Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий ответ






ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Образование древнеегипетского государства. Общественный строй.

В IV тысячелетии до н.э. в долине Нила по обеим его берегам образовалось сорок областей (номов). Есть все основания думать. что эти административные формирования образовались на основе того или иного племени. Во главе каждого такою нома стоял царек, носивший среди прочих титулов титул " начальника канала". Экономической, а впоследствии и политической ячейкой египетского общества становится сельская община. Она явилась результатом разложения рода, который распался на отдельные семьи. Последние получали во владение земельный участок. Семью со старой родовой организацией еще роднит коллективная собственность на землю и совместные работы по строительству и содержанию жизненно важных ирригационных сооружений. Взаимопомощь внутри общины еще существует, но в исключительных случаях. Продажа или покупка земли каждым общинником невозможна, эту функцию выполняет вся община. Община перераспределяет землю между своими членами. Община имеет общие угодья (резервный фонд), которые обрабатывают сообща, и собранный с этой земли урожай предназначался на случай голода.

 

По мере усиления имущественного неравенства положение сельской общины меняется. Часть общинных земель оказалась в руках номарха (главы нома), храмов, чиновников. Однако существование сельских общин неизбежно поскольку сооружение и эксплуатация водоносных систем требует коллективного труда. По мере того, как системы орошения становятся все более связанными друг с другом, а нужда во вновь отвоеванных у пустыни землях все увеличивается, общины были заинтересованы в сильной центральной власти. Для массы сельских общин центральная власть со временем сделалась связующим единством. Община на востоке оказалась живучей. Ее существование было важнейшей причиной сравнительно медленного развития азиатских обществ.

 

В Египте создаются реальные предпосылки к объединению областей, поскольку выросшая и окрепшая рабовладельческая знать была заинтересована в реальной силе, которая могла бы держать крестьян-общинников и все народные массы в повиновении и обеспечить постоянный приток рабов, увеличить земельный фонд за счет орошения новых земель. В силу названных причин процесс объединения нашел свое завершение с возникновением и оформлением древнеегипетской рабовладельческой государственности в конце IV тысячелетия до н. э. Сначала возникло два независимых государства, которые принято называть Верхним и Нижним Египтом.

Общественный строй История Древнего Египта подразделяется на Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. И все эти царства состояли из двух основных классов: рабовладельцев и рабов. Основными кормильцами этого рабовладельческого общества были крестьяне-общинники и ремесленники. Рабовладельческая знать складывалась из жрецов и светских вельмож-землевладельцев, выступавших вместе с тем и в роли крупных чиновников. Египтяне по словам Геродота были самыми набожными из людей.

 

Писцовая книга XX династии перечисляет множество земельных наделов, находившихся во владении отдельных жрецов. Жрецы бывали владельцами внушительного количества рабов. Значение храмов в государстве было огромным. Храмы отправляли правосудие, ими было занято ведущее место в денежном обращении. Известно, что все операции осуществлялись посредством серебра, которое обращалось в качестве денег. Правление Аменхетепа VI было ознаменовано религиозной реформой. Она была направлена на ослабление жреческой потомственной знати. Нововведения Аменхетепа-Эхнатона сопровождались крутыми мерами. Из Фив столица была перенесена во вновь основанный город на полпути между Мемфисом и Фивами. Это место теперь известно под названием городища Эль-Амарны. Бог солнца Амон и храмы в Фивах впали при дворе в немилость. Главным божеством был объявлен бог солнечного диска Атон. Жрецы нового бога хвалились своей принадлежностью к новым людям. Все это, естественно, наносило ощутимый удар по старой знати, жречеству старых богов. Культы их лишились прежней щедрой государственной поддержки и вытеснялись единым государственным культом, а то и вовсе прекращались. Подобная религиозная реформа была направлена на подрыв безмерной власти жрецов и укреплению светской власти.

 

Особую категорию населения составляли чиновники, получавшие особый земельный надел. Их хозяйства обслуживались подневольными людьми и рабами. Положение знатного человека определялось в Египте не только его происхождением и богатством, но и его должностью. Служилое чиновничество - управители царских имений, телохранители царя, надсмотрщики - обзаводятся собственными имениями, покупают и получают в дар десятки рабов. Представители власти носят титул " стоящий над людьми". Такие чиновники кроме того имели и придворные титулы: " царский знакомый", " друг", " единственный друг". Получить последний было пределом желаний и венцом карьеры: с ним было связано получение гробницы.


В Египте содержалась огромная армия так как нужны новые завоевания и постоянный приток рабов. Будущего пехотного командира воспитывали с колыбели. Когда ребенок достигал роста двух локтей, его отдавали в казарму. Там его обучали, да так, что на голове и теле оставались шрамы на всю жизнь. Основу войска составляли египтянеобщинники, сирийцы и ливийцы.

 

Резко возрастает применение рабского труда. Постоянные войны и разорение общинников создали в стране огромный рабовладельческий рынок. Люди среднего достатка владели десятками рабов, которые были предметами всевозможных сделок (дарения, купли-продажи, завещания и др.). Огромная масса рабов принадлежала фараону. Их труд применялся на строительстве пирамид, дорог, рытье каналов, сооружении дамб. Из рабов состояла обширная дворня знатного человека. Рабский труд используется и в сельском хозяйстве. В отношении " свободного" крестьянина государство не ограничивалось сбором налогов и принуждением к работам. Во время периодически проводившихся смотров крестьяне могли быть рекрутированы в армию, переведены в царское хозяйство или на храмовые земли. За малейшую провинность свободный египтянин мог оказаться в армии рабов.

 

Что касается простого народа, то здесь, кроме бедствующего и обремененного земледельческого класса, можно было встретить и египетских рабочих. Этот класс был не вполне лишен образования и должен был уметь наносить иероглифы на гробницы, определять сопротивление балки или каменной плиты и т.д. Дошедшие до нас источники повествуют о взбунтовавшихся рабочих из-за неполучения жалования, удерживаемого чиновниками.

 

  1. Государственный строй Древнего Египта.

Во все периоды своей истории рабовладельческий Египет был государством восточной деспотии.

Характерными особенностями всех деспотических государств были:

а) вся полнота власти (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточена у единоличного главы государства;

б) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн;

в) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян-общинников к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возведение дамб, сооружение водохранилищ и др.).

 

Характерная особенность всех государств восточной деспотии -наличие сельской общины. И это объяснимо. Общинный быт с его сравнительно слабым развитием частной собственности и разделением труда, с присущим ему консерватизмом и самоизоляцией от внешнего мира, составлял, говоря словами Ф. Энгельса, " в течение тысячелетий основу самой грубой государственной формы, восточного деспотизма..." ' Необходимость проведения трудоемких работ в общегосударственном масштабе, содержания огромной армии, угнетения собственного народа -основные причины становления деспотической формы правления. Эти обстоятельства и определили три основные ведомства рабовладельческого государства: финансового, или ведомства по ограблению собственного народа; военного, или ведомства по ограблению соседних народов; публичных рабов, или ведомства по принуждению собственного народа и рабов к изнурительному труду в общегосударственном масштабе.

 

В Египте с самого древнего времени и до конца египетской культуры верили, что фараон -бог. Целый ряд изображений в храмах и гробницах представляет нам происхождение царя непосредственно от божества. Божественное достоинство обязывало. Боги благи, правосудны и милостливы, а потому и фараоны должны были обладать этими качествами. Но теория не всегда подкреплялась практикой. На заре египетской истории мы застаем уже централизацию с чиновной знатью. Во главе ее стоит всемогущий визирь (джати), соединивший в себе административную и судебную власть, а впоследствии и полицейскую- градоначальство столицы. Визирь именовался: " начальник всего государства, юга и севера", " созерцающий тайны фараона".

 

Вот как определил свои полномочия визирь Птахотеп: " издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные камни, улаживать несогласия чиновников, быть главой верховного суда, заставлять трепетать того, кто был враждебен фараону". В присутственном месте визиря и под его надзором находился государственный архив, и под его председательством -шесть судебных палат. Другим важным чиновником был хранитель печати или казначей, контролирующий сбор налогов, как правило, в натуральном виде (зерно, скот, гуси, плоды и др.). Казначей носил титул: " заведующий тем, что дает небо, что производит земля и что приносит Нил", а также " заведующий всем, что есть и чего нет". Под его ведомством состояли смотрители " белой палаты" (т.е. казначейства), " двух житниц" и множество писцов. Многочисленное государственное, точнее царское имущество, также входило в ведомство этого министра. В источниках упоминаются еще два важных чиновника, называемых " казначеями бога". Это были чиновники, несущие функции военного и морского министра и " начальника работ" - министра общественных работ (крестьянских повинностей).

 

Провинциальное управление лежало на номархах- губернаторах, имевших также судебную власть и собиравших подати. Они титуловались " заведующими областью", или " начальниками поручений", а также правителями городов. В отдельных городах и округах были местные судьи, писцы, всевозможные начальники. Несмотря на множество должностей, не было четкого разграничения их функций, не были строго урегулированы их отношения, и египетские ведомства спорили и враждовали между собой. Доступ к службе был, конечно, открыт прежде всего для знати, но он не был закрыт и для других сословий. Все зависело от грамотности и связей.

 

Однако служебную карьеру должны были начинать снизу -с должности обыкновенного писца. С течением времени образовались целые роды чиновников, даже несколько напоминавшие касты. То же было и с жречеством, которое первоначально едва ли различалось строго от чиновничества: жрецы получали гражданские чины, а гражданские чиновники отправляли жреческие функции. Характерным примером может служить придворный капельмейстер, " увеселявший сердце своего господина прекрасным пением внутри дворца" и бывший в то же время жрецом. Особым вниманием в Египте была окружена армия. Каждая удачная война обогащала казну государства и наполняла владения рабовладельцев пленными рабами. Многие рабы оказывались собственностью храмов. Но еще в большей степени армия была силой политической, так как все активнее принимала участие в решении государственных вопросов, с ней вынуждены был считаться как фараон, так и высшее чиновничество.

 

  1. Законы царя Хаммурапи. Уголовное право и судопроизводство.

Кодекс Хаммурапи Кодекс Хаммурапи является одним из важнейших сведений о древнем праве, так как он содержал почти все отрасли права. Кодекс состоит из 282 параграфов. Право стало инструментом в руках господствующего рабовладельческого класса. До нас дошло 247 статей, выбитых на четырехгранном базальтовом столбе. Одна сторона столба оказалась стесанной. Но и недостающие статьи были затем обнаружены при раскопках библиотеки царя Ашубанипала. В верхней части стелы Хаммурапи приказал изобразить себя стоящим перед богом Солнца, который и передает ему свод законов. Кодекс Хаммурапи составлен в казуистической форме, т. е. в виде статей, излагающих норму не в общей, абстрактной форме, а в форме частного случая (казуса).

 

Уголовное право несло в себе принцип возмездия, применявшийся в зависимости от того, какое общественное положение занимали обвиняемый и обвинитель. Считалось, что наказание есть возмездие за вину и оно должно быть равным преступлению (" око за око", " зуб за зуб"), что называется талионом. Смертный приговор предусматривался за сорок различных преступлений: кража имущества, принадлежащего дворцу или храму; кража во время пожара; ложное обвинение в тяжком преступлении; нарушение женщиной супружеской верности; умышленное убийство; кровосмешение и др.

 

Совершившего преступление могли утопить, сжечь, посадить на кол, волочить по земле до смерти. За другие более мелкие преступления виновному выкалывали глаза, отрубали руки, отрезали нос или уши. Самым распространенным наказанием был штраф. Его размер зависел от совершенного преступления и от социального положения потерпевшего и преступника. Он колебался от суммы, вдвое превышавшей нанесенный ущерб, до суммы, превышавшей его в тридцать раз. Иногда преступник подвергался изгнанию из общины, он терял при этом все свое имущество, должен жить вне своей семьи, лишался защиты своих богов. Статья 23 кодекса обязывает сельскую общину возместить убыток, нанесенный человеку грабителем, если преступника не удалось поймать. " Если при этом загублена жизнь, община и рабианум (старейшина) должны отвесить одну мину серебра его (убитого) родственникам". Все это говорит о сохранившихся в кодексе пережитках прошлого, об обычаях родоплеменных. В некоторых случаях кодекс допускает самосуд. Вора на пожаре предписывалось бросить в огонь на месте преступления.

 

Кодекс не знает кровной мести. Государство взяло на себя репрессивную политику. На представителей имущих классов за многие преступления налагались денежные штрафы. Штрафы за преступления постепенно повышаются, если потерпевшим оказывалось лицо, принадлежащее к привилегированной социальной группе. В уголовном праве допускалось объективное вменение, т. е. ответственность без вины. " Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть сыну домохозяина- должно убить сына строителя". Таким образом наказывался человек, не имевший никакого отношения к строительству дома.

 

Уголовному праву еще не были известны стадии преступления (приготовление, покушение), равно как и формы соучастия (подстрекательство, укрывательство и др.). Нельзя не отметить и то, что кодекс знал смягчающие вину обстоятельства: убийство в драке, при условии, что у убийцы не было намерения убить. Такое преступление наказывалось уплатой небольшого штрафа. За причинение телесных повреждений в драке виновный должен был уплатить стоимость лечения.

Суд и процесс. Суд состоял из нескольких назначенных государством судей, которым помогал совет старейшин, т. е. наиболее почетные граждане города или села. Имелось несколько судебных инстанций: простые дела решались быстро судьями, сложные разбирались иногда самим царем. Суд заседал у городских ворот, в особых помещениях храма или царского дворца. Судьям вменялось в обязанность судить справедливо.

 

В кодексе говорится: " Если судья будет судить судебное дело, постановит решение, изготовит документ с печатью, а потом свое решение изменит, то этого судью должно изобличить и он должен уплатить сумму иска, предъявленного в этом судебном деле, в двенадцатикратном размере, а также должен быть в собрании поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться на суд". К делу могли быть приобщены письменные и свидетельские показания. Широко применялась клятва перед богом. Клятвопреступление, а также ложные свидетельства рассматривались как оскорбление божества и строго наказывались вплоть до смертной казни. Для рассмотрения государственных преступлений, посягающих на существующий порядок или наносивших оскорбление царю, созывались специальные суды.

 

Наряду со свидетельскими показаниями, документами, клятвой широко применялся ордалий или " суд божий". Считалось, что бог знает все и все видит и через ордалий укажет виновного или невиновного. Чаще всего к ордалию прибегали судьи в случаях сомнений в виновности лица и недостаточности доказательств. К числу наиболее распространенных средств, с помощью которых и проводилось испытание, были: захват рукой раскаленное железо, поединок на мечах, погружение руки в кипящую воду. Обвинение было частное, т. е. исходило от потерпевшего или его близких. Исключение составляли дела о преступлениях государственных и религиозных

 

  1. Образование государства в Вавилоне. Государственный строй

Возникновение государства Древнейшими жителями Двуречья (Месопотамии), о которых мы находим упоминания в письменных памятниках, были шумеры на юге и аккадцы на севере. По-видимому, шумеры и аккадцы не были первыми обитателями Двуречья. Шумеры появились на крайнем юге Двуречья в конце V -начале IV тысячелетия до н. э. и заселили территорию, северная граница которой проходила примерно у нынешнего Багдада. До сих нор неизвестна их прародина. Все попытки установить родство шумерского языка с каким-либо из известных живых или мертвых языков оказались безрезультатными. Аккадцы заселили Месопотамию с севера, придя туда через Сирию. Аккадский язык относится к восточной ветви семитских языков. В древности низовья Тигра и Евфрата выглядели иначе, чем теперь. обе реки не соединялись в единое русло, а впадали в лагуну самостоятельными устьями. Пространство между ними занимали трудно проходимые болота.

 

Маленькие человеческие общины были отделены друг от друга почти непреодолимыми препятствиями. Наносная лёссовая почва была исключительно плодородной. Однако урожаю постоянно угрожали и разливы рек. и засуха. Во время половодья и сильного южною ветра начиналось катастрофическое наводнение. сносившее жилища, уничтожавшее посевы. Всемирный погон не выдумка, он действительно имел место в Месопотамии, для древнейшего обитателя она и была всем " миром". Полная опасностей, тягот и лишений жизнь долгое время заставляла людей держаться своего рода и племени. Постепенно люди нашли возможность укротить реку. Строительство каналов, дамб, запруд сократило наводнения, а в летнее время, когда месяцами не выпадает ни капли дождя, появилась возможность орошения. Искусственное орошение позволило собирать несколько урожаев в год и повысить производительность труда. Все эти обстоятельства привели к переходу от первобытнообщинного строя к первым государствам. Центры сельской общины окружены теперь стенами, за которыми могли скрыться от врагов общинники.

 

Так, между Тигром и Ефратом сложились десятки небольших городов-государств (номов). Они долго еще сохраняют черты первобытной демократии. Во главе такого государства стоял правитель, носивший в разных общинах разные титулы: верховный жрец (эн), жрецстроитель (энси), большой человек (лугаль, царь). Власть правителя сначала не была наследственной, так как он был избранником народа. Опираясь на свою дружину и поддержку родоплеменной знати, лугаль со временем сосредотачивает в своих руках все большую власть и она становится наследственной. Часть общинной земли оказывается в руках правителя. Уже в глубокой древности существовал союз месопотамских " номов" с центром в Ниппуре (около середины III тысячелетия до н. э.). В это время наблюдается борьба отдельных номовых центров за гегемонию над всем Двуречьем. Такими претендентами были Ур, Урук, Лагаш, Ульма. Несколько столетий характеризуются поочередным преобладанием крупных государств - семитского Аккада (на севере) и шумерского Ура.

 

Первым, кому удалось создать первую " великую державу", охватывающую всю Месопотамию, был Сарагон Древний, человек незнатный, но сумевший выдвинуться на военной службе. С начало он захватил городок Аккад, а затем ему повиновалась вся Южная Месопотамия. Номовая структура сохранилась, но теперь правители номов стали не более как чиновники, назначаемые царем. Сарагон ввел по всей Месопотамии единую систему мер и весов. Однако сопротивление старых номов было еще сильным. Сказывалось и противостояние шумеров, находящихся на более высоком культурном уровне. Неслучайно государственным языком оставался шумерский язык. Государство вновь пришлось собирать. И эта доля выпала на III династию Ура шумерского происхождения. Она считала своим предком Гильгамеша, легендарного правителя города Урука (около XXVI в. до н. э.).

 

Политический хаос, возникший после падения династии Ура, продолжался около двух веков. Непрерывные войны между мелкими царствами, яростная вражда кланов привели к покорению всей Месопотамии воинственными племенами амореев. Эти пришельцы быстро усвоили местный язык и культуру. Одна из аморейских династий утвердилась в Вавилоне -бывшей деревне, впоследствии выросшей в скромный провинциальный городок. В результате целеустремленной и гибкой политики этой династии Вавилон в конце царствования царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) превратился в столицу огромного царства, подчинившего себе территорию от Персидского залива на юге до Ниневии на севере. Произошло окончательное слияние шумерского и аккадского этноса. " Народ черноголовых", как называли себя жители Двуречья, получил от шумеров искусство письма и первые законы, а от аккадцев -язык. Искать приоритеты здесь бессмысленно.

 

Главным источником сведений о государстве и праве Вавилона явились сотни тысяч надписей на глиняных табличках, камне и металле, выполненных клинописью. Ключ к прочтению клинописных текстов удалось найти лишь в 1802 г. немецкому учителю Георгу Фридриху Гротенфенду. Это удивительное открытие позволило прочесть многие тексты законов и указов царей. По обычаю того времени основной сборник законов был высечен на базальтовом столбе и выставлен на главной площади для всеобщего обозрения и изучения. Он получил название кодекса царя Хаммурапи.

Государственный строй Древний Вавилон -государство восточной деспотии. У него три основные функции: общественных работ, военная и финансовая. Эти три функции и обусловили сосредоточение неограниченной законодательной, исполнительной и судебной власти у лугаля. Он считается представителем бога на земле.

 

Политической ячейкой общества опять же является сельская община. Время правления династии Ура ознаменовалось созданием бюрократической системы, не знавшей себе равных в истории. Громадные царские и храмовые хозяйства (те и другие принадлежали лугалю) обслуживались отрядами подневольных работников, находившихся на положении рабов, хотя формально и считавшихся свободными. Чрезвычайно громоздкая и мелочная система учета и контроля порождала огромное количество документов. Из дошедших до нас более 500 тысяч клинописных документов треть относится именно к периоду династии Ур.

 

Чтобы оформить выдачу двух голубей для обеда царицы оформлялось несколько табличек. Казенщина наблюдается во всем: и в искусстве, и в праве. Всюду господствует сухой канон. Основным же персонажем всех произведений является божественный правитель, " царь четырех стран света, царь вселенной". Огромная бюрократическая машина могла нормально функционировать в условиях мира. Когда же на страну напали семитские кочевники амореи, государство рухнуло. Его некогда великолепная столица была разграблена дочиста. Лугаль располагал обширным штатом придворных. Центральное управление возглавляется чиновником, сохранившим старое шумерское название -нубанда. В его руках соединено управление дворцом и страной. Он принимает решение от имени лугаля.

 

Финансами государства ведал специальный чиновник. Добыть деньги на содержание двора, на военные кампании было делом нелегким. Управителями городов царь назначал своих чиновников, наделяя их правами в области администрации и суда. Прежние династии этих городов были истреблены, либо отстранены от дел государственных. Кроме высших имелись многочисленные средние и мелкие чины. Они не только вели записи доходов и расходов, но и составляли списки жителей, давали справки о рождении и смерти, вели учет налогооблагаемого населения, а также составляли списки рекрутов. Наряду с земельным наделом (илку) многим чиновникам полагалось и денежное вознаграждение.

 

Обязанности подданных и всех чиновников регулировались законами. Царь был верховным законодателем и " действовал по поручению бога Солнца, все знающего". Лугаль обычно сам осуществлял верховное командование армией. Строительство и эксплуатация оросительной системы было важнейшим делом центральной власти. Этим, как правило, занимался сам лугаль. Царя охраняла гвардия. Она находилась при нем не только во время военных действий, но и в мирное время, неся охрану дворцов и покоев царской семьи.

 

  1. Общественный строй Вавилона.

Общественный строй Общество, о котором идет речь, долгие годы сохраняло немало черт первобытнообщинного строя. Сельская община продолжала быть единственной формой социальной организации свободных жителей. Она являлась основной экономической ячейкой общества. Имущественное неравенство, возникшее еще в родоплеменной структуре, усугублялось с развитием государства. Часть общинников, царские служащие, жрецы, купцы и др. накапливали богатства. Вместе с тем большая часть общинников разорялась, свои земельные наделы они вынуждены были закладывать богачу за полученные взаймы деньги или зерно под большие проценты. Доведенный до крайности общинник терял свою землю.

 

Переход общинной земли в частную собственность ускорил расслоение общины. Общественная психология долгое время не могла принять такого явления и смириться с ним, ведь земля была основой культа предков. Отчуждение земли рассматривалось как нечто, нарушающее " правильный" порядок вещей. Разорение общинников сокращало число кормильцев государства, подрывало основы военной мощи. Цари пытались приостановить процесс разложения общины, принимали меры к ограничению долгового рабства. Разумеется, все это могло лишь притормозить движение неумолимых экономических законов. Передача кредитору своего поля была, конечно, результатом крайней нужды. Если же заложенная земля не покрывала долга с процентами, следовала продажа в рабство кредитору на 3 года одного из членов семьи. В непосредственной собственности царя находилась земля, принадлежавшая " двору" и храмам.

 

Рабство постепенно утрачивает свой патриархальный характер и приобретает все более суровые формы. Рабы носили знаки рабства -в виде особой стрижки, а затем их стали клеймить. Постепенно раба перестают воспринимать как личность. Раб становится видом движимого имущества. Рабы работали на стройках города, в царском дворце, на полях, в мастерских или в домашнем хозяйстве. Где же следует искать источники рабства и как случилось, что масса людей стала бесправной и зависимой от других? Основным источником рабства был плен. Пленных не убивали, а захватывали в качестве военной добычи. Другим источником был неоплаченный долг. Должник вынужден был продавать своих сыновей и дочерей, а порой и самого себя в рабство. Существовали рынки рабов.

 

Превращение свободных в рабов было также видом наказания за совершенное преступление. Так, изобличенный в краже вор должен работать в доме потерпевшего. Рожденные в рабстве дети признавались рабами. Обладание землей, скотом и рабами определяло социальное положение человека в Вавилоне. Богатство, а не знатность происхождения, стало управлять рабовладельческим обществом. В этом убеждает, в частности, особо привилегированное положение вавилонского купечества.

 

Особую группу землевладельцев составляли воины и чиновники. За свою службу они получали земельный надел (илку), с него они и кормились. Они владели этим участком до тех пор, пока несли службу. Илку они не могли ни продавать, ни закладывать. Держатель илку по первому же зову своих начальников должен был явиться на службу. Уклонение от этой обязанности каралось смертью. Такая же кара настигала каждого, кто отказывался от воинского призыва. Ядро постоянной армии составляли профессиональные воины. На случай войны объявлялся призыв в армию. Рекрутировали в армию в основном крестьян. Главный род войск составляла пехота, потом добавились воины на колесницах, а позднее и кавалерия.

 

Поддержка и благосклонность храмовой аристократии были одним из важнейших факторов, обеспечивающих длительное царствие -цари понимали значение жречества. Вот почему после царского дворца крупнейшими духовными центрами стали храмы с их многочисленными жрецами. Полученные привилегии ставили жрецов в особое положение. Жречество во все времена имело огромное влияние на широкие массы населения. Невежество большинства людей было питательной почвой, на которой и создавался культ жрецов. Они относились к числу наиболее образованных людей в государстве. Жреческие должности переходили по наследству от отца к сыну и в конце концов жречество превратилось в замкнутую влиятельную касту. Главный храм -храм Мардука в Вавилоне - отличался своей величиной и роскошью.

 

Общественный строй Вавилона характеризуется помимо сказанного еще одной особенностью. Образовалось два сословия свободных: " авилумы" т. е. благородные люди -общинники и " мушкенумы", т. е. " бьющие челом" - царские служащие. Такое разделение не определяло их имущественного положения. " Благородный" авилум мог быть жалким бедняком, а царский чиновник нижнего ранга- человеком зажиточным. Эта одна точка зрения. Автор разделяет другую, по которой авилум - народ победитель (амореи), мушкенум - коренной народ Шумера и других районов Двуречья. Известно, что коренной народ был на более высоком уровне культурного развития в сравнении с народом амореев. Авилум, в случае причинения ему вреда, защищался повышенным штрафом. Мушкенум пользовался полной свободой в гражданско-правовом отношении, имел в своей собственности рабов, землю, но при увечьях и обидах получал меньшее вознаграждение, чем авилум. Мушкенум, как правило, были прикреплены к земле или заняты определенным ремеслом, обязанные платить оброк дворцу, участвовать в военных походах. С одной стороны, они сами были собственниками рабов, а с другой -они зависимы от храма, дворца, чиновника.

 

  1. Возникновение древнеиндийского государства. Государственный строй

Образование государства Индия -одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности. Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой. Мохенджо-Даро и Хараппа два самых больших города древней цивилизации, бывшие столицами политических объединений. Источники не дают достоверных сведений о классовой структуре и политической организации общества Хараппской цивилизации. Однако имеющиеся свидетельства позволяют судить о социальном расслоении общества и разложении первобытнообщинного строя. В XVIII-XVII вв. до н.э. Хараппская цивилизация переживает период заката. Центры ее приходят в упадок. Это было вызвано внутренними явлениями. Приход индоарийских племен в середине II тыс. до н.э. завершил упадок главных хараппских центров.

 

Период с середины II тыс. до н.э. до первой половины I тыс. до н.э., получивший в истории название ведийского, отмечен образованием классового общества и государства. Крупные достижения в области производства повлекли за собой расслоение общества. С усилением общественного неравенства военный вождь племени (раджа), который ранее выбирался собранием и мог быть смещен им, все более возвышался над племенами, подчиняя себе органы племенного управления. За должность раджи велась борьба между представителями знатных и могущественных родов в племени. Со временем эта должность становится наследственной. Сначала большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении раджи. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных раджи. Уменьшение роли народных собраний связано с усилением власти раджи. Органы племенной администрации постепенно превращались в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати.

 

Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом, советником раджи. Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати). Народ облагался налогами. Например, бали, который раньше был добровольным подношением вождю племени или даром богу, превратился в обязательный и строго фиксируемый налог, уплачиваемый царю через специальных чиновников. Так, на базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик. Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха.

 

Наивысшего могущества это государство достигло в IV-IH вв. до н.э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период. Между тем империя Маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во II в. до н.э. Индия распалась на множество государственных образований.

 

Государственный строй Магадхско-Маурийская эпоха характеризуется усилением монархической власти и падением роли институтов племенного управления. Основой государства считался царь. Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. В эпоху Маурьев оформилась концепция " чакравартина" -единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Он сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. Он же считался командующим армией, численность которой была огромна.

 

Из-за частых заговоров особое внимание уделялось охране царя. Хотя раджа сам выбирал себе надежных помощников, за ними также была установлена секретная слежка. В целом службе надзора придавалось большое значение. Под надзором находились не только должностные лица, но и жители городов и деревень. Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. Совет царских сановников -паришад - существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел функции политического совета. Он занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц. В случае крайне неотложных дел члены обоих советов могли вместе собираться. Паришад как политический орган состоял из знати -военной и жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти и оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно количественный состав паришада сокращается, он аристократизируется, роль его все более сводится к выполнению совещательных функций при царе. Однако даже в эпоху Маурьев, когда царская власть особенно усилилась, паришад сохранял значительное влияние и маурийские правители не могли не считаться с ним. Подобные преобразования претерпела и сабха - ранее широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения, выполнявшее очень важные политические функции.

 

К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета-раджа-сабхи. Правда, по сравнению с паришадом раджа-сабха была более представительным органом, и в ряде случаев царю приходилось обращаться за поддержкой к раджа-сабхе. Источники свидетельствуют, что даже в периоды особенного усиления монархической власти сохранялись институты и традиции древней политической организации, которые определенным образом ограничивали власть царя. Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Эти провинции обладали особым статусом, в частности немалой автономией. Для проверки действий местных чиновников царевичи в главных провинциях посылали специальных инспекторов на управляемые ими территории.

 

Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (прадеши)" округа (ахале). Низшей единицей провинциального управления являлась деревня. Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники -раджуки. В главных городах округа имелись канцелярии, откуда по всему округу посылались распоряжения. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ. Проводя политику строгой централизации, Маурьи вместе с тем не предприняли ломки многих старых институтов и традиций, с которыми вынуждены были считаться. В государстве сохранились автономные, независимые полисы, сохранявшие старую политическую организацию, но в целом включающиеся в систему общеимперского управления. Некоторые черты самоуправления сохранились в эпоху Маурьев и в городах, хотя центральная власть и стремилась лишить городские советы независимости

 

  1. Общественный строй Древней Индии.

Общественный строй и образование варн. С разложением первобытнообщинного строя и развитием общественного и имущественного неравенства связано появление сословий -варн. Варны возникли еще в доклассовом обществе, а затем получили закрепление и освящение в классовом обществе. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям. С течением времени сословия-варны становились все более замкнутыми. Утверждаются строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны); определенная, наследственно закрепленная профессия; поклонение одним богам. Таким образом, со временем варны претерпели качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы (касты).

 

Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека и наследовалась. Различные факторы социального, экономического и идеологического характера способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной социальной организации. Индийские источники, в частности Законы Ману, дают описание индийских варн.

 

Брахманы-члены жреческих родов, кшатрии- военная аристократия, вайшьи - рядовые общинники, шудры - неравноправные члены общества. При этом брахманы, выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение, занимали наиболее почетное место в обществе. Их называли " авадхья" - неприкосновенные. Возникновение варны шудр связывается с участившимися войнами и усилением имущественного и общественного неравенства. В результате этого появилось большое число людей- не членов общин - шудр. Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании; не проходили обряда посвящения - " второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины, называвшиеся " дважды рожденными" (двиджати).

 

Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись " единожды рожденными". С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог - творец всего существующего - Брахма сотворил брахманов из своих уст, кшатриев- из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней. Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни - дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело- кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн. Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае. Позднее, вследствие падения роли свободных общинников в общественной жизни вайшьи стали мало отличаться от шудр, и линия раздела стала проходить уже между знатью -брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем - вайшьями и шудрами - с другой.

 

Сельская община. Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общины объединялась значительная часть населения - свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в отсталых районах империи еще существовали примитивные родовые общины. Процесс имущественной дифференциации уже глубоко проник в общину: наряду с общинниками, которые сами работали на своих участках, была и верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных работников. Некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и были вынуждены работать в качестве арендаторов. Различным было и положение деревенских ремесленников: часть их работала самостоятельно, имея собственные мастерские, другие нанимались на работу за определенную плату

 

Рабство в Древней Индии. Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Варны заслоняли собой классы. Это выразилось в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между варнами, чем между классами, так как именно деление общества на варны древнеиндийское законодательство провозглашает основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов. Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики Древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его кастовое положение. В отличие от Древней Греции и Древнего Рима индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей. Таким образом, особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость: наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться значительные пережитки первобытнообщинного строя.

 

Вместе с тем рабство в Древней Индии по своим основным признакам было похоже на рабство в Греции и Риме. Наиболее характерная общая черта, отличающая раба от других эксплуатируемых, -отсутствие права на свою личность: он был вещью в образе человека, полностью находящейся во власти другого. В Древней Индии, так же как и в античном мире, считалось само собой разумеющимся право хозяина распоряжаться жизнью раба.

 

  1. Образование Афинского государства.

Краткий ответ

Этапы формирования государства в Древних Афинах:

1) Реформы Тесея – VIII век до н.э. – объединение четырех племен в одно с центром в Афинах. Свободное население было разделено на три группы:

– эвпатриды – благородные;

– геоморы – земледельцы;

– демиурги – ремесленники.

2) Реформы Солона – 594 г. до н.э. – была проведена сисахфию – отменено долговое рабство, ликвидированы все поземельные долги; цензовая реформа уничтожила наследственные привилегии знати, заменив их привилегиями богатства – граждане разделены на четыре разряда по имущественному признаку; создана Гэлиэя – судебный орган и совет 400;

3) Реформы Клисфена – 509 г. до н.э. – завершено образование Афинского государства, население разделено по территориальному признаку – на 10 территориальных фил, которые делились на демы; был упразднен совет 400, создан совет 500 из представителей 10 фил по 50 человек от каждой из них, была создана коллегия 10 стратегов.

Градация населения в Древних Афинах: 1) свободные граждане: а) полноправные – рабовладельцы, свободная беднота, люмпены; б) ограниченные в правах – метеки; 2) рабы: а) государственные; б) частные.

Государственные органы Афинского государства: Совет пятисот; Народное собрание; Гелиэя.

Судебные органы: ареопаг; суд эфетов; коллегия одиннадцати; суд диэтетов; коллегии сорока; суды демов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал