, декором одежды, утварью и климатическими условиями, культурными традициями, национальными особенностями.
Анализ роли искусства в жизни общества и каждого человека.
Сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам сказок разных наро-
……………..
| Иметьпредставление о
различных видах и жанрах пластических искусств.
Выполнять композицию по представлению на обозначенные темы графическими и живописными средствами.
Понимать и самостоятельно оценивать замысел художника, воплощённый в картине или скульптуре, различать основные стили и направления в русском искусстве.
Выражать собственное ………………
|
| Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства разных народов.
Образ человека в разных культурах мира.
Образ современника.
Эмоциональная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.
Воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к общечеловеческим культурным ценностям.
Представление об искусстве вокруг нас сегодня
| пластики или лепки из пластилина либо глины).
Символика цвета в народном искусстве разных стран. Примеры заданий: мозаика из камешков на пластилине, карнавальные маски, ожерелья, браслеты из бисера, тиснение по фольге.
Исследовательская работа учащихся о знаках и символах Древней Греции, Индии, Африки, Древней Руси. Примеры заданий: «Древнерусский город», «Византийская мозаика», «Галерея портретов разных эпох» и др.; изготовление коллективных объёмных композиций по данным темам.
Заочные экскурсии в мир искусства разных эпох, народов.
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и разные эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Ин-
| жественных музеев и выставок.
Узнавать отдельные выдающиеся зарубежные произведения искусства и называть их авторов.
Различать основные стили и направления в мировом искусстве.
Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство).
Создавать сюжетные композиции на основе произведений искусства разных исторических эпох в технике аппликации, коллажа, объёмно-пространственных коллективных композиций.
Иметь представление о творчестве русских и зарубежных художников
|
|
| дия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства
|
|
|
| Опыт художественно-творческой деятельности (внутри тем)
|
| Основы художественного языка: композиция, цвет, объём, пропорции, ритм, форма.
Овладение приемами изобразительной деятельности и средствами художественной выразительности.
Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими природу, сказки и мифы других народов
| Ознакомление с основными видами изобразительных искусств.
Приобретение первичных навыков изобразительной, конструктивной, художественно-прикладной деятельности, владение языком этих искусств.
Знакомство с художественными материалами.
Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия горизонтали, вертикали и диагонали в построении компози-
| Определять основные виды и жанры пластических искусств.
Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, глина, бумага и др.).
Применятьсредства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
|
|
| ции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное. Композиционный центр. Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм.
Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Роль ритма декоративно-прикладном искусстве
| Различать и использовать
основные и составные, тёплые и холодные цвета, контрастные и нюансные цветовые отношения, составлять разнообразные оттенки цвета.
Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации.
Вычленять основные формы и использовать их в рисунке, лепке и бумажной пластике
|
|
| | | | | | | | | | | |
Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
| Количество
|
Примечание
| Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
| Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству.
Авторские программы по изобразительному искусству.
Учебно-методические комплекты к программе по изобразительному искусству, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства. Учебники по изобразительному искусству.
Рабочие тетради.
| Д
Д
К
К
| Примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства.
При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.
В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников.
|
|