Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Суды штатовСтр 1 из 3Следующая ⇒
Учреждение Генеральные штаты 1789 года, которые были созваны 5 мая, зашли в тупик в своих обсуждениях на следующий день. Представители третьего сословия пытались создать орган, представляющий граждан Франции. Они с 11 мая собирались отдельно от первых двух классов, образовав так называемые «коммуны». 12 июня коммуны предложил другим сословиям присоединиться к ним. Большая часть второго сословия так и сделала, но почти всё дворянство отказалось. 17 июнясозданные коммуны объявили себя Национальным собранием в результате итогов голосования: за — 490, против — 90. Второе сословие вступило в новое собрание за два следующих дня. После попыток Людовика XVI и первого сословия не позволить представителям народа устраивать заседания новому собранию, слушания пришлось перенести 20 июня в королевский зал для игры в мяч. Собравшись, они принесли знаменитую «клятву в зале для игры в мяч», пообещав не прекращать работать, пока Франция не получит конституцию. После неудачных попыток разогнать ассамблею силой Людовик XVI был вынужден 27 июня признать её законной. Парламент изменил своё название на Национальное учредительное собрание и стал функционировать как законодательный орган. Тем не менее, во многих источниках для законодательного органа этого периода используется его изначальное название — «Национальное собрание». Самороспуск Учредительное собрание самораспустилось на заседании 30 сентября 1791 года. На следующий день в силу вступила Конституция Франции 1791 года, на основе которой стало действовать Законодательное собрание. Состав После взятия Бастилии 14 июля 1789 года Национальная конституционная ассамблея фактически приняла на себя управление Францией. В неё входили следующие лица: 1. Консерваторы-противники революции, позже ставшие известными как «правые»: · Жак Антуан Мари Казалес — открыто выступал в защиту аристократии. · аббат Жан Сифрен Мори — представитель церкви. 2. «Роялисты-демократы» (позже известные как «конституционалисты» или «монархикалисты») в союзе с Жаком Неккером, склонные к организации устройства Франции на основе британской конституционной модели (Палата лордов и Палата общин): · Пьер-Виктор Малуэ. · маркиз Трофим Жерар де Лалли-Толлендаль. · граф Станислас де Клермон-Тоннер. · Жан Жозеф Мунье. 3. «Национальная партия», в это время всё ещё относительно единая в поддержке революции и демократизации, представляющая в основном интересы среднего класса, но симпатизировавшая более широкому кругу простых людей. В ранний период её наиболее заметными лидерами были граф Мирабо, маркиз де Лафайет и Жан Сильвен Байи. Лидерами левого крыла «национальной партии» были Антуан Барнав, Александр Ламет и Адриен Дюпор («триумвират»). Со временем их влияние на работу Ассамблеи стало определяющим; такая ситуация сохранялась вплоть до роспуска Национального собрания в 1791 году. К этому списку следует добавить аббата Сийеса, одного из наиболее авторитетных законодателей, человека, которому за некоторое время удалось преодолеть разногласия между сторонниками конституционной монархии и демократической республики.
6.1.1. Споры о королевской прерогативе при Якове 1 (1603-1628). " Петиция о праве" 1628 г. и беспарламентское правление. Спор по вопросу о королевской прерогативе, об объеме прав и полномочий короля, принадлежащих ему в силу обладания английской короной, был для буржуазно-дворянской оппозиции парламента спором о границах прав короля над имуществом подданных; он отражал стремление оппозиции оградить буржуазную собственность от феодальной эксплуатации и абсолютизма. «Апология палаты общин» поддерживает «установленную законом» англиканскую церковь, отрицая за королем единоличное право вносить какие-либо изменения в существующую ее организацию и вероучение. Король не должен издавать без согласия парламента каких-либо новых законов, относящихся к религиозным (как и светским) делам. Дело в том, что короля подозревали в склонности к католицизму, в тайных симпатиях католической церкви и в попустительстве католикам. Стремясь оградить англиканскую церковь от какого-либо сближения с Римом, составители «Апологии» со своей стороны заявляют, что палата общин отнюдь не стремится к каким-либо новшествам пуританского характера, к углублению реформации: ей чужд пуританский или броунистский дух и какие-либо проявления религиозного диссента, инакомыслия и индивидуализма в религиозных вопросах. Тем не менее Яков I обвинил палату общин в сочувствии пуританизму и распустил парламент. Вместе с перерывом заседаний прекратили свое существование и «дарованные» королем «свободы и вольности». Противопоставляя временно созываемому парламенту власть короля, занимающего престол постоянно и осуществляющего свое «правосудие» независимо от парламента, Яков I пытается установить «единообразие» в религиозных делах путем издания канонов, королевских прокламаций, карающих всякое проявление религиозного диссента, инакомыслия. Король грозит отлучением от англиканской церкви всех тех, кто сомневается в истинности каких-либо ее положений, и объявляет «незаконными» всякие религиозные организации помимо государственной церкви. Религиозной смуте, расколу, диссенту, индепендентству и особенно анабаптизму была объявлена решительная война. Подобным же образом действовал Яков I и в вопросах финансовой, налоговой политики. Прервав заседание парламента, король потребовал уплаты «импозиций» — не санкционированных парламентом пошлин на ввозимые в Англию товары. Королевские судьи — советники короля, помогая ему осуществлять свое правосудие, заявили, что королю принадлежит бесспорное право в силу своей королевской прерогативы независимо от парламента регулировать ввоз и вывоз товаров, облагать пошлинами ввозимые в Англию товары или запрещать вывоз из страны любых товаров. Ведь все порты королевства «принадлежат» королю. Отсюда и его право на взимание таможенных пошлин. Подобно вопросам войны и мира, таможенная политика относилась, по мнению королевских судей, к области королевской прерогативы. Такое толкование прерогативы короны в отношении таможенной политики находилось в решительном противоречии с интересами английских купцов и мануфактуристов. Идеологи буржуазии заявили, что /вопреки мнению королевских судей введение каких-либо налогов и пошлин без согласия парламента противоречит основному закону королевства — «закону собственности и частных прав». В этом законе идеологи революционных классов видели основу нового общественного порядка, складывавшегося в Англии взамен старого, феодального. Они пытались найти в прошлом развитии Англии прецеденты, подтверждавшие новые требования передовых классов. От вопроса конкретного — о праве короля вводить новые налоги и пошлины лишь с согласия парламента — идеологи нового дворянства и буржуазии, например юрист Уайтлок, переходят к существу конституционной проблемы, бывшей предметом споров между королем, защитниками его прерогативы и палатой общин. Уайтлок ставит вопрос: кому принадлежит в Англии верховная власть? И дает на него следующий ответ: королю в парламенте, т.е. королю, получившему поддержку «всего государства» — обеих палат парламента. Власть короля в парламенте противопоставляется этим юристом его власти вне парламента, когда король действует, руководствуясь лишь собственной своей волей, одиноко и обособленно. В речи в палате общин, произнесенной в 1611 г., Уайтлок доказывал возможность апелляции на действия короля вне парламента (например, в суде королевской скамьи, где от имени короля выступали королевские судьи) к королю в парламенте. Власть короля в парламенте не является абсолютной, в смысле ее независимости от обеих палат парламента. Зато она является подлинно верховной и суверенной властью конституционного, опирающегося на парламент главы государства. В противоположность этой теории власти конституционного монарха Яков I и его советники пытались «обосновать» суверенитет королевской власти — власти короля вне парламента — ссылками на божественное происхождение королевской власти, которая поэтому и является независимой от парламента. Основываясь на этом, Яков I считал «бесспорным» свое право вводить и взимать налоги, с чем палата общин была решительно не согласна. Так, в «билле против налогов», обсуждавшемся в 1610 г., помимо спора о прерогативе, нашли свое отражение реальные интересы английских купцов, настаивавших на неприкосновенности своих доходов от торгово-промышленной деятельности от произвола абсолютного монарха, действовавшего помимо парламента и вне его. Купцы и мануфактуристы были заинтересованы не менее, чем крупные землевладельцы, в освобождении рыцарского держания, в приобретении буржуазного права собственности, точнее, приближавшегося к нему сокэджа общего права (free and common socage), на свои феодальные поместья. Английские купцы, торговавшие за морем, были проникнуты убеждением, что их торговая деятельность полностью соответствует благу всего королевства, и протестовали против введения королем налогов и пошлин «без общего согласия королевства», т.е. без согласия парламента Наоборот, противодействие короля принятию «билля против пошлин» вызывает недовольство среди английских купцов и наносит ущерб всей стране.
Поводом к революции стала Петиция о праве. 1628 года, которая стала воплощением тех идей, которые провозглашались парламентской оппозицией. В документе указывалось, что нарушаются законы Эдуарда I и Эдуарда III, согласно которым никакие налоги не могут быть введены без согласия парламента; что не осуществляется защита частной собственности на землю от покушения на нее со стороны королевских чиновников, фактически требовалось установление конституционной монархии и условие что никакие налоговых сборов без парламента, никаких необоснованных репрессий против подданных. Карл I подписал петицию однако не хотел ей подчинятся и в 1629 парламент принял решения, что всякий кто не соблюдает петицию является врагом народа в итоге Карл разгоняет парламент и в течение 11 лет его не созывает. В 1640 году созывается парламент для принятия мер против восставшей Шотландии, однако он просуществовал недолго. Палата общин не удовлетворяла просьбу короля о предоставлении субсидии на ведение войны с шотландцами. Вместо этого она приступила к рассмотрению политики Карла I в годы его единоличного правления. Результатом стало заявление, что до проведения реформ, исключающих в будущем возможность злоупотребления правами прерогативы, палата общин не намерена вотировать какие-либо субсидии королю. После роспуска строптивого парламента положение Карла I стало еще более критическим. Осознав, что без парламента не удастся разрешить военный и политический кризис, король в ноябре 1640 г. созвал новый парламент, оказавшийся Долгим: он просуществовал до 1653 г. С деятельности Долгого парламента начинается первый этап революции — конституционный.
6.1.2. Реформы политико-правовой системы Англии в период " Долгого парламента". Правила созыва парламента по " Трехгодичному акту" 1641 г. Резолюция палаты общин 4 января 1649 г. Судебный процесс над королем. Организация власти в период республики в Англии. (1640-1641)- отмена пошлин, установление конституционной монархии, буржуазия и новое дворянство добилось некоторых ограничений королевской власти. Чтобы обезопасить себя от неожиданного роспуска, Долгий парламент принял два важных акта: трехгодичный акт, предусматривавший созыв парламента каждые три года независимо от воли короля, а также акт, согласно которому данный парламент не может быть распущен иначе как по его собственному решению. Были ликвидированы Звездная палата и Высокая комиссия, казнен самый ненавистный из королевских министров Страффорд. Был запрещен сбор каких-либо денежных средств без согласия парламента, проводились и финансовые мероприятия. Все это свидетельствовало, с одной стороны, о серьезности намерений парламента, а с другой — о стремлении мирным путем решить все назревшие проблемы. В это время в парламенте была представлена «Великая ремонстрация» содержащая суть политической реформы, она имела обращение к народу, в ней содержался перечень злоупотреблений и неудач внутренней и внешней политики королевской администрации, а также мер, предпринятых парламентом, для исправления «зол и бедствий». Парламент её принял. Все принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии. 4 января 1649 г. принимается резолюция, суть которой в признании верховенства нижней палаты над верхней и вообще над всеми властями. Палата общин избирается при прямом и всеобщем мужскомизбирательном праве. Высшая власть в государстве принадлежит народу. Принимается решение о создании верховного суда из 135 человек над королем. 30 января 1649 года Карл 1 был казнен. Последовала ликвидация палаты лордов и отмены королевского звания. Власть Кромвеля все более приобретала характер личной диктатуры. Не получив опоры в парламенте, Кромвель в 1653 г. разогнал его. В конце 1653 г. была введена конституция, получившая название «Орудие управления» и закрепившая военную диктатуру Кромвеля. Согласно новой конституции высшая законодательная власть сосредоточилась в руках лорд-протектора и парламента. Парламент был однопалатным. Участие в выборах ограничивалось довольно высоким имущественным цензом, который в 100 раз превосходил существовавший до революции. Высшая исполнительная власть вручалась лорд-протектору и Государственному совету, состоявшему не менее чем из 13 и не более чем из 21 члена. Назначение членов совета зависело от лорд-протектора. В перерывах между сессиями парламента лорд-протектор командовал вооруженными силами, осуществлял дипломатические сношения с другими государствами, назначал высших должностных лиц. Конституция прямо объявляла пожизненно лорд-протектором Кромвеля, таким образом закрепив его личную диктатуру. Вскоре Кромвель перестал созывать парламент, членов Государственного совета он назначал по своему усмотрению. В 1657 г. была восстановлена верхняя палата, местное управление сосредоточилось в руках генералов кромвелевской армии. «Орудие управления» закрепило режим единоличной власти, по широте полномочий соответствующей монархической. С этого времени начинается движение вспять — от республики к монархии.Орудие управление нередко рассматривается как единственный в истории Англии писаная и к тому же республиканская конституция. Она отразила поиски лидерами индепендентов оптимальной формы равновесия властей, которая могла бы воспрепятствовать полновластию парламента и одновременно не ограничивать существование сильной единоличной власти. При этом политический режим этого времени характеризуется военной диктатурой. После смерти Кромвеля была восстановлена монархия, от Карла II потребовали подписать Бретскую декларацию, суть которой сводилась к требованию непреследования участников революции. Но Карл хоть её и подписал но ей не подчинялся. Был восстановлен тайный совет. Режим диктатуры потерпел крушение после смерти Кромвеля. В 1659 году в Англии была формально восстановлена республика, однако напуганные усилением демократического движения буржуазия и джентри стали склонятся к традиционной монархии. В 1660 состоялась реставрация Стюартов, которая закрепила экономические завоевания революции. Славная революция оформила компромисс между буржуазией, получившей доступ к государственной власти и аристократией. Сейчас же по его инициативе парламент принял решение учинить над королем суд как над мятежником, начавшим войну с собственным народом. Карла под стражей доставили в Виндзор, а затем в Сен-Джемс-кий дворец. В начале 1649 г. был образован трибунал из пятидесяти человек. 20 января он начал свои заседания в Вестминстерском дворце. Карла трижды привозили в суд для дачи показаний. С самого начала он объявил, что не признает за палатой общин права предавать его суду, а за трибуналом -- права выносить ему приговор. Власть, присвоенную парламентом, он считал узурпацией. Когда ему г оворили, что он получил власть от народа и использовал ее во зло народу, Карл отвечал, что получил власть от Бога и использовал ее для борьбы с мятежниками. А когда его обвиняли в развязывании гражданской войны и кровопролитии, он отвечал, что взялся за оружие, ради сохранения законности. Очевидно, что каждая сторона была по-своему права, и если бы дело рассматривалось в законном порядке, разрешение всех юридических затруднений заняло бы не один месяц. Но Кромвель не считал возможным так долго затягивать процесс. 27 января трибунал объявил, что " Карл Стюарт" как тиран, мятежник, убийца и враг английского государства приговаривается к отсечению г оловы. Королю дали три дня, чтобы приготовиться к смерти. Он употребил их на молитвы с епископом Джексоном. Все эти дни, вплоть до самой последней минуты, он сохранял исключительное мужество. 30 января Карл был обезглавлен на эшафоте, поставленном у Гуэйтголльского дворца, а через несколько дней парламент объявил монархию упраздненной и провозгласил республику.
6.1.3. Оформление конституционной монархии в Англии. Особенности английской конституции. Обстоятельства принятия и содержание Билля о правах 1689 г. и Акта об устроении 1701 г. Принцип контрассигнатуры. Доктрина " разделения властей". Славная революция: Новый король Яков II (1633—1701) взошел на престол в 1685 г. Он открыто проводил антибуржуазную политику, и парламент, хотя и состоял преимущественно из тори, не стал его поддерживать. В этих условиях тори и виги пошли на компромисс и, объединив свои силы, совершили «славную революцию». В результате этого события в 1689 г. на английский престол был возведен штатгальтер Нидерландов Вильгельм Оранский (1650—1702). С этого момента в Англии окончательно утвердилась конституционная монархия. Сущность нового компромисса заключалась в том, что политическая власть как в центре, так и на местах оставалась в руках землевладельцев, обязующихся соблюдать интересы буржуазии. Билль о правах.(в лекции написано что это билль о правах парламента) Новый король при вступлении на престол подписал Декларацию о праве, получившую впоследствии наименование Билль о правах. Главное значение Билля — утверждение верховенства парламента в области законодательства. Указывается, что король не вправе без согласия парламента приостанавливать действие законов, освобождать кого бы то ни было из-под их действия, разрешать какие-либо изъятия из законов. Король не может взимать сборы в свою пользу без согласия парламента. Набор и содержание войска возможны лишь с согласия парламента. Выборы в парламент должны быть свободными. В парламенте обеспечивается свобода слова, прений; преследование за выступление в парламенте запрещается. Подданные короля имеют право обращаться к нему с ходатайствами, и никого нельзя преследовать за такие ходатайства. Запрещается требовать чрезмерные залоги, штрафы, применять наказания, не предусмотренные законом. Итак, Билль о правах определил положение парламента в системе органов власти и, вручая ему широкие полномочия в области законодательства, провел, правда, не очень четко, границу между исполнительной и законодательной ветвями власти. Король наряду с парламентом участвует в законодательной деятельности, ему принадлежит право абсолютного вето. Кроме того, у короля остается значительная исполнительная и судебная власть. В 1694 г. был принят новый Трехгодичный акт, устанавливавший, что парламент должен созываться каждые три года и продолжительность его работы составляет три года. И хотя по-прежнему созыв и роспуск парламента являлись прерогативой короля, из исключительного права она превратилась в обязанность. Акт об устроении. В 1701 г. был принят еще один важнейший конституционный закон Англии — Акт об устроении, или Закон о престолонаследии. Важное место в нем занял вопрос о порядке престолонаследия после бездетных Вильгельма Оранского и его жены. Кроме того, закон подтвердил ограничение королевской власти в пользу парламента. Появляется новый орган- кабинет министров-правительство, которое находилось под контролем парламента.Для развития конституционного строя Англии наиболее важное значение имели следующие два положения. Одно из них устанавливало так называемый принцип контрассигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, действительны только при условии наличия подписи соответствующего министра, отвечающего за данное предложение. Так было положено начало министерской ответственности. Пока перед королем. Второе важное положение заключалось в установлении принципа несменяемости судей. До этого времени судьи занимали свои должности, пока это было «годно королю» В соответствии с Актом об устроении они выполняют свои обязанности до тех пор, пока «ведут себя хорошо». Отстранить их от должности можно только по решению парламента. Это правило имело большое значение для развития английской Конституции, так как провозглашало отделение судебной власти от исполнительной. Таким образом, можно сказать, что английская Конституция построена на идее разделения властей, хотя и проводит его недостаточно последовательно. Принципы английского конституционного устройства стали моделью для наилучшего государственного устройства вообще в представлении политической мысли своего времени. В качестве идейного отражения происшедшего в Англии политико-правового поворота от абсолютизма к парламентской монархии возникла доктрина «разделения властей» в государстве, которое должно стать главной гарантией народной свободы и обеспечения прав нации и гражданина. Последовательное и полное свое выражение эта доктрина получила в труде английского философаДжона Локка «Два трактата о государственном правлении», появившемся вскоре после «Славной революции» (1690). Новая доктрина была самым тесным образом связана с возвеличиванием результатов английского переворота (сам Д. Локк прибыл в Англию из эмиграции в качестве секретаря Вильгельма Оранского). Форма правления в обществе устанавливается самим обществом в зависимости от того, кому оно по первоначальному условному договору передало законодательную власть. «Форма правления зависит от того, у кого находится верховная власть, которая является законодательной». Законодательная власть первой созидалась в обществе, ибо эта власть важнейшая, и ни одно распоряжение не получит силы и значения, если на него не будет получено согласие общества в виде санкции законодательного органа. «Эта законодательная власть является не только верховной властью в государстве, но и священной и неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило». Верховный характер законодательной власти не предполагает того, что она в своих проявлениях является «абсолютно деспотической в отношении жизни и достояния народа». Власть эта ограничена, во-первых, общественным благом, а во-вторых, должна отправлять правосудие и охранять права подданного на о сновании установленных законов (в этом рассуждении имелось, конечно, некоторое противоречие, но главным было подчеркнуть подзаконный характер действий любой власти в государстве). Наряду с законодательной в государстве формируется и исполнительная власть. Эта власть производная и менее значимая, хотя она может и должна действовать постоянно и даже иметь полномочия по созыву и роспуску законодательного органа: «Исполнительная власть... явно является подчиненной и подотчетной законодательной власти и может быть по желанию изменена и смещена». Свободна исполнительная власть от такого подчинения только в тех государствах, где законодательная и исполнительная власти сливаются в одном лице (т. е. в особе абсолютного монарха). Однако такое слияние пагубно для блага народа и для народной свободы. И хотя в жизни повреждения соотношения двух властей встречаются неоднократно и системы правления распадаются под влиянием самых разных причин» народ всегда остается вправе заново взять власть в свои руки и пересоздать систему правления в государстве: «Целью правления является благо человечества; и что лучше для человечества – это чтобы народ всегда был предоставлен ничем не ограниченной воле тирании или чтобы можно было иногда оказывать сопротивление правителям, когда они переходят всякую меру в использовании своей власти и направляют ее на уничтожение, а не на сохранение собственности своего народа». Доктрина «разделения властей», идея о праве народа на смену правления (вместе с ними и политический опыт английских революций XVII в.) стали важнейшим источником будущих политических и государственно-правовых движений в мировой истории. 6.1.6. Habeas Corpus Act, сфера его применения. Сущность приказа Habeas Corpus, права арестованного, обязанности и ответственность тюремщика и судьи по данному закону.. ХКА Новый закон назывался Хабеас корпус акт, или Акт для лучшего обеспечения свободы подданных и для предупреждения заточений за морем.1679 В соответствии с этим законом любой арестованный мог лично либо через родственников и знакомых обратиться в один из высших судов Англии с требованием выдать приказ о Хабеас корпус. Согласно этому приказу лицо, в ведении которого находился арестованный, под страхом уплаты крупного штрафа в пользу потерпевшего, а в случае повторного неповиновения — увольнения с должности должно было в суточный срок доставить арестованного в суд с указанием причины ареста. Суд, рассмотрев основания ареста, выносил решение либо отпустить под залог арестованного до суда, который будет рассматривать дело по существу, либо оставить под арестом, либо освободить полностью. Лицо, освобожденное на основании приказа о Хабеас корпус, не могло быть арестовано вторично по тому же поводу под страхом штрафа в 500 фунтов стерлингов, налагаемого на виновника повторного ареста. Штрафу в 500 фунтов стерлингов подвергался и судья, отказавшийся выдать приказ о Хабеас корпус. Процедура освобождения до суда под денежный залог была известна в Англии и ранее. Однако впервые устанавливалась ответственность лиц, виновных в неисполнении предусмотренных в Акте предписаний. Действия Акта не распространялись на лиц, арестованных за государственную измену или тяжкое уголовное преступление, а также арестованных по гражданским делам. Парламент сохранил за собой право в случае народных волнений и военных действий приостанавливать Хабеас корпус акт. Непосредственное значение этого Акта во время его принятия заключалось в создании гарантии неприкосновенности для членов вигского парламента и их приверженцев от преследования королевской власти. Позднее Акт стал одним из важнейших конституционных документов Англии. Хабеас корпус акт был утвержден Карлом II при условии, что виги не будут противиться занятию престола Яковом II. Это был первый конституционный компромисс в послереволюционной Англии, которая в дальнейшем развивалась под влиянием таких компромиссов. Недостатки: Огромные залоги Действие ХКА могло приостанавливаться Отсутствие перечня тяжких преступлений 6.1.4. Английский парламентаризм и парламентское право в 18-19 вв. Место Короны в политической системе. Организация " ответственного правительства" и принципы его деятельности. Легальная оппозиция и " теневой" кабинет. Развитие конституционной монархии и становление «ответственного правительства» в Англии в XVIII в. Главными направлениями эволюции британской монархии в течение XVIII в., заложившими основы британской модели парламентаризма, были дальнейшее ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнительной и законодательной власти — становление “ответственного правительства”. Важнейшей особенностью этих изменений стало то, что они не были, как правило, оформлены какими-либо новыми конституционными актами, а сложились в процессе политической практики как результат соперничества двух партий за право формировать “правительство его величества”. Английская конституция приобрела благодаря этому уникальную форму и не менее уникальное содержание, ибо помимо таких источников, как акты парламента и судебные прецеденты, не менее, а порой и более важное значение приобрели выходящие за рамки права и не подлежащие судебной защите конституционные обычаи (соглашения), именуемые иначе “конвенциональными нормами”. Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался фактически лишь в номинального главу исполнительной власти. Первые прецеденты, способствующие этому, возникли уже в первые десятилетия XVIII в., особенно при королях Ганноверской династии (с 1714 г.). Право короля отвергать законы, принятые парламентом (абсолютное вето), перестало применяться с 1707 г. Король Георг 1 (1714—1727), не знавший английского языка, перестал являться на заседания кабинета, что повлекло за собой важные политические последствия. Прежде всего такое “отчуждение” короля от кабинета способствовало сосредоточению функций по руководству кабинетом в руках его премьер-министра Кабинет стал действовать от имени “Его Величества”, но практически самостоятельно. Положение монарха в дальнейшем было определено максимой, гласившей, что “король царствует, но не управляет”. Правда, влияние монарха на политику кабинета нередко бывало очень значительным, а фактически утраченные королем прерогативы юридически до сих пор остаются в его распоряжении, и отдельные короли пытались их использовать не только в XVIII, но и в XIX в. И все же это стало исключением, а не практикой, “резервом” на случай чрезвычайной ситуации. Параллельно с концентрацией названных прерогатив монарха в руках кабинета решался вопрос об ответственности исполнительной власти перед парламентом. Теперь эта ответственность могла быть перенесена с короля на его министров. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и парламента были акты 1705— 1707 гг. о должностях, которые, отменив соответствующие положения Акта 1701 г., открыли министрам возможность избираться в нижнюю палату парламента и тем самым представлять в ней кабинет. В 1708—1715 гг. стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. Все более типичной становилась ситуация, когда кабинет не мог долгое время находиться у власти, не имея поддержки (доверия) большинства в палате общин, и победившая на выборах партия, имеющая такое большинство, формировала кабинет, а другая образовывала в парламенте организованную оппозицию и так называемый “теневой кабинет”. В конце XVIII в. начинают устанавливаться еще два важных правила. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы Первый случай коллективной отставки кабинета имел место в 1782 г. из-за проигрыша Британией войны с американскими колониями, а первый роспуск нижней палаты кабинетом — в 1784 г. Так возникла система взаимных сдержек палаты общин и кабинета, в условиях которой кабинет должен был оценивать политическую ситуацию как в парламенте, так и в стране в целом и в случае правительственного кризиса принимать одно из двух решений. Таким образом, в течение XVIII в. в принципе сформировались такие черты будущей системы британского парламентаризма, как “партийное правление” и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате общин. Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения, а роль королевской власти и аристократической палаты лордов оставалась весьма значительной. Дальнейшее развитие парламентаризма было невозможно, пока сама система формирования нижней палаты парламента имела феодальный характер и обеспечивала джентри командные посты в руководстве обществом. Унаследованная от эпохи феодализма и восстановленная в период реставрации монархии система представительства в парламенте позволяла многочисленным “гнилым местечкам” с незначительным числом жителей посылать в палату общин депутатов, фактически назначавшихся местным лендлордом. В то же время крупные города, выросшие в период промышленного переворота, вообще не имели своего представительства. Активным избирательным правом со времен сословно-представительной монархии обладали в графствах только фригольдеры с 40 шиллингами годового дохода. Что же касается права быть избранным, то здесь имущественный ценз был неимоверно высоким. По Акту 1710 г. пассивным избирательным правом наделялись лица, которые имели от земельной (недвижимой) собственности доход в размере 600 ф. ст. в год в графствах и 300 ф. ст. в городах. Изменить такую избирательную систему были призваны избирательные реформы XIX в.
97. Эволюция формы государства в Англии в XIV в. (избирательные реформы 1832, 1867, 1884 гг.) и утверждение парламентарной монархии.
По форме правления в начале ХIХ в. Великобритания представляла собой конституционную буржуазную монархию, но политический режим трудно назвать демократическим. Это объясняется тем, что оставалось неизменным сложившееся в средние века система выборов парламента, по которому преобладает часть взрослого мужского населения, в т.ч. и средняя буржуазия вообще не имели право голоса. Основными направлениями эволюции политической системы Англии в XIX веке были проведение избирательных реформ, становление двухпартийной политической системы, возвышение исполнительной власти. Основное содержание избирательных реформ 1832, 1867, 1884-1887 гг. заключалось в снижении избирательного ценза (имущественного и возрастного), перераспределение избирательных округов в соответствии с численностью населения и ликвидация " гнилых местечек", введение тайного голосования. «Гнилые» – те населенные пункты, которые еще в средние века получили право избирать в палатной общине 1 или 2 депутатов, но к началу XVIII в. обезлюдели. В результате промышленной революции возникли новые крупные города, которые вообще не избирали ни 1 члена палаты общин. Карманные местечки – избирательные округа, которые находились в рамках владений конкретного частного лица и поэтому избиратели голосовали так, как укажет землевладелец. Голосование было открытым, что приводило к подкупу и шантажу избирателей, допуск двойной и тройной вотум. Каждое лицо могло голосовать как по месту жительства, так и по месту нахождения имущества. В результате упорной борьбы первая избирательная реформа была проведена в 1832 г. – было уничтожено 50 гнилых и карманных местечек, освобожденные места переданы крупным промышленным центрам. Был снижен имущественный ценз - в графствах, сельских местностях право голоса получили не только собственники земель, но и арендаторы с доходом больше 10 фунтов. В городах право голоса получили собственники домов и их арендаторы, если уплачивали больше 10 фунтов платы за дом. По этой реформе право голоса получила средняя буржуазия. В 40-е годы развернулось мощное рабочее движение за избирательную реформу, которая со временем приняла форму движения чартизма. Лидеры этого движения составили народную хартию и предъявили ее парламенту: - всеобщее избирательное право, - введение тайного голосования, - ограничение срока депутатских полномочий 1 годом, - введение оплаты членам палаты общин. Парламент отверг эту хартию, а лидеры движения были арестованы.
6.1.5. Результаты избирательных реформ 19 в. Взаимоотношения палат по Акту о парламенте 1911 г. В ходе проведения избирательных реформ произошла окончательная перестройка двух основных политических партий. Возникшие еще в XVIII в. как две политические группировки в парламенте виги и тори, выражавшие интересы соответственно торгово-промышленной буржуазии и крупных землевладельцев и финансовой буржуазии, в XIX в. сформировались как две политические партии: либеральная и консервативная. Эти партии находились у власти попеременно в течение всего XIX в. Но во второй половине девятнадцатого столетия в связи с изменениями в экономической и социальной структуре Англии консервативная партия постепенно превращается в политическую партию крупной промышленной и финансовой буржуазии. Либеральная партия, ориентирующаяся на средние слои, постепенно теряет свою социальную базу и политическое влияние. В 1906 г. на базе возросшего рабочего движения была образована лейбористская партия. Ее основу составили английские тред-юнионы (профсоюзы) и некоторые другие рабочие организации. Вскоре она превратилась в серьезную политическую силу, конкурирующую с либеральной и консервативной партиями. В конце XIX - начале XX в. английский парламент превращается в орудие в руках правительства, располагающего большинством в парламенте. Организационная структура, партийная дисциплина, а также процедуры, ограничившие свободу прений в парламенте, дали возможность правительству определять направления работы палаты общин и подчинить ее своим интересам. Важной мерой усиления роли правительства было и принятие в 1911 г. Акта о парламенте, ограничивающего полномочия палаты лордов. По новому положению для финансовых биллей согласия палаты лордов не требовалось, для нефинансовых в случае трехкратного отклонения законопроекта на протяжении двух лет он становился законом и без одобрения палаты лордов. 6.1.7. Британская колониальная империя. Правовой статус доминиона. Акт о Британской Северной Америке. Англия, создавшая к середине XIX в. крупнейшую колониальную империю, использовала довольно гибкую систему управления, во многих случаях опираясь на местную верхушку (система косвенного управления). С XVIII века сложилось деление колоний на завоеванные и переселенческие. Соответственно сложилось и два типа колониального управления. Завоеванные колонии, где преобладало " цветное" население, политической автономией не обладали и управлялись от имени короны британским правительством. Законодательные и исполнительные функции в этих колониях были сосредоточены в руках губернатора. Представительные органы, если и создавались, то играли лишь совещательную роль (Индия, африканские и большинство азиатских колоний). В переселенческих колониях большинство или значительную часть населения составляли белые переселенцы. Эти колонии со временем приобрели политическую автономию и статус доминионов. Они имели свою конституцию, парламент, правительство, которое было подконтрольно губернатору, назначенному метрополией. В конце XIX в. появляется такая форма колониальной зависимости, как протекторат. Формально независимые государства имели ограниченный суверенитет в силу навязанных Англией договоров и присутствия колониальных войск (Афганистан, Кувейт, Ирак). Особое место в колониальной империи Британии занимает Ирландия. Будучи старейшей английской колонией, в 1800 г. она была объединена в союз с Великобританией. Было создано Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Ирландцы получили места в английском парламенте. Существенные уступки переселенческим колониям со стороны метрополии были сделаны во второй половине XIX века — это привело к значительному расширению самоуправления названных колоний и приобретению ими статуса доминионов. В переселенческих колониях стала учреждаться представительная система управления, сочетавшаяся с принципом ответственного министерства.Акты, принимаемые колониальными законодательными собраниями, иногда могли вступать в противоречие с законодательством метрополии.
6.2.1. Типы политической организации североамериканских колоний Англии. Конфликт колоний с метрополией и Война за независимость. Основные положения «Декларации прав Вирджинии» и " Декларации независимости" США. Начиная с XVIII века сложилось деление колоний на два типа — завоеванные и переселенческие; тип колонии определял соответствующую модель управления ею. Образование США. «Декларация независимости. Английская колонизация американских колоний началась в конце 16 начале 18 века. По принципу принадлежности колонии делились на коронные, самоуправляющиеся и частновладельческие. Северные колонии- мелкое и среднее фермерство, Центральные- землевладение + мелкое и среднее фермерство и южные- плантационное производство основанное на применении рабского труда негров. В США ФЕОДАЛИЗМА КАК ТАКОГО НЕ БЫЛО БЫЛ ВЗЯТ КУРС НА КАПИТАЛИЗМ. Правительство рассматривало колонии как сырьевой придаток метрополии и рынок сбыта английских товаров и проводило политику ограбления колоний, сдерживания их промышленного развития. Противоречия между метрополией и ее американскими колониями достигли особой остроты к середине XVIII в.В 1773 г английский парламент издал обременительный закон о торговле чаем. «бостонское чаепитие», моряки которые должны были его разгружать высыпали его в океан в знак протеста. Началась освободительная война. Главными движущими силами стали мелкие феодалы, ремесленники, наемные рабочие. Начались открытые массовые антиправительственные выступления американцев. Для координации борьбы были созданы специальные органы — «комитеты корреспонденции, безопасности, наблюдения». В 1774 г. в городе Филадельфия прошел Первый континентальный конгресс представителей колоний в составе 55 делегатов. Он утвердил Декларацию прав, которая выражала протест против таможенной и налоговой политики метрополии. Одновременно была составлена петиция к королю, где в самой почтительной форме колонисты просили прекратить притеснения и не давать повода к окончательному разрыву с короной. В ответ английское правительство начало военные действия. Тогда в мае 1775 г. собрался Второй континентальный конгресс. Он констатировал состояние войны с Англией, и принял решение о создании американской армии. Ее главнокомандующим был назначен Дж. Вашингтон. Началась Война за независимость. Каждая колония объявила себя независимой республикой — штатом. К этому времени американское общество, несмотря на все препоны, чинимые метрополией, значительно продвинулось вперед в своем социально-экономическом развитии. Промышленность и сельское хозяйство в основном удовлетворяли потребности страны. Создавался единый национальный рынок, формировалась нация североамериканцев. Во многом благодаря Д. Адамсу, Т. Джефферсону, А. Гамильтону и другим руководителям и идеологам национально-освободительной борьбы были сформулированы основные принципы идейно-теоретического обоснования Войны за независимость. Убедившись в безуспешности попыток защищать права американцев — подданных короны, ссылаясь на свободы английской Конституции, они обратились к идеям естественного права. Признание ими прав и свобод человека прирожденными и неотъемлемыми, вытекающими из самой «природы» и поэтому неотчуждаемыми создавало теоретическую базу для утверждения того, что государство не может нарушать права и свободы человека, более того, оно обязано их защищать. Следовательно, оправданна борьба с государственной властью, попирающей права человека. Эти идеи легли в основу важнейших программных документов американской революции, таких, как Декларация прав штата Вирджиния и особенно принятая 4 июля 1776 г. вновь созванным Континентальным конгрессом и соответственно общая для всей страны Декларация независимости. В этом документе, составленном в основном Джефферсоном, объявлялось об окончательном прекращении государственной зависимости от метрополии и образовании независимых Соединенных Штатов Америки. Разрыв мотивировался тем, что английское правительство нарушало «естественные» права американцев. «Все люди, — говорилось в Декларации, — сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, более всего могут способствовать его безопасности и счастью». Далее следовал перечень злоупотреблений и нарушений прав, совершенных английским правительством. Так на основании естественно-правовой теории провозглашался принцип национального суверенитета, т. е. полновластия нации, включая обладание реальной возможностью ее отделения и образования самостоятельного государства. За народом признавалось право на революцию. Декларация независимости, составленная в демократическом духе, явилась выдающимся, прогрессивным документом эпохи.Вместе с тем ей была присуща определенная историческая ограниченность. Под давлением плантаторов-южан из проекта Декларации был исключен пункт, осуждавший рабство. Ничего не говорилось об индейцах, за которыми, как и за рабами, не признавались права человека. Декларация независимости стимулировала законодательный процесс в штатах, включая принятие ими республиканских конституций, вводной частью которых были Декларация, или Билль, о правах и свободах граждан. К этому времени стала особенно очевидной необходимость консолидации штатов: война, шедшая с переменным успехом, требовала дальнейшего объединения сил. Декларация независимости США 4 июля 1776 г. и ее историческое значение. К весне 1776 г. большинство американских колоний высказалось за независимость от метрополии. В июне 1776 г. была образована комиссия для подготовки Декларации Независимости, а в июле 1776 г. она была принята на III Континентальном конгрессе. В основу Декларации Независимости были положены идеи Т. Джефферсона, изложенные в Декларации прав Виргинии. Декларация Независимости провозгласила образование 13 новых суверенных государств на Атлантическом побережье Северной Америки. Первоначально это были отдельные самостоятельные, не объединенные в федеративный союз штаты. Политические и юридические принципы, провозглашенные в Декларации, стали не только лозунгами борьбы за независимость, но и основой будущих социально-экономических и политических преобразований в американских колониях. Декларация Независимости провозгласила суверенитет народа, выражающийся в республиканской форме правления. Декларация утверждала, что правительство создают люди, " справедливая власть которых основывается на согласии управляемых". И, если правительство нарушает основные права народа, " право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности". Декларация Независимости выдвинула идею равенства людей от рождения и наделила их рядом неотъемлемых прав. К числу таких " неотъемлемых прав" декларация относит право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Здесь нет упоминания о частной собственности, поскольку Т.Джефферсон (автор Декларации) считал, что собственность есть продукт человеческой эволюции. Правда, все эти положения распространялись лишь на белых мужчин-собственников. Негры, рабы и коренное население Америки не включались в политическую общность. Принятие Декларации Независимости стимулировало законодательный процесс в штатах и ускорило принятие ими республиканских конституций, гарантирующих права и свободы граждан. Становление Соединенных Штатов Америки как единого государства прошло ряд этапов. В 1781 г. получившие независимость самостоятельные штаты объединились в конфедерацию. Была принята первая в истории США конституция, так называемые " Статьи конфедерации". В Статьях конфедерации отсутствовало понятие единого гражданства. Каждое государство сохраняло за собой право содержать армию и флот, начинать войну (если подвергнется нападению), принимать и назначать послов, заключать договора и соглашения, фактически это был лишь союз государств. О едином государстве можно говорить лишь с 1787г. Война́ за незави́ симость США (англ. American Revolutionary War, American War of Independence), в американской литературеона чаще называется Американской революционной войной[5] (1775—1783) — война между Великобританией и лоялистами(лояльными законному правительству британской короны) с одной стороны и революционерами 13 английских колоний (патриотами) с другой, которые провозгласили свою независимость от Великобритании как самостоятельное союзное государство в 1776 году. Значительные политические и социальные изменения в жизни жителей Северной Америки, вызванные войной и победой в ней сторонников независимости, именуются в американской литературе «Американской революцией»[5]. Когда были потеряны основные британские войска в Северной Америке, война утратила поддержку и в самой Великобритании. 20 марта 1782 года премьер-министр Фредерик Нортушёл в отставку после вынесения ему вотума недоверия. В апреле 1782 года Палата Общин проголосовала за прекращение войны. Великобритания села за стол переговоров в Париже. 30 ноября 1782 было заключено перемирие, а 3 сентября 1783 Великобритания признала независимость США. Новое американское правительство отказалось от претензий на западный берег Миссисипи и на британскую Канаду. 25 ноября того же года последние британские войска покинули Нью-Йорк (День Эвакуации). С ними эвакуировались в Канаду около 40 000 лоялистов. Отдельными соглашениями от 2− 3 сентября 1782 Британия уступила Флориду и Минорку Испании, произвела размен заморских территорий с Францией и Голландией и добилась некоторых торговых привилегий в их владениях. Поддержка американских сепаратистов-республиканцев обернулась для Франции тяжёлым финансовым кризисом и собственной революцией, в которой активное участие приняли ветераны — «американцы». 6.2.2. Организация союза колоний в ходе Войны за независимость. Принципы " Статей Конфедерации". Обстоятельства разработки и принятия Конституции 1787 г. Закрепление в Конституции принципов федерализма, разделения властей и их взаимного сдерживания. Основные положения Билля о правах 1789 г. Конституция США 1787 г. (структура, принципы). Весной 1787 г. в Филадельфии собрался Конституционный конвент, состоявший из 55 делегатов от 12 штатов, единственной целью которого было пересмотреть " Статьи конфедерации". Итогом его 4-месячной работы стал текст конституции, которая действует в своих главных положениях и поныне. Одним из основополагающих принципов, положенных в основу конституции, был принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, через систему " сдержек и противовесов" призванных не допустить узурпации власти одной из них. Законодательную власть по конституции осуществлял конгресс, состоящий из двух палат: палаты представителей и сената. Важнейшими полномочиями конгресса было принятие законодательства, прежде всего в области финансов. Законопроект, принятый обеими палатами, приобретал силу закона после подписания его президентом в течение 10 дней. В случае отклонения его президентом, законопроект мог стать законом, если набирал на повторном голосовании не менее 2/3 голосов в обеих палатах. Депутаты палаты представителей избираются сроком на 2 года непосредственно народом (избирателями). Сенат избирается из выборных легислатурами (законодательными собраниями) штатов. Срок полномочия сената - 6 лет, каждые 2 года 1/3 сенаторов должна переизбираться. Исполнительную власть осуществляет президент, который наделяется полномочиями главы правительства. Как глава государства он является главнокомандующим, имеет право помилования и отсрочки исполнения приговора, с согласия сената назначает высших должностных лиц страны, имеет право отлагательного вето. Как глава правительства президент осуществляет текущее управление через подчиненный ему государственный аппарат, имеет право издания административных распоряжений. Президент избирается на 2 года коллегией выборщиков, которая формируется населением штатов. Важнейшим средством воздействия конгресса на президента была возможность привлечь президента к ответственности в порядке импичмента. Общефедеральную судебную систему возглавлял Верховный суд. Члены Верховного суда назначались президентом с одобрения сената и исполняли свои полномочия пожизненно. Со временем за Верховным судом закрепилось право конституционного надзора, что стало важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как конгресса, так и президента. Такой порядок формирования и сроков полномочий деятельности высших органов власти должен был обеспечить каждую из ветвей власти самостоятельностью по отношению к другим, не допустить их одновременного обновления и обеспечить стабильность и непрерывность функционирования самой государственной власти. Конституция заложила основы федеративного устройства на принципах дуализма, в силу которого устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное (с учетом некоторых условий) составляло компетенцию штатов. К правам федерации относились: право объявлять войну и заключать мирные договоры, проводить внешнюю политику, регулировать торговлю с иностранными государствами и между штатами, регулировать денежную систему страны, устанавливать единую систему мер и весов; содержать армию и флот и управлять ими. Особо подчеркивалось верховенство федерального права по отношению к праву отдельных штатов, в том числе и положение, что судья штата должен отдавать предпочтение федеральному праву в случае коллизии законов.
107. Билль о правах 1791 г. и его историческое значение. Первоначально текст Конституции не содержал статей и разделов, посвященных гражданским правам и свободам. Но уже в 1789 г. первый конгресс Соединенных Штатов по настоянию демократической общественности и предложению Д.Мэдисона внес 10 поправок к Конституции. После их ратификации штатами в 1791 г. они вступили в силу. Эти поправки составили так называемый " Билль о правах", принципиальной основой которого стало признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан. Поправка I говорила о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями. Поправка II гарантировала народу право ношения и хранения оружия. Поправка III запрещала постой солдат в домах в мирное время без согласия их владельцев. Поправка IV провозглашала неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества. В поправке V устанавливался суд присяжных, запрещалось безвозмездное изъятие частной собственности. Поправки VI, VII и VIII устанавливали процессуальные гарантии граждан, запрещались чрезмерные налоги и штрафы, жестокие и необычные наказания. Поправка IX устанавливала принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых Конституцией. А поправка Х устанавливала, что " права, не предоставленные Конституцией Соединенных Штатов и не отнятые ею у штатов, принадлежат штатам или народу". Позднее содержащиеся в Билле о правах краткие предписания получили многочисленные толкования в решениях Верховного суда, детализированные актами Конгресса Соединенных Штатов. в 1781 г. был утвержден конгрессом из представителей штатов и явился первым конституционным документом, ставшим известным как Статьи конфедерации. Штаты вступали в «вечный союз» — конфедерацию, именуемую Соединенными Штатами Америки. Каждый штат сохранял свою независимость, равно как и все права, за исключением тех, которые передавались конфедерации в лице ее органов. Штаты брали на себя обязательства взаимной помощи и невмешательства в дела друг друга. Их граждане наделялись всеми торговыми и промышленными привилегиями и льготами в равной степени во всех штатах, правом свободного выезда и въезда. «В каждом из штатов должно быть оказываемо полное доверие к постановлениям и распоряжениям судов и должностных лиц каждого другого штата». Но каждый штат мог вводить свои налоги и собирать их.Для ведения общих дел Соединенных Штатов учреждался Конгресс, формируемый из делегатов, ежегодно избираемых в каждом штате по 2—7 человек. При этом при решении вопросов в Конгрессе каждый штат должен был иметь один голос. В Конгрессе предусматривались свобода слова и прений, а также неприкосновенность депутатов. Этому органу предоставлялось право заключать международные договоры, решать вопросы войны и мира, распоряжаться средствами, собранными штатами, для военных расходов, утверждать назначения основной части командного состава армии. Ему поручалось рассматривать возможные конфликты между штатами. Но большинство решений по этим вопросам приобретало законную силу только после одобрения их не менее чем девятью штатами. Вне рамок указанной компетенции Конгресс не мог рассматривать внутренние дела штатов. В период между сессиями Конгресса, который не мог превышать 6 месяцев, выполнение некоторых из его правомочий возлагалось на Комитет штатов, составленный из делегатов (по одному от каждого штата). Постановления Конгресса должны были выполнять исполнительные власти штатов. Таким образом, предусматривалось не создание единого государства, а государственно-правовое упорядочение союза государств — конфедерации. Учреждение конфедерации содействовало дальнейшему объединению сил страны в Войне за независимость и в немалой степени обеспечило ее победоносное завершение. В 1783 г. был подписан мирный договор, по которому признавалась полная независимость США. 6.2.3. Развитие федерации и федеральной администрации в США в 18-19 вв. Гражданская война в США (причины, поводы и результаты). Реконструкция Юга и дополнения Конституции США (Поправки 13, 14, 15). Образование федерации. После окончания войны государственная власть в штатах оказалась в руках политических группировок, которые в конечном счете выражали интересы мануфактуристов, купцов в северных штатах и рабовладельцев-плантаторов в южных. Между тем бедствия прошедшей войны основной своей тяжестью легли на плечи рядовых граждан. Многие ветераны войны нашли свои семьи бедствующими, опутанными долгами. В стране не прекращались волнения, нередко перераставшие в вооруженные выступления. Особенно значительным было вооруженное выступление под руководством отставного капитана Д. Шейса. И хотя это восстание, как и многие другие, было подавлено, оно тем не менее в немалой степени способствовало изменению умонастроений правящих кругов относительно будущего государственного устройства США. Осознавалась необходимость создания более прочного государственного единства, чем конфедерация. Этому способствовали и другие обстоятельства, каждое из которых было равнозначно важным: упрочение экономических связей, усиление военной мощи государства, необходимой как для обороны, так и для захвата новых земель, окончательного порабощения индейцев. Создание федерального государственного аппарата в США (создание первых департаментов, Закон о судоустройстве 1789 г.) К моменту вступления в силу Конституции 4 марта 1789 г. (в этот же день собрался на свою первую сессию первый Конгресс США) вновь созданная федеративная республика, раскинувшаяся вдоль Атлантического побережья на 2 тыс. миль, переживала трудное время: конфедерация оставила после себя пустую казну и государственный долг; хотя таможенные пошлины были введены, но не было аппарата для их сбора; аппарат исполнительной власти отсутствовал так же, как и федеральная судебная система; армия состояла всего лишь из 672 офицеров и солдат. И это — в условиях социальных неурядиц, экономического хаоса, сепаратистских тенденций. Международная обстановка была также весьма сложной и чревата опасностями. После 30 апреля 1789 г., когда в должность первого президента США вступил Дж. Вашингтон, в спешном порядке создается аппарат исполнительной власти. Принимаются законы о создании первых департаментов — государственного, военного и финансового. Учреждается должность Генерального атторнея. В феврале 1790 г. собирается на свое первое заседание Верховный суд. В сентябре 1789 г. Конгрессом принимается Закон о судоустройстве, который закладывает юридическую базу федеральной судебной системы. Согласно этому закону, Верховный суд состоял из главного судьи и 5 ассоциированных судей (впоследствии численность Верховного суда неоднократно менялась, но с 1869 г. она неизменна — 9 судей). США разделялись на 13 судебных районов, которые, за исключением Мэна и Кентукки, объединялись в три судебных округа. Таким образом, учреждалась трехзвенная судебная система федерации, организационно не связанная с судебными системами отдельных штатов. Кроме того, Закон 1789 г. заложил основы атторнейской службы в США. Огромное значение для судебной власти США имело решение Верховного суда по “делу Мэрбери против Мэдисона”, вынесенное в 1803 г. Суть дела такова. Некий В. Мэрбери попросил суд издать судебный приказ, обязывающий государственного секретаря Дж. Мэдисона выдать ему патент на занятие должности мирового судьи в федеральном округе Колумбия, на которую он был должным образом назначен. Рассматривая это дело, верховный судья Дж. Маршал пришел к заключению, что ст. 13 Закона о судоустройстве 1789 г., уполномочивающая суд издавать подобного рода приказы, противоречит предписаниям конституции США. Таким образом, был сформулирован принцип “любой закон, противоречащий конституции, ничтожен”, который был положен в основу доктрины и практики конституционного надзора. В первые три десятилетия закладываются основы статутного права федерации. Конгресс принимает в 1789 г. “пакет законов”, в который вошли Законы о натурализации, Закон об иностранцах, Закон о враждебных иностранцах, Закон о мятеже. Последний предусматривал наказание по суду за преступный сговор с целью свержения правительства, за распространение порочащих сведений о правительстве США, конгрессе и президенте. Этот закон явно противоречил предписаниям Декларации независимости и Билля о правах. В первые два десятилетия после вступления в силу конституции были приняты XI и XII поправки. Первая из них, принятая по настоянию сторонников ограничения власти союза и расширения прав штатов в 1795 г., устанавливала иммунитет штатов от судебного преследования со стороны граждан другого штата или иностранцев. XII поправка (1804) дополнила процедуру избрания президента, введя раздельное голосование за кандидатов в президенты и вице-президенты.
109. Образование двухпартийной системы США в XIX в. Американская конституция полностью игнорировала партии. В то время в общественном мнении существовала острая неприязнь к партиям, или, как их тогда называли, фракциям. Выборы первого президента и конгресса носили непартийный характер. Однако практика показала, что пришедший к власти буржуазно-плантаторский блок не может быть монолитным. Первая администрация Дж. Вашингтона по видимости была монолитной, но уже тогда существовали серьезные разногласия между А. Гамильтоном, возглавлявшим казначейство, и государственным секретарем Т. Джефферсоном. Оба они убедили Дж. Вашингтона выдвинуть свою кандидатуру на второй срок. Открытый раскол произошел летом 1793 г., когда Джефферсон заявил о своей отставке. Хотя она была удовлетворена только к концу того года, фактически партии уже стали реальностью политической жизни. Федералисты, возглавляемые А. Гамильтоном, выражали интересы промышленного Севера, а демократические республиканцы Т. Джефферсона опирались прежде всего на рабовладельческие штаты Юга. Первоначально партии действовали как фракции в конгрессе, затем созданные ими кокусы (собрания партийных фракций) стали органами, с
|