![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные этапы Великой Французской революции 5 страница
При соблюдении указанных в ГК общих условий договора любому лицу предоставлялась полная свобода деятельности, выбора контрагентов и определения содержания договоров. Кодекс, таким образом, юридически закрепил присущую капитализму свободу предпринимательской деятельности. В период капитализма со " свободной конкуренцией" каждый буржуа стремился сохранить за собой максимальную свободу действовать по своему усмотрению, без мелочной государственной опеки и регламентации. Поэтому свобода договора находила свое выражение в это время не только в свободе волеизъявления сторон, но и в автономии личности, в государственном невмешательстве в договорные отношения, в политике так называемого экономического либерализма. После принятия ФГК подвергался многочисленным изменениям и дополнениям, в ходе которых из него нередко изымались целые разделы либо включались дополнительные главы, заново регламентирующие крупные правовые институты, не говоря уже об исправлениях текста, коснувшихся большинства статей кодекса. Такого рода изменения и дополнения кодекса начали осуществляться еще в XIX в., однако самые значительные из них относятся к периоду после второй мировой войны и по настоящее время. Подверглись существенным изменениям положения ФГК, относящиеся к праву собственности. Ранее провозглашавшийся тезис об " абсолютном" характере права собственности дополнен возможностями ограничения этого права в интересах общества. Большое развитие получила государственная собственность, собственность компаний и других юридических лиц, в том числе на средства производства и иную недвижимость. В сфере обязательственного права многие виды договоров ныне регулируются самостоятельными актами, либо включенными в текст ФГК, либо представляющими собой отдельные новые " кодексы". В сфере семейного права по сравнению с нормами ФГК в первоначальной редакции 1804 г. к настоящему времени произошел ряд весьма существенных изменения. Если, согласно прежнему законодательству, жена не только была обязана следовать за мужем при перемене места жительства, но и в распоряжении совместным имуществом и в ряде других вопросов пользовалась меньшими правами, то ныне проводится принцип: " Каждый супруг обладает полной правоспособностью". Была значительно упрощена процедура заключения брака, расширен перечень оснований для развода, получил распространение институт санкционированного судом раздельного проживания супругов, существенно расширились права незаконнорожденных и усыновленных детей и т. д. Согласно закону 1965 г., супруги вправе заключить договор, в котором закрепляется выбранный ими режим имущественных взаимоотношений. Правовой статус усыновленных и ряд связанных с этим институтом вопросов ныне регулируются Законом об усыновлении, изданным в 1981 г., и другими актами. 48. 48. Германское право. ГГУ 1900 г. ГГУ 1900 г.: общая характеристика, собственность и обязательства. Субъекты гражданских правоотношений по Уложе- нию - физические и юридические лица. Дееспособ- ность наступает с 21 года. Виды юридических лиц: 1) ферейны - союзы лиц, с которыми входящие в их со- став лица связаны членскими правами и обязанностя- ми. Эти союзы могут быть коммерческими и некоммер- ческими; 2) учреждения, образуемые волеизъявлени- ем частных лиц, выделяющие имущество для дости- жения своих целей. Вещи по Уложению делятся на земельные участки и движимые вещи. Вещные права: право собственно- сти, владение, пользование чужими вещами (земель- ные и личные сервитуты, узуфрукт, право застройки). Уложение подчеркивает свободу частной собствен- ности. Наиболее распространенным способом возникнове- ния обязательственных правоотношений является до- говор. Договорные отношения строятся на принципе свободы договора. Договор является действительным при соответствии договора законам, дееспособности лиц, заключивших сделку. По Уложению брак заключается в гражданской фор- ме. Брачный возраст для женщин - 16 лет, для муж- чин - 21 год. Необходимым условием для заключения брака является взаимное согласие брачующихся и со- гласие родителей для несовершеннолетних. Развод допускается только в определенных законом случаях: прелюбодеяние, посягательство на жизнь другого суп- руга, грубое нарушение семейных обязанностей, тяже- лая болезнь. Имущественные отношения супругов оговариваются в брачном договоре. Правоотношения детей и родите- лей основываются на принципе осуществления роди- тельской власти отцом. Родительская власть перехо- дит к матери после смерти отца или лишения его ро- дительских прав. Наследование по закону. Закреплялась система па- рантелл (линий) - группа родственников, происходя- щих от общего предка. Первую парантеллу составля- ли нисходящие наследники, вторую - родители и их нисходящие родственники, третью - дед и бабка и их нисходящие родственники. При наследовании по завещанию устанавливался принцип свободы завещаний. Федеральный 42. ГГУ 1900 г.: регулирование брачно-семейных и наследственных отношений. Брачно-семейное право. а) заключение брака и условия признания его законности (§§ 1303-1317), возможность законного расторжения брака (§§ 1565-1569); б) регулирование законом отношений супругов в семье (§§1353- 1406); в) родительская власть (§§ 1626-1698) и юридическое положение внебрачных детей (§§ 1589, 1705-1717); Уложение признает единственной законной формой брака гражданский брак. Брачный возраст установлен для женщин - 16 лет, для мужчин - 21 год. Кроме достижения брачной правоспособности, необходимым условием вступления в брак является наличие обоюдного согласия на брак. Для несовершеннолетних требуется согласие родителей. Препятствиями для действительности брака могут служить:
Развод допускается только в определенных законом случаях. Основаниями для развода признаются:
Имущественные отношения супругов определяются брачным договором. Если сторрны своим брачным договором не установили иного режима, сохраняется раздельность права собственности на имущество супругов. Взаимоотношения между детьми и родителями строятся на принципе осуществления родительской власти отцом. Родительская власть переходит к матери лишь после смерти отца или лишения его родительской власти. 6. Наследственное право. а) особенности наследственного права (§§ 1924-2305). При наследовании по закону уложение закрепляло систему парантелл (линий), представляющих собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую парантеллу составляли нисходящие наследники, вторую парантеллу - родители и их нисходящие родственники, третью - дед и бабка и их нисходящие родственники и т. д. Особое положение занимал переживший супруг. При наличии наследников первых двух линий, а также деда и бабки ему предоставлялось право собственности только на часть наследства умершего, если же родственников первой и второй линии, деда или бабки нет, к пережившему супругу переходило все наследство. При наследовании по завещанию уложение исходит из принципа свободы завещаний. В целях охраны интересов законных наследников устанавливались некоторые ограничения завещательной свободы. Таким ограничением была обязательная доля.
49. IV и V Республики во Франции. IV Республика во Франции. В 1943-1944 гг. управление борьбой с захватчиками сосредоточено в Комитете национального освобожде- ния, возглавившем движение Сопротивления. Позже он реорганизуется во Временное правительство во '' главе с генералом де Голлем. Летом 1944 г. Франция освобождается от оккупации. После освобождениявстает вопрос о будущем государственном строе, при- нятии новой конституции. После первого Учредитель- ного собрания формируется правительство, состоя- щее из коммунистов и социалистов. Проект их консти- туции отклоняется на референдуме. В 1946 г. новый состав Учредительного собрания разрабатывает вто-рой проект конституции. Он проходит- утверждение на референдуме и становится Конституцией Четвертой республики. В преамбуле Конституции торжественно подтвер- ждались права и свободы человека и гражданина, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Также провозглашались равные права всех граждан вне зависимости от пола; право политического убежища; право на организациюпрофсоюзов, стачек; право на социальную помощь матерям, детям, инвалидам и др. Конституция пре-дусматривала учреждение парламентской респуб-лики. Парламент должен был состоять из двух палат: Национального собрания и Совета республики. На- циональное собрание избиралось на 5 лет на ос- нове всеобщего прямого избирательного права. На- циональное собрание обладало правом принятия законов. Совет республики избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвен- ного избирательного права. Совет республики полу- чил право рассматривать законопроекты, принятые Национальным собранием. Свое заключение по за- конопроектам Совет должен был представлять в те- чение 2 месяцев. Высшим представителем госу- дарственной власти Конституция объявила прези- дента республики. Он избирался парламентом сро- ком на 7 лет и мог переизбираться еще на один срок. Президент подписывает и ратифицирует дого- воры с иностранными государствами, осуществляет обнародование законов, утверждает некоторые пра- вительственные декреты. Акты президента действи- тельны только при наличии контрасигнатуры ми- нистра. Непосредственное государственное управление страной осуществляет Совет министров во главе с председателем. Председатель Совета министров обеспечивает исполнение законов, непосредственно руководит всем госаппаратом, осуществляет общее руководство вооруженными силами. Четвёртая республика во Франции — период французской истории с 1946 по 1958. Конституция была принята 13 октября 1946 избранным в том же году Учредительным собранием, близка к Конституции Третьей республики, которая характеризовалась наличием парламентского строя, слабой властью президента республики. Период ознаменован распадом французской колониальной империи, войнами в Индокитае, затем в Северной Африке. Франция стала одной из учредительниц ООН, вступила в НАТО, в нарождающиеся европейские структуры вроде Союза угля и стали. Во внутренней политике — период сильной нестабильности после войны, усиления влияния коммунистов (начало периода) и крайне правых (конец периода). Начало экономического роста (" Славное тридцатилетие") сопровождалось неконтролируемой инфляцией. Часто менялись так называемые " призрачные правительства" (обычно по 2-3 отставки премьер-министров в год). В 1958 на волне алжирского кризиса к власти пришёл Шарль де Голль, проведший на должности премьер-министра конституционную реформу, согласно которой устанавливалась президентская республика. В октябре 1958 новая конституция была принята на референдуме, и в ноябре действовавший президент Коти подписал её. Этим завершилась история Четвёртой республики и началась Пятая республика; в декабре того же года де Голль был избран президентом. V Республика во Франции. В 1958 принята конституция Пятой республики, расширившая права исполнительной власти. Президентом Республики был избран Шарль де Голль, Генерал Освобождения, герой Первой и Второй мировых войн. К 1960 в обстановке распада колониальной системы большая часть французских колоний в Африке завоевала независимость. В 1962 после кровопролитной войны обрёл независимость Алжир. Профранцузские алжирцы переселились во Францию, где составили стремительно растущее мусульманское меньшинство. Массовые волнения молодёжи и студентов (майские события во Франции 1968), вызванные обострением экономических и социальных противоречий, а также всеобщая забастовка привели к острому политическому кризису; президент Шарль де Голль, основатель Пятой республики, ушёл в отставку (1969) и 9 ноября 1970 года, спустя год, умер. В целом, послевоенное развитие Франции характеризовалось форсированным развитием промышленности и сельского хозяйства, поощрением национального капитала, экономической и социально-культурной экспансией в бывшие африканские и азиатские колонии, активной интеграцией в рамках Евросоюза, развитием науки и культуры, усилением мер социальной поддержки, противодействием «американизации» культуры. Внешняя политика при президенте Де Голле отличалась стремлением к независимости и к «восстановлению величия Франции». В 1960 г. после успешных испытаний собственного ядерного оружия страна присоединилась к «ядерному клубу», в 1966 г. Франция вышла из военной структуры НАТО (вернулась только во время президентства Николя Саркози), Шарль Де Голль не поддерживал и процессы евроинтеграции. Вторым президентом Пятой республики был в 1969 избран голлист Жорж Помпиду, в 1962—1968 гг. занимавший пост премьер-министра. В 1974 г. после смерти Помпиду его сменил Валери Жискар д’Эстен, политик либеральных и проевропейских взглядов, основатель центристской партии «Союз за французскую демократию». С 1981 по 1995 президентский пост занимал социалист Франсуа Миттеран. C 17 мая 1995 по 16 мая 2007 президентом являлся Жак Ширак, переизбранный в 2002 году. Он является политиком неоголлистского направления. При нём, в 2000 г., был проведен референдум по вопросу сокращения срока полномочий президента в стране с 7 до 5 лет. Несмотря на очень низкую явку (около 30 % населения), большинство в итоге все же высказалось за уменьшение срока (73 %). В связи с ростом числа выходцев из стран Африки во Франции обострилась проблема мигрантов, многие из которых являются мусульманами: 10 % населения Франции составляют некоренные мусульмане (в большинстве выходцы из Алжира). С одной стороны, это вызывает рост популярности ультраправых (ксенофобских) организаций у коренных французов, с другой стороны, Франция становится ареной беспорядков[4] и терактов. Североафриканская иммиграция берёт своё начало в конце XIX — начале XX в. Замедление темпов естественного прироста населения и нехватка рабочей силы во Франции на фоне экономического подъёма вызвали необходимость привлечения иностранной рабочей силы. Главными сферами применения труда иммигрантов являются строительство (20 %), отрасли промышленности с применением поточно-конвейерного производства (29 %) и сфера обслуживания и торговли (48, 8 %). Из-за низкой профессиональной подготовки выходцы из Северной Африки часто становятся безработными. В 1996 г. средний уровень безработицы среди иностранцев — выходцев из стран Магриба достигал 32 %. В настоящее время иммигранты из стран Магриба составляют более 2 % населения Франции и размещаются в основном в трёх районах страны с центрами в Париже, Лионе и Марселе[5]. 16 мая 2007 президентом Франции стал кандидат от партии «Союз за народное движение» Николя Саркози, сын венгерского эмигранта. 21 июля 2008 г. парламент Франции с незначительным перевесом поддержал проект конституционной реформы, предложенный президентом Саркози. Нынешняя реформа конституции стала самой существенной за все время существования Пятой республики, внеся поправки в 47 из 89 статей документа 1958 г. Законопроект включил в себя три части: усиление роли парламента, обновление института исполнительной власти и предоставление гражданам новых прав. Наиболее важные изменения: — президент может находиться на посту не более двух сроков подряд; — парламент приобретает право вето на некоторые решения президента; — ограничивается контроль правительства над деятельностью парламентских комитетов; — при этом президент получает право ежегодно выступать перед парламентом (это было запрещено с 1875 г. в целях соблюдения разделения между двумя властями); — предусмотрено проведение референдума по вопросу вступления в ЕС новых членов. Принятие нового закона вызвало активную полемику. Критики проекта указывают на то, что основные выгоды все же получит президент. Саркози уже называют «гиперпрезидентом» и даже новым «монархом» Франции.
|