Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учимся у природы (80 ч)




 

 

 

 

 

  Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся  
  Наблюдение природы и природных явлений, характе­ристика эмоциональных со­стояний, которые они вызыва­ют у человека. Различие в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи разных географи­ческих широт. Изображение деревьев, жи­вотных: общие и характерные черты. Разнообразие декора­тивных форм в природе: цве­ты, раскраска бабочек, пере­плетение ветвей, морозные узоры на стекле и т. д. Ис­пользование различных худо­жественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. ………… Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искус­ства, изображающими приро­ду   Наблюдение за природны­ми явлениями и перенос впе­чатлений в художественную форму. Развитие представлений о пространстве, форме, цвете, композиции в искусстве и окружающей действительнос­ти Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Начальные представления о цветоведении: основные и составные, тёплые и холодные цвета; смешение цветов с чёр­ной и белой красками. Выполнение цветовых ком­позиций на передачу характе­ра природных явлений. Развитие способности замечать разнообразие цвета в ………… Передача в цвете своего впечатления от увиденного в окружающем мире. Пробуж­дение интереса к разнообра­зию цвета, форм, настроений в природе и окружающей действительности. Примеры заданий: «Листопад», «Цве­точный луг», «Радуга над го­родом», «Солнечно и пасмур­но», «День и ночь», «Летняя гроза», «Морозный день», «Ветер» и др. Изучение пропорций фигур человека и животных. Влия­ние формы на характер. При­меры заданий: изображение живописными и графически­ми материалами ветвей де­ревьев, фигур животных, че­ловека; лепка, конструирова­ние из бумаги, природных материалов на темы: «Я и мой пушистый друг», аналогия в формах и конструкциях при­роды и созданиях человека: «Птица — самолёт», «Рыба — подводная лодка».   Изучение разнообразия природных форм и форм, созданных художником, скульптором, архитектором. Примеры заданий — коллаж или аппликация из различных материалов: «Образы осени», «Солнечный букет», «Снего­вик» и др. Использовать свои наблю­дения за природными явлени­ями в художественно-творчес­кой деятельности. Передавать характер при­родных явлений выразитель­ными средствами изобрази­тельного искусства (цвет, ли­ния, пятно, форма, объём, композиция). Использовать различные художественные материалы и средства для создания выра­зительных образов природы. Видеть и воспринимать красоту пейзажей разных гео­графических широт. Иметь представление о живописных пейзажах русских и зарубежных художников. ……………. дожественнои выразительнос­ти, раскрывающие своеобра­зие художественного полотна. Изображать человека и животных разными художест­венными материалами. Использовать выразитель­ные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла  
Фантастические образы в изобразительном искусстве (55 ч)
Перенос художественных образов с одного вида искус­ства на другой. Сказочные образы в приро­де и в искусстве (сказки, ми­фы). Художественное вообра­жение и художественная фантазия. Создание фантас­тических образов путём трансформации природных форм в изобразительной дея­тельности. Сказочные образы в живописи, скульптуре, архи­тектуре, декоративно-при- Формирование способности переноса художественных об­разов с одного вида искусства на другой. Примеры заданий: «Пение синички», «Хрусталь­ный звук», «Шорох осенних листьев», «Рисуем музыку», «Музыкальная радуга», «Порт­рет нотки», «Что мы представ­ляем, когда слышим...» и др. Ассоциативное сравнение произведений искусства (изобразительное искусство, музыка, литература). Определять и характери­зовать эмоции, которые вы­зывают цвет в живописи, зву­ки в музыке, слова в стихах. Выполнять композиции на передачу настроения, впечат­лений, полученных от музы­кального или литературного произведения. Создавать сюжетные объ­ёмно-пространственные ком­позиции по мотивам спектак­ля или кинофильма.
