Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма правления во Франции в 70-х – 80-х годах XIX века






Третья республика во Франции была формально провозглашена 4 сентября 1870 г. Однако ее конституирование произошло лишь в начале 1875 г. Для полити­ческого развития Франции конца 70-х — начала 80-х годов характерно определенное изменение формы правления, постепенный «отход» от положений конституции 1875г., касающихся организации государственной власти.

Во французской исторической и юридической литературе принято рассматри­вать государственный строй Франции до принятия конституции 1875 г. как «времен­ный режим», [1] дальнейшее государственно-правовое развитие Третьей республики, ее «трансформацию», «эволюцию».[2] При этом эволюция зачастую сводится главным об­разом к формально-юридическим изменениям конституции.[3] Для правильного пони­мания политического развития Третьей республики в этот период необходимо вы­явить особенности формы правления Франции, закрепленной конституцией 1875 г., и проанализировать изменения, происшедшие в государственном строе в 70-х— 80-х го­дах XIX в.

Основной внутриполитической проблемой Франции в 70-х — 80-х годах было сохранение и укрепление республиканской формы правления. И хотя Парижская Коммуна предопределила поражение любых попыток реставрации монархии, [4] борьба за республику затянулась на долгие годы. Она не сводилась лишь к парламентской борьбе двух фракций французской буржуазии (буржуазных республиканцев и мо­нархистов), [5] а являлась выражением острых классовых противоречий.

Важным этапом в процессе становления республиканской формы правления яви­лось принятие национальным собранием конституции Третьей республики 1875 г. Кон­ституция включала в себя три закона, принятые соответственно 24, 25 февраля и 10 июля: об организации сената, об организации государственной власти, об отно­шении государственных властей.[6] К этим законам непосредственно примыкают еще два, названных основными (о выборах в сенат и о порядке выборов в палату депу­татов), [7] но фактически относящихся к категории обычных законов, так как их из­менение в отличие от первых трех не связывалось с созывом Национального собра­ния.[8] Последние два закона в значительной мере определяли устройство государст­венной власти Третьей республики, поэтому они могут с известными оговорками быть включены в конституцию.

Конституцию 1875 г. отличали фрагментарность, краткость, отсутствие деклара­ции о принципах государственного строя. В ней лишь косвенно упоминалось о рес­публиканской форме правления. В ст. 2 закона от 25 февраля 1875 г. было записа­но: «Президент республики избирается абсолютным большинством голосов сената и палаты депутатов».[9]

Конституция отразила определенный компромисс в борьбе буржуазных респуб­ликанцев и монархистов, в ней также проявилось влияние авторитарных традиций предшествующего периода.[10] Все это наложило отпечаток на установленную систему высших органов власти. Были учреждены институт сильной президентской власти и сенат (верхняя палата парламента), избранный особым, антидемократическим путем. Однако в 80-е годы наблюдается определенный отход от ряда положений конститу­ции 1875 г. В результате фактический и юридический статус президента и сената претерпел существенные изменения.

По конституции Третьей республики законодательная власть в стране принад­лежала парламенту, состоящему из двух палат: палаты депутатов и сената. Депута­ты нижней палаты избирались сроком на четыре года всеобщей и прямой подачей голосов (ст. 1 закона от 30 ноября 1875 г.).[11] В противовес нижней палате сенат был органом открыто консервативным и реакционным. Этому в значительной мере спо­собствовала система выборов в верхнюю палату. Сенат состоял из 300 человек, при­чем 75 сенаторов назначались пожизненно, [12] а 225 избирались сроком на 9 лет. Се­наторов от каждого департамента избирали специальные коллегии, которые формировались из: 1) депутатов департамента; 2) его генеральных советников; 3) окружных советников; 4) делегатов от каждой коммуны, избранных муниципальным советом из лиц, пользующихся обычным правом избирателей (ст. 4 закона от 24 февраля 1875 г.). Независимо от численности населения избирался один делегат от коммуны. Таким образом, обеспечивалось преобладание консервативных элементов (как правило, представителей сельских коммун) над радикальными.

Сенату и палате депутатов предоставлялись равные права в области законода­тельства. В то же время сенат был наделен и особыми полномочиями: лишь с его согласия президент имел право распустить палату депутатов (сенат как палата пар­ламента не подлежал роспуску); согласно ст. 9 закона от 24 февраля 1875 г. сенат мог выступать в качестве верховного суда при обвинении президента или минист­ров в преступлениях, посягающих на безопасность государства.[13]

Особое место в государственном механизме Третьей республики принадлежало президенту — главе исполнительной власти. Согласно ст. 2 закона 25 февраля 1875г. президент избирался на 7 лет на совместном заседании палат; он мог быть переиз­бран. Глава государства обладал значительными полномочиями: имел право законо­дательной инициативы, обнародовал законы и следил за их исполнением, являлся главой вооруженных сил, заключал договоры с другими государствами, назначал на все гражданские и военные должности. Если президент считал тот или иной закон негодным, он мог отказать в его промульгации, и палаты были обязаны вновь рас­смотреть данный закон. Президент имел право прерывать сессию парламента, а с согласия сената распускать палату депутатов с назначением выборов в двухмесячный срок. В своей деятельности президент не подчинялся парламенту.

В конституции не было специального раздела, посвященного высшим органам государственного управления, законы содержали лишь отдельные, фрагментарные положения, касающиеся деятельности министров. Ст. 6 закона от 25 февраля устанав­ливала коллегиальную ответственность министров перед парламентом. Одним из пере­житков «временного режима» являлось право президента председательствовать в со­вете министров.[14] Но фактически правительство возглавлял один из министров, причем заседания, происходящие в отсутствие президента, были правомочны готовить лишь проекты решений по обсуждаемым вопросам и носили название совета кабинета.[15]

Принятие конституции 1875 г. и особенно выборы, проведенные на ее основе, способствовали победе буржуазных республиканцев; в октябре 1877 г. они получили большинство в нижней палате, в декабре— в сенате. В январе 1879 г. на пост прези­дента был избран республиканец Ж. Греви. Победа республиканцев означала при­ход к власти новых, более либеральных слоев буржуазии. До конца 70-х годов у власти во Франции находились реакционные, преимущественно монархически наст­роенные круги крупной буржуазии. Однако постепенно в качестве претендента на «мо­нополию власти» выступает средняя и мелкая буржуазия. Произошла также опреде­ленная «либерализация» части крупной буржуазии, которая «по мере увеличиваю­щейся решительности и самостоятельности выступлений пролетариата и демократи­чески буржуазных... элементов» становилась все более республиканской.[16]

Буржуазные республиканцы смогли прийти к власти лишь благодаря поддерж­ке народа, которому они обещали проведение широких реформ.[17] Но, победив на вы­борах, республиканцы намеренно затягивали проведение каких-либо радикальных пре­образований, ограничивались лишь некоторыми мерами. Относительная демократиза­ция Третьей республики, начавшаяся с приходом к власти республиканцев, была вы­звана необходимостью решения двух взаимосвязанных задач: укрепления политиче­ского господства буржуазии в целом как класса, и обеспечения более гибкой и пол­ной реализации политических интересов тех слоев господствующего класса, которые пришли к власти. Для решения указанных проблем республиканцам пришлось при­бегнуть как к некоторому изменению методов политического руководства, так и к кор­рективам в организации государственной власти.

В 1879 г. был принят закон о перенесении столицы и резиденции парламента из Версаля в Париж. Тогда же национальным гимном Франции была признана «Мар­сельеза», а в 1880 г. национальным праздником объявляется день годовщины взятия Бастилии — 14 июля. В августе 1884 г. Национальное собрание вносит ряд существен­ных изменений в конституцию. Был принят новый конституционный закон, состоящий из четырех статей и внесший радикальные изменения в конституцию1875 г. Самым важным в политическом отношении явилось дополнение к закону от 25 февраля 1875 г., согласно которому «республиканская форма правления не может быть пред­метом предложений о пересмотре. Члены семей, царствовавших во Франции, не мо­гут быть избраны на пост президента».[18] В декабре 1884 г. принимается закон, унич­тожающий институт пожизненных сенаторов. В ст. 4 закона указывалось, что члены семей, царствовавших во Франции, не могут быть избраны в состав сената.[19]

Постепенно уменьшалась роль сената в политической жизни страны, хотя по-прежнему он оставался органом, «сдерживающим» палату депутатов. Постепенно сни­жались роль и значение института президента, «дуализм исполнительной власти эво­люционировал в сторону потери полномочий президента республики в пользу прави­тельства».[20] Со временем установилось правило, в силу которого президент не дол­жен претендовать на переизбрание. С 1879 г. президент перестал пользоваться пра­вом роспуска нижней палаты; ни разу не воспользовался он и правом прерывать заседание палат. Фактически не применялось право президента требовать вторичного обсуждения вотированного парламентом закона.[21] Однако правящие классы не пошли на конституционные ограничения президентской власти: его формально широкие пол­номочия в кризисных ситуациях реакция могла использовать в своих целях.

Характеризуя эволюцию формы правления Третьей республики, необходимо учи­тывать и изменения в методах политического руководства.[22] В начале 80-х годов XIX в. произошла определенная «либерализация» политического режима во Фран­ции. Это в частности выразилось в издании ряда законов: в июне 1880 г. — об амни­стии коммунаров и о свободе собраний, [23] в марте 1884 г. принимается закон о свободе профсоюзных организаций, легализировавший фактически действовавшие профсоюзы.[24]

Итак, третья республика, конституционно оформленная как парламентская рес­публика с наличием отдельных элементов президентской, в ходе эволюции 70-х — 80-х годов трансформировалась в классическую буржуазную парламентскую респуб­лику. Этот процесс характеризовался изменение фактического и юридического ста­туса некоторых органов власти, а также созданием новых политических институтов, что позволяло французской буржуазии более гибко осуществлять свое экономическое и политическое господство.

 

31. В истории Франции началось смутное время, когда на французский трон претендовали сразу три династии: Бурбоны, Орлеаны, Бонапарты. Хотя 4 сентября 1870 года в результате народного восстания во Франции была провозглашена республика, в Национальном собрании большинство принадлежало монархистам, меньшинство составляли республиканцы, среди которых было несколько течений. В стране существовала «республика без республиканцев».

Однако план реставрации монархии во Франции провалился. Основная масса населения Франции была за установление республики. Вопрос об определении политического строя Франции долго не решался. Только в 1875 году Национальное собрание большинством в один голос приняло дополнение к основному закону, признавшее Францию республикой. Но и после этого Франция еще несколько раз была на грани монархического переворота.

24 мая 1873 г. президентом республики был избран ярый монархист Мак-Магон, на имени которого сошлись три ненавидевшие друг друга монархические партии, когда они искали преемника Тьеру. Под покровительством президента велись интриги монархистов для восстановления монархии.

В ноябре 1873 г. полномочия Мак-Магона были продолжены на семь лет. В 1875 г. Мак-Магон был решительным противником конституции в республиканском духе, которая, тем не менее, была принята Национальным собранием.

Конституция Третьей республики была компромиссом между монархистами и республиканцами. Вынужденные признать республику, монархисты постарались придать ей консервативный, недемократический характер. Законодательная власть была передана парламенту, состоявшему из палаты депутатов и сената. Сенат избирался на 9 лет и обновлялся через три года на одну треть. Для сенаторов был установлен возрастной ценз – 40 лет. Палата депутатов избиралась на 4 года только мужчинами, достигшими 21 года и проживавшими не менее 6 месяцев в данной общине. Женщины, военнослужащие, молодежь, сезонные рабочие не получили избирательных прав.

Исполнительная власть вручалась президенту, избираемому Национальным собранием на 7 лет. Ему было предоставлено право объявлять войну, заключать мир, а также право законодательной инициативы и назначения на высшие гражданские и военные должности. Таким образом, власть президента была велика.

Первые парламентские выборы, проведенные на основе новой конституции, принесли победу республиканцам. В 1879 году Мак-Магон вынужден подать в отставку. К власти пришли умеренные республиканцы. Новым президентом был избран Жюль Греви, а председателем палаты депутатов Леон Гамбетта.

Жюль Греви – первый президент Франции, бывший убеждённым республиканцем и активно противостоявший реставрации монархии.

Удаление маршала Мак-Магона было встречено в стране с чувством облегчения. С избранием Жюля Греви укоренилось убеждение, что республика вступила в период ровного, спокойного и плодотворного развития. И действительно, годы управления Греви ознаменовались колоссальными успехами в деле упрочения республики. 28 декабря 1885 г. он был снова избран президентом Третьей республики. Второй период президентства Жюля Греви оказался весьма непродолжительным. В конце 1887 г. он был вынужден сложить с себя звание президента республики под влиянием общественного негодования, вызванного разоблачениями о предосудительных действиях зятя Греви, депутата Вильсона, который торговал высшей государственной наградой – орденом Почетного Легиона. Лично Греви не был скомпрометирован. С 1887 по 1894 гг. президентом Франции был Сади Карно.

Семь лет президентства Карно заняли видное место в истории Третьей республики. Это был период упрочения республиканского строя. Конечная его неудача Буланже и буланжизма (1888-89) сделала республику ещё более популярной в глазах населения. Прочность республики нимало не поколебали даже такие неблагоприятные события, как «панамские скандалы» (1892-93 гг.) и резкие проявления анархизма (1893).

В годы президентства Греви и Карно большинство в палате депутатов принадлежало умеренным республиканцам. По их инициативе Франция активно захватывала новые колонии. В 1881 году был установлен протекторат Франции над Тунисом, в 1885 году было закреплено право Франции на Аннам и Тонкин. В 1894 году началась война за Мадагаскар. После двух лет кровопролитной войны остров стал французской колонией. В то же время Франция вела завоевание Западной и Центральной Африки. В конце XIX века владения Франции в Африке в 17 раз превышали размеры самой метрополии. Франция стала второй (после Англии) колониальной державой мира.

Колониальные войны требовали больших средств, росли налоги. Авторитет умеренных республиканцев, выражавших интересы только крупной финансовой и промышленной буржуазии, падал. Это привело к усилению в рядах республиканской партии левого радикального крыла, возглавляемого Жоржем Клемансо (1841-1929). Жорж Клемансо – сын врача, владельца небольшого поместья, Отец Клемансо и он сам выступали против Второй империи, подвергались преследованиям. В период Парижской Коммуны Жорж Клемансо занимал пост одного из парижских мэров, старался быть посредником между Коммуной и Версалем. Став лидером радикалов, Клемансо резко критиковал внутреннюю и внешнюю политику умеренных республиканцев, добивался их отставки, получив прозвище «низвергатель министров».

В 1881 году радикалы откололись от республиканцев и образовали самостоятельную партию. Они требовали демократизации государственного строя, отделения церкви от государства, введения прогрессивного подоходного налога, проведения социальных преобразований. На парламентских выборах 1881 года радикалы уже выступали самостоятельно и получили 46 мест. Однако большинство в палате депутатов осталось за умеренными республиканцами.

Политические позиции монархистов, клерикалов, умеренных республиканцев все больше сближались на общей антидемократической платформе. Это отчетливо проявилось в связи с так называемым делом Дрейфуса, вокруг которого развернулась острая политическая борьба.

32 Военное поражение Франции позволило образовать на бывшей территории Священной римской империи так называемый Германский союз (1814 г.), состоящий всего из 34 государств и нескольких вольных городов — Франкфурта, Гамбурга, Бремена и Любека. Главенство в Союзе принадлежало Австрии. Его связующим учреждением стал Союзный сейм, состоящий из уполномоченных от 34 государств и четырех вольных городов. Для принятия решения требовалось согласие всех уполномоченных, которые, однако, действовали по инструкциям своих правителей и правительств. В большинстве государств господствовал княжеский абсолютизм, но в некоторых, входивших в свое время в Рейнский союз, были приняты октроированные (дарованные правителями) конституции (Вюртемберг, Ганновер, Бавария и еще девять государств).
Следующим важным шагом на пути воссоединения стало образование в 1834 г. Таможенного союза, в состав которого вошли Бавария, Пруссия и еще 16 германских государств. Лидирующее положение в этом Союзе заняла Пруссия. Она стала претендовать на роль объединяющей силы во всей Германии и таким образом выступила соперницей Австрии.
Королевство Бранденбург-Пруссия возникло под началом Фридриха-Вильгельма I (1701—1740), современника и собеседника» Петра I, грозного военного противника Швеции и Франции (1733 — 1735 гг.). При нем была заложена централизованная бюрократическая иерархия, введено деление подданных на солдат, чиновников и покорных обывателей.
Единая германия. Конст 1871. Победа над Австрией выдвинула Пруссию на роль объединяющей Германию силы. Пруссия была единственным немецким гос-ом, 1) введшим у себя всеобщую воинскую повинность, 2) всеобщее обязательное обучение, Бисмарк с успехом осуществил политику воссоединения Германии. Важнейшим итогом австро-прусской войны являлось присоединение к Пруссии ряда северогерманских гос-в, в том числе Ганновера, Гессен-Кастеля, Франкфурта-на-Майне. В Центральной Европе возникло новое гос-во, получившее название Северо-Германского союза. В Союз не вошли южно-германские гос-ва: Бавария, Саксония, Вюртемберг и др. Их насильственному объединению в новую империю препятствовала Франция. В 1870 г. Пруссия спровоцировала войну с Францией. В этой войне Франция была разгромлена. Прусский король был коронован императором объединенной Германии, и таким образом в центре Европы возникло новое гос-во — Германская империя. Конституция Германии 1871 г. Согласно новой германской К, в состав новообразованной империи вошли 1) 22 монархии и 2) несколько вольных городов. К наделила эти гос-ва незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся. Главой империи был прусский король. По К, Союзному совету вручалась законодат власть — наряду и вместе с рейхстагом - и значительная исполнит власть. Бундесрат располагал своим аппаратом — комиссиями, специализированными по различным областям об-ой и гос жизни. К отводила рейхстагу важное место в законодат процессе, но фактическая власть рейхстага была сравнительно небольшой. Разделение властей на законодат и исполнит так и не было создано до Веймарской К 1919г. К декретировала введение всеобщего муж избират права.

 

33. Образование единой германской империи

Первой попыткой реорганизации разрозненной империи стал т.н. " Рейнский союз", находившейся под протекторатом Наполеона. Здесь было ликвидировано крепостное право, упорядочена администрация, отменены феодальные привилегии, введен Гражданский кодекс Франции.
После поражения Наполеона Венский конгресс, созванный в 1815 г., постановил учредить новый Германский союз. В его состав вошли 34 государства-королевства, княжества, герцогства - 4 вольных города (Франкфурт, Гамбург, Бремен и Любен).
Верховным органом власти германского союза считался Союзный сейм, состоявший из представителей отдельных государств. Органов, которые обеспечивали бы реальное исполнение принятых сеймом решений, не было создано. Таким образом, политическая раздробленность германских государств была сохранена. Между членами союза и даже внутри отдельных государств, его составлявших, сохранились многочисленные таможенные преграды, задерживавшие экономическое развитие Германии. Руководство делами германского союза сосредоточилось в руках всесильного австрийского министра Метерниха.
Новый этап в борьбе за объединение Германии связан с усилением Пруссии, которая претендует на роль объединительной силы - вместо Австрии. Выдвижении Пруссии способствовала ее промышленная мощь, увеличивающаяся с каждым годом. Внутренние таможенные преграды были уничтожены в Пруссии в 1818 году. Ей удалось заключить договоры о единстве таможенной политике с Баварией, Саксонией и некоторыми другими государствами и образовать " Таможенный союз". Таможенным трактатом 1833 года была установлена беспрепятственная транспортировка товаров между членами таможенного союза, единство их таможенной политики по отношению к другим государствам и создан единый руководящий орган - Совет уполномоченных. В таможенный союз вошли 18 государств из 38.
Революция 1848 года
Идея объединения Германии нашли широкое распространение среди либеральной буржуазии. В стране стали возникать многочисленные политические организации, ставившие своей основной задачей борьбу за это объединение (" Молодая Германия", " Союз гонимых", образованный ремесленниками, эмигрантами в Париже, " Союз справедливых" Вильгельма Вейтлинга и другие").
Толчком для революционного выступления в Германии стала французская революция 1848 г. в столице Пруссии (Берлине), началось вооруженное восстание. Рост революционного движения заставило прусского короля Фридриха-Вильгельма IV искать выход в созыве представительного органа. В начале 1847 года им был создан Соединенный ландтаг, который потребовал от короля введение конституции. Отказ Фридриха-Вильгельма - исполнить это требование и роспуск ландтага еще больше накалил политическую обстановку в Пруссии.
В итоге Прусское правительство вместе с правительством других государств - членов Германского союза - решило пойти на созыв Союзного сейма. Сейм постановил созвать во Франкфурте-на-Майне предпарламент, составленный из провинциальных ландтагов. Предпарламент принял решение о созыве на основе всеобщих выборов германского Национального собрания для выработки общегерманской конституции.
Разработанная к марту 1849 года эта конституция предусматривала введение в Германии конституционной монархии во главе с наследственным императором. Законодательная власть отдавалась двухпалатному Законодательному собранию. Устанавливалась ответственность министров перед парламентом, провозглашались демократические права и свободы.
Однако франкфуртская конституция так и осталась проектом. Австрийский и прусский короли отказались от имперской короны. Подавив революцию в Пруссии, Фридрих-Вильгельм направил свои войска во Франкфурт. Национальное собрание было разогнано. Революция 1848 г. закончилась ничем. Она не уничтожила феодально-абсолютистский режим; не привела к политической власти буржуазию; не осуществила объединение Германии.
Прусская конституция 1850 г.
После поражения революции в Пруссии и в других государствах Германского союза наступил период реакции. " Дарованная" королем Конституция 1850 г. была явно антидемократической. По ней:
* В руках короля сохранилась не только исполнительная, но и законодательная власть. Он обладал правом абсолютного вето и роспуска парламента.
* Парламент имел декоративное значение. Первая палата состояла из членов, назначавшихся королем пожизненно или наследственно; вторая палата избиралась на основе трехкуриальной избирательной системы. Все избиратели делились на три курии. Первые две составляли крупные налогоплательщики, а последнюю третью курию все прочие граждане. Выборы были двухстепенными: избиратели выбирали выборщиков, а те уже - депутатов парламента. Такая система давала явное преимущество богатым пруссакам.
Объединение Германии через прусскую монархию
В 60-х годах ХIХ в. Пруссия становится самым сильным государством Германии. Это позволяет ей завершить процесс объединения страны. Ведущую роль при этом сыграл Отто Бисмарк, прусский помещик, назначенный на пост министра-президента Пруссии в октябре 1862 г. Правительство Бисмарка использовало ля усиления Пруссии противоречия между Австрией и Россией, Австрией и Францией. Бисмарк считал, что объединение Германии может быть осуществлено только путем насилия " железом и кровью".
По Конституции 1850 г. в Пруссии была введена всеобщая воинская повинность. Не обращая внимания на оппозицию со стороны либеральной буржуазии, которая выступала против увеличения военного бюджета, Бисмарк систематически усиливал армию, а затем развязал одну за другой войны с Австрией, Данией и Францией.
Победа Пруссии в войне с Австрией в 1868 г. означала вытеснение Австрии из Германского союза. К Пруссии были присоединены северо-германские государства: Гановер, Гессен-кастель, Франфурт-на-Майне, Нассау. Еще раньше до войны с Данией Пруссия подчинила Шлезвиг и Голштейн. Свое господство над этими государствами Пруссия обеспечила в форме " Северогерманского союза", оформленного договором от 21.08.1866 г., а затем конституцией этого союза от 16.04.1867 г.
Разгромом Франции во франко-прусской войне 1870-1871 гг. был завершен политический курс Бисмарка на объединение Германии. К Пруссии присоединились южно-германские государства: Бавария, Саксония и др. Прусский король был коронован как император объединенной Германии. Таким образом, в центре Европы возникло новое государство - Германская империя.
Конституция 1871 г.
По новой конституции в состав образованной империи вошли 22 монархии и 3 вольных города. Конституция наделила эти государства незначительной самостоятельностью, которая постепенно сокращалась. На долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и 60 процентов населения.
Главой империи по конституции был прусский король, которому присваивался титул императора. Он был верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначал чиновников и главу правительства (канцлера). Императору также предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии.
Парламент состоял из двух палат. Члены верхней палаты - Союзного совета (бундесрата) назначались правительствами союзных государств. Конституция установила нормы представительства от каждой из земель. При этом на долю Пруссии пришлось 17 депутатских мест из 58, остальные государства имели в составе от 1 до 6 депутатов.
Конституция предоставила Бундесрату законодательную и значительную исполнительную власть. Бундесрат имел свой аппарат из комиссии, специализированных по разным областям общественной и государственной жизни. Ему также было предоставлено важное право издания указов, имеющих силу закона, помимо нижней палаты и даже наперекор ей (ст. 7).
Роль Пруссии в Бундесрате была очень велика. Председателем палаты был канцлер империи, т.е. прусский министр, назначаемый по воле прусского короля. Для отклонения законопроекта об изменении конституции требовалось всего 14 голосов, тогда как Пруссия была представлена в верхней палате сначала 17-ю депутатами, а затем их стало 22. От Пруссии же зависело отклонение любого законопроекта, касающегося перемен в армии и флоте, а также налогов и сборов.
Нижняя палата парламента называлась рейхстагом. Он избирался сначала на 3 года, затем - на 5 лет (с 1887 г.). Ст. 20 конституции декретировала всеобщее мужское избирательное право. Рейхстаг принимал участие в законодательном процессе, но его фактическая власть была сравнительно небольшой. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительством законопроект, его слегка редактировали и пропускали через бундесрат в качестве " указа".
Кроме того, досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением палаты верхней, т.е. бундесрата.
Таким образом, разделение властей на законодательную и исполнительную признавалось, но системы сдержек и противовесов, направленной на демократизацию власти, так и не было создано - вплоть до Веймарской конституции 1919.
Имперское правительство было представлено в единственном лице канцлера. Кабинета министров не существовало. В подчинении канцлера находились статс-секретари, которые были практически его заместителями по тому или иному ведомству (юстиции, иностранных, внутренних дел и т.п.). Функции имперского правительства были весьма широки. Помимо внутренней и внешней политики, руководства вооруженными силами, средствами сообщения и связи, оно ведало также банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.п. (ст. 4). На долю местных правительств приходилось в основном исполнение имперский законов, которые имели преимущества перед законами земель.
Реакционная и абсолютистская по своему содержанию, конституция 1881 г. была полна юридических противоречий. Император был связан контрассигнатурой канцлера, которого он же мог назначать и смещать по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он был волен приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный закон, касающийся конституции, финансов и военного дела.
Вывод: Объединение Германии насильственным путем " железом и кровью" привело к образованию реакционного, монархического государства - Германской империи. Но в то же время объединение страны придало немецкой экономике столь мощный импульс, что Германия за короткий срок стала самой мощной европейской державой.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал