Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сословная организация в Древней Индии. «Законы Ману».






  1. Общая характеристика ЗМ.

Составление ЗМ относят к первому столетию до н.э.. Однако они формировались со 2 в. до н.э. по 2 в. н.э.

Авторами Законов Ману были, по-видимому, мудрецы одной из древнеиндийских брахманских школ (ШАСТРИНЫ).

Источником ЗМ послужили не только традиции и обычаи, но также и дхармасутры – сборники фиксированных письменных религиозно-нравственных предписаний, основанных на Веде.

ЗМ состоят из 12 глав и 2685 шлок-стихов, в которых выражены наставления прародителя человечества полубога Ману.

Первая и вторая, а также десятая главы ЗМ посвящены социальному строю. В них описаны права и обязанности людей, принадлежащих к различным Варнам. Третья глава дает понятие о браке в Др. Индии и о формах его заключения. Четвертая представляет собой скорее нравоучения, однако в ней встречаются отдельные нормы уголовного права. Пятая глава (а также гл. 9) посвящена взаимоотношениям супругов, т.е. выражает нормы семейного права. Глава 7 представляет собой дхармы царя и позволяет многое понять о его правовом статусе. В этой же главе есть пункты, посвященные административно-территориальному делению. Главы 8 и отчасти 11 содержат уголовно-процессуальные нормы права. Глава же 12 скорее походит на эпилог.

Итак, ЗМ составлялись под влиянием светского права и отличаются большей упорядоченностью, чем предыдущие законы. Следовательно, уровень юридической техники вырос. Однако лишь незначительная часть ЗМ отражает правовые нормы, нельзя здесь разделить и нормы гражданского и уголовного права, ЗМ свойственна противоречивость, т.е. уровень юридической техники всё же нельзя назвать высоким, он скорее средний. Содержание Законов Ману выходит за пределы права. Они трактуют и о политике, морали, религиозных предписаниях благочестивому человеку. Правовая санкция дополняется часто угрозой неблагоприятного последствия плохого поступка в потустороннем мире. И не только для самого правонарушителя.

Появление ЗМ и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в ДР. Индии, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения.

1) Варны (варновая система – наследие ариев, котрые пришли в 3х Варнах):

Упоминается четыре варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины, правители), вайшьи (земледельцы, ремесленники), шудры (слуги). Кроме того, в законах содержатся сведения о «неприкасаемых», которые фактически составляли самую низшую пятую варну. «неприкасаемым» предписывалась работа могильщиков, палачей. Они жили вне селений, любое общение с ними запрещалось.

Три высшие варны (брахманы, кшатрии, вайшьи) именовались «дваждырожденными». Второе рождение — обряд инициации (посвящения), связанный с началом изучения священных книг, составлял привилегию этих варн.. Шудры — «единождырожденные» устранялись от участия в жертвоприношениях и ритуалах.

За каждой варной закреплялся наследственный круг занятий. Брахманам и кшатриям запрещалось заниматься ремеслом, торговлей и земледелием. Брахманам следовало изучать Веды, осуществлять жертвоприношения, раздавать и получать милостыню. Кшатрии — военная аристократия — должны были осуществлять управленческие функции. Вайшьям предписывались торговля, ростовщичество, земледелие. Шудры обязаны были со смирением служить высшим варнам. Поведение варн было жестко регламентировано, между ними были проведены четкие религиозно-правовые границы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал