Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности древнегреческой полисной государственности.






1. Общие положения.2. Народное собрание.3. Совет пятисот.4. Органы исполнительной власти.5. Органы судебной власти. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии;

Основными органами Афинского государства являлись: - Народное собрание; -Совет пятисот; -гелиэя; -коллегия стратегов; - коллегия архонтов.2. Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия.Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт " жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.3. Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье. Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот. Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания.По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.4. К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов. Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин. Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе. 5. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.полисная система.Одной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции было то, что сам этот процессв силу постоянной миграции и перемещения племен шел волнообразно, прерывисто. Так, вторжение в XII в. до.э. в Грецию с севера дорийских племен вновь отбросило весь естественный ход становления государственности назад. Последовавшие за дорийским вторжением " темные века" (XII в. до н.э. - первая половина VIII в. до н.э.), а затем и архаический период вновь вернули эллинов к племенной государственности и протогосударствам. Особенности процесса становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. Естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств - полисов. Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира. Географическая и политическая замкнутость полиса (вматериковой части и на островах) при далеко зашедшем разделении труда делала его зависимым от вывоза ремесленных изделий, от ввоза зерна и рабов, т.е. от общегреческой и международной морской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего - греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т.д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию. С точки зрения своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмосом со своими священными для данного города формами политического устройства, традициями, обычаями, правом и т.д. Полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.

 

17. Образование государства в Афинах.

Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности» выделяет 3 пути образования государства в Афинах, Риме, у франков, славян. Путь образования государства в Афинах – чистая классическая форма образования государства. Государство в Афинах появляется естественно- закономерным путём, в результате развития общества, разложения родоплеменного строя, без влияния внешнего фактора, без насилия.
Оспаривает это Венгеров, отмечающий, что государство появляется своим особенным путём под влиянием комплекса факторов, возникновение государства в Афинах без насилия – не классический способ образования государства, а особенность образования государства в Афинах. Афины - государство (город – полис), расположенное на территории Древней Греции. Наиболее развитые древние государства такие как Спарта, Пелопоннес и др. Полис представляет собой государство, состоящее из сельскохозяйственных поселений, объединившееся вокруг одного городского центра.
Афины имеют небольшую территорию, маленькие размеры объясняются следующим: эти государства основаны на базе небольших родовых общин. Природа Древней Греции не способствовала укреплению этих государств, т.к. территория покрыта труднопроходимыми горными хребтами; государства вели в основном заморскую торговлю. Отсюда следует, что отсутствовала непосредственная потребность в формировании обширного внутреннего рынка и укрупнении территории.
Афинское государство появляется на базе родовой общины. Происходит постепенное преобразование родоплеменных органов власти в органы государственной власти. Родоплеменной совет старейшин был заменён на государственный орган - АРЕОПАГ. Власть родоплеменного вождя, по существу старейшины заменяется государственной должностью. На смену родоплеменному вождю приходят АРХОНТЫ. Сначала избирали одного на год, позднее стали избирать 9 архонтов на год. Важную роль в процессе образования государства сыграли реформы Салона и Клисфена. Салон пытался преодолеть племенное деление, т.к. Афины - государство, расположенное на территории 3 античных племён. Салон делит население Афин на 4 имущественных разряда: первые - самые богатые, четвёртые - самые бедные. На должность архонта могли претендовать представители первого разряда, на другие государственные должности - представители с первого по третий. Представители четвертого разряда принимали участие в работе народного собрания. Власть сосредоточилась в руках богатых, происходит отделение публичной власти от населения, что является признаком государства. При Салоне сохраняются элементы племенного деления. Устраняет их Клисфен в 504 году до нашей эры. Клисфен делит на 10 территориальных фил. В ее состав входит 2/3 городского и 1/3 сельского населения, т.е. при Клисфене оформляется признак государства - территориальное деление населения.
Афинское государство появляется естественным путем под влиянием объективных причин: родоплеменные органы заменены на органы государственной власти. Внешний фактор не повлиял на образование государств в Афинах. Процесс образования государств в Афинах - исторически закономерный процесс, в основе которого лежит разложение родоплеменного строя, проходивший под влиянием экономических, социальных, духовных и иных факторов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал