![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия в современном мире⇐ ПредыдущаяСтр 48 из 48
(вместо заключения)
Как мы уже знаем, философия — это форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на человека. К ним относятся такие проблемы, как постижение своеобразия человека и его места в универсальном целостном бытии, смысл и назначение человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения бытия и сознания, субъекта и объекта, свободы и детерминизма и многие другие. Соответственно определяются основное содержание и структура философии, ее функции. Причем сама внутренняя структура философского знания является очень сложно организованной, одновременно целостной и внутренне дифференцированной. Существует, с одной стороны, некоторое теоретическое ядро, складывающееся из учения о бытии (онтология), теории познания (гносеология), учения о человеке (философская антропология) и учения об обществе (социальная философия). С другой стороны, вокруг этого теоретически систематизированного фундамента достаточно давно сформировался целый комплекс специализированных отраслей или ветвей философского знания: этика, эстетика, логика, философия науки, философия религии, философия права, политическая философия, философия идеологии и др. Взятая во взаимодействии всех этих структурообразующих компонентов, философия выполняет в жизни человека и общества самые разнообразные функции. К числу важнейших из них относятся: мировоззренческая, методологическая, ценностно-регулятивная и прогностическая.
В ходе почти трехтысячелетнего развития философской мысли представление о предмете философии, об ее основном содержании и внутренней структуре постоянно не только уточнялось и конкретизировалось, но нередко и существенно изменялось. Последнее происходило, как правило, в периоды крутых социальных перемен. Именно такой период радикальных качественных преобразований переживает современное человечество. Поэтому закономерно возникает вопрос: как и в каком направлении изменится представление о предмете, об основном содержании и назначении философии в том новом, как его чаще всего называют, постиндустриальном, или информационном, обществе? Ответ на этот вопрос в наши дни остается открытым. Он может быть дан только в общей и предварительной форме, никак не претендующей на какую-либо категоричность и однозначность, но в то же время это достаточно ясный ответ. Речь идет о выдвижении на первый план проблем человека, языка в его обобщенном современном понимании, оснований и универсалий культуры. Все это суть разные попытки открыть в философии новые аспекты человеческого опыта, дающие возможность лучше понять как собственное содержание философии, так и ее предназначение в обществе. Думается, что эта тенденция носит устойчивый, доминирующий характер, определяя общую перспективу и конкретные направления развития философии на десятилетия вперед.
По всей видимости, под философией, как и прежде, будет пониматься специфическая форма духовной деятельности человека, ориентированной на решение коренных мировоззренческих проблем. Она по-прежнему будет опираться на исследование глубинных оснований человеческой деятельности, и прежде всего — продуктивной творческой деятельности, взятой во всем многообразии ее типов и форм, а также на исследование природы и функций языка в его современном обобщенном понимании. В частности, предстоит значительно глубже и основательнее разобраться в особенностях того специфического типа реальности, каковой является так называемая виртуальная реальность, существующая и выражаемая средствами современных электронных технологий, в том числе при помощи Всемирной электронной паутины (Интернета и его аналогов).
Многое до сих пор остается непроясненным и в понимании тех универсалий культуры, которые ныне выдвигаются на первый план в философских исследованиях. Надо, например, разобраться с составом, набором самих универсалий культуры, их взаимоотношениями друг с другом и с философскими универсалиями (категориями), глубже обрисовать взаимоотношения
философского подхода к осмыслению природы, оснований и универсалий культуры с теми исследованиями культуры, которые осуществляются в таких специализированных отраслях современного научного знания, как культурология, история культуры, социология и психология культуры, текстология и т. д.
Скорее всего, будет продолжаться и дифференциация философского знания. При этом важно, чтобы в философии, как и в других наиболее продвинутых отраслях специально-научного знания, процесс дифференциации осуществлялся одновременно с интеграцией философского знания вокруг его собственного теоретического ядра — онтологии, гносеологии, антропологии и социальной философии. Это позволит избежать наблюдаемого ныне растворения содержания философии в проблематике смежных с нею дисциплин — политологии, философии и истории науки (науковедении), социологии. Особо важную роль в интеграции философского знания призваны сыграть систематические и углубленные историко-философские исследования. Именно в огромном познавательном потенциале многовековой истории философской мысли, содержится один из важнейших внутренних источников постоянного прироста того специфического вида знания, каким является философия.
И здесь на первый план все больше будет выдвигаться необходимость усвоения опыта и традиций не только западноевропейской, но и всей мировой философской мысли. Прежде всего речь идет об опыте и традициях развития философии в странах Востока — в Китае, Индии, странах Ближнего Востока и Средиземноморья, с их акцентом на духовное, нравственное самосовершенствование человека, установление и поддержание гармоничных взаимоотношений с природой. Это же можно сказать и относительно опыта развития отечественной философской мысли, включая ее религиозно-философское направление. Начиная с А. С. Хомякова, через В. С. Соловьева, плеяду выдающихся представителей Серебряного века и вплоть до середины XX в. русская философская мысль накопила огромные духовные богатства, вмещающие в себя многообразие всего человеческого опыта, достижения духовных сил и способностей человека, идеи русского космизма, нравственные искания многих выдающихся представителей русской литературы, художественной культуры в целом.
Многие из фундаментальных идей, выдвинутых в свое время философской мыслью, прочно закрепились в языке и арсенале методов и средств, используемых в современном научном познании. Это касается, например, философских интерпретаций взаимоотношений части и целого, особенностей строения и структуры сложно организованных развивающихся систем, диалектики случайного и необходимого, возможного и действительного, многообразия типов и форм закономерности и причинности. Особенно важно то, что предметом специального научного исследования все в большей мере становятся сам человек и особенности его сознания, познавательной и мыслительной деятельности в виде целого комплекса так называемых когнитивных наук, не говоря уже о специально-научных подходах и методах исследования социальной жизни человека. В целом можно с большой степенью вероятности утверждать, что недалеко то время, когда исследования многих проблем, являющихся неотъемлемой составной частью мировоззрения, будут осуществляться совместными усилиями философии и различных отраслей специализированного научного знания, что, в свою очередь, потребует внесения определенных корректив в понимание предмета и основного содержания философии.
Среди многообразных функций философии все большее значение в современных условиях приобретает ее прогностическая функция, ее активное и деятельное участие в предвидении и прогнозировании идеалов будущего, более совершенного устройства человеческой жизни, в поисках новых мировоззренческих ориентаций. Сознание современных людей становится все более планетарным и в этом смысле глобальным. Но эта тенденция к углублению внутренней целостности и взаимосвязанности человечества пока не находит адекватного отражения в политике, экономике, культуре, идеологии. Напротив, как отмечалось выше, усиливается неравномерность развития государств, далеко не всегда обоснованная дифференциация в распределении общественных богатств, материальных благ, социальных условиях жизни людей и народов. И поныне не преодолено стремление решать международные и внутренние проблемы путем применения силы, т. е. с использованием экономических, финансовых, военно-технических средств, в особенности своего превосходства в мировых информационных технологиях и потоках (телевидение, все многообразные сред-
ства видео- и аудиопродукции, кино, Интернет, шоу-бизнес). Потому возникает настоятельная потребность в разработке таких моделей и сценариев развития человечества, когда тенденция к нарастанию единства и целостности человеческого сообщества не противоречит национальным интересам государств, исторически сформировавшимся духовным и культурным традициям, образу жизни каждого народа.
Серьезную угрозу представляют обострившиеся во второй половине XX в. кризисные ситуации в развитии западной цивилизации: экологические, антропологические, духовно-нравственные. По мнению многих мыслителей, политиков, ученых, под вопросом само существование человечества. Возникла потребность в новых стратегиях отношения к природе и к человеку, в более гармоничном сочетании всех форм реализации его творчески созидательной и преобразовательной деятельности.
Огромную актуальность приобрела выработка общечеловеческих ценностей. Почти все крупнейшие мыслители современности так или иначе ставят и обсуждают эту проблему, правда по большей части обозначая и осмысливая имеющиеся здесь трудности, нежели предлагая конкретные пути и способы решения. Тем не менее не приходится сомневаться в том, что одна из наиболее фундаментальных предпосылок как постановки и осмысления этой проблемы, так и поисков путей и средств ее решения заключается в развитии диалога философских традиций Запада и Востока и в более общем виде — межкультурного диалога, жизненно необходимого в условиях плюралистической цивилизации.
Наконец, выскажем предположение, что в ближайшем будущем усилится тенденция к обретению философией своего статуса как некоего свода жизненно-практической мудрости. В период своего становления и первоначальных этапов европейская философия обладала этим статусом, но затем утратила его, сконцентрировав усилия на создании очень сложных, относительно законченных систем преимущественно чисто теоретическими, логическими средствами и методами. В итоге она во многом абстрагировалась от реальных запросов и нужд конкретного живого человека. Философия, по-видимому, попытается вновь стать — конечно, с учетом всех реалий нашего времени — необходимой человеку в осмыслении и решении проблем, возникающих в ходе его повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
От издателя.................................................................................VII
Введение: что такое философия?................................................. 1 1. Эволюция представлений о предмете философии..... 1 2. Основное содержание и функции философии...........10 3. Структура философии...................................................15
Часть первая История философии
Раздел I. История западной философии...................................23 Глава 1. Античная философия...............................................23 1. Генезис философии в Древней Греции.......................23 2. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии.................................27 3. Своеобразие античной диалектики. Апории Зенона...........................................30 4. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия...............................32 5. Софисты.........................................................................39 6. Сократ: поиски достоверного знания..........................41 7. Человек, общество и государство у Платона..............44 8. Аристотель: развитие учения о человеке, душе и разуме..................................46 9. Этические учения стоиков и Эпикура.........................49 10. Неоплатонизм..............................................................51
Глава 2. Средневековая философия......................................53 1. Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии...........54 2. Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики. Номиналистическая критика томизма....58 3. Специфика средневековой схоластики........................62 4. Философия в Византии (IV—XV века).......................71
Глава 3. Развитие западноевропейской философии в XV-XVIII веках...................... 74 1. Философия Возрождения............................................ 74 2. Научная революция и философия XVII века............ 86 3. Философия Просвещения...........................................105
Глава 4. Немецкая классическая философия.....................111 1. Истоки и предпосылки................................................111 2. Философия Канта........................................................113 3. Наукоучение Фихте и натурфилософия Шеллинга...123 4. Абсолютный идеализм Гегеля.....................................130 5. Антропология Фейербаха............................................136
Глава 5. Становление иррационалистической философии.......................138 1. Метафизика Шопенгауэра..........................................140 2. Иррационалистическое учение Ницше.....................157
Глава 6. Марксистская философия: основные идеи и эволюция....................164 1. Классический философский марксизм......................164 2. Западный марксизм.....................................................177
Раздел II. Западная философия в XX столетии......................184 Глава 1. Общие черты и особенности.................................184 Глава 2. Философия жизни и экзистенциализм................191 1. Общая характеристика и основные представители философии жизни...................191 2. Экзистенциализм.........................................................199
Глава 3. Прагматизм.............................................................206 1.4. Пирс как основоположник прагматизма..............206 2. Радикальный эмпиризм У. Джеймса..........................211 3. Инструментализм Дж. Дьюи.......................................215
Глава 4. Неопозитивизм.......................................................217 1. Общая характеристика.................................................217 2. Становление логического позитивизма.....................221 3. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна...229 4. Венский кружок...........................................................235 5. Логическая семантика.................................................245
Глава 5. Феноменология......................................................249 1. «Философия арифметики» и «Логические исследования» Э. Гуссерля............250 2. Феноменология как фундаментальная онтология....260 3. Проблема «других я». Интерсубъективность.............265 4. Проблема судьбы европейской культуры..................269
Глава 6. Структурализм........................................................275 1. Становление структурной лингвистики.....................275 2. Основные черты и особенности структурализма......277 3. Проблемы культуры и языка в философии К. Леви-Строса....................283 4. Концепция общества и культуры Р. Барта................294 5. Структурный психоанализ Ж. Лакана.......................296
Глава 7. Философия постмодернизма.................................298 1. Эволюция постмодернизма.........................................298 2. Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия...................304 3. Концепция деконструктивизма Ж. Дерриды............309 4. Ж. Лиотар: постмодерн как неуправляемое возрастание сложности..................314 5. Теория «знания-власти» М. Фуко..............................321 6. «Общество всеобщей коммуникации» Дж. Ваттимо 326 7. Неопрагматистская версия постмодернизма Р. Рорти...........................332
Раздел III. История русской философии.................................342 Глава 1. Начало русской философской мысли..................342 Глава 2. Философия в России XVIII века..........................349 1. Учение Г. С. Сковороды.............................................351 2. Философские идеи М. В. Ломоносова.......................353 3. Философские взгляды А. Н. Радищева......................356
Глава 3. Русская философия XIX века................................358 1. Особенности развития философских идей в России в первой половине XIX века.............358 2. Философия истории П. Я. Чаадаева..........................362 3. Философия славянофилов..........................................367 4. Идеи материализма и социализма..............................380 5. Философские идеи Ф. М. Достоевского....................387 6. Философия В. С. Соловьева и С. Н. Трубецкого.....390 7. Консервативные теории Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева.............396
Глава 4. Русская религиозная философия XX века...........400 1. Экзистенциальный персонализм Н. А. Бердяева......402 2. Философия всеединства С. Л. Франка......................404 3. И. А. Ильин: философия политики...........................406 4. Философия культуры Г. П. Федотова........................410
Глава 5. Философия в советской и постсоветской России...412 1. Становление советской философии...........................412 2. Догматизация философии...........................................416 3. Новые тенденции в философских исследованиях (1960-1980 гг.).................418 4. Философские исследования в современной России..........427
Часть вторая Теоретические основания философии
Раздел IV. Бытие и сознание....................................................435 Глава 1. Бытие как центральная категория онтологии.....435 1. Эволюция представлений о бытии.............................435 2. Понятие субстанции и основные варианты субстанциального понимания бытия.............447 3. Определение оснований бытия..................................451 4. Вещь, свойство, отношение........................................457
Глава 2. Фундаментальные свойства бытия.......................460 1. Структурная организация бытия................................460 2. Движение как атрибут бытия......................................471 3. Диалектика бытия: принцип развития.......................481 4. Пространство и время.................................................505 5. Многообразие пространственно-временных уровней бытия..............513
Глава 3. Сознание.................................................................521 1. Постановка проблемы сознания в философии.........521 2. Информационное взаимодействие как генетическая предпосылка сознания...................523 3. Сознание как необходимое условие развития культуры..........................535 4. Самосознание...............................................................546
Раздел V. Знание и познание....................................................555 Глава 1. Познание как предмет философского анализа...555 1. Структура знания. Чувственное и рациональное познание.......................556 2. Понятие как основная форма рационального познания...................568 3. Творчество и интуиция. Объяснение и понимание...576 4. Теория истины.............................................................584
Глава 2. Особенности научного познания..........................589 1. Специфические черты научного познания...............592 2. Строение и динамика научного знания.....................599 3. Философия и развитие науки.....................................613 4. Логика, методология и методы научного познания...618
Раздел VI. Человек как особая форма бытия..........................632 Глава 1. Природа человека...................................................634 1. Происхождение человека и уникальность его бытия 634 2. Соотношение биологического и социального..........637 3. Природа, сущность и существование человека.........640
Глава 2. Человек в своей жизнедеятельности....................643 1. Индивид, индивидуальность, личность.....................643 2. Человек как деятельное и творческое существо.......650 3. Феномен внутренней свободы....................................658 4. Смысл жизни и назначение человека........................668
Раздел VII. Общество, история и культура..............................678 Глава 1. Ключевые понятия и методологические подходы....................678 1. Социум..........................................................................678 2. Общество......................................................................682 3. История и философия истории..................................694
Глава 2. Основные сферы жизнедеятельности общества...708 1. Сферы функционирования общества как системы...708 2. Материальное производство.......................................711 3. Наука как теоретическая сфера жизнедеятельности людей...........714 4. Ценности и их особая роль в жизни общества.........717 5. Социальная сфера........................................................721 6. Сфера управления общественными процессами......725
Глава 3. Постиндустриальное общество.............................730 1. Теории постиндустриализма и информационизма...730 2. Социальные последствия перехода к постиндустриализму...................743
Глава 4. Культура и цивилизация........................................760 1. Понятие культуры, ее сущность и основные функции................760 2. Проблема соотношения культуры и цивилизации...765 3. Культура и природа.....................................................768 4. Культура, этнос, язык..................................................772 5. Взаимосвязь культуры и экономики..........................779 6. Мультикультурализм....................................................781 7. Культура в условиях глобализации............................784
Раздел VIII. Формы ценностного освоения бытия.................788 Глава 1. Идеологическое освоение действительности.......788 1. Идеология как форма мысленного отражения мира 790 2. Взаимоотношения идеологии с философией и наукой...........................792 3. Функции идеологии.....................................................797 4. Виды современной идеологии....................................809 5. Перспективы идеологии..............................................820
Глава 2. Правовое сознание и философия права...............825 1. Либертарно-юридический тип правопонимания и философии права..............826 2. Легизм и юснатурализм...............................................835 3. Предмет философии права.........................................837 4. Метод философии права.............................................842
Глава 3. Философия и религия............................................845 1. Религия, философия религии, религиоведение........846 2. Почему человек верит в Бога?....................................851 3. Религиозная вера и рациональность..........................860 4. Точки соприкосновения и расхождения....................880
Философия в современном мире (вместо заключения).............889 Указатель имен............................................................................894
Философия Учебник для вузов Ведущий редактор П. П. Апрышко Корректоры Е. Н. Горбунова, Т. И. Молчанова Художник С. С. Водчиц Издательство НОРМА Лицензия № 03206 от 10 ноября 2000 г. 101990, Москва, Колпачный пер., 9а Тел./факс (095) 921-62-95. E-mail: norma@norma-verlag.com Internet: www.norma-verlagcom Подписано в печать 23.09.04. Формат 60x90/16. Бумага типографская. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Усл. печ. л. 58, 00. Уч.-изд. л. 53, 36. Тираж 6000 экз. Заказ № 4404098.
|