  кладном искусстве, в книжной графике. Различные версии образов хорошо знакомых сказочных героев в разных ис­кусствах. Отражение в произ­ведениях религиозных веро­ваний людей. Произведения искусства, посвященные вре­менам язычества и возникно­вения христианства на Руси. Темы библейских рассказов в произведениях искусства (от­дельные примеры). Выполне­ние заданий на развитие ху­дожественно-образного, ассо­циативного мышления. Выбор художественных ма­териалов и средств для созда­ния выразительных образов. Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искус­ства, изображающими сказоч­ные и фантастические образы.     Искусство вокруг нас сего­дня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проек­тов красивых, удобных и вы­разительных предметов быта, видов транспорта   Передача настроения, впе­чатления в цветовых компози­циях (без конкретного изоб­ражения). Создание графических и живописных композиций по литературным и музыкальным произведениям. Изучение вза­имосвязи содержания текста и характера шрифта. Установление взаимосвязи между литературным произ­ведением и иллюстрацией. Примеры заданий: раскладная картинка-иллюстрация, моде­лирование букв алфавита из пуговиц, засушенных листьев и др. Эскизы буквиц к сказкам с использованием графичес­ких материалов. Отображение в изобрази­тельном искусстве мифов, ле­генд разных народов. Созда­ние сказочных и фантастичес­ких образов. Примеры заданий: сказочная птица, кентавр, рыба-кит, Тянитол-кай, фантастическое животное и др   Работа с мелкими и крупными формами. Конструирование несложных форм предметов в технике бу­мажной пластики для празд­ника, театрального представ­ления и т. Конструирование замкнуто­го пространства с использова­нием разных готовых форм. Примеры заданий: «В избуш­ке Бабы-яги», «В гостях у Вин­ни Пуха», «В Ледяном двор­це», «В тереме у Василисы Премудрой» и др. Взаимосвязь изобразитель­ного искусства с кино и теат­ром. Примеры заданий: ком­позиция по мотивам спектак­ля или кинофильма, «Страна сказочных героев», «Изумруд­ный город», «Жалобная книга природы» и др. Несколько ри­сунков раскадровки мульт­фильма (известного или собственного.) графическими ………………. Привлечение школьников к созданию необычной среды (в классе, игровой комнате и др.). Примеры тем: эскизы игровой площадки, мебели для куклы; изготовление ёлоч­ных игрушек, гирлянд к Ново­му году   Анализировать и сопо­ставлять произведения раз­ных видов искусства. Образно воспринимать ис­кусство и окружающую действительность. Находить ассоциации при-. родных форм, предметов бы­та, состояний природы, про­изведений различных видов искусства и т. д. Моделировать формы средствами различных мате­риалов. Моделировать художест­венными средствами сказоч­ные и фантастические образы. Конструировать неслож­ные формы предметов в тех­нике бумажной пластики для оформления праздника или театрального представления. Конструировать замкнутое пространство разного эмоцио­нального звучания. Понимать изобразительную природу кино и театра. Передавать в серии рисун­ков развитие действия.   Проектировать и создавать простые предметы быта, украшения для интерьера    




Учимся на традициях своего народа (80 ч)



 

 

  Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся  
    Значение изобразительного искусства в национальной культуре. Роль природных условий в характере традиционной куль­туры народа. Пейзажи родной природы. Синтетичный характер на­родной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музы­ка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традици­онной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразитель­ном искусстве, сказках, пес­нях.   Сказочные образы народ­ной культуры и декоративно-прикладное искусство. Отра­жение в народной культуре религиозных представлений человека. Образ защитника Отечества. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Ознакомление с шедеврами русского искусства, затрагива­ющими темы родной приро­ды, русских сказок, истории Отечества Отражение в изобразитель­ных (пластических) искусствах исторических событий Роди­ны. Знакомство с происхожде­нием народного искусства, его изначальной прикладной функцией. Формирование представле­ния о национальной культуре, закрепление понятия о гео­графических и социально-культурных особенностях сво­ей страны. • Особенности декоративно-прикладного искусства, его знаково-символический ха­рактер. Развитие представле­ний о форме, цвете, компози­ции в декоративно-приклад­ном искусстве.   Стилизация природных форм в декоративные. При­меры заданий: создание ор­намента из природных форм (цветы, листья, трава, ягоды и др.), вышивка или эскизы вышивки по мотивам древней символики, обереги из бисе­ра, изготовление изразцов из глины или пластилина, лепка игрушек по мотивам народ­ных художественных промыс­лов, изготовление игрушек в национальных костюмах в технике бумажной пластики с применением различных гото­вых форм (бутылки, коробки, куклы из волокнистых матери­алов). Религиозное искусство Рос­сии и его нравственный смысл. Знакомство с главны­ми культурно-историческими памятниками и историей их возникновения (Московский Различать произведения ведущих центров народных художественных ремёсел Рос­сии. Называть ведущие художе­ственные музеи России (Госу­дарственная Третьяковская га­лерея в Москве, Государ­ственный Русский музей в Санкт-Петербурге) и художе­ственные музеи своего регио­на. Узнавать отдельные выда­ющиеся отечественные произ­ведения искусства и называть их авторов. Изготавливать игрушки в национальных костюмах в тех­нике бумажной пластики с применением различных гото­вых форм (бутылки, коробки).     Рисовать, лепить, моде­лировать и конструировать из бумаги по представлению на обозначенные темы. Создавать простые художе­ственные изделия подарочно­го характера. Понимать и давать само­стоятельную оценку замыслу художника, воплощённому в картине или скульптуре, раз­личать основные стили и на­правления в русском искус­стве. Выражать собственное мне­ние при посещении художест­венных музеев и выставок. Знать традиции своего на­рода, народности, региона, семьи, запёчатлённые в ис­кусстве. Находить общие черты в характере произведений раз­ных видов искусства своего региона. ........................................................................................................ 1  
    Кремль, церковь Покрова на Нерли, храм Василия Блажен­ного). Знакомство с памятни­ками архитектуры своего ре­гиона. Примеры заданий: из­готовление макета русского города в технике граттажа или бумажной пластики с применением различных предметов. Использование контраста крупных и мелких форм в объёме. Знакомство с возможностя­ми композиции (в вертикаль­ном и горизонтальном фор­мате). Равновесие в композиции. Примеры заданий: «Маслени­ца», «В древнерусской дерев­не», «Город русских богаты­рей» и др. Интерес к культурному на­следию прошлого: семьи, сво­ей страны, народа, народнос­ти, региона, знание традиции и культурная память. Приме­ры заданий: комплект кукол и декораций для кукольного те­атра «Петрушка». Понимать ценность искус­ства в сотворении гармонии между человеком и окружаю­щим миром  
Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся  
  Красота и гармония обще­ния (со сверстниками, с людьми старшего поколения, с природой) в искусстве как отражение внутреннего мира человека. Примерные темы: «Мать и дитя», «Моя семья», «Я и мои друзья», «Бабушка рядом с дедушкой» и др.    
Приобщаемся к культуре народов мира а (55 ч)  
Взаимосвязь народного ис­кусства с традициями народа и окружающей природой. Развитие представлений о роли изобразительного искус­ства в общечеловеческой культуре. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими раз­ные народы и эпохи. Роль природных условий в характере культурных тради­ции разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов …………………………. Знакомство с природным пространством разных наро­дов. Установление зависимости между архитектурой, декором одежды, утварью и климати­ческими условиями, культур­ными традициями, нацио­нальными особенностями. Анализ роли искусства в жизни общества и каждого человека. Сюжетные объёмно-прост­ранственные композиции по мотивам сказок разных наро- …………….. Иметьпредставление о различных видах и жанрах пластических искусств. Выполнять композицию по представлению на обозначен­ные темы графическими и живописными средствами. Понимать и самостоятель­но оценивать замысел ху­дожника, воплощённый в кар­тине или скульптуре, разли­чать основные стили и направления в русском искус­стве. Выражать собственное ………………  
Образы архитектуры и де­коративно-прикладного искус­ства разных народов. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Эмоциональная выразитель­ность образов персонажей, пробуждающих лучшие чело­веческие чувства и качества: доброту, сострадание, под­держку, заботу, героизм, бес­корыстие и т. д. Воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к обще­человеческим культурным ценностям. Представление об искусстве вокруг нас сегодня пластики или лепки из плас­тилина либо глины). Символика цвета в народ­ном искусстве разных стран. Примеры заданий: мозаика из камешков на пластилине, кар­навальные маски, ожерелья, браслеты из бисера, тиснение по фольге. Исследовательская работа учащихся о знаках и символах Древней Греции, Индии, Аф­рики, Древней Руси. Примеры заданий: «Древнерусский го­род», «Византийская мозаи­ка», «Галерея портретов раз­ных эпох» и др.; изготовление коллективных объёмных ком­позиций по данным темам. Заочные экскурсии в мир искусства разных эпох, наро­дов. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими раз­ные народы и разные эпохи (Древняя Греция, средневеко­вая Европа, Япония или Ин- жественных музеев и выста­вок. Узнавать отдельные выда­ющиеся зарубежные произве­дения искусства и называть их авторов. Различать основные стили и направления в мировом ис­кусстве. Сравнивать различные ви­ды и жанры изобразительного искусства (графика, живо­пись, декоративно-приклад­ное искусство). Создавать сюжетные ком­позиции на основе произве­дений искусства разных исто­рических эпох в технике аппликации, коллажа, объём­но-пространственных коллек­тивных композиций. Иметь представление о творчестве русских и зару­бежных художников  
  дия). Роль природных усло­вий в характере культурных традиций разных народов ми­ра. Образ человека в искус­стве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства        
Опыт художественно-творческой деятельности (внутри тем)  
Основы художественного языка: композиция, цвет, объ­ём, пропорции, ритм, форма. Овладение приемами изоб­разительной деятельности и средствами художественной выразительности. Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искус­ства, изображающими приро­ду, сказки и мифы других на­родов Ознакомление с основными видами изобразительных ис­кусств. Приобретение первичных навыков изобразительной, конструктивной, художествен­но-прикладной деятельности, владение языком этих искусств. Знакомство с художествен­ными материалами. Элементарные приёмы ком­позиции на плоскости и в пространстве. Понятия гори­зонтали, вертикали и диаго­нали в построении компози- Определять основные ви­ды и жанры пластических ис­кусств. Использовать художест­венные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, пластилин, глина, бумага и др.). Применятьсредства худо­жественной выразительности в рисунке и живописи, деко­ративных и конструктивных работах, иллюстрациях к про­изведениям литературы и му­зыки.  
  ции. Пропорции и перспекти­ва. Понятия: линия горизон­та, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низ­кое и высокое, большое и ма­ленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное. Композицион­ный центр. Главное и второ­степенное в композиции. Сим­метрия и асимметрия. Основные и составные цве­та. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоцио­нальном звучании и вырази­тельности образа. Эмоцио­нальные возможности цвета. Практическое овладение ос­новами цветоведения. Пере­дача с помощью цвета харак­тера персонажа, его эмоцио­нального состояния. Многообразие линий (тон­кие, толстые, прямые, волнис­тые, плавные, острые, закруг­лённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с по­мощью линии эмоционально­го состояния природы, чело­века, животного. Разнообразие форм пред­метного мира и передача их на плоскости и в простран­стве. Сходство и контраст форм. Простые геометричес­кие формы. Природные фор­мы. Трансформация форм.   Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль рит­ма в эмоциональном звуча­нии композиции в живописи и в рисунке. Передача движе­ния в композиции с помощью ритма элементов. Роль рит­ма декоративно-прикладном искусстве   Различать и использовать основные и составные, тёплые и холодные цвета, контраст­ные и нюансные цветовые от­ношения, составлять разнооб­разные оттенки цвета. Продумывать и выстраи­вать композицию рисунка, аппликации. Вычленять основные фор­мы и использовать их в ри­сунке, лепке и бумажной пластике    
                     

 

Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета

Наименование объектов и средств материально-технического обеспе­чения Количест­во   Примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Примерная программа начального общего образования по изобразитель­ному искусству. Авторские программы по изобрази­тельному искусству.   Учебно-методические комплекты к программе по изобразительному искус­ству, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразитель­ного искусства. Учебники по изобрази­тельному искусству.   Рабочие тетради.   Д Д К     К Примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методичес­кого обеспечения кабинета изобрази­тельного искусства.   При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебни­ков целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по изобрази­тельному искусству. Эти учебники мо­гут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а так­же учителем как часть методического обеспечения кабинета. В состав библиотечного фонда целе­сообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комп­лектам учебников.  

 



 



 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Глава 1. Самари: Знаешь,меня зацепила ты прошлая, Грейнджер
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал