Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности государственного и общественного строя стран Древнего Востока.
1. Общественный строй В развитых государствах Древнего Востока существовало несколько форм собственности: государственная, общинная и частная. В состав господствующих верхов входили следующие основные прослойки: придворная и служилая аристократия, жречество, военная знать, верхушечные слои земледельческих общин. Господствующие верхи осуществляли высшую политическую власть, обладая правами верховного собственника. Экономическое могущество господствующего класса в странах Древнего Востока определялось сосредоточением в его руках основной массы обрабатываемых земель, источников водоснабжения, тяглового скота, рабов, денежных средств. Эти богатства формировались путем царских пожалований, раздачи земельных наделов и рабов, насильственных изъятий общинной собственности, за счет иных поступлений (военная добыча, получение выплат из государственной казны, кредит-но-ростовщические операции и т. д.). Но при этом следует обязательно иметь в виду, что имущественные права господствующих верхов отнюдь не имели частнособственнического характера, а политическая власть принадлежала им лишь постольку и до тех пор, поскольку и пока они были структурированы в государственный аппарат, — вне государственной организации эти верхи не обладают ни властью, ни собственностью, а потому и утрачивают само право быть господствующей элитой. Рабы в странах Древнего Востока никогда не составляли большинства населения, — в количественном отношении они значительно уступали массе свободных мелких производителей. На ранних этапах развития древневосточных государств единственным источником рабства служило пленение иноплеменников-чужаков.С течением времени источники рабства расширялись и становились более разнообразными. Войны постоянно увеличивали число рабов за счет военнопленных. Многие военные походы совершались ради рабов. В целом, юридическое положение рабов в древневосточных государствах существенно отличалось от их положения в странах античного мира. В условиях господствовавшего на Древнем Востоке натурального хозяйства рабы как бы входили во владевшую ими семью в качестве бесправных ее членов; они обычно жили под одной крышей с хозяином, хотя и выполняли более тяжелую, изнурительную и грязную работу, чем остальные домочадцы Допускалось, чтобы раб мог иметь семью. С учетом вышесказанного будет справедливым определение классовой сущности государств Древнего Востока как государств раннерабовладельческого типа. Важно только подчеркнуть, что эта их рабовладельческая сущность определялась не численным преобладанием рабов в общей массе населения (ибо такого преобладания как раз не существовало ни в одном древневосточном государстве), а тем обстоятельством, что институты рабства проникали во все сферы жизни (начиная с самой элементарной ячейки общества — семьи), определяли сущность господствующей идеологии, формировали в определенном направлении общественную психологию. Свободные мелкие производители занимали промежуточное положение в социальной структуре древневосточного общества. Их кардинальное отличие от господствующих верхов состояло в том, что они не являлись эксплуататорами и добывали средства к существованию собственным трудом. С другой стороны, от рабов их отличал статус личной свободы. Мелкие свободные производители подразделялись на сельское население общин и городское ремесленное население. Они подвергались эксплуатации со стороны государства, поскольку несли на себе основную тяжесть податного обложения (налоги составляли до двух третей урожая), были обязаны исполнять военную службу, выполнять другие повинности (строительную, транспортную и т. п.). По мере развития приватизационных процессов большинство из них оказались вовлеченными в сферу частнособственнических отношений, и это обстоятельство, казалось бы, дает основание для подхода к ним с классовыми мерками. Однако абсолютное отсутствие у них не только политических прав гражданина, но и полное игнорирование властями их человеческого статуса лишало их самой возможности классовой консолидации. Городские ремесленники, особенно редких профессий (оружейники, ткачи, ювелиры), были свободными людьми. Они трудились в государственных мастерских, сдавая в виде налога часть своей продукции. Отличительная особенность общественной структуры древневосточных государств состояла еще и в том, что социальное (классовое) деление общества здесь органически дополнялось сословным делением. При этом, как правило, сословно-правовой статус индивида не совпадал с его социально-экономическим положением. Анализ эволюции общественного строя древневосточных государств должен производиться с учетом, тех общих, свойственных всем странам этого региона факторов, какими являются, например, многоукладность их экономики, незавершенность процессов социальной стратиграфии, строгая преемственность в развитии политических правовых институтов, приоритет религиозных аспектов в государственной идеологии и общественном сознании. 2. Государственный строй Специфика общественного строя изучаемых стран определила возникновение и развитие в них особой государственной формы, которая получила наименование древневосточной деспотии. Концепция этой формы стала складываться в исторической литературе еще со времен Геродота (V в. до н. э). Характерными чертами древневосточной деспотии как формы государства являлись: 1) сосредоточение всей полноты государственной власти в руках наследственного верховного правителя (деспота), личность которого обожествлена; 2) строгая централизация и бюрократизация громоздкого и разветвленного государственного аппарата, полностью подчиненного верховной власти деспота; 3) жесткий тоталитарный режим, воплощавшийся во всеохватывающем надзоре за подданными, полностью лишенными гражданских и политических свобод. В древневосточной деспотии особого развития достигли три главные отрасли управления: финансовое ведомство, военное ведомство и ведомство общественных работ. В отдельных странах Востока существовали такие специфические особенности их государственной организации, которые свидетельствуют о значительной многовариантности институтов, составлявших сущность древневосточной деспотии. Можно даже отметить, что в ряде древневосточных обществ монархическая форма правления вообще не являлась единственно возможной. Так, в состав древнеиндийской империи Маурьев входил целый ряд полуавтономных образований («дана» и «сангха»), характеризовавшихся республиканскими принципами их государственной организации. В Месопотамии и Финикии также встречались элементы республиканских форм, порожденные традициями первобытно-племенной демократии. Однако многообразие специфических черт, свойственных отдельным древневосточным государствам на определенных этапах их развития, не исключает однородных проявлений их исторического бытия, вызванных к жизни общими закономерностями их социально-экономического происхождения. 4. Древний Египет: возникновение государства, общественный и государственный строй. Уже в 5 тыс. до н.э. существовали номы(области) для совместного ведения ирригационных работ. К середине 4 тыс. до н.э. сущ. 2 царства – Верхний и Нижний Египет. К концу 4 тыс. до н.э. Верхний подчинил себе Нижний и получилось единое гос-во. Существовал с 4-3 тыс. до н.э. до 6 в. до н.э.(завоеван войсками Персии, затем к Империи А.Македонского, а в 30г. до н.э. – одна из провинций Римской империи) Период: Раннее царство(3200-2620гг) Древнее царство(2620-2280гг) Среднее царство(2134-1786гг) Нового царства(1575-1087гг) Позднее царство(1087-525гг) Общественный строй. Всё население делилось на свободных и зависимых. Свободные – крестьяне – общинники (мереты), полусвободные крестьяне – общинники (хемму), служивый люд. К господствующему социальному слою относились родоплеменная аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Зависимые – рабы (государственные, храмовые, общинные, частные). Источники рабства – воен. плен, за долги, дань. Рабов наказывала в соответствие с законом. Если раба наказывали незаконно, то он имел право убежать от хозяина в храм. ^ Государственный строй. В Египте раньше, чем в других государствах сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство. Когда это произошло достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н.э. государство в Египте существовало. Государственный аппарат Древнего Египта возглавлялся фараоном, т. е. царем или монархом, личность которого обожествлялась и приобретала наследственный характер. Главой правительства Древнего Египта являлся визирь, который назначался и смещался фараоном. Функции визиря: 1. Распорядитель воли Фараона. 2. назначал (освобождал) от должности чиновников. 3. Хранитель государственной печати. 4. Возглавлял высшую судебную инстанцию страны – шесть судебных палат. Со временем компетенции визиря усложняются, ему подчинены и войска, и крепости. Но в области финансовой на первое место выдвигается казначей. Во главе военного ведомства стоял начальник - представитель высшей чиновной знати, а иногда и какой-нибудь член царской фамилии. Армия комплектовалась из населения самого Египта, а также покоренных стран. Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации. Высшие должностные лица и правители были одновременно и верховными судьями. Форма правления – восточная деспотия, но не в полной мере, т.к. * фараон был ограничен религией * жрецами оракула, т.к. их вещание было обязательно, в.т.ч. для фараона. 5Право Древнего Вавилона и Ассирии. Средне-ассирийские законы.? Общественный и государственный строй древнего вавилона. Общественный строй. Всё население делилось на свободных и зависимых. Зависимые – рабы. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Источники рабства – воен. плен, за долги, по рождению. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Не ограничивалась власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Порабощенные за долги не могли находиться в таком состоянии более трех лет. Свободное население Вавилона делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные граждане: * авилумы (человек, сын человека). Они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Неполноправные: * мушкену (находящийся на царской службе). Жизнь авилума ценилась дороже, имущество мушкену ценилось выше. ^ Государственный строй. Правитель – Энси («построивший храм»), в случаях, если его власть выходила за рамки города, правителю присваивался титул лугаля (" большого человека"). Форма правления – восточная деспотия, но не в полной мере, т.к. * лугаль был лишен судебной власти, она принадлежала чиновникам. * Обожествлялась только должность, а не человек. Для этого надо было проходить обряд посвящения ежегодно. * Власть Лугаля не распространялась на некоторые административные единицы. Первый помощник Лугаля – Нубанда. Вся территория делилась на области, ими управляли чиновники, которых назначал Лугаль. Община – низшая административная единица. Ими управляли старосты. В Вивалоне были постоянные армии, состоявшие из воинов. За свою службу воины получали наделы. 6 Основные черты права стран Древнего Востока. Общая характеристика Законов Хаммурапи. Эти законы были выбиты на большом столбе. Закон состоит из трёх частей: право, основная часть (содержание), эпилог. Входят 282 статей. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.
Субъектами права признаются свободный общинник (авилум) и неполноправный свободный, находящийся на царской службе (мушкену). Некоторыми правами (право на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети рассматривались лишь как объекты права. В законе Хаммурапи. уделялось особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. По этим законам можно сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилоне. В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая. Кроме аренды поля, сада, Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества. Широко был распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного). В условиях существования частной собственности как на движимое, так и недвижимое имущество, большое развитие получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи. Кроме названных, законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажи), товарищества, мены, поручения. В законе Хаммурапи устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Довольно подробно в Законах говорится о различного рода членовредительствах. Закон поддерживает тот принцип, что виновного постигает та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимается определенный штраф. Основное внимание уделено описанию наказаний за различные правонарушения. Законы предусматривают суровую систему наказаний: практически любая кража карается смертной казнью.
|