Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Германской империи






Первый вопрос студенты должны начать с рассмотрения того, что поражение объединительных тенденций в революции 1848 г. и укрепление политической реакции в большинстве германских государств первоначально вернули Германию к уровню прежних внутренних взаимоотношений времени Союза 1815 г. Чтобы противодействовать новому доминированию Австрии, прусская монархия организовала под своей эгидой союз северных небольших германских государств – Прусский союз (1850 г.).

В течение некоторого времени германские государства разделились на Малую Германию во главе с Пруссией и Великую Германию во главе с Австрией. Развитие событий предопределила последующую борьбу Австрии и Пруссией за лидерство в объедении.

Одновременно Пруссия начала активную политику хозяйственного и экономического объедения Германии. Начался период активизации национально-объединительных стремлений (1859-1866 гг.). Была проведена важная военная реформа (1856-1862 гг.).

Реальное объединение Германии под господством Пруссии стало возможным в результате проведения нескольких последовательных войн, инициированных О.Бисмарком, занявшим в 1862 г. пост председателя прусского кабинета и министра иностранных дел. Первой стала война с Данией (1864 г.), второй – с Австрией (1866 г.) и коалицией большинства южных германских государств. После чего в 1866 г. согласно Пражскому мирному договору сложился Северо-Германский союз во главе с Пруссией, основанный не только на экономических, но и на государственно-политических связях.

Северо-Германский (конституированный в 1867 г.) был уже не союзом государств, а союзным государством, в который вошли почти все государства Германии, за исключением четырех крупных южных монархий. В итоге после проведения разносторонних реформ 1867 - 1870 гг. Пруссия провозгласила образование Второй Германской империи (18 января 1871 г.).

При рассмотрении второго вопроса студенты должны уяснить, что организация новой империи была закреплена в конституции, принятой учредительным рейхстагом 22 апреля 1871 г. которая вступила в силу 4 мая того же года.

Конституция оформила создание своеобразного государственно-политического единства и заявила о новом государстве как о преемнике Северо-Германского союза.

По конституции, главой империи наследственно считался прусский король. Император был главным элементом государственной организации. Ему принадлежала вся полнота военной власти и командование вооруженными силами. В сфере законодательства император издавал принятые представительным органом законы, обладал решающим словом в законодательных коллизиях. Также ему принадлежала вся полнота исполнительной власти.

Также конституция регламентировала состав империи, в которую входили двадцать пять германских государств. Союзным представительством государств империи был Союзный совет (Бундесрат). По конституции в его компетенцию входило законодательство, бюджетно-финансовые дела, заключение договоров от имени империи, отношения между членами союза. Председателем Бундесрата был канцлер, который одновременно являлся единственным имперским министром, его голос был решающим при равенстве голосов в Бундесрате.

Общенациональным представительством был рейхстаг, которому принадлежали права законодательства по вопросам, отнесенным к сфере компетенции империи.

Так же конституция регламентировала законодательную процедуру, которая была довольно сложной.

Рассмотрение третьего вопроса студенты должны начать с формирования, конституционного закрепления и состава имперской администрации.

По Конституции 1871 г. исполнительная власть империи реально осуществлялась канцлером. Его контрасигнатура на исполнительные указы монарха считалась обязательным условием их действительности, и канцлер тем самым принимал на себя ответственность за деятельность правительства. Основополагающим актом в формировании имперского правительства стал закон 17 марта 1878 г., согласно которому канцлер во всех правительственных делах мог иметь заместителей (статс-секретарей), которым бы вручал управления определенной области.

К началу XX века сформировались девять общеимперских правительственных ведомств: Имперская канцелярия, Имперское ведомство внутренних дел, Имперское ведомство внешних дел, Имперское морское ведомство, Верховное военное командование, Почтовое ведомство, Ведомство юстиции, Ведомство железных дорог и Ведомство финансов.

Все государства, образовавшие Германскую империю, сохранили условную государственную самостоятельность и собственный конституционный строй.

С принятием Конституции 1871 г. произошло разделение сфер конституционного регулирования между империей и ее субъектами.

Большинство автономных образований в империи были конституционными монархиями, три - республиками. Представительные органы были представленными ландтагами. Полномочия и государственный статус автономии были в основном одинаковы (кроме Баварии и Вюртемберга). Исполнительные полномочия почти во всех монархиях находились в руках первого министра (или министра-президента), который по-своему организовывал правительство. Монархи сохранили значительные законодательные права, почти все конституции предусматривали легкость издания указов самого высокого содержания.

Конституциями автономии также регулировалось местное управление: в провинции управлял назначенный обер-президент и выборный совет, в округе – назначенный ландрат и выборный комитет, в районе - президент-управитель и полувыборный комитет. Города сохранили самоуправление в виде городских советов и бургомистров.

При рассмотрении четвертого вопроса студенты должны четко представлять, что после политического объединения Германия оставалась в правовом отношении разобщенной страной. В каждом из государств-автономий действовали свои кодексы уголовных и гражданских законов, многие из которых были приняты еще в XVIII веке. Унификация права германской империи первоначально шла путем отдельных крупных законов, которые охватывали области, непосредственно связанные с торговлей и общим экономическим пространством. В 1869 г. был принят общегерманский Торговый кодекс, в 1877 г. появился Устав гражданского судопроизводства.

С 1874 г. проводится разработка общегерманского свода гражданского права, который был принят 18 августа 1896 г. и получил название Германское гражданское уложение (ГГУ).

ГГУ состоял из пяти книг (2385 статей). В первой книге («Общая часть») были кодифицированы правоположения о статусе лиц как физических, так и юридических, о юридических действиях, волеизъявлении, осуществлении гражданских прав и самозащите. Во второй книге («Обязательное право») излагались порядок ответственности по обязательствам, правила заключения договоров. В третьей книге («Вещное право») были охарактеризованы вещные права, порядок приобретения и траты собственности и владения, правомочия пользователей. Четвертая книга посвящалась брачно-семейному праву. Пятая книга посвящалась наследственному праву.

Совместно с ГГУ был принят Вводный кодекс (218 статей), который характеризовал порядок применения общеимперского гражданского права.

ГГУ оказало значительное влияние на кодификацию и развитие права не только в германской империи, но других странах Европы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал