Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность инфляцииСтр 1 из 6Следующая ⇒
Содержание
Введение………………..……………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические основы инфляции и антиинфляционной политики....................................................................................................................5 1.1. Сущность инфляции………………………..…………………………….5 1.2. Причины инфляции……………………………..………………………..8 1.3. Влияние инфляции на экономические процессы………...……...……13 1.4. Последствия инфляции……………………...………………………….17 1.5. Антиинфляционная политика……...………………..…………………20 Глава 2. Характеристика основных видов и форм инфляции…………....24 Заключение….……………………………………………………………….25 Список использованной литературы…………….………………………...28
Введение Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства – от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение. С появлением бумажно-денежного обращения, безусловно, связано большое количество положительных моментов в развитии экономики многих стран. Тем не менее, основной проблемой, с которой сталкиваются все страны без исключения, является феномен инфляции. Темпы инфляции различны в разных странах и исторических периодах развития, но существует определенный ряд факторов, на нее влияющих. Инфляция обусловлена как внутренними денежными и неденежными, так и внешними причинами. В ответ на взаимодействие факторов инфляции правительством должна быть выработана определенная политика, учитывающая все специфические особенности развития экономики. Цель курсовой работы - охарактеризовать сущность, причины и последствия инфляции. Отсюда задачами курсовой работы являются: 1) Раскрыть сущность инфляции; 2) Охарактеризовать основные причины и социально-экономические последствия инфляции; 3) Охарактеризовать воздействие инфляции на различные экономические процессы; 5) Дать характеристику антиинфляционной государственной политики, в том числе в разрезе различных подходов к ее формированию.
Глава 1. Теоретические основы инфляции и антиинфляционной политики
Сущность инфляции Инфляция - феномен, присущий исключительно бумажно-денежному обращению, означающий переполнение сферы обращения избыточной по сравнению с потребностями товарооборота массой бумажных денег, их обесценение и - как результат - повышение цен на товары и услуги, падение покупательной способности денег. То есть инфляция вызывается, прежде всего, переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы.[1] Термин «инфляция» (от лат. inflatio - вздутие) впервые ввел в оборот в 1864 г. американский экономист Л. Делмар. Основанием явилось то обстоятельство, что в период Гражданской войны в США (1861-1865 гг.) Федеральное правительство для покрытия дефицита госбюджета выпускало в громадном количестве неразменные на золотые монеты банкноты и казначейские билеты - «гринбакс» (" green backs" - «зеленые спинки»). Широкое распространение в западной экономической литературе понятие инфляции получило в XX в. после Первой мировой войны, а в советской экономической литературе - с середины 1920-х гг. В западных литературных источниках предложены разные точки зрения на сущность современной инфляции, на толкование термина (они в принципе не противоречат друг другу, но раскрывают инфляцию с разных сторон). В частности, американцы К.Р. Макконнелл и С. Брю, шведский экономист К. Эклунд определяли инфляцию как повышение общего (среднего) уровня цен в экономике, американский экономист П. Хейне - как падение ценности или покупательной способности денег. Монетаристский подход (М. Фридмен) сводится к тому, что инфляция - это устойчивый непрерывный рост цен, выступающий всегда и везде как денежный феномен, вызванный избытком денег по отношению к выпуску продукции. В отечественной экономической науке в 1930-х гг. инфляция трактовалась как выпуск денежных знаков сверх потребностей обращения, затем как переполнение каналов обращения избыточной массой бумажных денег. В 1940-х гг. появилось толкование инфляции как любого обесценения бумажных денег. В 1950-х гг. в работах по инфляции преобладала характеристика ее внешней стороны, а именно - переполнения каналов обращения избыточной массой бумажных денег по сравнению с количеством золота, необходимым для обращения. В 1960-х гг. советские экономисты пришли к выводу, что инфляция - это сложный многофакторный социально-экономический процесс, обусловленный взаимодействием сферы производства и сферы обращения, диспропорциями между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах.[2] Типичными проявлениями современной инфляции выступают общее повышение товарных цен и понижение курса, т. е. цены, национальной денежной единицы по отношению к ведущим иностранным валютам. О кризисном состоянии денежного обращения (инфляции) на практике реально можно судить только по динамике цен. Таким образом, инфляция - это денежно-ценовой феномен. При этом не всякое повышение цен является инфляцией, но лишь обусловленное ростом денежной массы при отсутствии соответствующего увеличения товарного предложения[3]. Так, неправомерно считать инфляцией повышательную рыночную конъюнктуру на фазе циклического подъема, поскольку растут товарное предложение, объемы продаж, но доходы и спрос растут еще быстрее. Превышение спроса над предложением, а не избыточность денежной массы - причина конъюнктурного роста цен. К неинфляционному росту цен можно отнести также удорожание сырьевых ресурсов в связи с усложнением горно-геологических условий их добычи; возрастание потребностей, рост качества и технического уровня продукции и проистекающее отсюда повышение издержек и цен. Противодействующий фактор - использование передовых технологий, снижающих издержки на единицу продукции.[4] Для измерения инфляции необходима абсолютная сопоставимость реализуемых товаров как по характеру, назначению, так и по качеству, техническому уровню. Практическим инструментом такого измерения является индекс потребительских цен (соотношение между совокупной ценой строго определенного набора потребительских товаров и услуг для текущего периода времени и совокупной ценой того же набора для базового периода). Уровень, или темп инфляции определяется по формуле:
где ИЦ1 - индекс цен текущего года, ИЦ2 - индекс цен предыдущего года. Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. В этом индексе в конечном счете интегрально отражается динамика изменений цен на всех предшествующих стадиях общественного производства (начиная с изменений цен на продукцию базовых отраслей экономики).[5] Рост денежной массы, находящейся в распоряжении населения, обусловливает повышение цены фиксированного набора потребительских товаров и услуг, или, наоборот, при повышении цены потребительской корзины для ее реализации потребуется рост денежной массы. Только такой подход позволяет увязать два аспекта инфляции - обесценение денег и повышение цен. Если же под инфляцией понимается общее увеличение цен, то правомерно использовать индексы цен промышленной продукции, валового внутреннего продукта и другие индексы (правда, при этом невозможно добиться полной сопоставимости рыночной «корзины», поскольку растет технический уровень оборудования, изменяется качество материалов, комплектующих элементов и т.д.).
|