Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Салическая правда: внешняя история, источники, институты права.
Салическая правда была составлена в правление Хлодвига в конце V - начале VI в. Кроме неё существовали и другие варварсие правды: Рипуарская (VI в.), Бургундская (конец V - начало VI в.), Вест-готская (VI-VII вв.), Аллеманская (VIIIв.), Саксонсонская и Тюрингская правды (конец VIII - начало IX в.). Широкие временные границы записи действующих норм обычного права были связаны с медленным распространением феодализма. Варварские правды представляли собой судебники, но не являлись сборниками систематически изложенных правовых норм, касающихся всех сторон жизни. Их неполнота, фрагментарность, бессистемность были результатом той обычно-правовой основы, на которой они складывались. Все обычаи было невозможно учесть, тем более, что они записывались в виде казусов, взятых из жизни. Для варварских правд было характерно подробное описание различных процедур и ритуальных действий. Нарушение требований, относящихся к детально разработанной процедуре с произнесением определенных слов и с использованием предметов-символов, могло свести на нет действие самой нормы права. Эти процедуры обязательно совершались публично. В публичном характере ритуально-правовых действий, в их наглядности содержались своеобразные гарантии соблюдения правовой нормы, выполнения сделки и т.п. Варварсике правды несли отпечаток родоплеменных отношений и отражали племенное сознание германцев. Личность не была еще отделена от коллектива, правоспособность определялась принадлежностью человека к роду, общине. Вне этих коллективов человек не имел никаких прав. Изгнание из рода, общины, семьи было самым тяжким наказанием по Салической правде.
Наряду с варварскими правдами существовали и другие источники раннефеодального права: королевские распоряжения (капитулярии), иммунитетные грамоты, формулы-грамоты, с помощью которых оформлялись сделки. Но основным источником раннефеодального права оставался обычай.
Салическая правда относится к этапу, когда процесс распада родоплеменных связей во франкском обществе ещё не завершился и частная собственность на землю не утвердилась, Салическая правда не испытала заметного влияния позднеримских порядков, и в ней нет однозначного понятия собственности. Движимое имущество беспрепятственно отчуждалось. Большинство предписаний касается охраны права собственности на различные движимые вещи. Зафиксирована частная собственность на приусадебный участок, но луга, пастбища и леса оставались ещё в общинной собственности. Нет купли-продажи земли, а институт наследования ещё только зарождался. Однако есть институт приобретательской давности (1 год и 1 день).
Договорные отношения в Салической правде не получили значительного развития. Подробно описан договор займа. Есть своеобразный договор дарения в пользу третьего лица - аффатомия. Его суть состояла в том, что собственник передавал своё имущество или его часть доверенному лицу (не родственнику) с обязанностью через год передать имущество назначенным наследникам. С помощью аффотомии вводился не известный ранее франкам институт наследования по завещанию.
Семейное право имело патриархальный характер, но власть отца не была столь широкой как в Риме (более похожа на пожизненную опеку над женой и детьми). Правоспособность женщины была ограниченной, но она обладала собственным имуществом, которое предоставлялось не отцом, а мужем в качестве брачного дара. Женщина не могла распоряжаться этим имуществом, и после ее смерти оно переходило к детям.
Большая часть статей Салической правды посвящена преступлениям и наказаниям. В большинстве случаев за преступления полагался штраф (вергельд), а также изгнание из общины. Смертная казнь применялась в основном по отношению к рабам.
Судебный процесс носил состязательный характер. Существовал институт соприсяжничества (из родственников, соседей, друзей). Защита одной из сторон осуществлялась путем свидетельства её правоты, исходя не из знаний обстоятельств дела, а из присущих ей честности и добронравия. Практиковались ордалии (кипящая вода, жребий).
|