Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Переход к абсолютизму во Франции. Реформы Ришелье. Государственный строй абсолютной монархии.
Переход к абсолютизму В XVI веке Быстрыми темпами формировался класс буржуазии: торговцев, производителей, юристов, финансистов, в связи с обогащением которых росла и опасность для представителей благородных сословий. В этих условиях духовенство и дворянство были вынуждены способствовать централизации власти, усилению могущества короля. В условиях единства национальных интересов власть короля становится безграничной, что на первом этапе объединяет Францию. Формируется централизованный бюрократический аппарат, регулярная армия (производится рекрутский набор местного населения), полиция (специализированные подразделения во главе с генерал-лейтенантом).
Реформы Ришелье (1585 – 1642)
13 августа 1624 года Ришелье стал " первым министром" короля Людовика XIII. Ришелье провел ряд реформ, направленных на укрепление суверенитета королевской власти в области внутренней политики:
Ришелье оставил Францию могущественным и прочно централизованным государством, обладавшим хорошо организованной армией, сильным флотом и значительными государственными доходами. Государственный строй
Абсолютизм – форма правления, при которой верховная государственная власть всецело и неограниченно принадлежит монарху. Франция считается страной классического абсолютизма:
Суть абсолютной монархии очень точно выразил Людовик XIV, заявивший: «Государство – это я!». Воля монарха доводилась до самых отдаленных уголков государства благодаря интендантам полиции, юстиции и финансов, располагавшим огромными полномочиями.
Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти концентрировалась в руках наследного главы государства — короля. Ему был подчинен весь централизованный государственный механизм: армия, полиция, административный аппарат, суд. Все французы, включая и дворян, были подданными короля, обязанными беспрекословно повиноваться. Бюрократический механизм абсолютизма был громоздкий, сложный, коррумпированный и дорогостоящий. Сочетание различных учреждений, созданных в различные периоды, представляло центральные органы государственного управления Франции. Высшим совещательным органом при короле был Государственный совет. Его дополняли: Совет финансов, Совет депеш, Тайный совет, аппарат канцлера и др. Во главе органов государственного управления стоял Генеральный контролер финансов, он же являлся министром финансов, и четыре государственных секретаря, курировавших военные, иностранные, морские дела и дела двора. Значение и влияние Генерального контролера финансов определяла его компетенция, куда входили сбор и распределение денежных и иных ресурсов королевства, а также контроль и проверка должностных лиц на местах. В его ведении находились промышленность, финансы, государственные работы по строительству портов, крепостей, дорог и т. д. Важнейшие вопросы внутренней и внешней политики решались королем в узком кругу лиц. Этот круг назывался Малым королевским советом. Структура аппарата Генерального контролера походила на систему министерства.В период абсолютизма территория Французского королевства имела многоступенчатое деление, куда входили женералите, губернаторства, диоцезы, бальяжи, интендантства и др.
|