Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Судебно-правовая система современной Франции.
В ХХ в. Франция из крупнейшей колониальной империи превратилась почти в чисто унитарное государство. Страна разделена на 95 департаментов, департаменты на коммуны. Кроме метрополии, " собственно Франции", в состав государства (территория 551.6 тыс. кв. км, население 56 млн. чел.) входят также четыре " заморских департамента" - Гваделупа, Мартиника, Реюньон, Гвиана, " заморские территории" - Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна и две " территориальные единицы" с особым статусом - острова Майотта, Сен-Пьер и Микелон. По форме правления Франция - республика, в которой элементы парламентарной республики сочетаются с элементами президентской. Действующая Конституция - Конституция Французской республики вступила в силу 5 октября 1958 г. Она утвердила государственный строй, получивший название Пятой республики. Конституционной основой государственного строя Третьей республики выступала Конституция 1875 г., которая при всей своей неполноте, умолчании и недоговоренности открывала широкий простор для политического маневрирования. В результате первой мировой войны Франция получила ряд своих прежних территорий (Эльзас и Лотарингию), но в целом потеряла одно из ведущих мест в экономике мира. Возросшая активность населения и требования ряда партий вынудили принять избирательный закон 1919 г., предусматривающего сочетание принципов мажоритарной и пропорциональных систем. Экономический кризис 3О-х годов поразил и Францию, выход из него государство видело в усилении исполнительной власти, действующей вне рамок контроля общественности. Для создания правовой основы деятельности правительства широко использовалось делегированное законодательство. Начиная с середины 3О-х гг. парламент почти ежегодно наделял правительство чрезвычайными полномочиями, парламент практически перестал осуществлять контроль над кабинетом. Также без санкции обеих палат Парламента в сентябре 1939 г. была объявлена война Германии. В мае 1940 года после наступления немецко-фашистских войск Франция потерпела поражение, а правительство было вынуждено принять решение о прекращении военных действий. В части юго-восточной Франции были сохранены институты французской государственности, получившие по имени города Виши, где обосновалось правительство, название " государство Виши". Какой-либо самостоятельной роли режим " Правительства Виши" не играл, а с ноября 1942 г. был ликвидирован. Борьба патриотов продолжалась и в 1940 г., в Англии генералом Ш. де Голлем был организован " Комитет свободной Франции", на оккупированной территории действовали народные комитеты и Комитеты действия. С лета 1943 г. стал действовать единый " Французский комитет национального освобождения", реорганизованный во Временное правительство Франции во главе с де Голлем. В это же время была сформирована Консультативная Ассамблея, состоящая из представителей всех политических партий и групп, борющихся или выступающих за освобождение Франции. К концу 1944 года англо-американскими войсками Франция была в основном освобождена, и важнейшими вопросами политической жизни стали будущее государственного строя, проблема новой Конституции. В послевоенные годы во Франции были созваны учредительные собрания с целью подготовки проекта Конституции и вынесения его на референдум. Только второе учредительное собрание смогло подготовить проект Конституции, который в октябре 1946г. был утвержден референдумом. В преамбуле Конституции 1946 г. торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, предусматривалось учреждение парламентской республики. Парламент должен был состоять из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Только Национальное собрание имело право принятия законов. Совет республики избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного избирательного права, часть его назначалась Национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться. Высшим представителем государственной власти Конституция объявляет Президента республики, избираемого парламентом сроком на 7 лет. Президент был лишен ряда важных прерогатив (роспуск нижней палаты, назначение по своему выбору высших должностных лиц и др.). Любые акты президента, в том числе назначение на высшие должности, требовали контрассигнации председателя кабинета и одного из министров. Непосредственное управление страной осуществлял Совет Министров. Министры несли коллективную ответственность перед Национальным собранием за политику Кабинета. В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала в палате важного правительственного законопроекта кабинет должен был уйти в отставку. Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия и порицания. В такой ситуации на период избрания нового состава собрания создавалось коалиционное правительство из всех партийных фракций во главе с председателем Национального собрания. Конституция практически сохранила прежнюю судебную систему и систему местного управления. Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства. В 1948 г. введена мажоритарная система выборов. В условиях новой волны социально-политических противоречий 50-х гг., обусловленных начавшейся структурной модернизацией национальной экономики, во многом проводимой за счет населения, поражениями в колониальных войнах и крахом колониальной империи многие политические группировки хотели не только дальнейшего усиления исполнительной власти, возвышение главы государства, но и придания ему особых правомочий некоего надпартийного арбитра. Особенно последовательно эти установки, равно как и идеи " социального мира", социального партнерства" пропагандировала созданная в 1947г сторонниками генерала де Голля партия " Объединение французского н народа". По требованию де Голля ему были представлены чрезвычайные полномочия по составлению новой Конституции. Принятие ее в 1958 г. знаменовало начало Пятой республики.
|