Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика государственно-правовых систем европейских государств в Новое время. Принципы и основные черты буржуазного права.
Становление современного права многих мировых держав проходило сложным путем. Огромное влияние на этот процесс оказало, конечно же, римское право, закрепив основные нормы частного и публичного права как своеобразный фундамент для формирования правового общества. Основные права и свободы человека и гражданина, неотчуждаемые и неприкосновенные, несмотря на свою древнейшую историю являются главными признаками гражданского общества. Право в одних странах формировалось на основе преемственности, в других стало итогом серьезных реформ законодательства. Итогами революционных преобразований в странах Европы стало окончательное уничтожение пережитков феодального общества, становление новых горизонтов для развития политической и экономической сфер. Важным стало начало формирования в каждом послереволюционном обществе своеобразной, созданной с учетом народных традиций национальной правовой системы, объединяющей права представителей различных социальных слоев в рамках одной законодательной базы. В таком становлении работал единственно приемлемый принцип конституционализма, включающий верховенство права, свободы, равенства, законности. В рамках национального колорита и своеобразного пути развития правовых источников с древних времен различают правовые системы, или семьи: англосаксонская правовая семья, или «семья общего права». На территории многих государств англосаксонское право возникло как рецепция английских правовых норм, в большей степени навязанных колонизаторами. Оно трансформировалось на основе уже имевшихся местных правовых обычаев для того, чтобы более удобно применять в государстве. Его процедурный и казуальный характер в большей части направлен на защиту личности от произвола государства и общества; |континентальная, или романо-германская, правовая семья. Сформировалась под влиянием французе кого права, применялась на колониальных территориях. В основе системы — писаное право. Авторитет закона непререкаем. Система нормативных актов находится в строгой иерархии. Судебные решения должны основываться на конкретной норме права, закрепленной в форме права — законе. Законодательство разделено по отраслям и кодифицировано. Характерно четкое разграничение публичного и частного права
30. «Долгий» парламент 1640-1653гг. в Англии и его законодательство. Первый этап буржуазной революции и его законодательное закрепление. В созванном в 1640 г. парламенте, получившем название Долгого (1640-1653), господствующее положение заняли пресвитериане. В течение 1640-1641 гг. парламент добился от короля утверждения целого ряда важных правовых актов. Прежде всего по инициативе палаты общин были осуждены главные советники Карла I - граф Страффорд, архиепископ Лод. Тем самым было утверждено право парламента на импичмент высших должностных лиц. Далее, согласно Трехгодичному акту 16 февраля 1641 г., парламент должен был созываться, по крайней мере, один раз каждые три года, а при несогласии короля сделать это он мог быть созван другими лицами (пэрами, шерифами) или собраться самостоятельно. Эти положения были дополнены законом, запрещавшим прерывать, отсрочивать заседания и распускать Долгий парламент иначе, как актом самого парламента. Тем самым исключалась возможность возвращения к беспарламентскому правлению. Наконец, в июле 1641 г. были приняты два акта, которые ограничили полномочия Тайного совета в области судопроизводства и предусмотрели уничтожение системы чрезвычайных трибуналов, прежде всего Звездной палаты и Высокой комиссии. Серия актов, принятых летом 1641 г., провозгласила неприкосновенность имущества подданных и лишала короля права произвольно налагать различные штрафы. Программным документом революции стала Великая Ремонстрация, принятая 1 декабря 1641 г. Она содержала, в частности, новое требование о том, чтобы король впредь назначал только тех должностных лиц, которым парламент имел основание доверять. Это означало, по сути, политическую ответственность должностных лиц перед парламентом и было воспринято королем как вторжение в его прерогативу, исполнительную власть. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию. Акты парламента 1641 г. были направлены на ограничение абсолютной власти короля и означали переход к определенной разновидности конституционной монархии. Однако фактически эта форма буржуазного государства не успела утвердиться с началом гражданских войн между королем и парламентом (1642-1647 и 1648-1649 гг.).
|