![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ произведения «О поэте». ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
(Произведение посвящено памяти Важа-Пшавелы). Важа-Пшавела (1861—1915) — псевдоним Луки Разикашвили, одного из самых даровитых грузинских писателей XIX в. Он воспитывался среди горцев: пшавов и хевсуров (пшавы - грузины-горцы; живут в центральной части Закавказья, занимая среднее течение Арагвы и оба берега Иоры, притока Алазани. Они большей частью высокого роста, с карими глазами и черными волосами. Известны в грузинской летописи буйным характером, непокорным духом и неустрашимой храбростью; Хевсуры — этнографическая группа грузин, коренное население горной области Хевсурети — на южных склонах Большого Кавказа в бассейне реки Хевсурской Арагви и в верховьях реки Аргун на северных склонах). Среднее образование получил в учительской семинарии г.Гори, но учителем был недолго; занимался главным образом земледелием и пас овец в горах. Начало литературной деятельности относится к 1881. Основной мотив его творчества — социально-этнографический: живя обыденной жизнью и традициями горцев, в своих поэмах колоритно воспроизвел характерные черты быта, идейные устремления этих племен. При этом, наиболее рельефно отразил назревающую коллизию между новым и старым укладом, между добивающейся самостоятельности отдельной личностью и общинной «правдой». Характерным моментом в творчестве Важа-Пшавелы является резко выраженный антропоморфизм, одухотворение природы. Антропоморфические образы поэта даны в тонах самобытной реалистической символики, далекой от всяких абстрактно-метафизических построений. Он жил в эпоху ускоренного развития в Грузии товарного хозяйства, — в «непривлекательное» время, неподходящее для «горного орла» (прозвище). Не видя ничего утешительного впереди, разочарованный поэт только в мираже исторического прошлого искал утешения. Но вернуть прошлое было невозможно, и творчество поэта, сознающего свое бессилие, проникнуто романтической меланхолией. Кроме того, Важа-Пшавела, затронул проблему зависимости личных дарований от общественно-практической жизни и совершенно правильно указал, что индивидуальные способности, противоречащие практическим запросам общественной жизни, обречены на гибель. В поэзии В.-П. сохранен местный диалект и свойственный народной поэзии пшавов и хевсуров возвышенный лирический тон. Например, отрывок из поэмы «Гость и хозяин»:
«Как старый тигр в дремучих скалах, Поэзия В.-П. воспринимается названными племенами как продукт коллективного творчества. Но эти же ее черты и затрудняют понимание произведений Важа-Пшавелы широкими массами грузинского населения. Беллетристические произведения Важа-Пшавелы написаны на прекрасном грузинском литературном языке.
Музыкально-теоретический анализ: Произведение представляет собой плач. Плач — один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико-драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Плач получил широкое распространение в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии.
Произведение написано в простой трех частной форме с варьированной репризой. Третья часть представляет собой период, состоящий из двух равных предложений. Варьирование происходит в конце второго предложения и представляет собой классическую каденцию: D-D7-T. Пример №1
Первая часть состоит из периода с дополнением в виде возгласа «Важа»…в данном случае можно рассматривать данные вставные конструкции как всхлипы, встречающиеся в причитаниях и плачах. Пример №2 Начинается произведение с нисходящего хода женской группы хора, сначала партии С, затем А. Следует заметить, что женское пение не типично для грузинского народного многоголосия, но возможно характерно для грузинского плача. Пример №3 Общий диапазон данного хода ч8, но постоянное возвращение на предыдущий звук с последущим поступенным движением вниз передают интонации плача. Вторая часть состоит из 6 предложений с такими же вставными конструкциями. Они отличаются друг от друга гармонически и динамически. В первом случае – это минорная D. Во втором – это as-moll VI 7, в третьем – отклонение в F-dur. Примеры №4-6
№7 (и пример №2)
Также, следует отметить, что композитор использовал только четвертные длительности, украшая их ферматами и применяя другие ритмические построения, только во вставных конструкциях, напоминающих возгласы горя (восьмых длительностей и шестнадцатых с четвертью с двумя точками).
Темп произведения довольно быстрый, что говорит о быстроте мысли передаваемой автором. Мысли скорби, воспоминания, параллелизма потери и пейзажа. Также этой цели служат rit. и poco rit., используемые композитором в конце первой и третьей частей. В первом случае автор нас сразу же возвращает в первоначальный темп. (пример №7 и №11).
Основная тональность произведения f-moll. Третье предложение второй части звучит в des-moll, и далее до 3 части. Композитор не зря выбрал такие, довольно таки редкие монорные тональности, они помогают передать смысл, основную идею всего произведения, скорбь, боль от потери. Гармонический язык разнообразен из-за альтерированных знаков и отклонений в другую тональность. Необычное созвучие в первой части: D/Dмин. (пример №2) Также композитор использует хоровые возможности в плане использования хоровых тембров. Начинается хор с неполного хорового состава: перекличка хоровых женских высоких голосов – партии С – и низких хоровых женских голосов – партии А. Затем вступает полно-объемный хор, основная интервалика которого ч5-ч4, исключение – октавный унисон всего хора в середине второй части, Пример №8 который тут же обрывается очередным возгласом «Важа!», олицетворяющим оплакивание поэта. Фактура полифоническая, присущая грузинской народной музыке. Произведение написано автором в жанре плача, жанра народной музыки, поэтому он активно использует приемы, присущие народной музыке: полифонический склад многоголосия, интервалику, метр, отталкивающийся от слова и др. Динамика произведения меняется в зависимости от текста, например: «струны звучные обрываются. Важа!» - f, «ветер рыдает в ущельях» - p. Также, композитор использует короткие cresc. и dim. (например: сразу в одном такте). В каждом такте произведения автор указал cresc. и dim. от первой доли и от третьей соответственно. Таким образом он также передает характер всхлипа, причитания, плача. Метр четвертной, размер меняется в зависимости от ударений в тексте. «Солн-це жар-ко-е, не – у-ём-ное, (5, 5) Пог-реб-ла те-бя ту-ча тём-на-я, (5, 5) Ве-тер ры-да-ет в у-щель-ях (4+4=8) – и т.д. Т.о. становится оправданным смена размера в каждой вставной конструкции «Ва-жа!»(2).
Вокально-хоровой анализ: Произведение написано для 4хголосного смешанного хора. Присутствует деление в партиях С и Т – только во вставных конструкциях. Общий диапазон хора:
Диапазон С Диапазон А
Диапазон Т Диапазон Б
Таким образом тесситура использована удобная. Все партии чувствуют себя комфортно, баланс голосов соблюден. Проблемы интонирования могут возникнуть во время отклонений в другие тональности. Исполнителям в этот момент важно слышать себя, остальные голоса и оркестр, помогающий вовремя ориентироваться в тональном плане. Также проблемными, можно назвать, скачки на ум5 и ув4. По степени сложности все партии находятся в равных условиях. К таким сложностям можно отнести в первую очередь повторение одного и того же звука, иногда на протяжении нескольких тактов. Голосоведение в партиях в основном поступенное за исключением немногочисленных скачков: Пример №9
С целью обеспечить непрерывное движение мелодии, музыкальной мысли, чтобы согласные не размыкали звук, следует соблюдать следующие правила: - согласные, стоящие в конце слова или слога присоединяются к последующему слову или слогу, тем самым обеспечивая максимальные условия для распевания гласных - звук «й» относится к согласным и подчиняется всем правилам произношения в хоре. - Согласные в конце слова произносятся быстро, легко, четко и одновременно, в соответствии с дирижерским жестом. В произведении используются несколько видов фермат: - разделительная. Ее функция отделить контрастный музыкальный материал и подчеркнуть границы построений: Пример №10
- психологическая фермата – обращает внимание слушателей значимую смысловую вершину. - заключительная фермата – ставит финальную вопросительную точку: Пример №11 Вопросительность появляется из-за того, что фермата сравнительно короткая (всего половинная нота).
|