![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зиса путем священной войны против неверных.
«Пророком» ислама стал Мухаммед. С превра- щением ислама в господствующую религию Мухам- мед сделался фактически главой всей Аравии. С первой половины VII в. объединенная Аравия пе- реходит к массовым завоеваниям. Арабы захваты- вают Палестину, Сирию, Египет, покоряют Иран, распространяют свою власть на Северную Африку и юг Испании, на Закавказье и Среднюю Азию. Образуется огромная арабская держава, известная под названием Арабского Халифата. Центром ее становится город Багдад. На новые земли пересели- лась значительная масса аравийского населения. Политический строй, сохраняя черты рабовладель- \/ ческого, стал быстро приобретать черты феодал из- ма. Большая часть завоеванных земель была превра- щена в государственную собственность. Сидевшие на ней крестьяне платили поземельные подати как на- следственные арендаторы. На новые земли пересе- лилась значительная часть населения Аравии. Государственное устройство Халифата пред- ставляло собой централизованную монархию.* Халиф являлся духовным и светским главой госу- дарства. Соединение в одном лице высшей светской и духовной власти представляет важную особен- ность монархии, придающую ей сложный характер феодально-теократического государства. Среди высших чиновников государства главную роль имел визирь. Важное значение приобретают так на- зываемые диваны. Во главе областей стояли назна- ченные халифом эмиры. С началом феодальной раз- дробленности на территории Халифата многие из них превратились в независимых феодальных властителей. В первый период Халифата право и религия слива- лись воедино. Основным источником права призна- вался Коран. Его автором считается Мухаммед. Му- сульманское право получило название «шариата» (прямой путь). Помимо религиозных предписаний, шариат заключает в себе нормы уголовного, граж- данского и процессуального права. Дополнением к Корану служили и служат сборники преданий о су- дебных решениях Мухаммеда (сунна) и толкования авторитетных мусульманских творцов законов. Если в писаном праве имелся пробел, дозволялось прибегать к старому обычному праву - адату. Право- вые, религиозные, этические нормы не отделяются друг от друга, составляя все вместе единый комплекс. Со- храняется государственная собственность на землю, но по мере развития феодальных отношений получает рас- пространение и частная собственность на землю. Отсутствие хозяйства и барщины привело к тому, что здесь крестьяне не были прикреплены к земле отдель- ных феодалов. Зависимое положение крестьян опре- делялось их связанностью налоговым бременем, под- держиваемым с помощью государственного аппарата, чиновничества. Эта зависимость скреплялась правом, религией, общинными порядками и системой обычно- го права Для восточных обществ не была характерна бурная политическая жизнь с революционными всплесками. В восточных обществах быстро сложилась абсолют- ная монархия, в которой отсутствовали институцион- ные формы ограничения власти правителя. Различны- ми были уровень централизации в этих государствах, степень применения военно-деспотических средств и методов осуществления государственной власти. Они менялись на отдельных этапах развития конкретных восточных средневековых государств. Специфику социально-политической структуре восточ- ного общества придавала господствующая в том или ином обществе религиозная идеология, само отноше- ние членов общества к религии и власти Местный государственный аппарат Империи в IV — VII вв. целиком базировался на поздней римской системе управления (деление на префектуры, диоце- зы и провинции). Гражданская власть была отде- лена от военной и обладала в этот период приорите- том над последней. Во главе местного управления Империи стояли два префекта претория. Эти высшие гражданские чиновники обладали широкой админист- ративной, судебной и финансовой властью. В не- посредственном подчинении префектов находились гражданские правители диоцезов и провинций. Пра- вители провинций, основного звена местного управ- ления, обладали обширными административными, фи- нансовыми и судебными полномочиями. Они являлись судьями первой инстанции в пределах провинции. В VII в. на смену старой системе местного управле- ния пришла система фемов. Фемы возникли как военные округа. Во главе фемов стояли стратеги, объединяющие в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. С усилением феодализации византийского общества фемная организация местного управления начинает ослабевать и в XI в. окончательно приходит в упадок.
|