![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Суды специальной юрисдикции
Во многих штатах действуют также суды специальной юрисдикции -- либо самостоятельно, либо при окружных судах. Это суды по налогам, по земельным спорам, по делам о наследовании, по претензиям к властям штатов, суды, разбирающие огромное количество дел о нарушениях правил дорожного движения, и др. Важное место среди них занимают суды по делам несовершеннолетних, нередко объединяющие в себе и функции семейных судов. Они разбирают дела о правонарушениях несовершеннолетних, применяют меры к родителям, не заботящимся о своих детях, контролируют условия воспитания в неблагополучных семьях, пытаются разрешать семейные конфликты и т.п. Чудаков М.Ф. Конституционное право США. Основные институты: Пособие для студентов. - Мн.: Тесей, 1999, с. 108.
4 К началуXX в. США становятся крупнейшей мировой державой. Население страны увеличилось во много раз в немалой степени за счет эмигрантов. Большая часть национального дохода присваивалась.крупнейшими финансово-промышленными корпорациями. После первой мировой войны США из страны-должника превратилась в страну-кредитора. Начиная с 20-х гг. заметней стала прогрессивная тенденция, которая проявлялась в демократизации избирательной системы. В 1920 г. женщинам было дано равное избирательное право с мужчинами (XIX поправка к Конституции). В 1961 г. избиратели столичного округа Колумбия получили право участвовать в выборах президента и вице-президента США (ХХП поправка к Конституции). В 1964 г. запрещается ограничивать избирательные права граждан по причине неуплаты налогов, включая налог по выборам (XXIV поправка к Конституции). В 1971 г. избирательное право получили все граждане по достижении 18-летнего возраста (XXVI поправка к Конституции). В 60-70 гг. принимаются законы в сфере образования, бытового обслуживания, трудовой деятельности. Организационная двухпартийная система (республиканцы-демократы) сложилась в США еще в XIX в. Основным звеном партийной организации явились комитеты избирательных участков, а формально высшими органами - национальные партийные комитеты и национальные партийные конвенты (съезды). Юридической регламентации подверглись финансовые и структурные основы партийной деятельности. Немаловажную роль в этом сыграли конституции отдельных штатов, избирательные законы 1965 и 1970 гг., а также решения судов, обладающих правом конституционного надзора. Основная опора двухпартийной системы - это хорошо подготовленный электорат, большинство которого составляет средний класс. Однако другие партии и движения не могут при сложившейся системе рассчитывать на успех. Другая тенденция в государственно-правовом развития - это диффузия (рассредоточение) источников формировании государственной политики. Здесь большую роль стали играть различные предпринимательские союзы, известные как группы давления. Наиболее известная из них - национальная ассоциация промышленников, объединяющая до 70% промышленных компаний, и Торговая палата. Данные структуры оказывают серьезное давление на законодательные и исполнительные органы штатов. Еще одной тенденцией явилась централизация государственной власти, хотя XX, ХХП, XXV поправки к Конституции законодательно ограничили время пребывания одного лица на посту президента двумя сроками. Усиление исполнительной власти сопровождалось созданием обширного аппарата управления. К серединеXX в. в США уже действовали три типа государственных учреждений: 1) департаменты (министерства) по отдельным отраслям; 2) национальные агентства - учреждения, близкие по значению к министерствам, но не имеющие статуса последних; 3) различные временные комиссии, бюро, советы, коллегии, администрации, создаваемые для определенных важных задач. Первые шаги по реформированию государственного аппарата были сделаны еще в XIX в. Закон о гражданской службе Пендлтона (1883 г.) установил принципы комплектования федеральных государственных служб. Предусматривались открытые конкурсы - экзамены на замещение государственных должностей, было запрещено увольнять чиновников по политическим мотивам, контроль за выполнением закона возлагался на независимый орган - комиссию гражданской службы. В 1939 г. закон Хэтча " О политической деятельности" запретил государственным служащим участвовать в политических кампаниях. В 1947 году исполнительный приказ № 9835 президента Г. Трумэна обязывал комиссию гражданской службы проверять политическую благонадежность кандидатов на государственные должности. Еще более ужесточил эту практику исполнительный приказ № 10450 президента Д. Эйзенхауэра (1953 г.) " О проверке политической благонадежности и лояльности государственных служащих", предусматривающий возможность их досрочного увольнения. Однако, как таковой, в стране не сложилась система общегосударственной службы, каждый штат имеет свой административный аппарат управления.
Цели и объекты государственного регулирования Государство в США выражает интересы роста благосостояния общества и отдельных его граждан, оно регулирует институциональную структуру экономики. При этом учитываются отраслевые особенности, специфика структур управления хозяйством в отдельных секторах экономики. Существует целый ряд отраслей, где особенности производства, материально-техническая база и другие факторы создают затруднительность или невозможность спонтанного возникновения конкурентной институциональной структуры хозяйства. В таких случаях государство вынуждено административно добиваться в таких отраслях тех же результатов, которые в других сферах экономики достигаются естественным путем, т. е. обусловлены конкуренцией. Такие отрасли, где государство непосредственно определяет механизм хозяйствования, называются «регулируемыми». В США к ним относятся: железнодорожный, авиационный и другие виды транспорта; ряд топливно-энергетических производств (газоснабжение, производство электроэнергии); оказание многих видов коммунальных услуг. Как правило, компании, действующие в этих отраслях (как и корпорации других отраслей) принадлежат акционерным обществам и частным лицам. В большинстве случаев они также пользуются полной или частичной независимостью от государственных органов в вопросах построения системы организации производства, принятия инвестиционных решений и т.д. Государственное регулирование затрагивает преимущественно те параметры деятельности данных компаний, которые непосредственно влияют на интересы потребителя: уровень цен, объем производства, границы рынков сбыта, требования к качеству производимых товаров и услуг. Основной причиной введения регулирования является наличие у одной или ограниченной группы компаний, действующих в определенной отрасли, возможности монополизировать рынок. Эта возможность связана с действием фактора экономии на масштабах производства. В целом ряде отраслей влияние этого фактора очень значительно, вплоть до предпосылок образования «естественной» монополии. Термин «естественная» монополия употребляется здесь как характеристика отрасли, в которой практически не достигается минимальный оптимальный масштаб производства для отдельной компании. Эта естественная монополия возникает вследствие особенностей производства, его материально-технической базы. Ее следует отличать от монополии, вызванной единоличным доступом хозяйствующего субъекта к некоему количественно ограниченному, невоспроизводимому природному ресурсу. Наличие в такой отрасли двух и более фирм будет означать пропорциональное сокращение производства в каждой из них, а следовательно и рост издержек на единицу продукции и рост цен. В этом случае государственное регулирование считают наиболее оптимальным решением проблемы. 1.2Органы государственного регулирования Решение антимонопольных задач предполагает использование определенной системы инструментов государственного воздействия на процессы, происходящие в определенных сферах экономики. В эту систему входят следующие блоки: -организационно-правовые механизмы; -определение условий доступа частного капитала в регулируемые отрасли; -механизм ценообразования. Субъекты регулирования – федеральные и местные органы государственного управления. При осуществлении государственного регулирования реализуется принцип разделения властей
|