![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Альтернативные модели формирования государственной политики
Нет стадиям, нет статичности, нет цикличности! «Теория Потока» в государстве одновременно и параллельно действует 3 потока: - поток ПРОБЛЕМ – в рамках этого потока происходит осознание проблемы, обострение общ-ного и гос-ного внимания. Оценивается событие, анализируется обратная связь, устанавливается первичная реакция. Проблема получает ценностное и сравнительное измерение. - Политико-процессный поток -проблема получает измерение в рамках «политического супа», где варятся актуальные для полит. Пространства вопросы и проблемы. Происходит формирование повестки дня- как основного результата взаимодействия заинтересованных политических сил. - Поток макрополитики -если предыдущий поток обладает лишь только предварительным характером, на 3 уровне происходит принятие самого политического решения. К проблеме создаются альтернативные подходы, выбираемые из политически-супового потока. Переход от повестки дня к фазе снижения напряжённости 3 группы акторов которые в большей степени вовлечены- государственные структуры бизнес структуры и СМИ. - В момент пересечения 3 ПОТОКОВ (изменений в гос.аппарате, социальных волнений, выборов в парламент, других крупных событий)- открывается «окно возможностей».- ведёт за собой перестройку повестки дня и трансформацию системы в целом. Модель коалиций поддержки Пьера Сабатье: С абатье пытается объединить в общей модели политико-управленческого процесса разнородные компоненты: акторные (сеть участников процесса в отдельной сфера госуправления), факторные (воздействие социальных экономических и прочих факторов внешней среды), нормативно-институциональные (ограничения полит. институтов и норм), когнитивные (верования, мнения и ценности), системные (влияние правительственной системы и других отраслевых гос-ных подсистем). В центре концепции- принципы стабильного воспроизводства и постепенного изменения политико-управленческой системы в процессе подготовки принятия и осуществления публично-государственных решений. «коалиции поддержки» отличаются друг от друга по ценностям и верованиям, целям и стратегиям, позициям и ресурсам. Политические брокеры- обеспечивают действие стабильных правил конкуренции для борющихся «коалиций поддержки». Это могут быть руководители гос. институтов, судебные органы, специальные комитеты и тп. Задача этих брокеров состоит в содействии проведению переговоров и консультаций между конкурирующими коалициями. Условия для формирования коалиций: от участников требуется чтобы они поддерживали совместные цели и определённые «верования» служащие цементом. Коалиция поддержки-это группа акторов продвигающих решение и имеющих сходные базовые ценности, общее понимание причинных механизмов и восприятие тех или иных проблем. Формирование цемента -Сабатье разрабатывает специальные концепты «полит. Верований» и «политико-ориентированного обучения». Он начинает с того, что выстраивает иерархическую структуру «верований» на которую опирается та или иная политико-управленческая коалиция. В центре структуры находится «глубинное ядро верований» состоящие из фундаментальных ценностей и устойчивых норм. Хоффеберт «модель открытых систем» Эта модель построена на идее «воронки причинности» в соответствии с которой процесс выработки политики представляет собой последовательный переход от более широких и неопределённых условий к оформленному правилами поведению элит в процессе обсуждения политических целей и выработки решений. «воронка причинности» как бы вовлекает в процесс ряд условий между которыми существуют отношения прямой и отдалённой зависимости. Окончательный полит выбор таким образом является прямым и непрямым функциональным результатом следующей цепи: историко-географические условия-социо-экономическая структура-массовое полит поведение-правительственные институты-поведение элит в процессе оформленного обсуждения политки-выработанная политика. На поведение элит воздействуют соответствующие события проистекающие из предыдущих факторов по отдельности или в совокупности. При анализе альтернатив мы ищем комбинацию от общего к частному, при реализации – наоборот. Главное- корректная «факторная база».
8. «Синтетические» теории принятия решений В силу слабой применимости при принятии государственных решений рациональных и инкрементальных теорий в чистом виде в науке идет постоянный поиск более гибких и адаптивных к данному процессу теорий. Одним из результатов такой реакции на практические потребности стало появление теории «смешанного сканирования» Этциони и нормативно-оптимальной модели для выработки тактики Дрора. Нормативно-оптимальная модель: И. Дрор предлагает дополнить их рядом элементов и положений: - необходимо добавить к рациональному обоснованию решений еще и учет экстрарационапьных компонентов: эмоций и чувств, мотивов и интуиции, творчества и воображения, настроения и т. п. - нужно соединить прескрилтивный и дескриптивный подходы в единую .«Вот если в чем и есть нужда, так это в модели, которая отражала бы реальность, будучи при этом направлена на ее совершенствование. И. Дрор вводит в свою модель совокупность доминирующих ценностей общества, в рамках которого принимаются все государственные решения. Политики, бюрократы и эксперты, играет в принятии решений ключевые роли, и поэтому именно здесь надо внедрять научные знания и информационные технологии, также следует совершенствовать организационные структуры и оптимизировать управленческий процесс. Концепция Дрора состоит в попытке расширения потенциальных возможностей рационального подхода. Это осуществляется за счет формулировки «дискретных инструкций», уточняющих детальную картину ситуации и позволяющих создать, хоть и более диверсифицированную, но одновременно целостную совокупную модель принятия решений. По мысли автора такая методика повышает управленческие возможности управленца и стимулирует его творческую активность Концепция «смешанного сканирования» А. Этциони.
|