Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Форма правления во Франции в 70-х – 80-х годах XIX века
Третья республика во Франции была формально провозглашена 4 сентября 1870 г. Однако ее конституирование произошло лишь в начале 1875 г. Для политического развития Франции конца 70-х — начала 80-х годов характерно определенное изменение формы правления, постепенный «отход» от положений конституции 1875г., касающихся организации государственной власти. Во французской исторической и юридической литературе принято рассматривать государственный строй Франции до принятия конституции 1875 г. как «временный режим», [1] дальнейшее государственно-правовое развитие Третьей республики, ее «трансформацию», «эволюцию».[2] При этом эволюция зачастую сводится главным образом к формально-юридическим изменениям конституции.[3] Для правильного понимания политического развития Третьей республики в этот период необходимо выявить особенности формы правления Франции, закрепленной конституцией 1875 г., и проанализировать изменения, происшедшие в государственном строе в 70-х— 80-х годах XIX в. Основной внутриполитической проблемой Франции в 70-х — 80-х годах было сохранение и укрепление республиканской формы правления. И хотя Парижская Коммуна предопределила поражение любых попыток реставрации монархии, [4] борьба за республику затянулась на долгие годы. Она не сводилась лишь к парламентской борьбе двух фракций французской буржуазии (буржуазных республиканцев и монархистов), [5] а являлась выражением острых классовых противоречий. Важным этапом в процессе становления республиканской формы правления явилось принятие национальным собранием конституции Третьей республики 1875 г. Конституция включала в себя три закона, принятые соответственно 24, 25 февраля и 10 июля: об организации сената, об организации государственной власти, об отношении государственных властей.[6] К этим законам непосредственно примыкают еще два, названных основными (о выборах в сенат и о порядке выборов в палату депутатов), [7] но фактически относящихся к категории обычных законов, так как их изменение в отличие от первых трех не связывалось с созывом Национального собрания.[8] Последние два закона в значительной мере определяли устройство государственной власти Третьей республики, поэтому они могут с известными оговорками быть включены в конституцию. Конституцию 1875 г. отличали фрагментарность, краткость, отсутствие декларации о принципах государственного строя. В ней лишь косвенно упоминалось о республиканской форме правления. В ст. 2 закона от 25 февраля 1875 г. было записано: «Президент республики избирается абсолютным большинством голосов сената и палаты депутатов».[9] Конституция отразила определенный компромисс в борьбе буржуазных республиканцев и монархистов, в ней также проявилось влияние авторитарных традиций предшествующего периода.[10] Все это наложило отпечаток на установленную систему высших органов власти. Были учреждены институт сильной президентской власти и сенат (верхняя палата парламента), избранный особым, антидемократическим путем. Однако в 80-е годы наблюдается определенный отход от ряда положений конституции 1875 г. В результате фактический и юридический статус президента и сената претерпел существенные изменения. По конституции Третьей республики законодательная власть в стране принадлежала парламенту, состоящему из двух палат: палаты депутатов и сената. Депутаты нижней палаты избирались сроком на четыре года всеобщей и прямой подачей голосов (ст. 1 закона от 30 ноября 1875 г.).[11] В противовес нижней палате сенат был органом открыто консервативным и реакционным. Этому в значительной мере способствовала система выборов в верхнюю палату. Сенат состоял из 300 человек, причем 75 сенаторов назначались пожизненно, [12] а 225 избирались сроком на 9 лет. Сенаторов от каждого департамента избирали специальные коллегии, которые формировались из: 1) депутатов департамента; 2) его генеральных советников; 3) окружных советников; 4) делегатов от каждой коммуны, избранных муниципальным советом из лиц, пользующихся обычным правом избирателей (ст. 4 закона от 24 февраля 1875 г.). Независимо от численности населения избирался один делегат от коммуны. Таким образом, обеспечивалось преобладание консервативных элементов (как правило, представителей сельских коммун) над радикальными. Сенату и палате депутатов предоставлялись равные права в области законодательства. В то же время сенат был наделен и особыми полномочиями: лишь с его согласия президент имел право распустить палату депутатов (сенат как палата парламента не подлежал роспуску); согласно ст. 9 закона от 24 февраля 1875 г. сенат мог выступать в качестве верховного суда при обвинении президента или министров в преступлениях, посягающих на безопасность государства.[13] Особое место в государственном механизме Третьей республики принадлежало президенту — главе исполнительной власти. Согласно ст. 2 закона 25 февраля 1875г. президент избирался на 7 лет на совместном заседании палат; он мог быть переизбран. Глава государства обладал значительными полномочиями: имел право законодательной инициативы, обнародовал законы и следил за их исполнением, являлся главой вооруженных сил, заключал договоры с другими государствами, назначал на все гражданские и военные должности. Если президент считал тот или иной закон негодным, он мог отказать в его промульгации, и палаты были обязаны вновь рассмотреть данный закон. Президент имел право прерывать сессию парламента, а с согласия сената распускать палату депутатов с назначением выборов в двухмесячный срок. В своей деятельности президент не подчинялся парламенту. В конституции не было специального раздела, посвященного высшим органам государственного управления, законы содержали лишь отдельные, фрагментарные положения, касающиеся деятельности министров. Ст. 6 закона от 25 февраля устанавливала коллегиальную ответственность министров перед парламентом. Одним из пережитков «временного режима» являлось право президента председательствовать в совете министров.[14] Но фактически правительство возглавлял один из министров, причем заседания, происходящие в отсутствие президента, были правомочны готовить лишь проекты решений по обсуждаемым вопросам и носили название совета кабинета.[15] Принятие конституции 1875 г. и особенно выборы, проведенные на ее основе, способствовали победе буржуазных республиканцев; в октябре 1877 г. они получили большинство в нижней палате, в декабре— в сенате. В январе 1879 г. на пост президента был избран республиканец Ж. Греви. Победа республиканцев означала приход к власти новых, более либеральных слоев буржуазии. До конца 70-х годов у власти во Франции находились реакционные, преимущественно монархически настроенные круги крупной буржуазии. Однако постепенно в качестве претендента на «монополию власти» выступает средняя и мелкая буржуазия. Произошла также определенная «либерализация» части крупной буржуазии, которая «по мере увеличивающейся решительности и самостоятельности выступлений пролетариата и демократически буржуазных... элементов» становилась все более республиканской.[16] Буржуазные республиканцы смогли прийти к власти лишь благодаря поддержке народа, которому они обещали проведение широких реформ.[17] Но, победив на выборах, республиканцы намеренно затягивали проведение каких-либо радикальных преобразований, ограничивались лишь некоторыми мерами. Относительная демократизация Третьей республики, начавшаяся с приходом к власти республиканцев, была вызвана необходимостью решения двух взаимосвязанных задач: укрепления политического господства буржуазии в целом как класса, и обеспечения более гибкой и полной реализации политических интересов тех слоев господствующего класса, которые пришли к власти. Для решения указанных проблем республиканцам пришлось прибегнуть как к некоторому изменению методов политического руководства, так и к коррективам в организации государственной власти. В 1879 г. был принят закон о перенесении столицы и резиденции парламента из Версаля в Париж. Тогда же национальным гимном Франции была признана «Марсельеза», а в 1880 г. национальным праздником объявляется день годовщины взятия Бастилии — 14 июля. В августе 1884 г. Национальное собрание вносит ряд существенных изменений в конституцию. Был принят новый конституционный закон, состоящий из четырех статей и внесший радикальные изменения в конституцию1875 г. Самым важным в политическом отношении явилось дополнение к закону от 25 февраля 1875 г., согласно которому «республиканская форма правления не может быть предметом предложений о пересмотре. Члены семей, царствовавших во Франции, не могут быть избраны на пост президента».[18] В декабре 1884 г. принимается закон, уничтожающий институт пожизненных сенаторов. В ст. 4 закона указывалось, что члены семей, царствовавших во Франции, не могут быть избраны в состав сената.[19] Постепенно уменьшалась роль сената в политической жизни страны, хотя по-прежнему он оставался органом, «сдерживающим» палату депутатов. Постепенно снижались роль и значение института президента, «дуализм исполнительной власти эволюционировал в сторону потери полномочий президента республики в пользу правительства».[20] Со временем установилось правило, в силу которого президент не должен претендовать на переизбрание. С 1879 г. президент перестал пользоваться правом роспуска нижней палаты; ни разу не воспользовался он и правом прерывать заседание палат. Фактически не применялось право президента требовать вторичного обсуждения вотированного парламентом закона.[21] Однако правящие классы не пошли на конституционные ограничения президентской власти: его формально широкие полномочия в кризисных ситуациях реакция могла использовать в своих целях. Характеризуя эволюцию формы правления Третьей республики, необходимо учитывать и изменения в методах политического руководства.[22] В начале 80-х годов XIX в. произошла определенная «либерализация» политического режима во Франции. Это в частности выразилось в издании ряда законов: в июне 1880 г. — об амнистии коммунаров и о свободе собраний, [23] в марте 1884 г. принимается закон о свободе профсоюзных организаций, легализировавший фактически действовавшие профсоюзы.[24] Итак, третья республика, конституционно оформленная как парламентская республика с наличием отдельных элементов президентской, в ходе эволюции 70-х — 80-х годов трансформировалась в классическую буржуазную парламентскую республику. Этот процесс характеризовался изменение фактического и юридического статуса некоторых органов власти, а также созданием новых политических институтов, что позволяло французской буржуазии более гибко осуществлять свое экономическое и политическое господство.
31. В истории Франции началось смутное время, когда на французский трон претендовали сразу три династии: Бурбоны, Орлеаны, Бонапарты. Хотя 4 сентября 1870 года в результате народного восстания во Франции была провозглашена республика, в Национальном собрании большинство принадлежало монархистам, меньшинство составляли республиканцы, среди которых было несколько течений. В стране существовала «республика без республиканцев». Однако план реставрации монархии во Франции провалился. Основная масса населения Франции была за установление республики. Вопрос об определении политического строя Франции долго не решался. Только в 1875 году Национальное собрание большинством в один голос приняло дополнение к основному закону, признавшее Францию республикой. Но и после этого Франция еще несколько раз была на грани монархического переворота. 24 мая 1873 г. президентом республики был избран ярый монархист Мак-Магон, на имени которого сошлись три ненавидевшие друг друга монархические партии, когда они искали преемника Тьеру. Под покровительством президента велись интриги монархистов для восстановления монархии. В ноябре 1873 г. полномочия Мак-Магона были продолжены на семь лет. В 1875 г. Мак-Магон был решительным противником конституции в республиканском духе, которая, тем не менее, была принята Национальным собранием. Конституция Третьей республики была компромиссом между монархистами и республиканцами. Вынужденные признать республику, монархисты постарались придать ей консервативный, недемократический характер. Законодательная власть была передана парламенту, состоявшему из палаты депутатов и сената. Сенат избирался на 9 лет и обновлялся через три года на одну треть. Для сенаторов был установлен возрастной ценз – 40 лет. Палата депутатов избиралась на 4 года только мужчинами, достигшими 21 года и проживавшими не менее 6 месяцев в данной общине. Женщины, военнослужащие, молодежь, сезонные рабочие не получили избирательных прав. Исполнительная власть вручалась президенту, избираемому Национальным собранием на 7 лет. Ему было предоставлено право объявлять войну, заключать мир, а также право законодательной инициативы и назначения на высшие гражданские и военные должности. Таким образом, власть президента была велика. Первые парламентские выборы, проведенные на основе новой конституции, принесли победу республиканцам. В 1879 году Мак-Магон вынужден подать в отставку. К власти пришли умеренные республиканцы. Новым президентом был избран Жюль Греви, а председателем палаты депутатов Леон Гамбетта. Жюль Греви – первый президент Франции, бывший убеждённым республиканцем и активно противостоявший реставрации монархии. Удаление маршала Мак-Магона было встречено в стране с чувством облегчения. С избранием Жюля Греви укоренилось убеждение, что республика вступила в период ровного, спокойного и плодотворного развития. И действительно, годы управления Греви ознаменовались колоссальными успехами в деле упрочения республики. 28 декабря 1885 г. он был снова избран президентом Третьей республики. Второй период президентства Жюля Греви оказался весьма непродолжительным. В конце 1887 г. он был вынужден сложить с себя звание президента республики под влиянием общественного негодования, вызванного разоблачениями о предосудительных действиях зятя Греви, депутата Вильсона, который торговал высшей государственной наградой – орденом Почетного Легиона. Лично Греви не был скомпрометирован. С 1887 по 1894 гг. президентом Франции был Сади Карно. Семь лет президентства Карно заняли видное место в истории Третьей республики. Это был период упрочения республиканского строя. Конечная его неудача Буланже и буланжизма (1888-89) сделала республику ещё более популярной в глазах населения. Прочность республики нимало не поколебали даже такие неблагоприятные события, как «панамские скандалы» (1892-93 гг.) и резкие проявления анархизма (1893). В годы президентства Греви и Карно большинство в палате депутатов принадлежало умеренным республиканцам. По их инициативе Франция активно захватывала новые колонии. В 1881 году был установлен протекторат Франции над Тунисом, в 1885 году было закреплено право Франции на Аннам и Тонкин. В 1894 году началась война за Мадагаскар. После двух лет кровопролитной войны остров стал французской колонией. В то же время Франция вела завоевание Западной и Центральной Африки. В конце XIX века владения Франции в Африке в 17 раз превышали размеры самой метрополии. Франция стала второй (после Англии) колониальной державой мира. Колониальные войны требовали больших средств, росли налоги. Авторитет умеренных республиканцев, выражавших интересы только крупной финансовой и промышленной буржуазии, падал. Это привело к усилению в рядах республиканской партии левого радикального крыла, возглавляемого Жоржем Клемансо (1841-1929). Жорж Клемансо – сын врача, владельца небольшого поместья, Отец Клемансо и он сам выступали против Второй империи, подвергались преследованиям. В период Парижской Коммуны Жорж Клемансо занимал пост одного из парижских мэров, старался быть посредником между Коммуной и Версалем. Став лидером радикалов, Клемансо резко критиковал внутреннюю и внешнюю политику умеренных республиканцев, добивался их отставки, получив прозвище «низвергатель министров». В 1881 году радикалы откололись от республиканцев и образовали самостоятельную партию. Они требовали демократизации государственного строя, отделения церкви от государства, введения прогрессивного подоходного налога, проведения социальных преобразований. На парламентских выборах 1881 года радикалы уже выступали самостоятельно и получили 46 мест. Однако большинство в палате депутатов осталось за умеренными республиканцами. Политические позиции монархистов, клерикалов, умеренных республиканцев все больше сближались на общей антидемократической платформе. Это отчетливо проявилось в связи с так называемым делом Дрейфуса, вокруг которого развернулась острая политическая борьба. 32 Военное поражение Франции позволило образовать на бывшей территории Священной римской империи так называемый Германский союз (1814 г.), состоящий всего из 34 государств и нескольких вольных городов — Франкфурта, Гамбурга, Бремена и Любека. Главенство в Союзе принадлежало Австрии. Его связующим учреждением стал Союзный сейм, состоящий из уполномоченных от 34 государств и четырех вольных городов. Для принятия решения требовалось согласие всех уполномоченных, которые, однако, действовали по инструкциям своих правителей и правительств. В большинстве государств господствовал княжеский абсолютизм, но в некоторых, входивших в свое время в Рейнский союз, были приняты октроированные (дарованные правителями) конституции (Вюртемберг, Ганновер, Бавария и еще девять государств).
33. Образование единой германской империи Первой попыткой реорганизации разрозненной империи стал т.н. " Рейнский союз", находившейся под протекторатом Наполеона. Здесь было ликвидировано крепостное право, упорядочена администрация, отменены феодальные привилегии, введен Гражданский кодекс Франции.
|