Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Право средневековой Англии. Судебный процесс в XII - XIII вв
· Судебный процесс в XII - XIII вв. носил обвинительный характер. В дальнейшем английское судопроизводство стало обвинительно-состязательным как по гражданским, так и по уголовным делам. Предварительного следствия не существовало. Церковные суды прибегали к услугам расследователей, которые изучали доказательства и устанавливали факты. Их заключения являлись основой решения. В судах общего права доказательства собирались самими сторонами. В конце XV в. стали созываться специальные жюри обвинительных присяжных с целью проверки материалов обвинения. Если они признавали достаточными доводы в пользу обвинения, то составляли документ об обвинении. Такую проверку мог проводить и мировой судья. После того как стороны предоставляли свои доказательства, судья должен был суммировать обстоятельства дела и дать совет присяжным, указывая на правовые вопросы по делу. Суд присяжных выносил вердикт о виновности или невиновности обвиняемого. Семейное право средневековой Англии определялось интересами охраны и защиты феодального землевладения. Как и в других странах Европы этого периода, оно регулировалось нормами канонического права - например, церковная форма брака, запрещение развода и двоеженства и пр. 24.Общественный и государственный строй феодальной Германии в период относительной централизации (IX-XIIвв.). Реформы Оттона I. С середины 9-го – по 13-ый век Франкская империя распадается на куски, одна из частей – Германия (к востоку от реки Рейн). Характеризуется становлением германского самостоятельного государства. Идёт становление раннефеодальной монархии, страны разделяются на независимые герцогства, которые просуществовали вплоть до 19-о века. Вся власть сосредотачивается в руках племенных вождей, которые стали носителем государственной власти (главы герцогств). С 12-го по 14-ый век начинается процесс создания централизованного государства в Германии, который отражают изменения отношений, складывающихся в германском обществе. Характеризуется процессом углубления феодализации. Верховный собственник – германский император, у него получали землю феодалы, на условиях несения военной службы и осуществления судебной власти от имени короля. Духовный и светские князья, получившие лен, имели право выделять из своего лена земельный надел своему вассалу и так далее. В Германии король опирается на духовенство. К 15-му веку оформляется сословный слой, который характеризуется разделение всех феодалов на 7-мь разрядов. Во главе король; 2-ой – держатель лена со скипетром; 3-ий – держатель лена со знаменем, духовные и светские князья (ландграфы, графы, герцоги); 4-ый – вассалы князей; 5-ый – свободные господа; 6-ой – минестериалы; 7-ой – вассалы 6-го ранга – одно-щитовые рыцари. С 17-го по 18-ый – формируется большое количество герцогств, маркграфств, которые становятся все более и более самостоятельными, так как глава государства избирался. Правовой режим организации верховной государственной власти определялся Золотой буллой, она говорит о порядке избрания германских королей специальной коллегией курфюрстов. 25 Германское право демонстрирует особую привержен- ность к судебным процедурам, в ходе которых человек мог ≪ искать свое право≫. Были выработаны некоторые общие правовые принципы и институты, которые, бу- дучи признанными различными политическими едини- цами, составили основу ≪ общего права≫ Германии. Саксонское зерцало≫ (1220-е гг.) объедини- ло наиболее распространенные нормы обычного права и судебной практики Северо-Восточной Гер- мании. Трактат был разделен на две части: первая была посвящена земскому праву, вторая – ленному праву. ≪ Право земли≫ содержало нормы как обыч__ ного права, так и императорского законодательства, которые применялись в земских судах в отношении ≪ неблагородных≫ свободных. Ленное право регули- ровало узкий круг вассально-ленных отношений между ≪ благородными≫ свободными. Появившееся позднее ≪ Швабское зерцало≫ воспри- нимает некоторые принципы ≪ Саксонского зерцала≫. В Германии образовались две основные ≪ семьи≫ городского права - любекского и магдебургско- го. Право Любека. ≪ Каролины≫ провозглашали верховенство импер- ского права над правом отдельных земель. На ос- нове ≪ Каролин≫ образовалось общее немецкое уголовное право. Княжеское законодательство ог- раничивает использование обычая и содержит но- вые нормы уголовного, наследственного и торгово- го права, распространяющегося 26. Возникновение государственности у арабов сопровождалось становлением новой религии - ислама, - связанной с именем Мухаммеда. Ядром Арабского Халифата была созданная Мухаммедом в начале VII в. в Западной Аравии мусульманская община (умма). Ее организационное оформление было завершено к 20-м - 30-м гг. VII в. В 630 - 631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значительную часть других районов Аравии. В результате арабских завоеваний Халифат превратился в огромное теократическое мусульманское государство, включавшее Тунис, Марокко, Египет, Иран, Ирак и многие другие районы Аравии, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных рабовладельческого и патриархального укладов. Историю этого государства принято подразделять на следующие периоды: Право в Арабском халифате. Мусульманское право (шариат, фикх) была тесно связана с эволюцией арабской государственности. Изначально оно развивалось на основе казуистики. Это сугубо конфессиональное право, которое органично сочеталось с теологией ислама и был пропитан религиозными нормами (ибадат), догматикой (акаид), этическими представлениями (ахлак). Только в VIII в. начали формироваться правовые школы. Одним из известных правоведов того времени был Абу Ханиф, который написал трактат " Ал-фикх ал-акбар".Важнейшим источником шариата считается Коран-священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, которые якобы принадлежат Мухаммеду. Вторым авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна (" священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисы) о суждениях и деяния Мухаммеда. К источникам права также относятся иджма (общее согласие общины, мнения авторитетов - Муджахид и факихов), фетва (решение и мнения теологов - муфтиев), кияс (решение по аналогии), урф и адаты (правовые обычаи - собственно арабские и заимствованные у покоренных народов), фирманы (указы и распоряжения халифов) и кануны (законы). Особенностью мусульманского права было то, что выводы правоведов оставались действительными, даже если противоречили друг другу.Шариат не знал разделения права на отдельные отрасли, а вся его система строилась на отношениях мусульман с Аллахом, с иноверцами, между собой, между государствами. Значительное развитие в нем получили гражданско-правовые отношения (муамалат). В шариате достаточно подробно определялись способы возникновения права собственности. 27 Замедленный и неравномерный характер развития индийского общества в средние века делает крайне сложным периодизацию его истории. Еще в Древней Индии можно найти некоторые социальные институты, напоминающие феодальные: крупное частное землевладение, эксплуатация зависимого земледельца с характерной для Индии кастовой неполноценностью значительных групп населения и пр., а рабовладение продолжало существовать не только в средневековье, но и позже. Несмотря на политическую децентрализацию, в Индии в V-VII вв. шли важные процессы, которые дают основание выделить этот период в истории страны. Эти процессы прежде всего были связаны с внутренней перестройкой неизменно существовавшей и сохранившей при всех политических перипетиях свой статус-кво варновой системы, с созданием на значительной части территорий Индии за счет влияния Севера обширной индо-буддийской цивилизационной зоны, с ростом религиозно-культурного самосознания индийцев, которое на протяжении веков выступало важным фактором их объединения, несмотря на этническую разобщенность и отсутствие государственного единства. Источники права. Правовая система средневековой Индии подверглась значительным изменениям под влиянием мусульманского права, привнесенного в страну мусульманскими завоевателями. После установления мусульманского господства в Индии сфера применения местного права, права дхармашастр была сужена как по кругу лиц, так и по кругу отношений, регулируемых нормами этого права. Уголовные дела должны были рассматриваться мусульманскими судьями на основе норм мусульманского права, которое в этой своей части приобрело территориальный характер, т.е. применялось ко всем жителям завоеванных территорий. Действие норм мусульманского уголовного права с его архаическими концепциями, искусственной, малоэффективной системой доказательств продолжалось до 1832 года, когда колониальными властями был принят закон об отмене применения его норм ко всем немусульманам.Все то, что считалось непосредственно связанным с религией, — брачно-семейные отношения, наследование, деятельность религиозных учреждений — регулировалось персональными правовыми сис- 28 Китайское феодальное государство прошло в своем раз-витии и периоды централизации, и периоды раздроблен-ности, но всегда в Китае сохранялась преемственность в структуре государственного аппарата. Характерно, что и завоеватели, устанавливая свою власть над Китаем, со-храняли действующий до них государственный аппарат, ограничиваясь весьма незначительными изменениями в его структуре и изъятием всех сколько-нибудь важных постов из рук китайцев.Центральный госаппарат феодального Китая сохранял многие черты, свойственные рабовладель-ческой монархии. Главой государства являлся император. Власть его была необычайно широка и переходила по наследству к старшему сыну. Если после смерти импе-ратора наследник престола был малолетним, устанавли-валось регентство.Личность императора обожествлялась, он по-преж-нему считался " Сыном Неба". В присутствии императора даже высшие сановники согласно этикету должны были трижды преклонять колени и отвешивать 9 земных поклонов. Но бывали и такие периоды в исто-рии феодального Китая, когда императоры становились игрушкой в руках борющихся между собой дворцовых группировок. В раннефеодальный период мест-ное управление строилось на основе уже известной в Китае системы административно - территориального де-ления: область, уезд, волость и селение 29 Источники права.
|