Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
От редакции. Коллектив индивидуальностей
Уроки Леонидова «Слово и дело» Коллектив индивидуальностей Неписаные законы Эстафета поколений Творчество — это труд Критика и критиканы «Умеете ли вы играть на флейте?» Правда, уместная и неуместная Играет лучший! Второй состав или второй сорт? До, после и на репетиции Сор из избы Огонь, вода и медные трубы Щепетильные вопросы Режиссер с головы до ног
УРОКИ ЛЕОНИДОВА — В какие отношения с коллективом вы хотите себя поставить? — испытывал меня Леонид Миронович Леонидов перед тем, как решить, можно ли молодому, начинающему режиссеру доверить воспитанный им студийный театр. — Я хотел бы, чтобы меня любили... — Любили... — перебил Леонид Миронович. — Любили... Это же значит — одни любили, другие ненавидели... — Уважали, — добавил я менее решительно. — Ну что ж, это уже лучше... Судя по интонации, Леонидов ответом был все же неудовлетворен. — Режиссеру должны верить. Верить! И побаивать-ся. Ему дана большая власть. Коллектив должен это чувствовать, хотя хорошему руководителю редко надо этой властью пользоваться. Кому не верят, тот вынужден держать труппу в повиновении только страхом. Это ужасно. Это уже не театр, а застенок. Но еще хуже, если режиссер боится коллектива и создает себе авторитет, заигрывая с актерами, задабривая их. Такого и не боятся и не уважают. Актеры любят говорить, что им нужна ласка. На самом деле в режиссере они более всего ценят талант и строгость... — Леонид Миронович, одни режиссеры считают, что актера надо любить, другие — что с ним надо хитрить. А как вы считаете? Считаю неверной самую постановку вопроса. Что значит «хитрить»? Кого любить? Актера? Какого актера? Тот, кто попал в театр по недоразумению, по знакомству, —не актер. Люби его, хитри с ним —ничего не поможет. С ним надо проститься. А актеру, настоящему актеру, не нужна ни ласка и ни таска, ни любовь, ни хитрость. Вера и строгая требовательность — вот основа нормальных отношений режиссера и актера. Актеры — люди разные. Одному актеру надо помочь, другого научить, третьего — проучить. Но и сам актер тоже всегда «разный», ноль получается — один, не получается — другой. Когда просит роль — один, когда отказывается от нее — другой. Один — в начале репетиции, другой — в конце. Как же можно все многообразие человеческих индивидуальностей и обстоятельств работы свести к односложному: «любить», «хитрить»? Говорят, что Станиславский на репетиции был иногда очень резок, даже груб и в гневе был страшен. А Немирович-Данченко добивался результатов, не повышая голоса. Что лучше? Быть Станиславским или Немировичем-Данченко?.. Разве же в этом дело: громко делать замечания или тихо? Если режиссер может мне помочь найти себя в роли, я согласен на все. Пусть хоть дерется... Да, Константин Сергеевич был строг. Но неизвестно, что было легче перенести — крик Станиславского или спокойно сказанный, но жестокий приговор Немировича-Данченко. Эти великие мастера во многом отличались друг от друга, но сходились в чрезвычайной требовательности, настойчивости, в прекрасном понимании природы каждого из актеров Художественного театра. Работа с ними всегда была радостью. От них ничего нельзя было скрыть, ни за что нельзя было спрятать свою неподготовленность, слабость, пустоту. Режиссер, если он хочет хоть в малой степени походить на Станиславского или на Немировича-Данченко, должен прежде всего понять сложные законы актерского творчества, должен хорошо знать актера, быть для него образцом отношения к делу. А тогда все равно: хитри, люби, кричи, не кричи — актер тебе верит, он за тобой идет.
|