Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Реформа Карла Мартелла. Государственная организация и распад империи Каролингов.
Реформа Карла Мартелла. Майордом Карл Мартелл (715— 741 гг.) начал свою деятельность с усмирения внутренней смуты в стране, с конфискаций земель своих политических противников, с частичной секуляризации церковных земель. Он воспользовался при этом правом королей на замещение высших церковных должностей. За счет созданного таким образом земельного фонда стали раздаваться новой знати земельные пожалования в пожизненное условное держание — бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние, милость) при несении той или иной службы (чаще всего конной военной). Землю получал тот, кто мог служить королю и приводить с собой войско. Отказ от службы или измена королю влекли за собой потерю пожалования. Бенефициарий получал землю с зависимыми людьми, которые несли в его пользу барщину или платили оброк. Расширению феодального землевладения в VIII в. способствовали новые захватнические войны, сопровождавшая их новая волна франкской колонизаций Причем если во франкской колонизации VI—VII вв. принимала участие в основном верхушка франкского общества, то к колонизации VII—IX вв., происходившей в значительно больших размерах, были привлечены зажиточные аллодисты, за счет которых и пополнялся в это время конным рыцарством класс феодалов. С середины VIII в. начинается период, предшествующий завершению процесса расслоения франкского общества на класс феодальных землевладельцев и класс зависимых от них крестьян, широкое распространение получают отношения покровительства, господства и подчинения, возникающие на основе особых договоров коммендации, прекария, самозакабаления. На развитие отношений покровительства большое влияние оказал римский институт — клиентеллы, патроната. Отношения покровительства и патроната у франков были вызваны к жизни крушением старых родовых связей, невозможностью экономической самостоятельности мелко-крестьянского хозяйства, разоряемого войнами, грабежами феодалов. Покровительство влекло за собой установление личной и имущественной зависимости крестьян от землевладельцев-магнатов, так как крестьяне передавали им право собственности на свои земельные участки, получая их обратно на условиях выполнения определенных повинностей, уплаты оброка и пр. В процессах установления власти крупных землевладельцев над крестьянами в Западной Европе огромную роль играла христианская церковь, ставшая сама крупным земельным собственником. Оплотом господствующего положения церкви были монастыри, а светской знати — укрепленные замки, которые становились вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян, символом могущества сеньоров. Договоры коммендации (покровительства) возникли прежде всего в отношениях крестьян с церковью, монастырями. Они не всегда были непосредственно связаны с потерей свободы и прав собственности на земельный участок коммендируемого, как это имело место в случае договора самозакабаления. Но раз попав под такое покровительство, свободные крестьяне постепенно теряли свою личную свободу и через несколько поколений в большинстве своем становились крепостными. Договор прекария был непосредственно связан с передачей земли. Он влек за собой возникновение условного держания земли, передаваемой во временное пользование, сопровождался возникновением тех или иных обязанностей прекариста в пользу крупного землевладельца (работать на полях господина, отдавать ему часть урожая). В лице прекаристов создавался переходный слой от свободных общинников-аллодистов к зависимым крестьянам. Существовали три формы прекария: precaria data (" прекарий данный") — своеобразная форма аренды земли, на основании которой безземельный или малоземельный крестьянин получал участок земли во временное пользование. По договору precaria remunirato-ria (" прекарий возмещенный") прекарист первоначально отдавал свой участок земли землевладельцу и получал его обратно во владение. Этот вид прекария возникал, как правило, вследствие залога земли в обеспечение долга. По договору precaria oblata (" прекарий подаренный") прекарист (чаще всего под прямым нажимом землевладельца), уже попавший " в экономическую зависимость, отдавал свой участок господину, а затем получал от него свой и дополнительный участок земли, но уже в качестве держания. Владелец прекария обладал правом судебной защиты против третьих лиц, но только не в отношении землевладельца. Прекарий мог быть взят обратно землевладельцем в любую минуту. По мере того как число подвластных магнату людей (прекаристов, коммен-дируемых) росло, он приобретал над ними все большую власть. Государство всемерно содействовало укреплению этой власти. В капитулярии 787 года, например, запрещалось кому-либо принимать под покровительство людей, оставивших сеньора без его разрешения. Постепенно вассальные связи, или отношения зависимости, охватывают всех свободных. В 808 году им было предписано идти на войну со своим сеньором либо с графом. Поздние " варварские правды" свидетельствуют и о других изменениях в социальной структуре варварских обществ, происходящих в связи с развитием новых феодальных отношений. В Ала-маннской и Баварской правдах (VIII в.) все чаще упоминается фигура колона. Колон или раб, посаженный на землю, был известен и римскому праву, которое лишало его хозяйственной самостоятельности, права заключать договоры, подписывать документы и пр. Возникла новая феодальная форма колоната, отличающаяся от прежней тем, что колоном мог стать не только раб или безземельный арендатор, но и свободный крестьянин. Согласно Аламаннской правде (22, 3) колон ведет самостоятельно хозяйство, но Происходят изменения и в правовом статусе рабов. Ослаблялись, например, строгие запреты на браки рабов со свободными. Если по римскому праву свободная женщина за связь с рабом обращалась в рабство, а по Салической правде ее можно было безнаказанно убить, то Аламаннская правда давала такой женщине право возражать против " рабской работы служанки" (18, 2). в IX в. крупные бенефициарии добиваются права передавать бенефиций по наследству. На смену бенефицию приходит феод. Крупные феодалы превращаются в суверенов, обладающих политической властью в своих владениях. Государственная организация и распад империи Каролингов. Создавшееся таким путем государственное объединение носит имя империи. Империя эта по существу своему уже чисто феодальное учреждение. Характерна в этом отношении присяга, принесенная в 802 г. Карлу как императору; в ней обещается хранение верности, " какой человек (homo) повинен своему господину", иными словами, верность подданного империи уподобляется верности вассала своему сеньеру. Отношения вассала и сеньера становятся теперь настолько распространенными и типичными, что сами государственные отношения мыслятся по типу вассальных отношений. Вместе с тем с развитием принудительности вассалитета устанавливается двойственность подданства каждого человека и от своего непосредственного сеньера и от императора, причем обоим приносится присяга в верности. В полном контрасте с этой феодальной реальностью находится идеология каролингской эпохи, стремящаяся в лице восстановленной империи видеть полностью старое государство позднеримской эпохи с ее теократическим характером. Император мыслится не только главой церкви, назначающим и смещающим епископов и аббатов как своих " верных" и " вассалов", но и высшим посредником между богом на небе и подданными его империи на земле. Вот как изображает капитулярий Карла 802 г. значение приносимой императору присяги: " И пусть всем будет внушено, каждому сообразно его разумению, какое великое значение имеет эта присяга и какие обязанности она налагает, - не только, как многие до сих пор думают, обязанности соблюдать верность государю императору, не допуская в царство его никакого врага, не помогая никому, нарушившему верность, и не покрывая его, но и вот какое значение, да будет это ведомо всем, имеет эта присяга; во-первых, каждый за себя лично обязан служить богу сообразно его велениям и согласно своему обещанию по мере разумения и своих сил, так как государь император не может заботиться о каждом в отдельности и поучать его... Никто да не дерзнет обижать церкви божий, вдов, сирот или чужестранцев и отнимать у них их достояние силой или обманом, ибо сам государь император после господа бога и святых его поставлен их защитником и покровителем". Если в первой части этого императорского поучения присяга мыслится в понятиях чисто феодальных (" верность"), то во второй части ставятся уже задачи, в значительной мере противоречащие интересам растущего феодализма, строящего свои успехи как раз на закрепощении слабых элементов общества, на широком применении насилия и обмана. Не могли поэтому оказать какое-либо реальное действие и частые запрещения в капитуляриях всякого рода притеснений бедняков (pauperes), широко практикуемых сильными людьми франкского государства Каролингов. И это внутреннее противоречие присуще всей политике Каролингов. После разгрома королевства лангобардов в Италии Карл Великий был провозглашен римским императором и коронован папой Львом III на Рождество 800. Карл с триумфом раздвинул границы своих владений от Пиреней до долин Эльбы, Одера и среднего течения Дуная. Бавары, алеманны, тюринги, а в конце концов и саксы были покорены, обращены в христианство и включены в состав империи. С особыми трудностями столкнулись франкские наместники и епископы в Центральной Германии, где не было ни римских городов (подобных Кѐ льну и Триру), ни кельтских меньшинств (как на юго-западе Германии). После смерти Карла Великого его империя постепенно распалась. Людовик Благочестивый (годы правления 814–840) не смог помешать графам (первоначально – государственным должностным лицам) превращать управляемые ими земли в наследственные владения. В то же время свободные люди, составлявшие значительную часть франкского войска, разорялись и теряли самостоятельность. Междоусобные войны между внуками Карла Великого и мятежи новой знати вскоре подорвали единство империи. После смерти Людовика Благочестивого три его сына (Людовик Немецкий, Карл Лысый и Лотарь) в 843 разделили империю между собой. Людовик Немецкий правил Восточно-Франкским королевством с 843 по 876. По Мерсенскому договору (870), в соответствии с которым Лотарингия (владение Лотаря) была разделена между восточным и западным франкскими королевствами, владения Людовика расширились от рек Шельда и Маас (совр. Бельгия) до Эльбы, Гор Чехии и долины Дуная, а оттуда на восток до Паннонии (Венгрии). На юго-востоке они включали Каринтию и выход к Адриатическому морю. В ходе развития феодализма регионы, где селились пять древнегерманских племен, превратились в племенные герцогства (Швабия, Бавария, Франкония, Саксония, Тюрингия), герцоги которых отказывались повиноваться своим суверенам, как правило слишком слабым, чтобы настаивать на своих королевских правах. Норманны опустошали северо-западные побережья германских земель, моравы и венгры вторгались во Франконию, Баварию и Швабию. В 911 династия Каролингов прекратила свое существование. Конрад I (правил в 911–918) стал первым немецким королем Восточно-Франкского королевства. Он вел упорную борьбу с герцогами. На смертном одре Конрад обеспечил избрание королем своего злейшего врага, искусного правителя Генриха I Птицелова, герцога Саксонского (правил в 919–936). Преемники Генриха частично восстановили контроль центральной власти над племенной знатью и тем самым превратили германское королевство в державу, способную оказывать влияние за пределами своих границ. Создание «Священной Римской империи германской нации». Оттон I Великий (912–973), сын Генриха I, в 936 был избран королем и коронован в Ахене архиепископом Майнцским. Во время своего первого «итальянского похода» (951) Оттон принял титул короля лангобардов как символ каролингского наследства и женился на вдове короля Северной Италии (Ломбардии). Так был возрожден имперский курс, вовлекавший германские земли в сферу итальянской политики на протяжении всей средневековой эпохи. Восстановив порядок в своих владениях и покорив полабских (приэльбских) славян, а затем и венгров в сражении у реки Лех (близ Аугсбурга) в 955, Оттон восстановил императорский титул. В 962 папа Римский Иоанн XII короновал его Римским императором. Оттон подтвердил права папы на светские владения, поставив условием, что в будущем каждый папа при посвящении должен присягать на верность императору. Оттон намеревался сохранить контроль над церковью и действительно низложил папу Иоанна XII в 963. Он назначал имперских епископов и аббатов и вводил их в должность (практика светской инвеституры); он также использовал клириков в качестве советников для укрепления светской власти. В 973 Оттон II (955–983), женатый на византийской принцессе, унаследовал престол своего отца. В том же году он предпринял попытку завоевать юг Италии, но был разбит. Позднее вспыхнули мятежи в Италии и Германии. Оттон III (980–1002), в юные годы которого страной правил регент (983–996), добился избрания папой своего учителя, видного ученого Герберта (под именем Сильвестра II), и попытался восстановить Западную империю, в основу которой должны были лечь идеалы мира, справедливости и принципы Клюнийского аббатства. Генрих II Святой, двоюродный брат Оттона III и правнук Генриха I, правивший в 1002–1024, стал последним представителем Саксонской династии. В этот период население Германии составляло 5–6 млн. человек.
|