Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Загальна характеристика та джерела права Візантії






Византийске право представляет собой уникальное явление для средневековой Европы. Оно х-ться высокой степенью стабильности, внутренней целостности, способности приспособления к изменяющимся соц-эконом и политических условий. Уже на ранних этапах развития государства в Византии сложилась правовая система, которая выросла непосредственно из римского права, но испытала на себе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе. Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое Показ в исп императорского законодательства в качестве осн источника права. Относительная стабильность политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь были сделаны первые попытки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом. Первым официальным сводом римских законов был составлен в 438 году Кодекс визант импер Феодосия, в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина. В IV-VI вв. в Византии наблюдается высокий уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы. В середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой является Свод законов Юстиниана. Эта кодификация была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система. Свод законов Юстиниана отразил и некоторые специфически византийские черты. Они проявляются в ряде интерполяция в тексте Дигест, еще в большей степени в Кодексе и особенно в Новелла Юстиниана. Византийские юристы в отличие от своих классических предшественников, избегали дефиниций и использовали казуистический стиль изложения, стремились нередко к упрощению, до выяснения сроков, к выработке простых и понятных определений. Особой популярностью в это время имела работа Кирилла Старшего " О дефинициях". На формирование византийской правовой системы значительное влияние оказали и правовые обычаи, особенно распространены в восточных провинциях. Особенно заметным в кодификации Юстиниана было влияние христианства. Некоторые правовые институты начинают трактоваться в чисто религиозном духе. Под влиянием христианства в рационалистическую схему римского права вносятся и некоторые этические конструкции. Так, Юстиниан в Дигестах наряду с понятием права использует традиционное понятие " правосудие", но толкует последнее как " справедливость", причем в духе христианской морали. Осн направления переработки классического римского права, которые нашли свое отражение в кодификации Юстиниана, получили более полное развитие в дальнейшей исторических византийского права. В византийских судах применение кодификации Юстиниана встречали большие трудности. Ряд ее положений устаревал, но главное - она была слишком сложной и недоступной для населения империи. В связи с этим в VI-VII вв. для практических целей византийскими юристами составлялись упрощенные комментарии к законодательству Юстиниана на греческом языке в виде переводов, указателей, учебных примечаний.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал