Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свод законов Юстиниана: история создания, структура, значение.
СВОД ЗАКОНОВ ЮСТИНИАНА (лат. Corpus juris civilis) - один из первых известных сводов законов. Время правления византийского императора Юстиниана (527-565 гг.) совпадает с расцветом восточно-римской цивилизации. В ходе политических и правовых реформ, проводимых при активном личном участии императора, была реализована и всеобъемлющая кодификация права, причем на новых принципах, отражавших высокий уровень юриспруденции июридическойHYPERLINK " https://pravoteka.ru/encyclopedia13518" науки Византии в рамках римской правовой культуры. В начале 528 г. была учреждена гос-ная комиссия из 10 специалистов под руководством известного юриста Трибониана. В апреле 529 г. комиссия обнародовала Кодекс императорских конституций в 12 книгах, с изданием которого все прежние сборники и отдельные акты стали рассматриваться как не имеющие юридической силы. В ходе этой работы был также издан сборник определений и высказываний юристов по разным темам - «50 определений», в котором были систематизированы консультации правоведов. На этой основе началась более системная работа по кодификации римского права. В декабре 530 г. была назначена новая комиссия из 16 человек (практиков и ученых) под руководством того же Трибониана, осуществившая грандиозную компиляцию отрывков из трудов римских юристов примерно пяти предыдущих столетий, опубликованную в декабре 533 г. под названием «Дигесты» (Digesta), или «Пандекты» (Pandectae). Одновременно Юстиниан поставил перед комиссией задачу выделить самые общие принципы римского права — в целях как учебных, так и идейно-политических. В ноябре 533 г. были опубликованы разработанные Трибонианом (совместно с двумя др. правоведами) «Институции» — по прежней традиционной схеме и во многом по образцу Институций Гая. Крупная юридическая работа сопровождалась формированием новой политико-правовой концепции власти. Под ее воздействием в ноябре 534 г. был переработан и обновлен Кодекс императорских конституций, в котором на этот раз преимущественно обобщалось право уже христианской эпохи. После выхода в свет Кодекса законодательная деятельность Юстиниана продолжалась, и все крупные изданные им акты позднее составили «Новеллы», систематизированные уже после смерти Юстиниана. С началом возрождения римского права в эпоху его рецепции все 4 элемента С.з.Ю. получили обобщенное название Corpus juris civilis (Свод гражданского права); под этим названием они были впервые объединены в едином издании. Подлинные тексты С.з.Ю. не сохранились; наиболее авторитетные греческие и латинские рукописи относятся к VI-XI вв. В ходе многовековой историко-правовой работы над ними ученым удалось достаточно скрупулезно освободить первоначальные тексты от позднейших дополнений, сокращений и искажений в интересах юридической практики своего времени. Собственно кодификацией права можно считать лишь 3 первые составные части С.з.Ю. «Институции» (Institutiones) представляли систематизированное изложение основ права: общие начала правоприменения и систематическое изложение догматических принципов главным образом частного права. Они подразделялись на 4 книги, разделенных на 98 титулов: а) общее учение о праве и учение о субъектах прав - лицах, б-в) общие институты вещного иобязательственногоHYPERLINK " https://pravoteka.ru/encyclopedia10940" права, г) учение об исках и принципах правоприменения в суде. С этого времени подобная схема систематизации права стала называться институционной. «Институции» содержали исходное определение смыслаправоприменения и знания права как постоянного стремления воздавать каждому его должное: Justitia est constans et perpetua voluntas jus suum cuique tribuendi. В свою очередь юриспруденция определялась как «знание вещейбожественных, равно и человеческих, познание справедливого, равно как и несправедливого». «Институции» не были изложением только отвлеченной философии права. Юстиниан прямо предписал, что они имеют значение обязательного свода основ права, текстуальные правоположения имеют силу, равную др. законодательным сборникам, как утвержденныеимператором. Таким образом, зафиксированные в «Институциях» нормы права были в полном смысле нормативными требованиями. «Дигесты», или «Пандекты», являлись самой объемной частью свода. Они представляли систематическую компиляциюцитат - отрывков из работ наиболее известных римских правоведов. Всего в составе «Дигест» насчитывают до 9200 отрывков из 2 тыс. работ, принадлежавших перу 39 известных юристов I-V вв., причем в большинстве случаев составители приводили достаточно определенные указания на названия и даже разделы использованных трудов. Это была своего рода энциклопедия римской юриспруденции, но отражавшая в т.ч. и правовые приоритеты. Так, наибольшее число откликов пришлось на долю работ Ульпиана (2462), Павла (2083), Папиниана (595), Помпония, Гая, Модестина, Юлиана (по нескольку сотен). «Дигесты» разделялись на 50 книг по разным юридическим темам, внутри книг - на титулы и отдельные фрагменты. Фрагменты также располагались не произвольно: вначале систематизировались фрагменты, комментирующие юридические проблемы, поставленные в сочинении юриста Сабина по гражданскому праву; затем толкования к постоянному, преторскому эдикту - следуя его системе и вопросам; в заключение давались ответы практической направленности, главным образом следуя сочинениям Папиниана; в некоторых титулах «Дигест» было также дополнительное приложение - Appendix. «Дигесты» в целом также представляли собой структурированный свод высказываний и правоположений: весь материал условно подразделялся на 7 частей. В 1-й (кн. 1-4) рассматривались общие вопросы права и учение о субъектах права — лицах; во 2-й (кн. 5-11) - о праве лиц на свои собственные и на чужиевещи, о защите права собственности (т.е. вещное право); в 3-й (кн. 12-19) - об обязательствах двусторонних, или возникающих из «взаимного доверия»; в 4-й (кн. 20-27) - об обеспечении обязательств, о своего рода издержках и исковых требованиях из обязательств и об обязательствах, связанных с реализацией семейных и опекунских прав; в 5-й (кн. 28-36) - о завещаниях; в 6-й (кн. 37-43) - о самых разных правовых коллизиях, решаемых по судейскому усмотрению; в 7-й (кн. 44-50) трактовались вопросы, связанные преимущественно с уголовным и публичным правом; последняя книга посвящалась старым юридическим выражениям, терминологии, высказываниям, пословицам и т.п. Составители «Дигест» не избежали определенных противоречий между текстами разных авторов, разделяемых веками и несходством юридических воззрений. Попыткой частично решить эту проблему было корректировочное редактирование, подновление текстов старых правоведов. Это породило интерполяции, т.е. вставки, истолкования, произведенные составителями и нарушающие иногда строй мысли и логику юридической оценки института в рамках более ранних принципов. При обнародовании «Дигест» Юстиниан запретил комментировать их: они представляли официально-законодательный документ не в меньшей мере, чем собственно правоположения законов; разрешалось только делать извлечения и перевод на греческий язык. Кодекс (Codex) был систематизацией императорских конституций в 12 книгах и 765 титулах. В 1-й книге содержалисьпостановления по церковному праву, в отношении источников права, а также гос-ной службы и обязанностей чиновников, в книгах со 2-й по 8-ю в основном были обобщены акты императоров по гражданскому праву и судопроизводству, в 9-й книге - по уголовному праву, в 10-12-й - по гос-ному управлению, финансам и т.д. При систематизации сохранялись даты издания конституций и имена даровавших их государей. Тексты, вероятно, оставались неизменными, но утверждать это невозможно из-за отсутствия сопоставительных текстов. Издание «Новелл» (Novellae), которые считаются условно-дополнительной 4-й частью С.з.Ю., было связано уже с частной систематизаторской деятельностью после смерти императора. Сохранились 3 сборника, 1-й из которых был составлен в 556 г. и включал 122 конституции; 2 других (содержащие 134 и 168 актов) относятся ко 2-й половине VI в. Помимо обобщения императорских постановлений, в них есть эдикты начальников крупных провинций, многое в их содержании касалось управления провинциями и специфики новшеств в наследственном праве (см.: Основы римского права. О.А. Омельченко. - М., 1994; Римское частное право. Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. - М., 1994).
|