Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политический и государственный строй США в 20в. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
К началу XX в. США становятся крупнейшей мировой державой. Население страны увеличилось во много раз в немалой степени за счет эмигрантов. Большая часть национального дохода присваивалась.крупнейшими финансово-промышленными корпорациями. После первой мировой войны США из страны-должника превратилась в страну-кредитора. Начиная с 20-х гг. заметней стала прогрессивная тенденция, которая проявлялась в демократизации избирательной системы. В 1920 г. женщинам было дано равное избирательное право с мужчинами (XIX поправка к Конституции). В 1961 г. избиратели столичного округа Колумбия получили право участвовать в выборах президента и вице-президента США (ХХП поправка к Конституции). В 1964 г. запрещается ограничивать избирательные права граждан по причине неуплаты налогов, включая налог по выборам (XXIV поправка к Конституции). В 1971 г. избирательное право получили все граждане по достижении 18-летнего возраста (XXVI поправка к Конституции). В 60-70 гг. принимаются законы в сфере образования, бытового обслуживания, трудовой деятельности. Организационная двухпартийная система (республиканцы-демократы) сложилась в США еще в XIX в. Основным звеном партийной организации явились комитеты избирательных участков, а формально высшими органами - национальные партийные комитеты и национальные партийные конвенты (съезды). Юридической регламентации подверглись финансовые и структурные основы партийной деятельности. Немаловажную роль в этом сыграли конституции отдельных штатов, избирательные законы 1965 и 1970 гг., а также решения судов, обладающих правом конституционного надзора. Основная опора двухпартийной системы - это хорошо подготовленный электорат, большинство которого составляет средний класс. Однако другие партии и движения не могут при сложившейся системе рассчитывать на успех. Другая тенденция в государственно-правовом развития - это диффузия (рассредоточение) источников формировании государственной политики. Здесь большую роль стали играть различные предпринимательские союзы, известные как группы давления. Наиболее известная из них - национальная ассоциация промышленников, объединяющая до 70% промышленных компаний, и Торговая палата. Данные структуры оказывают серьезное давление на законодательные и исполнительные органы штатов. Еще одной тенденцией явилась централизация государственной власти, хотя XX, ХХП, XXV поправки к Конституции законодательно ограничили время пребывания одного лица на посту президента двумя сроками. Усиление исполнительной власти сопровождалось созданием обширного аппарата управления. К середине XX в. в США уже действовали три типа государственных учреждений: 1) департаменты (министерства) по отдельным отраслям; 2) национальные агентства - учреждения, близкие по значению к министерствам, но не имеющие статуса последних; 3) различные временные комиссии, бюро, советы, коллегии, администрации, создаваемые для определенных важных задач. Первые шаги по реформированию государственного аппарата были сделаны еще в XIX в. Закон о гражданской службе Пендлтона (1883 г.) установил принципы комплектования федеральных государственных служб. Предусматривались открытые конкурсы - экзамены на замещение государственных должностей, было запрещено увольнять чиновников по политическим мотивам, контроль за выполнением закона возлагался на независимый орган - комиссию гражданской службы. В 1939 г. закон Хэтча " О политической деятельности" запретил государственным служащим участвовать в политических кампаниях. В 1947 году исполнительный приказ № 9835 президента Г. Трумэна обязывал комиссию гражданской службы проверять политическую благонадежность кандидатов на государственные должности. Еще более ужесточил эту практику исполнительный приказ № 10450 президента Д. Эйзенхауэра (1953 г.) " О проверке политической благонадежности и лояльности государственных служащих", предусматривающий возможность их досрочного увольнения. Однако, как таковой, в стране не сложилась система общегосударственной службы, каждый штат имеет свой административный аппарат управления. ^ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ. В 30-е гг. XX в. США поразил небывалый экономический кризис. Промышленное производство понизилось до 56%, национальный доход сократился на 48%, обанкротилось 40% банков. Около 17 млн. человек потеряли работу, правительство Г. Гувера ничего существенного не предпринимало. Это усложняло социально-экономическую ситуацию в стране. Демонстрации протеста и забастовки шли волна за волной. В 1932 г. на президентских выборах победил Ф.Д. Рузвельт - кандидат от демократической партии. Он выступил с развернутой программой, именуемой как " Новый курс". Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена система банков (за счет слияния мелких банков), в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. Для оздоровления промышленности создали специальное учреждение - национальную администрацию восстановления промышленности. В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июня 1933 г. вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из них регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами - кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т.д. Для сельского хозяйства учреждалась Администрация регулирования сельского хозяйства, которая действовала на основе закона об улучшении положения сельского хозяйства от 12 мая 1933 г. и наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня 1909-1914г. В целях уменьшения безработицы создается Федеральная администрация чрезвычайной помощи, замененная вскоре Администрацией развития общественных работ. Создавались " трудовые лагеря" (строительство и ремонт дорог, аэродромов). В это время наметился важный сдвиг в развитии социального и трудового законодательства. Законом Норриса-Лагардия (1932г.) сужалось право судов издавать судебные предписания по поводу трудовых конфликтов. Предпринимателям было запрещено заставлять рабочих подписывать контракт, обязывающий их не вступать в профсоюз. В 1935 г. был принят закон Вагнера, легализовавший деятельность профсоюзов. При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках, если предприниматели не выполняли коллективный договор с профсоюзом и нарушали закон. Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управление по трудовым отношениям. В 1935 г. был принят общефедеральный закон о социальном обеспечении. Создавалось Управление по социальному страхованию. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданину США, достигшему 65 лет, при условии если его заработок за период с 31 декабря 1936 г. и по достижении им 65 лет не превысит 3 тыс. долларов. Выплачиваемая ему пенсия будет равняться 1/2 от суммы его вышеупомянутого общего заработка. Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1% с последующим повышением налога на 0, 5% через каждые последующие 3 года. Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим налоговым обложениям вводился налог в размере 1% от общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие 3 года налог повышался на 0, 5%. В 1938 г. был принят закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты. " Новый курс" явился первым прямым вторжением государства в сферу социально-экономических отношений. Опыт " Нового курса" весьма полезен, так как в пору экономического кризиса только жесткое государственное управление может спасти страну от хаоса и волнений. Большинство, если не все восстания и революции, имеют основанием социально-экономические основания, к которым позже добавляются политические требования. По мере выхода из кризиса торгово-промышленные корпорации через Верховный суд стали добиваться с помощью лоббирования отмены трудового и социального законодательства " Нового курса". В 1947 г. был принят закон Тафта-Хартли, практически аннулировавший закон Вагнера, согласно нему стачки солидарности и стачки, " создающие угрозу национальным интересам страны", запрещались. В 1950 г. был принят закон Маккарэна-Вуда, по которому создавалось Управление по контролю за подрывной деятельностью. Началась эпоха " охоты на ведьм", связанная с так называемой холодной войной. Вскоре были приняты и другие акты, направленные на " повышение уровня национальной безопасности страны". На их основе, а также на основе исполнительных приказов № 9835 и 10450 была развернута кампания по " проверке лояльности", в ходе которой подверглись преследованиям не только коммунисты, но и просто демократически мыслящие интеллигенты. Впоследствии эта кампания была в основном прекращена.
I этап «Нового курса» Важным мотивом идеологии и практики Нового курса с самого начала был поворот лицом к “забытому человеку”: после 1935 г. этот мотив вообще вышел на ведущее место. Рузвельт включал в понятие “забытых людей”, фактически десятки миллионов простых американцев: тех, кто не имел работы, достаточных средств для сносного существования, крыши над головой. Эти американцы, по утверждению Рузвельта, составляли не менее одной трети нации. Отсюда следовал призыв к простым американцам: поддержите реформы, проводимые “сверху” в интересах “забытого человека”, давлением “снизу”, ибо только это и может гарантировать успех. [1c.597] Призыв к народу был услышан, что способствовало складыванию в ходе Нового курса широкой либерально-демократической коалиции, которую поддерживали не только буржуазия, но также фермерство и рабочий класс. Появление Нового курса было вызвано множеством причин. Безусловно, первоочередную роль сыграли факторы экономического и социального характера - небывалое падение производства, громадный скачок безработицы, потеря доверия к финансовым институтам и т.п. Вместе с тем события в мире в то время развивались таким образом, что, по мнению американских специалистов 30-ых годов, нельзя было полностью отбрасывать угрозу какого-то повторения на американской земле варианта итальянского или германского фашизма или советского социализма. В команде Ф. Рузвельта оказалось больше практиков - банкиров, юристов, бизнесменов, менеджеров, а не людей из университетов и исследовательских центров. Главная задача была - действовать, не откладывать принятие решений. Получилось так, что нетрадиционные подходы правительства к решению экономических и социальных проблем могли оказаться выходящими за рамки законов и Конституции. Иначе говоря, масштабность и глубина вставших перед страной проблем не вмещались в существовавшее правовое пространство, ибо последнее формировалось при иных исторических обстоятельствах и предпосылках. В этих условиях автору Нового курса потребовалось немало мужества, чтобы убедить американский конгресс предоставить ему чрезвычайные полномочия. Как показала историческая практика, предпосылки программы Рузвельта превратились затем в реальные меры Нового курса. Причем впоследствии принятие любого акта обязательно сопровождалось утверждением соответствующего механизма и соответствующей структуры по реализации намеченных дел. Ни один акт Нового курса не оказался принятым лишь для " галочки", для " сохранения" политического лица, эффективность и действенность различных аспектов экономической политики Рузвельта не могла быть одинаковой. Поставив в центр правительственной политики задачу поддержания предпринимательской активности, Рузвельт предложил целый комплекс мер активного влияния на экономику. Основными в экономической системе Нового курса являлись следующие мероприятия: *оказание поддержки финансово-банковской системе и промышленным и торговым предприятиям при помощи крупных займов и субсидий; *стимулирование частных инвестиций при помощи налоговых льгот; *стабилизация падающих цен путем девальвации доллара и допущения усиления инфляционных тенденций; *принудительное картелирование промышленных предприятий; *государственное регулирование уровня промышленного производства; Примечательны масштабы и насыщенность мер, предпринятых Рузвельтом уже в первые 100 дней его президентства. За период с марта по июнь 1933 года он направил конгрессу 15 посланий и ввел в действие 15 законов, которые стали базой дальнейшего развертывания процесса преодоления кризиса и оздоровления экономики США. [3 c.98] Рузвельт не случайно начал свои реформы с банковско-финансовой сферы, отреагировал на банковскую панику и тем самым его Новый курс начался с реформирования финансовой системы вообще и банковского дела в частности. Вместе с тем новые законы и другие акты в сфере финансовой системы призваны были создать необходимые условия для вывода из кризиса промышленного и сельскохозяйственного производства. Опираясь на чрезвычайные полномочия, предоставленные ему конгрессом, президент незамедлительно подписал закон, запрещающий вывоз и частную тезаврацию золота. Через месяц, 5 апреля, он издал приказ об обязательной сдаче резервным банкам золотых запасов на сумму свыше 100 долларов всеми гражданами США. Одновременно был разрешен выпуск новых денег без золотого обеспечения. Важными направлениями деятельности правительства Ф. Рузвельта стала борьба за повышение цен и спасение банковской сферы. Это стимулировало выход из затянувшейся депрессии, способствовало росту деловой активности. Для укрепления американской валюты в 1933 г была проведена девальвация доллара, старался с помощью государственных кредитов спасти от банкротства большую часть банков. [3 c.99] 2. II этап «Нового курса» Усилия правительства Рузвельта принесли первые плоды. Были заметны признаки оживления экономики, разрядилась напряженность в обществе, ослабло давление народных масс. Этим воспользовались консервативные силы -- те элементы буржуазии разных слоев, которые испугались вмешательства государства в «частную жизнь бизнеса». Пережив испуг во время кризиса, эти элементы при первом же улучшении ситуации в стране перешли в атаку. Их орудием стал Верховный суд США. Его члены в большинстве своем были назначены еще республиканскими президентами. Они охотно подвергли ревизии новое законодательство. [2 c.78] В мае 1935 г. суд решил, что закон о НИРА противоречит Конституции страны на том основании, что он нарушает права штатов и ограничивает междуштатную торговлю. Закон был отменен в январе 1936 г. Верховный суд признал неконституционным а, так как Конгресс, приняв его, якобы вышел за рамки своих полномочий. Всего за период 1933-1936 гг. Верховный суд отверг таким способом 12 решений Конгресса и правительства. Возмущенный Рузвельт начал «войну» с судом. Он попытался ослабить его, предложив дополнить его состав 6-ю новыми членами. Это было еще не виданное покушение на Конституцию, и конгресс отклонил его. Президент, казалось, вообще охладел к новому законодательству, но вскоре предложил ряд новых мер. Инициатором их был рабочий класс. В 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился новый поворот. Этого добились трудящиеся своей борьбой. За 1933--1939 гг. бастовало более 8 млн. человек. Наиболее активной формой классовой борьбы стали «сидячие стачки», когда часть рабочих оставалась внутри заводов, а остальные круглосуточно пикетировали. Такие стачки оказались эффективными и способствовали образованию профсоюзов. Рабочие добивались введения федеральной системы социального страхования. В 1936 г. произошло сплочение всех рабочих организаций, и они влились в единый Рабочий альянс Америки. Были созданы Лига объединенных фермеров и Союз издольщиков. В результате широкого движения трудящихся правительство Рузвельта на втором этапе осуществления «Нового курса» в значительно большей степени вынуждено было учитывать интересы рабочих и фермеров. Важнейшим завоеванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера (по имени сенатора Р.Вагнера), билль которого был вынесен на рассмотрение Конгресса после отмены НИРА. [2 c.82] В билле признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. Закон Вагнера -- «Национальный акт о трудовых отношениях» был подписан Рузвельтом 5 июля 1935 г., что представляло серьезный шаг навстречу рабочему движению. [3 c.101] Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались с 65 лет; оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсионные фонды формировались из взносов трудящихся и предприятий. Нормы пенсионного обеспечения устанавливались едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания. [3 c.101] Рабочее законодательство 30-х гг. -- серьезный успех борьбы американских рабочих. На втором этапе проведения «Нового курса» увеличились масштабы общественных работ. В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, которым запрещалось использование детского труда, на предприятиях федерального значения устанавливались единые нормы заработной платы, ее минимальный и максимальный уровень, максимальные пределы продолжительности рабочей недели -- 44 часа. [3 c.102] На этом этапе правительство оказывало помощь не только крупному фермерству, но и низко-доходным хозяйствам. Рабочие-мигранты могли проживать в лагерях, арендаторы для покупки ферм получали займы, могли объединиться в кооперативы. Несмотря на то, что продолжались меры по сокращению посевных площадей, началась кампания по восстановлению плодородия почв, что вызывалось негативными последствиями ряда засух и пыльных бурь, наблюдавшихся в 30-е годы. Все меры, проведенные «Новым курсом», сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США. Итоги «Нового курса» Согласно принятой в 1933 году 20-й поправке к Конституции США новому президенту предлагалось вступить в должность не в марте, а 20 января следующего после выборов года. В этот день в 1937 г. в Вашингтоне снова пошел дождь. ФДР произнес инаугурационную речь, на этот раз менее запомнившуюся слушателям. Фактически он зашел в тупик в своей политике. Во второй половине 1937 г. начался новый экономический кризис. К следующему году производство сократилось примерно на 1/3. Особенно пострадали металлургия и автомобильная промышленность. Резко упали цены на продукцию фермеров. Уменьшился объем внутренней и внешней торговли. Число безработных повысилось до 11 млн. человек. Меры, предпринятые правительством по старым «рецептам» (премии за сокращение на 22% площадей под хлопок и др.), не приносили ожидаемого результата, положение масс ухудшилось. Профсоюзы требовали «оплатить» их голоса на выборах. Президент пытался провести через Конгресс ряд новых законов, улучшающих положение рабочих и фермеров, но чрезвычайная сессия Конгресса их не приняла. Вторых «ста дней» не получилось. Президент был склонен отступить, подвергаясь непрерывному давлению консервативного крыла буржуазии, но сохранялся размах массового рабочего и демократического движения. Президент снова пошел на реформы, преодолев собственные колебания, он поддержал закон Блэка и Коннори -- Закон о справедливых стандартах труда, принятый конгрессом в июне 1938 года. Закон устанавливал максимальную рабочую неделю в 44 часа и минимальную почасовую ставку в 25 центов. По прошествии ряда лет эти цифры должны были составить соответственно 40 и 40. Устанавливалась высокая оплата сверхурочных, запрещался труд детей. Не все требования трудящихся, как считала профсоюзная пресса, были удовлетворены. Но в целом закон значительно улучшал условия труда и быта большей части работающих. Это было серьезное изменение в жизни рабочего класса. Кроме того, был принят закон «О помощи и восстановлении», общественные работы, и вскоре более 3 млн. безработных вернулись к труду. Эти и другие законы завершили «Новый курс». С началом 1939 года перспективы Америки продолжали оставаться неясными. Президент был невесел, разочарован, поскольку очередной кризис подрывал веру в «Новый курс» и его творца. Между тем в Европе назревал вооруженный конфликт, который мог отвлечь внимание американцев от нерешенных проблем собственной жизни. Так завершилась еще одна глава американской истории, пожалуй она из самых дискутируемых в исторической литературе. По-прежнему спорным остается вопрос о содержании, характере и значении «Нового курса» в жизни современных американцев: был ли «Новый курс» разновидностью фашизма, или же представлял собой один из вариантов «планового социализма». Каково же истинное значение «Нового курса»? [4 c.25]
Гражданский кодекс французов (Кодекс Наполеона) 1804 года является одним из наиболее ярких и знаменитых гражданско-правовых актов за всю историю развития права. Несмотря на многочисленные исследования кодекса, изучение его историко-юридической характеристики не теряет актуальности и на сегодняшний день. Одной из причин составления кодекса Наполеона были сложившиеся в средневековье бессистемность, хаотичность и разнообразие источников гражданского права. Приступая к составлению, авторы основными источниками формирования гражданского кодекса видели обычное и римское право, королевские ордонансы и законы революционного периода, а также научную юридическую литературу. Исходя из разнообразия источников, основной задачей составителей были их правильный отбор и согласование. Составление кодекса шло из «… нестройной хаотической груды юридических идей, которую революция оставила в наследие Консульству и Империи» [6, c. 5]. Поэтому приходилось выбирать между различными, порой противоречащими системами. Ситуация усугублялась и тем, что приходилось согласовывать средневековые и революционные нормы как между собой, так и с современными потребностями общества. Поскольку создание кодекса было невозможно без опоры на предшествующее право, первыми его источниками должны были стать кутюмы (обычаи), приспособленные к новому укладу общественных отношений. Сбор и использование обычаев вызывало у комиссии значительные затруднения. Их многочисленность и разнообразие дополнялись еще и тем, что три четверти содержания кутюмов были отменены королевскими ордонансами и революционными законами [18, p. 42]. Не менее сложным было согласование противоречий между самими кутюмами. Вследствие этого, по мнению Г.Ф. Шершеневича: «… остается открытым вопрос, насколько нормы кодекса, основанные на обычном праве, воспроизводят то старое право, которым определялась жизнь населения всей Франции» [5, c. 51]. Большое практическое значение и влияние на образование французских юристов имело римское право. Многие важнейшие нормы кодекса были построены на основе римского частного права. Поэтому кодекс стал попыткой согласования римского и обычного права. Таким образом, при составлении кодекса в комиссии сочетались рецепции римского права в северной Франции [16, p. 35] с окончательным преобладанием парижского кутюма, завоевавшего себе главное место в системе источников французского права.[9, p. 369] При этом одни упрекали в преобладании римских норм [1, p. 2], а другие – в увлечении местными кутюмами [2, p. 7]. Представляется, что составителям кодекса удалось найти золотую середину между римским и обычным правом, особенно в правовых институтах, которые не успели полностью сформироваться в дореволюционной Франции. Проект кодекса пытался примирить север с югом, обычное право с римским. Но по некоторым вопросам компромисс между римским и обычным правом был невозможен. Так, например, в вопросах регулирования имущественных отношений супругов, в северной части провозглашалась общность имущества супругов, а в южной – режим раздельного имущества. Поэтому в кодексе было закреплено право свободного выбора брачующимися правового режима своего имущества. Помимо обычаев и норм римского права, почти целиком вошли в кодекс многие ордонансы XVIII в. и законы революционного времени. В период между началом революции и учреждением директории было издано множество новых законов, носивших гражданско-правовой порядок. Однако из-за последовавшей реакции многие из них были отменены или изменены. Несмотря на это, составителями был использован большой объем нового законодательства. Особое значение при составлении кодекса имели сочинения французских юристов, знакомых с юридической практикой и влияющих на судебное толкование закона. Целое поколение французских юристов конца XVIII в. было воспитано на трудах Дома и Потье. Из их сочинений заимствовались как теоретические конструкции, так и толкование смысла законов. Существовавшая юридическая литература способствовала объединению гражданского права до 1789 г. и оказала серьезную помощь составителям кодекса, которые делали из нее обширные заимствования [13, p. 76]. По мнению некоторых исследователей, отдельные статьи, «…встречающиеся в кодексе, принадлежат перу древних французских юристов, ныне более или менее забытых» [3, c. 6]. Несмотря на используемые источники, согласно закона от 21 марта 1804 г. со времени вступления в действие кодекса, римское право, ордонансы, общие и местные обычаи, статуты и регламенты теряли свою силу по вопросам, предусмотренным кодексом. В то же время закон постановлял, что применение обычаев по вопросам, разрешенным кодексом, впредь допустимо [12, p. 353], т.е. тем самым не запрещалось применение обычаев, не вошедших в кодекс, пусть даже иногда противоречащих закону [10, p. 103], [19, p. 132]. Также среди норм, отмененных вступлением в действие кодекса, не содержится законов революционного периода. Поэтому представляется, что они были отменены лишь настолько, насколько не противоречили кодексу. Кодекс состоял из 2281 статьи и делился на книги, книги на разделы, разделы на главы, главы на отделения, отделения на статьи, статьи на части. В целом его содержание было основано на римской или институциональной системе построения частного права, которая включает в себя три элемента: personae (лица), res (вещи), actions (действия, иски). Первая книга соответствует первому элементу и носит название des persones. Вторая и третья книги раскрывают второй элемент системы. Третий же элемент находит выражение в гражданско-процессуальном кодексе – Code de la procedure civil. Несмотря на передовое для своего времени значение, исследователи отмечают в кодексе достаточно много недостатков и недоработок. Во-первых, в кодексе содержится много редакционных погрешностей и недостатков юридической техники. Так, например, различные титулы изложены по-разному с точки зрения стиля изложения, имеются различия в терминологии. В различных значениях используется одно и то же понятие. Так, например, говоря о трибунале первой инстанции, французский кодекс в совершенно одинаковых случаях употребляет выражения: juges (судьи), tribunal civil (гражданский трибунал), tribunal (трибунал), tribunal de l’arondissement (трибунал округа), justice (правосудие). Заглавие третьей книги «des differentes manieres dont on acquiert la proprite» может включать в себя положения о наследовании, о дарении и завещаниях (ст. 1582–1707). Но этот раздел совсем не подходит для изложения обязательственного права. Во-вторых, в кодексе обнаруживаются существенные пробелы (напр. статьи 1131–1133.) [11, p. 102]. Так, в нем нет положений о защите владения, и, несмотря на упоминание о ней в гражданско-процессуальном кодексе (Code de procedure civile), отсутствие соответствующих статей ощущалось в праве Франции [8, p. 32]. Статья 1140 отсылает к постановлениям о транскрипции недвижимости, однако их вообще не содержится в кодексе 1804 г. В то же время ст. 2189 и 2180 основываются на этой норме для возникновения права собственности у приобретателя недвижимости. Однако некоторые пробелы в кодексе Наполеона можно объяснить политико-историческими особенностями того времени. Так, отсутствие в кодексе положений о юридических лицах вполне соответствует взглядам политических деятелей революционного периода, которые возлагали исключительно на государство и на его органы заботы о достижении общеполезных целей, считая частные учреждения и объединения лиц бесполезными и даже вредными [7, p. 181]. В-третьих, помимо пробелов встречаются и коллизии норм: противоречат статьи 1583 и 2102, 874 и 1020, 777 и 724 и т.д. Представляется, что причиной многих недочетов, недостатков формулировок и других технических промахов является быстрота составления кодекса. Тем не менее, можно согласиться с Г.