Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17
Германия получила свой гражданский кодекс сравнительно поздно по сравнению с другими европейскими странами. В 1814 году выходит книга профессора из Гейдельберга Антона Фридриха Юстуса Тибо с названием «О необходимости гражданского кодекса для немецких земель» в которой автор обосновывает необходимость принятия единого гражданского кодекса. В 1816 году Карл Фридрих Савиньи публикует книгу с названием «О современных задачах законодательства и правовой науки» (Ü ber Beruf unserer Zeit fü r Gesetzgebung und Rechtswissenschaft), в котором отвергается идея необходимости единого гражданского кодекса для германских земель. Спор между Тибо и Савиньи является классическим кодификационным спором, следствием которого было создание исторической школы права Савиньи. Проблема принятия гражданского кодекса не была решена. Лишь несколько десятилетий спустя, после объединения немецких земель и провозглашения Германской империи в январе 1871 года стала ясна необходимость не только политического, но и юридического объединения Германии. Однако по новой имперской Конституции компетенции принять гражданский кодекс у центральной (федеральной) власти не было. По инициативе двух депутатов рейхстага, Микеля и Лакнера, были внесены соответствующие изменения в имперскую Конституцию Германии. Был дан зелёный свет для начала работ по принятию гражданского кодекса. В 1873 году был издан закон об установлении компетенции империи в области разработки единого гражданского права, и в 1874 году бундесратом была назначена комиссия для составления кодекса. Главой комиссии был известнейший учёный-романист Бернхард Виндшейд. Именно в процессе работы комиссии, долгие 13 лет, шла напряжённая борьба между романистами и германистами, видевшими несколько иначе частноправовые нормы. Составленный ею и опубликованный в 1887 году проект был подвергнут резкой критике из-за несоответствия новым социально-экономическим отношениям. Особо известна критика Менгера и Отто фон Гирке. Отто Бер составил альтернативный проект. По инициативе канцлера была создана вторая комиссия. В 1890 году создана комиссия с участием адвокатов, представителей политических партий и промышленников. Второй проект был рассмотрен в рейхстаге, бундесрате и после внесения некоторых изменений был утверждён 18 августа 1896 года. Вступление нового кодекса в силу только с 1 января 1900 года было необходимо для приведения в соответствие с ним законодательств земель в составе Германии.
62. Германское государство эпохи Новейшего времени: Веймарская республика, диктатура фашистов, раскол на ФРГ и ГДР, объединение Преемственность между кайзеровской империей и Веймарской республикой, которая сложилась в результате крушения монархии в ноябре 1918 г. и выборов в конституционное Национальное собрание в январе 1919 года, была на самом деле значительной. В определенном смысле продолжал существовать даже институт монархии в измененной форме: рейхспрезиденту, избираемому народом, предоставлялись такие большие полномочия, что современники называли его «преемником кайзера» или «эрзацкайзером». В германской революции было три основных этапа. Π ервый, очень короткий, начался 3 ноября 1918 г. восстанием матросов в Киле и закончился через неделю созданием нового правительства — Совета Народных Уполномоченных. Второй этап продолжался до январских боев 1919 г. в Берлине. Третий этап революции закончился в апреле — мае 1919 г. поражением весенних выступлений пролетариата и падением Баварской советской республики. Переход правых партий в оппозицию привел к тому, что при голосовании 31 июля 1919 года в Национальном собрании за конституцию было подано всего 262 голоса. Более 80 депутатов отсутствовало, 75 проголосовало против.11 августа 1919 года Веймарская конституция была подписана президентом Эбертом, а 14 августа была опубликована и вступила в силу.Веймарская конституция получила название " Конституция Германской Империи", на основании чего, первая статья конституции получила весьма странную формулировку " Германская империя является республикой." Конституция юридически зафиксировала превращение юнкерско-буржуазной полуабсолютистской монархии в буржуазно-юнкерскую парламентарную республику. Экономической основой республики был капиталистический способ производства, а политической - буржуазный парламентаризм. Конституция декларировала важные демократические права и свободы, демократизовала избирательную систему Германии; право избирать получили женщины. Снижение возрастного ценза до 22 лет увеличило число граждан, имевших право голоса. Конституция провозглашала, что депутаты являются представителями всего народа. Не связанные наказами избирателей, они, согласно конституции, отвечали только перед своей совестью. В вопросах государственного строя конституция сохранила преобладание Пруссии как «государства в государстве», бюрократическую систему управления, доставшуюся от старого режима. Поставив на первое место среди высших органов власти рейхстаг (высший законодательный орган республики), избиравшийся путем всеобщих выборов сроком на четыре года, конституция урезала его суверенитет, сохранив рядом с ним бюрократический орган - наследника бисмарковского Союзного совета - рейхсрат, состоявший из представителей правительств земель с сильной позицией Пруссии и обладавший правом отлагательного вето (suspensives veto). Рейхсрат пользовался значительными правами, как в законодательстве, так и в управлении страной, мог опротестовать законы, принятые рейхстагом, которые в этом случае поступали на вторичное рассмотрение и нуждались в квалифицированном большинстве. Значимость парламента в жизни страны подчеркивалась правом депутатов на так называемые самостоятельные предложения, которые могли содержать проекты законов. Вносимые рейхстагом законопроекты нуждались в одобрении и согласии рейхсрата. Для принятия закона было достаточно простого большинства, а для закона, изменявшего конституцию, требовалось квалифицированное большинство (2/3 голосов при участии в голосовании не менее двух третей депутатов). Рейхстаг мог объявить вотум недоверия канцлеру и правительству, но не имел права это делать в случае роспуска президентом. Рейхстаг не имел возможности сместить президента, но мог поставить на народное голосование вопрос о досрочном переизбрании президента, а также возбудить перед государственным судом обвинение против президента в преступном нарушении им законов и конституции, но для такого решения требовалось квалифицированное большинство. Бывшие союзные государства получили название “земель”. Всего в состав Германской империи (официальное название было сохранено) вошли 15 земель и 3 вольных города. Земли имели свои законодательные собрания (ландтаги) и конституции. Однако империя (федеральное государство) имела подавляющее преимущество в полномочиях и компетенции по отношениям к землям. Существовала статья о “имперской экзекуции”, по которой органы федеральной власти с помощью военной силы могли заставить отдельные земли выполнять возложенные на них конституцией обязанности. Главе правительства (канцлеру) поручалось “формирование основных принципов политики”. Правительство несло ответственность перед парламентом, который мог выразить вотум недоверия, как всему составу, так и отдельным членом кабинета. Правительство республики возглавил лидер социал-демократов Густав Шейдеман.Несмотря на стремление основать Германскую республику на демократической основе, в армии, правительственном аппарате и суде продолжали работать те же люди, что и при старом режиме. Это не дало возможности произвести кардинальные перемены в обществе. Офицерский корпус рейхсвера был тесно связан с промышленной олигархией. На своих прежних постах оставались императорские чиновники и полицейские. В атмосфере потворства и безнаказанности действовали многочисленные контрреволюционные организации, распространявшие в германском обществе реваншистские идеи, происходили расправы с революционными рабочими Берлина, во многих городах страны были ликвидированы Советы. В ноябре 1922г. было образовано новое правительство Веймарской республики во главе с В. Куно, взявшим курс на прекращение репарационных платежей. После отставки Куно в августе 1923г. правительство возглавил лидер Немецкой народной партии Густав Штреземан, который пытался стабилизировать политическое положение в стране (подавил вооруженное выступление гамбургских рабочих и гитлеровский " Пивной путч" 1923г.). В 1924г. правительство Штреземана приняло новый план регулирования репарационных платежей, облегчивший внедрение иностранного капитала в экономику Веймарской республики и позволивший ускорить восстановление германского военно-промышленного потенциала. Однако в целом Веймарская республика производит впечатление здания, построенного на песке, и режима, лишенного сторонников. Со времен кайзера в руководстве госаппарата рейхсвера и крупных концернов практически не произошло изменений. Старая элита не проявляет особой лояльности к новому демократическому руководству. В 1925 году президентом становится бывший генерал-фельдмаршал, 77-летний Пауль Гинденбург (Paul von Hindenburg). После выборов в рейхстаг в 1928г. было сформировано новое коалиционное правительство во главе с Г. Мюллером, которое потребовало пересмотра репарационного режима. Утвержденный в 1930г. новый план способствовал дальнейшему росту военно-экономического потенциала Германии. Создавался костяк будущей массовой армии, началось строительство военно - морского флота, создавались гигантские монополии, сосредоточившие в своих руках значительную часть общегерманского производства. В стране активизировались многочисленные нелегальные военные формирования (" Стальной шлем", штурмовые отряды СА и др.). С заключением Локарнских соглашений в 1925г. и вступлением в Лигу наций в 1926г. побеждённая Германия вернула себе политическое равноправие на международной арене. Этим объясняется, что часть населения воспринимала те годы как «золотые двадцатые годы». Но период расцвета был коротким. С новым экономическим кризисом 1929г. началось падение республики. 30 января 1933 г. президент Гинденбург назначил Адольфа Гитлера рейхсканцлером, что явилось началом планового разрушения институтов буржуазного парламентаризма, ликвидации демократических завоеваний немецкого народа и установления тоталитарного режима.. В стране установился режим диктатуры, и с этого момента Веймарская республика фактически прекратила свое существование и начался нацистский период — Третий рейх. Политические структуры Третьего рейха возникли, однако, не с нуля, а путём модификации и подстраивания под однопартийную диктатуру нацистов существовавших структур Вей Таким образом, Веймарская республика просуществовала около 15 лет. Весь этот период страна сотрясалась стачками, путчами, терактами, связанными с резкой поляризацией политических сил, находилась в экономическом кризисе. В 1932 г. промышленное производство сократилось больше чем на 50% по сравнению с 1913 г., почти 30% трудоспособного населен потеряло работу.[5] Для того, чтобы продержаться у власти в течение 12 лет существования Третьего рейха, мало было одного террора в отношении инакомыслящих. Гитлер завоевал поддержку среди большей части рабочих, так как сумел всего за несколько лет ликвидировать массовую безработицу, в основном с помощью программ наращивания вооружений. Он сохранил эту поддержку и во время Второй мировой войны, поскольку благодаря безудержной эксплуатации рабочей силы и ресурсов на оккупированных территориях ему удалось оградить массы немцев от социальных тягот образца Первой мировой войны. Большие внешнеполитические успехи в предвоенные годы, прежде всего оккупация демилитаризованной Рейнской области в марте 1936 г. и присоединение Австрии в марте 1938 г., подняли популярность Гитлера среди всех слоев населения на рекордную высоту. Миф о рейхе и его историческом предназначении, которым Гитлер умел виртуозно пользоваться, оказывал влияние прежде всего на образованных немцев. Харизматичному «фюреру» требовалось их содействие, если он хотел прочно сделать Германию державой, наводящей порядок в Европе; а им нужен был он, поскольку никто, кроме него, не был в состоянии сделать реальностью мечту о великом германском рейхе.Во время предвыборной борьбы в начале 30-х годов Гитлер не отрицал своего враждебного отношения к евреям, но и не выдвигал его на передний план. С соответствующими лозунгами можно было завоевать не так много голосов среди рабочих, за которых велась активная борьба. Среди образованных и состоятельных слоев, среди мелких собственников и крестьян антиеврейские предрассудки были широко распространены, однако «громогласный антисемитизм» отвергался из соображений хорошего тона. Лишение германских евреев прав в результате принятия Нюрнбергских расовых законов в сентябре 1935 г. не встретило протестов, так как законная форма была соблюдена. Погромы во время так называемой «Хрустальной ночи» 9 ноября 1938 г. не пользовались популярностью, а вот «передача в собственность арийцев» еврейской собственности, массированное перераспределение состояний, последствия которого сказываются и по сей день, – пользовалась. О холокосте, систематическом уничтожении европейских евреев во время Второй мировой войны, было известно больше, чем хотелось бы режиму. Однако составной частью знания является желание знать, а вот этого как раз – в том, что касается судьбы евреев – в Германии времен «Третьего рейха» не было. Крушение гитлеровского великогерманского рейха в мае 1945 г. было намного более важной вехой в германской истории, чем падение кайзеровской империи в ноябре 1918 г. Империя как таковая после Первой мировой войны продолжала существовать. После безоговорочной капитуляции в конце Второй мировой войны власть, а также принятие решений о будущем Германии перешли в руки четырех оккупационных держва: США, Советского Союза, Великобритании и Франции. В отличие от 1918 г. в 1945 г. политическое и военное руководство Германии было отстранено от власти и – если его представители были еще живы – отданы под суд в рамках Международного военного трибунала в Нюрнберге (Нюрнбергские процессы). Помещики к востоку от Эльбы, которые больше, чем все остальные правящие элиты способствовали разрушению Веймарской республики и приходу Гитлера к власти, потеряли свои состояния: во-первых в результате отторжения восточных территорий по ту сторону Одера и Нейсе и перехода их под польское и соответственно – как это было с северной частью Восточной Пруссии – под советское управление, а, во-вторых, в результате «земельной реформы» в советской зоне оккупации. После поражения Германии во второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945г.) Германия была разделена на 4 оккупационных зоны. Общее управление сосредоточилось в Союзном контрольном совете. В конце 1946г. было создано сепаратное управление тремя западными зонами. Логическим следствием этого стало разделение Германии и образование двух самостоятельных государств. Решение об этом было принято в 1948 г. на Лондонской конференции шести западный держав: США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга. На основании решений конференции военные губернаторы США, Великобритании и Франции в оккупированных зонах уполномочили премьер-министров правительств германских земель преступить к разработке проекта конституции будущего государства - ФРГ. Проект был подготовлен и обсужден в Парламентском Совете. Этот совет состоял из 65 депутатов, избранных ландтагами земель, и 5 представителей с совещательным голосом от Западного Берлина. 8 мая 1949 г. Парламентский совет заседавший в Бонне принял проект основного закона и передал его на ратификацию в ландтаги земель. В период с 18 по 21 мая 1949г. парламенты всех земель, кроме Баварии, одобрили проект конституции. В соответствии с Потсдамским соглашением СССР оккупировал восточную часть Германии: земли Бранденбург, Мекленбург, Тюрингию, Саксонию, Саксонию-Ангальт. Был создан специальный орган советской военной администрации в Германии - СВАГ. Вскоре к правительственной деятельности была привлечена Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Она образовалась в апреле 1946г. в результате слияния коммунистической и социал-демократической партийных организаций. В сентябре-октябре 1946г. по всей Восточной Германии были проведены выборы в органы местного самоуправления и земельные парламенты-ландтаги. СЕПГ получила более 50 % голосов на общинных выборах и 47 % - на выборах в ландтаги. Вместе с тем последовали реформы социалистического характера. Было конфисковано имущество монополий, проведена аграрная реформа. Была взята ориентация на коллективизацию сельского хозяйства. В сентябре 1947 г. состоялся 2-ой съезд СКПГ. Он предложил созвать Немецкий народный конгресс для определения дальнейших судеб государства. Народный конгресс Восточной Германии (март 1948 г.) избрал так называемый Немецкий народный совет и поручил ему разработать конституцию будущей ГДР. 7.10.1949 г. Народный совет объявил о введении в действие новой конституции о создании Германской Демократической Республики как самостоятельного государства. Вместе с тем Народный совет преобразовал себя во Временную народную палату ГДР. Временная народная палата приняла закон об образовании временного правительства ГДР и поручила его формирование Отто Гротенволю, выдвинутому на пост премьер-министра фракцией СЕПГ.
[1] История государства и права зарубежных стран. Ч.1: /Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. М. 1998. С. 29. [2] История государства и права зарубежных стран. А.И. Косарев. М. 2002. С. 35. [3] См: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том 1. Древний мир и Средние века. – М. 2003. С. 67-80.
[5] Овчинникова Я. С.. Крах Веймарской республики в буржуазной историографии ФРГ. - М.: Издательство Московского университета, 1993.С.123.
|