![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государство и право Древней Индии. 1. Образование государства Древней Индии
1. Образование государства Древней Индии. Особенности общественно-политического развития в ведийский (ведический) период. 2. Государственный строй империи Мауриев. 3. Законы Ману a) Общая характеристика. b) Закрепление кастового строя. c) Имущественные и обязательственные отношения. d) Семейное и наследственное право. e) Преступления, наказания и процесс.
1. Образование государства Древней Индии. Особенности общественно-политического развития в ведийский (ведический) период Образовалось в долине Ганго во второй половине 2 тыс. до н.э. + районы причерноморья и прикаспия + 2 половина 2 тыс. до 1 половины 1 тыс. до н.э. – ведийский (ведический) период, сопровождался формированием государства, общества (формирование каст или варн) и права. Наивысшего расцвета достигло в 4-3 вв. до н.э. при династии Маурьев, которые объединили почти всю территорию Индостана. Во 2 в. до н.э. в результате территориальной раздробленности распалось на множество мелких княжеств. С разложением первобытнообщинного строя и развитием имущественного неравенства происходило формирование Древнеиндийского общества, которое представлено 4 социальными группами – варнами: 1. Брахманы. Это варна жрецов, выполняли жреческие функции, изучали священное писание, участвовали в суде и управлении. 2. Кшатрии. Это военная знать. 3. Вайшьи. Основная часть общинников. Торговцы, земледельцы, скотоводы. 4. Шудры. Не являлись членами общин, непривилегированные, находились в услужении у первых 3 варн. Могли иметь семью, имущество. В глазах закона – нечестивы, наказание строже. Представителям первых 3 варн надлежало избегать общения с Шудрами. Принадлежность к варне определялась рождением. Постепенно варны преобразуются в касты - замкнутые социальные группы (переход из одной варны в другую не допускался, браки тоже). Потомки смешанных браков – чандалы (неприкасаемые) жили отдельно, занимались презираемыми делами. К способам приобретения рабства согласно ст. 415 гл. 8 законника Ману относились: долговое рабство, военный плен, рождение от долгового раба, купля-продажа, наследование, наказание за преступление, дарение. Рабы – объекты права, могли иметь семью и имущество, которое принадлежало хозяину. Наиболее распространено частное и государственное рабовладение. Для каждой касты существовал свой закон образа жизни – дхарма (драхма) – свод моральных, этических, поведенческих религиозных предписаний, которыми они руководствовались в своей жизни.
2. Государственный строй империи Маурьев Государственная власть носила характер восточной деспотии. Глава государства – раджа. При царе действовал совет - паришад, состоявший из представителей знатных семей рабовладельческой аристократии. Паришад имел лишь совещательные функции. Для управления большим государством существовал многочисленный и сложный аппарат, обслуживавший царскую канцелярию, налоговое ведомство, военное ведомство, монетный двор, царское хозяйство. Высшими должностными лицами были: главный мантрин, возглавлявший царскую администрацию, сенапати - командующий войсками, пурохита - главный жрец, дхармадь-якша - главный авторитет по вопросам судопроизводства и толкования законов, астролог и др. Вся территория государства Маурьев делилась на наместничества, за исключением Магадхи, находившейся в ведении самого царя. Наместниками были родственники или близкие доверенные лица царя. Армия индийского царя во время войны состояла из его собственного войска, войска союзников и ополчения племен, подчиненных царю. Войны и грабеж других народов рассматривались как важный источник процветания государства. Армия выполняла функции охраны общественного порядка. Существовали 2 системы судов – царские и внутриобщинные. Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь вместе с брахманами и опытными советниками. Царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистии. Существовали 2 формы ПО – коллегии прадешатров и судейские коллегии дхармастхов. Дхармастхи были призваны защищать интересы частных лиц, рассматривая главным образом гражданские иски. Прадешатры выполняли 3 функции: разыскивать и карать лиц, занимающихся «тайными промыслами», получающих нелегальные доходы, преследовать за преступления чиновников, вести следствие и карать за такие тяжкие преступления, как убийство, воровство, насилие и проч.
3. Законы Ману
|