Ф. Шершеневичем, что «… приходится поражаться умением составителей кодекса выражать положения в ясной и в то же время сжатой форме: предложения кратки, слог легок, статьи большею частью не превышают нескольких строк» [5, c. 58]. Несмотря на все замечания в адрес кодекса, его можно признать передовым актом своего времени. Он характеризует свою историческую эпоху и уровень развития европейской юриспруденции начала XIX века. Но несмотря на ряд недостатков, кодекс Наполеона стал прогрессивным «революционным» правовым актом. Являясь выразителем идей революции, он потеснил пережитки феодального режима и стал новым римским правом, писаным разумом нового мира. «Гражданский кодекс – это революция, собранная в 2000 статей по приказу первого консула» [4, c.3]. В отличие от дореволюционного гражданского права, в кодексе полностью отсутствуют сословные и местные правовые особенности, напротив, было создано единое право для всех французов, одинаковое во всей Франции. Во время революции старое право оставалось в силе, насколько оно не было отменено новым законодательством [15, p. 97]. В то же время есть и другое мнение, что если «… дух французской революции отражается в кодексе, это еще не значит, что само гражданское право подверглось существенным преобразованиям» [3, c. 11]. Несмотря на отмену сословных привилегий, в кодексе сохранились многие прежние основные понятия и положения. С появлением гражданского кодекса начался процесс формирования единой унифицированной системы законодательства, что придавало большую централизацию власти и давало возможность заново организовать иерархическую судебную систему. Общие юридические принципы должны были положить конец местным различиям и освободить государство от необходимости применять массу законов, декретов и уставов, содержащихся в многочисленных сборниках. Это удобство оценивалось и консулами и всеми французами. Кроме единства кодекса, влияние буржуазной революции выразилось в ряде правовых институтов: гражданский брак, неизвестный старому режиму, закрепляется как единственная форма законного брака, и не содержится даже намека на религиозные нормы; в вещном праве были уравнены виды права собственности на недвижимость, а право собственности стало доступным всем гражданам, «…как право безусловно полное, терпящее лишь те, сравнительно незначительные и в жизни необходимые, ограничения, которые и были восприняты кодексом» [3, c. 11]. «Кодификация, предпринятая первым консулом, была призвана удовлетворять потребности окрепшего третьего сословия и успокоить окончательно приобретателей национальных имуществ, которые приветствовали брюмерский переворот, как верный залог общественного спокойствия» [21, p. 16]. Одной из основополагающих идей кодекса, проникнувшей все его положения, стало равенство всех перед законом. Кроме того, закреплялись принципы отделения гражданского законодательства от канонического и неприкосновенности частной собственности. Эти постулаты кодекса как нельзя больше соответствовали формировавшемуся капиталистическому укладу экономики. В связи с этим, не совсем верным представляется существующее мнение, что если оставить в стороне чисто феодальные основы, то вся совокупность старого французского права, за некоторыми видоизменениями, перешла в содержание действующего гражданского кодекса [22, p. 357]. Созданный кодекс положил начало не только развитию гражданского законодательства, но и науки гражданского права. Еще долгое время цивилистическая наука и преподавание гражданского права во Франции сводились в основном к толкованию кодекса Наполеона. Изучение римского и древне-французского права, в большинстве случаев уходило на второй план [14, p. 3]. За весь XIX век кодекс практически не изменился: из 2281 статьи только 216 были отменены или изменены, а 2065 остались в прежнем виде. Этот факт говорит о том, что кодификаторы 1804 г. нашли подходящую и общедоступную форму для давно уже установившихся правовых положений, и население, которому пришлось жить с этой книгой, не чувствовало до сих пор еще потребности подвергнуть ее коренной переделке. Несмотря на некоторую критику и требование внесения изменений в кодекс [20, p. 235], за весь XIX век в кругах законоведов не было серьезных намерений по пересмотру действующего или составлению нового кодекса. В изменениях не был заинтересован и правящий класс французского общества, поскольку положения кодекса вполне гармонировали с его экономическими потребностями и воззрениями. Так, обязательственное право предоставляло широкие возможности в формировании договорных отношений без видимых ограничений воли контрагентов со стороны государства, и, когда возникало разногласие или спор по поводу условий договора, суд должен был отдать преимущества утверждениям работодателя и домохозяина (напр. статьи 1716, 1779–1781). Таким образом, кодекс Наполеона основывался на разнообразных источниках и воплощал различные исторические эпохи. В нем соединялись и согласовывались современные достижения юридической мысли с просуществовавшими ни одно тысячелетие правовыми конструкциями. Благодаря составителям, и прежде всего, самому Наполеону, кодекс вобрал нормы, наиболее соответствовавшие послереволюционной социально-экономической обстановке и потребностям общественного развития.
|