Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Государство и право Древнего Рима






Семинарское занятие – 2 часа

Занятие проводится в форме «деловой игры»

Цель: Сравнительное изучение памятников истории римского права (правовое положение отдельных групп населения, право собственности, обязательственное право, брачно-семейное право, уголовное право и процесс)

Время: 90 мин.

Вступительное слово тьютора -5 мин.

Разбивка групп на группы и распределение заданий -5 мин.

Подготовка к выступлениям -15 мин.

Выступление участников обсуждения - 55 мин.

Обобщающее выступление и оценка тьютора - 10 мин.

Участники: 3 группы студентов. Две группы студентов анализируют предложенные ситуации, предлагают свое решение и разъясняют его всем присутствующим. Третья группа студентов – «эксперты», оценивают правильность решения.

Для наиболее полного и правильного анализа студенты должны изучить такие памятники римского права, как Законы XII таблиц, Институции Гая, Дигесты Юстиниана, а также усвоить следующие вопросы:

1. Историческое значение Древнего Рима. Рецепция римского права.

2. Возникновение государства в Риме. Организация политической власти в царскую эпоху. Реформы Сервия Туллия.

3. Установление и развитие республики в Риме. Организация государственной власти в Риме в V-I вв. до н. э. Кризис республики.

4. Переход к монархическому строю в Риме. Принципат и доминат. Централизация государственной власти и ее авторитарный характер в период империи.

5. Основные этапы развития римского права и его особое значение в истории цивилизации. Периодизация истории римского права. Законы XII таблиц. Судебная система.

Задания для «деловой игры»

1. Лукулл – страстный любитель рыбной ловли приценивался к имению близ Неаполя из-за прилежащего к нему пруда. В назначенный день хозяин имения согнал к пруду окрестных крестьян, которые имитировали рыбную ловлю, забрасывая сети и удочки. Сделка была заключена, но вскоре Лукулл обнаружил обман и подал иск.

Какое решение вынесет суд?

 

2. У римлянина «А» была украдена ценная серебряная чаша. Через несколько лет он случайно обнаружил украденную вещь у «В». Последний объяснил, что он купил чашу в ювелирной лавке, не зная, что она краденая, и отказался вернуть чашу, ссылаясь на своё трёхлетнее добросовестное владение. «А» обратился в суд.

Какой иск следовало предъявить в данном случае? Подлежал ли он удовлетворению по Законам XII Таблиц?

 

3. Элий Секстий согласился дать взаймы Квинту Тицию десять мешков с зерном, хранящихся на складе, ключ от которого был передан Тицию. На следующий день, решив забрать зерно, Тиций обнаружил, что склад сгорел от удара молнией. Однако Секстий потребовал соблюсти условия договора и вернуть долг.

Должен ли Тиций выполнить условия соглашения? Каким будет решение суда эпохи классического Римского права, согласно «Институциям» Гая?

 

4. Маний Курий завладел пустующим земельным участком, собственник которого Авл Анций переселился, насколько было известно, в одну из римских провинций. После годичного хозяйственного использования нового земельного участка Маний Курий сдал его в аренду. Полгода спустя, явился Авл Анций и, ссылаясь на свое квиритское право, изгнал арендатора с участка.

Правомерны ли действия Мания Курия? Законны ли действия Авла Анция согласно «Институциям» Гая?

 

5. Два соседа Клавдий и Фабий поссорились друг с другом. Чтобы досадить Клавдию, Фабий сочинил песню, содержащую клеветнические измышления и распевал ее в присутствии других людей. Клавдий подал иск.

Какое решение должен принять суд?

 

6. Римский гражданин «А» продал римскому гражданину «Б» раба. Заключение договора купли-продажи сопровождалось совершением обряда манципации. Спустя два года гражданин «А» потребовал вернуть ему раба, ссылаясь на то, что при совершении обряда манципации один из пяти свидетелей был несовершеннолетним. «Б» отказался вернуть ему раба.

Как разрешится спор в этом деле?

 

7. Катул купил у своего соседа повозку, о чем стал сожалеть на следующий день. Он обратился к соседу с просьбой расторгнуть сделку и вернуть все в изначальное состояние: Катул возвращает соседу повозку, а тот – деньги. Но сосед отказался.

Как должен быть разрешен этот спор в Древнем Риме?

8. Собственник земельного участка некий Луций уехал путешествовать и отсутствовал долгое время. Когда же вернулся, то обнаружил на своем участке постройку. Луций подал иск.

Какое решение примет суд?

9. Марк Тиций продал Нумерию Нигидию раба. Через некоторое время покупатель обнаружил, что раб страдает эпилепсией. Нумерий Нигидий потребовал расторжения контракта. Продавец отказался, утверждая, что ничего не знал о болезни раба.

Каким будет решение дела по Дигестам Юстиниана?

 

10. У римского гражданина Тиберия было три внука. Один родился в семье эмансипированного сына. Другой родился от сына, жившего вместе с отцом, третий был рожден дочерью, состоявшей в «правильном» браке.

Какой из внуков находится под властью деда?

Литература


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал