Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы правового регулирования
Императивный метод – позитивное обязывание — возложение на лиц (субъектов) обязанности к активному поведению (обязанность поступать только так, как определено законом); запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий, запрещенных законом (не поступать так, как запрещено законом). Диспозитивный метод – а) дозволение совершить известные действия, имеющие правовой характер; б) предоставление определенных прав; в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, право выбирать вариант своего поведения. Нормативное регулирование - особая форма деятельности общества, направленная на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей, с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе. Признаки нормативных правил: 1) Неперсонифицированность (адресованность правил неопределенному кругу лиц, который выделяется по типовому признаку (физические, юридические лица, граждане и т.п.) 2) Ориентация на неоднократную практическую реализацию права 3) Независимость действий правил от фактического наличия ситуации, которые предусмотрены этими правилами (норма действует независимо от ее использования) Индивидуальное правовое регулирование – это процесс деятельности субъектов по разрешению вопросов, присущих процессу правового регулирования. Правовое регулирование может быть государственным и негосударственным. Гос. Регулирование может быть правовым и не правовым (политическим, экономическим и тд) Признаки индивидуальных правил: 1) Персонифицированность 2) Однократность (фиксированное число случаев реализации права) 3) Связь периода действия правила с периодом существования регулируемого отношения Нормативное регулирование – это регулирование, осуществляемое при помощи различных норма поведения, действующих в обществе. Индивидуальное регулирование – это регулирование, которое осуществляется при помощи тех или иных индивидуальных предписаний. Соотношения справедливости и равенства: Справедливость не всегда достигается по средством формального равенства. Справедливость не тождественна равенству. В ряде случаев справедливость предполагает равенство, в ряде случаев – неравенство. Например, социальная справедливость достигается путем предоставления особых прав и послаблений низшим слоям населения. Таким образом справедливость достигается в отсутствии формально равенства. Система права - это внутреннее строение структурных элементов права. Отрасль права — элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Основаниями для деления права на отрасли считаются: предмет правового регулирования — однородная и отделимая от других группа общественных отношений; метод правового регулирования — совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения. способность к взаимодействию с другими отраслями права как подсистемами одного и того же уровня. Это третий признак отрасли российского права. Подотрасль права — это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определенного вида. Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке. Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права. По своей структуре правовые институты делятся на простые и сложные. Простые правовые институты не содержат в себе никаких других подразделений. Простыми институтами являются большинство общих институтов: институт поручения, институт действия в чужом интересе без поручения, институт комиссии институт амнистии, Сложные правовые институты состоят из двух или более субинститутов. Сложными правовыми институтами являются: институт расторжения браков, институт опеки и попечительства семейно-брачного права; институт купли-продажи, институт аренды, институт подряда, институт решения суда, Что же объединяет суб институты в единый правовой институт? Это. прежде всего, вид общественных отношений, специфика частей которого связана, к примеру, со сферой деятельности, с изменением субъектного состава. Однако, объединяет суб институты присутствие общих норм, которые могут быть отнесены к нормам каждого из суб институтов. что объясняется наличием органической связи между общественными отношениями, регулируемыми в рамках суб институтов. Норма права — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права - это закрепленное в законе правило. В вопросе об отношении международного и национального права в науке права определились три направления. Первое, так называемое дуалистическое, исходит из того, что международное и национальное право есть относительно изолированные и независимые друг от друга системы правопорядка. Два других направления, именуемых монистическими, основываются на том, что международное и внутригосударственное право есть составные части единой системы права. При этом одна часть сторонников такого подхода исходит из признания приоритета (примата), или верховенства, национального права, другая, напротив, настаивает на примате международного права над национальным. Теория примата национального права получила широкое распространение в XIX - начале XX в. в немецкой юриспруденции. " Публичное " относится только к той части права, которая напрямую связана с государством, его властной деятельностью. В этой сфере право является продолжением самого государства, призвано выражать необходимость централизации в обществе, дисциплины, иерархической подчиненности. Предмет регулирования публичного права. В основе публичного права лежат государственные интересы, т.е. устройство и деятельность самого государства, компетенция государственного аппарата, должностных лиц, установление уголовной и административной ответственности и пр. Таким образом, взаимосвязь элементов публичного права строится по вертикали " власть-подчинение", в соответствии с которой, уполномоченные государством лица, обладающие властью, вправе со своей стороны определять поведение других лиц. Публичное право выражается нормами, носящими императивный характер, т.е. нормами властного предписания. К публичному праву в основном относятся нормы конституционного, административного, уголовного, финансового права, право прокурорского надзора. Частное право — собирательное понятие, означающее отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях. Частноправовые отношения имеют набор определенных признаков. Во-первых, они складываются по воле самих участников, совершаемые ими двухсторонние действия (например договоры купли-продажи) приобретают юридическую силу, если осуществляются добровольно. Во-вторых, частноправовые отношения основаны на юридическом равенстве участников — равноправии сторон. В-третьих, частноправовые отношения имеют горизонтальный характер, то есть непосредственно не связаны с органами государственной власти и подчинением им. Диспозитивные метод регулирования. Междунаро́ дное публи́ чное пра́ во — особая система права, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения. Международное право не является отраслью права, а образует самостоятельную правовую систему, существующую параллельно с внутренним правом государств. Междунаро́ дное ча́ стное пра́ во — совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные частноправовые отношения, осложнённые иностранным элементом. Субъектами международного частного права являются иностранные по отношению друг к другу юридические и физические лица, а также государства и международные организации. К предмету международного частного права относятся частно-правовые отношения, осложненные иностранным элементом. Международное публичное право включает в себя следующие отрасли и институты: Дипломатическое право и консульское право, Международное воздушное право, Международное гуманитарное право, Международное космическое право, Международное морское право институт исключительной экономической зоны, институт континентального шельфа, институт территориального моря, Международное уголовное право, Международное право охраны окружающей среды, Право международной безопасности, Право международных договоров, Право международных организаций. В английском праве отсутствует деление на публичное и частное, безусловный приоритет отводится процедурному праву, а не материальному. Романо-германская система – приоритет материального права. По форме предписания (методу): императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами. По форме предписываемого поведения (средству): управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запре-щающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может дей-ствовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количе-ства). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев). Правовые нормы по территории действия: - в национальном праве: Общегосударственные нормы, межрегиональные, региональные, межмуниципальные, внутри муниципальные, корпоративные - в международном праве: Привязанные к границам, и не территориального действия. По кругу адресатов: Общее действие и специальное действие (служащие гос. учреждений, мкн служба) По зависимости от функций - регулятивные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.) охранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты); дефинитивные — содержат определения юридических понятий; декларативные — содержат правовые принципы, цели и задачи; оперативные — отменяют нормативно-правовые акты, продлевают срок их действия, изменяют время или сферу их действия и т. д. коллизионные — решают противоречия между нормами, указывают какой нормой следует руководствоваться в том или ином случае Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов: 1) прямой (элемент нормы права прямо излагается в статье); 2) бланкетный (элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым); 3) отсылочный (элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативного правового акта)
|