Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как слушать лекцию;






Лекция в учебном процессе имеет большое познавательное и воспитательное значение, в ней научный материал излагается последовательно. Ценность лекции в том, что в ней, помимо широко известных научных достижений, излагаются самые новые исследования и открытия.

Кроме того, каждая лекция предъявляет слушателям особые требования к умственной работе, которая требует максимальной активности и самостоятельности умственного труда. Здесь важно сосредоточенное и интенсивное внимание, направленное на усвоение лекции, обостренное слуховое и зрительное восприятие.

Кроме того, преподнесение материала посредством живого слова лектора глубже и проникновеннее действует на слушателей.

Лекция оказывает серьёзное влияние на развитие мышления, которое должно быть направлено на выяснение сущности объясняемых лектором явлений, на понимание связей и отношений между ними.

Чтобы получить от лекции максимальный эффект, студенту необходима предварительная подготовка к её слушанию. Подготовка начинается с того, что студент просматривает записи предыдущей лекции. Знакомится (за несколько дней или накануне лекции) с программой данного предмета, темой, чтобы представлять, в каком направлении будут излагаться следующие вопросы темы.

Слушание лекции должно проходить с максимальной активностью. Следует прилагать большие усилия к тому, чтобы сознательно усвоить материал лекции, а не механически слушать и запоминать его.

Важнейшим условием сознательного усвоения лекции является напряженное мышление слушателей. Все изложенное в лекции должно быть понято, осознано, неясные вопросы /положения/ и непонятные формулировки надо стремиться выяснить тут же у лектора или, в крайнем случае, найти на них ответ в соответствующей литературе.

Лекции, надо тщательно записывать. Запись помогает студенту сосредоточить внимание на главном и уже в ходе лекции продумать и осмыслить услышанное, осознать план и логику изложения материала преподавателем. Поэтому довольно распространенная среди студентов практика записывать лекции по очереди или использовать готовые записи товарищей отрицательно сказываются на овладении предметом.

Однако не каждая запись лекции приносит пользу студенту: дословная, отрывочная или бессистемная запись малоценна.

Практика показывает, что многие студенты не владеют техникой записи. Одни пытаются записать лекция дословно, но не успевают за лектором, не дописывают фраз, оставляют пустые места. В результате запись лекции оказывается лишенной логического смысла, неполной, негодной для использования. Другие, наоборот, записывают кратко, пропускают при этом основные положения лектора, ограничиваются одними заголовками или планом. И та, и другая форма записи не достигает цели.

Умение хорошо записывать лекции вырабатывается практикой. Прежде всего, необходимо привыкнуть распределять свое внимание между отдельными положениями лектора и уметь быстро выделять основное, важное. Записывать нужно не все, что говорит лектор, а отобранное, основное, важное, а в процессе записи необходимо следить за дальнейшим изложением.

Полезно усвоить некоторые технические приёмы записи лекции. Надо иметь особую тетрадь, специально для записи лекций по каждому предмету. Записывать удобнее на одной половине или стороне листа, оставив другую часть или оборотную сторону пустой.

Это в дальнейшем позволяет лучше систематизировать привлекаемый дополнительно материал и лучше обозревать его. Запись каждой лекции целесообразно начинать с новой страницы, следует записывать тему лекции, её дату, фамилию лектора, план лекции, её содержание. Записывать следует четким почерком, с тем чтобы в дальнейшем не затруднять себя лишней работой по разбору малопонятных мест. Следует всегда писать набело и в дальнейшем не переписывать, чаще пользоваться абзацами, выделяя этим существенные части материала. Сплошная запись затрудняет дальнейшее использование ее, тогда как запись с абзацами уже своим внешним видом дает ясное понятие о структуре излагаемой темы.

При слушании и записывании необходимо пользоваться ее планом. План помогает студенту активно следить за излагаемым материалом и в любой момент знать, что уже сообщено лектором, а что еще осталось ему сообщить. Название отдельных частей плана следует переносить в запись лекции в качестве заголовков.

Во время лекции необходимо соблюдать высокую организованность своего труда: вовремя приходить на лекцию; пропущенные лекции восполнять по материалам товарищей; занимать в аудитории удобное место; соблюдать во время лекции полнейшую тишину и порядок; не прерывать лектора вопросами и замечаниями /для вопросов каждый лектор отводит особое время/; воздерживаться от всяких разговоров с товарищами, в том числе и по содержанию лекции; принимать меры против слушателей, нарушающих дисциплину.

Следует обратить внимание и на интонацию лектора. Обычно лектор главные мысли выделяет и произносит несколько громче и реже.

Планирование самостоятельной работы;

Самостоятельные занятия нужно планировать и во времени и по содержанию. Распределение труда особенно важно для тех. кто еще не имеет достаточно развитых навыков в самостоятельной деятельности. Планировать занятия следует так, чтобы в течение недели, месяца или даже года можно было заниматься ежедневно и равномерно. Хорошо, если студенту удается определить постоянное время для занятий. Привычка работать в определенные часы вызывает желание в установленное время сесть за работу, не тратить время на втягивание.

Время пребывания на учебных занятиях в ВУЗе у каждого различно. Различно и время, расходуемое на путь до учебного заведения и обратно. Учитывая это, следует все оставшееся время взять на учёт и спланировать его как можно целесообразнее.

Жизнь показывает, что студенту следует планировать свои учебные занятия из расчёта трех-четырех часов ежедневной работы с перерывом на 10-15 минут после каждого часа. За 3-4 часа самостоятельных занятий каждый студент может хорошо сосредоточиться и глубоко вникнуть в содержание книги.

При необходимости разрешить несколько задач, различных по трудности, следует продумать, как лучше спланировать свои знания в соответствии с индивидуальными особенностями. Практика показывает, что для некоторых удобнее начинать работу с изучения материала, который усваивается легче и, постепенно втягиваясь, переходить к более трудному. Для других же целесообразнее начинать с выполнения более трудных заданий, а к концу работы переходить к более легкому.

Необходимо проводить резкую грань между учебными занятиями и отдыхом. Для этого нужно во время, отведенное для занятий, полностью включиться в учебную деятельность, не отвлекаясь посторонними делами, а во время отдыха не думать о программном материале.

Если в процессе занятий не удается полностью включиться в работу, а во время отдыха мы продолжаем думать о ней, то не могут быть продуктивными ни отдых, ни работа.

Кроме установления времени для учебных занятий, важно определять и их объём, намечать сроки начала и конца выполнения заданий.

Это организует учебный процесс студента и воспитывает большую ответственность за выполнение им учебной программы.

Методика самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенности изучаемой дисциплины, индивидуальных качеств студента и условий учебной деятельности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал