Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция Франции 1946 г.






Новая Конституция Франции не только отразила соотношение политических сил в стране в первый период после освобождения, но и закрепила на кон­ституционном уровне ряд новых политических принципов, характерных для европейских конституций так называе­мой второй волны (40-50-е гг.).
Реакцией на авторитаризм времен войны была демо­кратизация общественной жизни, предоставление широ­кого круга прав и свобод, гарантии конституционной за­конности. В Конституцию был включен новый блок эконо­мических и социальных прав: равноправие мужчин и жен­щин, народов зависимых стран, социально-экономические права: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объедине­ние в профсоюзы, на забастовки, коллективное определе­ние условий труда и на участие в управлении предпри­ятиями, право на всеобщее бесплатное светское образова­ние и др. Расширялась сфера регулирования политиче­ской и особенно внешнеполитической деятельности госу­дарства (положения о мирной внешней политике, об отношениях с колониями и т. п.).
Вместе с тем новая Конституция значительно расши­ряла пределы вмешательства государства в экономическую и социальную сферу жизни общества, изменяла характер отношений между личностью и государством, возлагая на государство, помимо широких прав, и новые обязанности. Признанным конституционным принципом стало провозгла­шение " социального государства", в котором права собственника сочетаются с " общим благом" и ограничиваются общественными интересами.
С точки зрения основного принципа организации госу­дарственного строя, в первой послевоенной конституции Франции продолжала господствовать идея абсолютного пар­ламентаризма. По форме правления Франция являлась пар­ламентарной республикой, причем нижняя палата парла­мента - Национальное собрание - провозглашалась един­ственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Кроме того, Национальное собрание имело исключительное право законодательной инициативы в финансовых вопро­сах, ратификации и денонсации важнейших международ­ных договоров, объявления войны. Собрание, избираемое по системе пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права, абсолютным большинст­вом голосов должно было утверждать состав нового прави­тельства, которое несло перед ним всю полноту ответствен­ности.
Конституция традиционно сохранила двухпалатную структуру парламента. Однако вторая палата - Совет рес­публики - была наделена лишь совещательными функция­ми, и ее рекомендации не были обязательными для Нацио­нального собрания. Совет республики избирался косвенны­ми выборами в департаментах и коммунах, а часть его на­значалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться. Таким образом, полномо­чия верхней палаты парламента по сравнению с сенатом Третьей республики были сведены до минимума.
Главой государства являлся президент республики, который избирался на совместном заседании палат парла­мента сроком на 7 лет. По Конституции 1946 г., в отличие от предшествующей, президент был лишен ряда важных пре­рогатив (роспуск нижней палаты, назначение по своему выбору высших должностных лиц и др.). Любые акты пре­зидента, в том числе назначение на высшие должности, требовали контрасигнации председателя кабинета и одного из министров.
Исполнительная власть по Конституции вручалась Со­вету министров во главе с его председателем, главой прави­тельства. Этот орган осуществлял непосредственное госу­дарственное управление страной и в этом своем качестве имел широкие полномочия. Однако деятельность кабинета была поставлена под эффективный контроль нижней пала­ты. Назначение председателя Совета министров и минист­ров декретом президента могло производиться только по­сле вынесения вотума доверия со стороны Национального собрания.
В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала в палате важного правительственного законопроекта каби­нет должен был уйти в отставку. Правительство могло рас­пустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия или порицания. В такой ситуации на период избрания нового состава собрания создавалось коалиционное правительство из всех партийных фракций во главе с председателем На­ционального собрания.
Конституция практически сохраняла в неприкосновен­ности старую судебную систему и местное управление, под­чиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства судами создавался Высший совет магистрату­ры, председателем которого являлся президент. Совет ве­дал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судеб­ного ведомства.
Реорганизация политического строя Франции в той фор­ме, которая была предусмотрена Конституцией 1946 г., во многом не оправдала возложенных на нее задач и быстро утратила привлекательность в глазах французов. Страна практически вернулась к " режиму Собрания", столь едино­душно критикуемому на примере Третьей республики. За двенадцать лет сменилось сорок пять правительств, было несколько длительных министерских кризисов. Этому спо­собствовали как недостаточная проработка самого механиз­ма функционирования норм основного закона, так и периодические отступления от них на практике.
Сложные проблемы модернизации экономики и пере­стройки экономической структуры, обострение социальных противоречий, распад колониальной системы и колониаль­ные войны требовали активного вмешательства государст­ва и стимулировали поиски путей к установлению твердой власти. Политическая система, основанная на классическом парламентаризме, в условиях многопартийного соперниче­ства и возросших требований к административно-управлен­ческой деятельности оказалась неспособной адекватно реа­гировать на сложные социально-экономические проблемы и кризисные явления в обществе.


На протяжении 40-х - середины 50-х гг. стало нарас­тать недовольство государственным режимом Четвертой республики. Возникшая в 1947 г. голлистская партия Объе­динение французского народа (РПФ)* выступила с требова­нием отмены Конституции 1946 г. и создания сильной ис­полнительной власти, способной возвыситься над " партийной чехардой". В этом же году произошел распад трехсторонней коалиции, а в 1948-1951 гг. была восстановлена мажоритарная избирательная система. Широкое распростра­нение получила практика делегированного законодательст­ва. По конституционной реформе 1954 г. премьер-министр был наделен дополнительными полномочиями по роспуску Национального собрания, упрощался порядок получения вотума доверия правительством (простым большинством голосов), отменялись положения Конституции о коалицион­ном правительстве. Были расширены также права Совета республики, который превратился в полноправного участ­ника законодательного процесса. Одновременно, без прямо­го пересмотра соответствующих положений, путем консти­туционной практики произошло фактическое усиление роли и влияния президента.

* Впоследствии голлизм стал массовым политическим течением, в котором авторитарные идеи сочетались с лозунгами " великой, неза­висимой Франции", " надпартийных интересов" и " ассоциации труда и капитала". Голлистская партия неоднократно реорганизовывалась и меняла название. С 1976 г. она именуется Объединение в поддержку республики (ОПР).

Обострение политической обстановки и отход от основ­ных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикой.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал