Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Латины.
Латинами первоначально называли жителей Лациума, получившие латинское гражданство до середины III в. н.э. (это latini veteres, древние латины). Затем также стали называть членов колоний, образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях (latini coloniarii). latini veteres в области имущественного права обладали теми же правами, что и римские граждане; ius conubii они имели только тогда, когда им его предоставляли. Latini coloniarii не имели ius conubii, ius commercii, а также способность вести гражданский процесс (ius legisactionis) эта категория латинов в большинстве случаев имела, но составлять завещание latini coloniarii не имели права. Латины могли приобрести римское гражданство. Перегрины. Статьи 14 и 15 определяют положение перегринов (Peregrini dediticii)как тех, которые «некогда с оружием в руках сражались против римского народа, а затем, будучи побеждены, сдались. Следовательно, рабов, подвергшихся такому бесчестию и отпущенных на волю в каком бы то ни было возрасте и каким бы то ни было образом, никогда не будем считать римскими или латинскими гражданами, хотя бы они были в полной собственности (no jus Quiritium и gentium) господ, но всегда будем их причислять к покоренным и сдавшимся римскому народу». Таким образом, по «Институциям» Гая перегрин считались практически бесправными. Рабы. Раб определяется в «Институциях» Гая не как субъект права, а как объект, категория наиболее необходимых в хозяйстве вещей – res mancipi, приравненный к скоту и земли. Власть рабовладельца над рабом абсолютна, он может его продать, наказать. Но ст. 53 определяет, что никому из господ не позволено особо жестоко обращаться со своими рабами. Раб не может вступить в законный брак, отношения с рабыней могут носить чисто фактический характер. От рабыни и свободного рождается раб, от свободной и раба рождается свободный. Хозяин мог отпустить раба на волю, но для этого требовалось соблюсти необходимые предусмотренные условия. 32. Брачно-семейное право по Институциям Гая. Брачно-семейное право. Брак с мужней властью уже ко II в. н.э. выходит из употребления, а проживавшие жены в доме мужа в течение года уже не влечет за собой автоматически возникновения власти мужа. Становится распространенной новая форма брака без мужней власти (sine manu mariti) Женищина вступая в такой брак не порывала со своей прежней семьей, сохраняла определенную имущественную самостоятельно получала некоторые права в отношении детей. 33. Вещное и обязательственное право по Институциям Гая
|