Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Историко-эстетический анализСтр 1 из 5Следующая ⇒
Аннотация На хор «Завещание поэта» из хоровой сюиты «Рассвет в горах» Муз. Б. Снеткова, сл. К. Хетагурова Перевод П. Панченко Выполнила: студентка I курса Северова Юлия Класс профессора Апексимовой М.М. Рецензент: профессор Чуков С.А.
Москва 2015 Содержание:
Глава 1. Историко-биографические сведения 1.1. Историко-эстетический анализ 2 1.2. Творческий путь композитора……………………………………………………………………………………………………………………………..…7 1.3. Анализ поэтического текста 8 Глава 2. Музыкально-теоретический анализ 12 Глава 3. Вокально-хоровой анализ 19 Глава 4. Исполнительский анализ (Дирижерское воплощение) 22 Список используемой литературы………………………………………………………………………………………………………24
Историко-эстетический анализ Русская музыкальная культура ХХ века пестра и многолика. В предоктябрьские годы работают художники различных поколений. Это М. Балакирев и Ц. Кюи, А. Лядов, А. Глазунов и С. Танеев, С. Рахманинов, А. Скрябин и Н. Метнер; молодые С. Прокофьев, И. Стравинский и Н. Мясковский. «После Октябрьской революции многонациональное искусство России стало рассматриваться как единое целое, «советское», «национальное по форме и социалистическое по «содержанию», как средство воспитания масс в государственной – коммунистической идеологии[1]. В 60-е годы, когда жизнь за «железным занавесом» заканчивалась, начались поиски и освоение новых выразительных средств. Новый поток информации в области творчества «открыл» малоизвестные произведения Шостаковича, Прокофьева, представителей нововенской школы[2], зарубежных авторов – Бартока, Мессиана и других. Появился ряд новых музыкальных техник: алеаторика[3], додекафония[4], сонористика[5]. Академические формы культуры сочетаются с новшествами авангарда. В советской литературе, живописи, кинематографе и музыке центральным субъектом становится человек с его духовным миром. Так, например, проблемы нравственности, духовной ценности человеческой личности затрагиваются в творчестве Е. Евтушенко, В. Распутина, А. Солженицына и других. Вопрос об истинном смысле существования человека отразился в кинофильмах Г. Козинцева, С. Бондарчука. 80-е – 90-е годы – непростой период для русской музыки. В 1991 году произошёл распад СССР и коллеги-музыканты союзных республик превратились в зарубежных. Это время глубоко переживаемых потрясений, конечно, не могло не найти отклик в душе художников и поэтов. Реагируя на веяния нового времени, духовная жизнь становилась более напряженной. Динамика новой, полной контрастов жизни нашла свое отражение и в музыке. Кризис переходного периода вызвал огромный интерес к многовековой национальной культуре, и русские композиторы обратились к фольклору. Народное творчество начинает осознаваться как самостоятельная система музыкального мышления. Многочисленные экспедиции открывали новые, малоизвестные пласты. Так фольклористика вышла на новый этап своего развития. Ярким представителем, развивавшим это направление, был Г. В. Свиридов (1915-1998). «Вспышка интереса к русскому фольклору в 50-60-е годы… произошла под воздействием открытий Свиридова» – так утверждал А. Н. Сохор[6]. Работая преимущественно в жанре вокальной (сольной и хоровой) музыки, Свиридов умело сочетал собственный стиль и напевы своей родины. Основательно изучив старинную церковную музыку, композитор «воссоздал в своих хоровых опусах строгий дух русского Средневековья»[7]. А.А. Юрлов, с которым общался и сотрудничал Свиридов, первым подготовил, исполнил и записал на пластинки в 1966 году большую программу из православных церковных песнопений ХVI-ХVIII веков. Духовная тема после гонений и запретов вновь стала открыта для сознания людей. Появляется немало духовных сочинений, например: хоры Е. Голубева, Н. Каретникова, «Литургия» Г. Дмитриева, 6-я («Литургическая») симфония А. Эшпая, А. Шнитке (4-я симфония-ритуал как синтез религий: католической, лютеранской, православной), Э. Денисов (Реквием), В. Артёмов (Реквием), А. Караманов (Реквием, Stabat Mater на латинском языке, «Ave Maria»), Г. Уствольской («Dies iraе», «Композиция №2», творчество С. Губайдулиной. Происходило возрождение жанров таких, как хоровой концерт, литургия, духовные хоры, а также месса, реквием и пассионы. В ХХ веке становится возможным соединение разных стилевых манер внутри одного стиля. Выражением такого плюрализма становится неоклассицизм (И. Стравинский, С. Прокофьев, Хиндемит), неоромантизм (М. Регер, Л. Яначек), неофольклоризм (Г. Свиридов, В. Гаврилин). В 1960-х появляется целый ряд культурных организаций: Союз композиторов (1960), спустя четыре года – дом композиторов в Москве, создаётся Всероссийское хоровое общество (1957). Активно проводятся музыкальные фестивали и конкурсы, в том числе международные: «Московская осень», «Современная музыка» (1961), «Донская музыкальная весна» (1963), «Звезды белых ночей», «Ленинградская музыкальная весна» (1965). Активизация концертной жизни привлекала в страну и выдающихся представителей зарубежной музыкальной культуры: Герберт фон Караян, Ю. Орманди. Интерес к истории Руси, событиям и историческим персоналиям нашёл отражение в самых различных музыкальных жанрах: это и балет («Ярославна» Б. Тищенко), и оратория (Р. Щедрин «Ленин в сердце народном»), и инструментальное творчество – «Древнерусская живопись» Ю. Буцко, концерт-картина «Андрей Рублёв» К. Волкова, симфония с хором «Памяти Андрея Рублёва» А. Холминова. «Советский период» в истории русской музыки отличается мощным художественным наследием. Е. Долинская отмечает, что «В последнюю треть века многое радикально изменилось не только в судьбах людей, но и в жизни творимой ими культуры. В частности, до конца 80-х годов само понятия «современная отечественная музыка» подразумевало не только множественность индивидуальных стилей, но и в не меньшей степени совокупные художественные усилия мастеров разных республик, ныне самостоятельных государств. Не следует забывать, что для становления стилей таких, к примеру, крупных мастеров, как Шнитке и Сильвестров, Денисов и Канчели, Слонимский и Тертерян, именно генерационные процессы выполняли стимулирующую роль»[8]. В данный период происходило естественное возрастное деление композиторов на группы: старшее поколение – Г. Свиридов, Г. Уствольская, Т. Хренников; «шестидесятники» – Э. Денисов, Р. Щедрин, А. Эшпай, А. Шнитке, Б. Чайковский, С. Губайдулина, А. Петров, С. Слонимский, Б. Тищенко и другие, а также «семидесятники» – А. Чайковский, Н. Корндорф, Д. Смирнов, Т. Сергеева и прочие. Характерной чертой, определяющей музыку этого периода, является полижанровость, полистилистика, полиладовость, полиритмия, полифункциональность и т.п. Словом, поле для всевозможных экспериментов было необъятным. Музыкальное искусство второй половины ХХ века кратко охарактеризовать довольно непросто, так как это было время, насыщенное открытиями и нововведениями в музыкальном языке; время расцвета творческой и концертной деятельности; время, которое внесло в историю русской музыки целое созвездие блестящих имён. Поэтому, осветив лишь некоторые музыкальные события из жизни той эпохи, хотелось бы несколько слов сказать и о хоровой советской культуре. После Октябрьской революции хоровое искусство получило светское направление. «Ведущие церковные хоры – Придворная певческая капелла и Синодальный хор с их регентскими училищами были преобразованы в Народные хоровые академии. Организовывались новые профессиональные хоры, иногда на базе старых церковных (хоры Архангельского, Юхова), широко развивалась музыкальная самодеятельность. Расширился круг тем и выразительных средств хоровой музыки; одновременно были отторгнуты все богатства русского церковного искусства»[9]. Писались сочинения на революционную тематику, делались обработки народных песен, менялась подтекстовка музыку Глинки, Серова и других композиторов. Множество хоров создавалось на производственную, антирелигиозную тему. Ведущей в репертуаре становится активно развивающаяся массовая хоровая песня. К началу 30-х годов распространение получает жанр переложений для хора сольных, а зачастую и инструментальных пьес. Возникают ансамбли песни и пляски. Широкое распространение получают песни Дунаевского, Александрова, Захарова. Переложение песен для хора делает Свешников. Популярность приобретает кантатно-ораториальный жанр («Александр Невский" и «Здравица» Прокофьева, «Емельян Пугачев» Коваля, «На поле Куликовом» Шапорина). С начала Великой Отечественной войны создаются хоровые песни для фронтовых ансамблей и радиопередач. После войны хоровая культура активно развивается. Во многом это происходило благодаря деятельности Всероссийского хорового общества, основанного А. В. Свешниковым. С 50-х годов растёт популярность хорового жанра a capella. Одним из первых к этому жанру обратился М. Коваль, а также Шебалин, Новиков, Ленский, Шостакович («Десять поэм на слова революционных поэтов»). В 60–70-е и последующие годы многие отечественные композиторы обращались к хоровой музыке: Свиридов, Шостакович, Салманов, Щедрин, Фалик, Гаврилин, Буцко, Леденев, Шнитке и многие другие. Множество хоровых сюит и кантат посвящается героям Великой Отечественной войны. Активное развитие получает жанр лирической хоровой миниатюры (появляется бестекстовая музыка с применением сольфеджио и вокализации); хоровой симфонии (Попов, Бойко, Тищенко). Возникает жанр светского хорового концерта, фольклорного концерта. Хоровая музыка используется в музыке для кино и драматического театра. Влияние зарубежной музыки выражается в проникновении в хоровую музыку сонористики, серийности, алеаторики. Новые сложные произведения стали исполняться создававшимися камерными хорами, состоящими из высококвалифицированных певцов (хоры род управлением В. Полянского, В. Минина и др.). В конце 80-х снимается запрет на русскую церковную музыку, начинается ещё возрождение. Расширяются и зарубежные музыкальные связи. С этого момента начинается новый этап в развитии русской хоровой культуры.
|