Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ослабление агрессивности
Воспитывать — значит правильно организовать жизнь ребенка. В правильной жизни правильно растут дети. Л. С. Выготский Простая констатация плохих черт ребенка (ты жестокий, ты грубиян), как правило, не дает положительных результатов. В.А. Сухомлинский напоминал педагогам, что нельзя обнажать недостатки ребенка, надеясь, что он сам сможет критически оценить свое поведение и изменить его. Работа по ослаблению агрессивного поведения, изменению агрессивных состояний и ориентации для учителя трудная и кропотливая. Итак, вы накопили достаточно представлений об уровне агрессивности своих учеников, ранжировали их по силе проявления этого качества и выделили группы детей: 1) не агрессивные, 2) умеренно агрессивные и 3) с повышенной (высокой) агрессивностью. Коррекционная работа для каждой группы будет различной по глубине, интенсивности и длительности. Детей не агрессивных или со слабо выраженной агрессивностью отличают конформизм, неумение постоять за себя, повлиять на других. Некоторые считают это недостатком и предлагают коррекцию для таких детей, как воспитание «бойцовских» качеств, без которых прожить трудно. Многие родители открыто призывают своих детей быть более жесткими, когда их обижают. Учитель не посчитает это недостатком и будет приобщать таких детей к активной деятельности, где необходимо проявлять самостоятельность, инициативность, сотрудничать с другими детьми, влиять на них. С подгруппой спокойных детей учитель занимается только в том случае, когда они явно «выпадают» из общего состава учеников. Нельзя пытаться ликвидировать природную сдержанность, толерантность таких детей, нужно постараться сделать их более уверенными в себе. Конечный итог усилий учителя — ученик поверил в собственные силы. Детей с повышенной агрессивностью отличают озлобленность, самоуверенность, распоясанность, несдержанность. Общаясь с ними, педагог должен быть подчеркнуто мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, что прекрасно понимает внутреннее состояние маленького драчуна: ведь, терроризируя других, он нередко сам страдает от собственной упрямости, несдержанности. Даже причинив боль другому, утихомирив вспышку своего гнева, он продолжает испытывать чувство досады, неудовлетворенности. Учитель должен почувствовать внутренние переживания ребенка, подсказать ему, что будет трудно справиться собственными силами, что педагоги, родители, друзья — его союзники в решении внутренних проблем. Ребенок должен почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избавляться от плохих поступков. В этом ему помогут правила, которые предлагает учитель, а именно: —необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев; —не давать волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10; —подумать,: что будет потом, представить последствия своего —каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты; —вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если —проводить закаливание организма, умываться холодной водой; —тренировать волю (учитель поможет подобрать комплекс упражнений). Проследить за выполнением этих правил может и учитель, и кто-то из друзей, кому доверяет ребенок, родители, которые в беседа о проведенном дне могут напомнить ему, что необходимо было сделать, если его кто-то обидел. В этом возрасте еще действует испытанный метод коррекции поведения детей, т. е. переключение внимания. Если педагог видит, что ситуация может спровоцировать проявление агрессивности, то ее немедленно следует заменить другой: по-иному рассадить детей, дать им другие поручения и т. д. Постепенное разрушение связи «ситуация — поступок» всегда помогает при коррекции отклоняющегося поведения. Не давать образовываться постоянным связям, приучать детей все время активно осмысливать ситуацию, приноравливаться к ней будет педагог. Переключая активность агрессивного ребенка в конструктивное русло, педагог будет опираться на его индивидуальные особенности, прежде всего — интересы и склонности. Постепенное усложнение задач, требующих решительности, смелости, энергичности, позволяет отвлечь ребенка от мелочного «выяснения отношений» на организацию общей деятельности, успех которой зависит от умения сотрудничать с другими. В комплексе будут применены различные методы и методики коррекции, подкрепленные разнообразием организационных форм (рис. 20). 1. Беседы. Во время беседы учитель предлагает детям вспомнить случаи, когда они были оскорблены, напуганы, унижены. Выяснит, что тогда случилось, почему это произошло, и подумает вместе с детьми, что нужно было сделать, чтобы избежать подобных происшествий. Он выделит и разовьет мысль о том, что понять переживания и поступки других людей нам мешает гордыня, душевная черствость, безразличие, желание отомстить, причиненная боль, чувство гнева, оскорбления, желание всегда и во всем быть правым, ревность, зависть. Всегда нужно стремиться понять, почему так поступает другой человек, и лишь потом начинать действовать. Особенно ценны профилактические беседы, которые проводятся с целью недопущения или нежелательного развития событий. Агрессивные дети вначале действуют, а потом думают. Чтобы уменьшить опасность, педагог должен постоянно напоминать о необходимости мирового разрешения конфликтов. Свои доводы он подкрепит ссылкой на закон, права других людей. Расспросит детей, что они об этом уже знают. Популярно и подробно расскажет им, какие права имеют другие люди, почему их необходимо уважать. 2. Ролевые игры. В них воспроизводятся реальные ситуации, Разыгрывание ситуаций: —сошлись два сердитых мальчика, один не хочет уступать другому (аналог сказки «Два козлика»); —плохое настроение у девочки, ее оскорбил мальчик — дергал за —дети положили кнопку на стул учительнице. Она больно укололась и обиделась. Что делать учителю, как посоветуют дети? —один мальчик нечаянно толкнул другого, тот упал, больно ударился и бросился с кулаками на обидчика. Но тот же неумышленно толкнул; как быть? —старший обижает младшего, тот плачет. Что посоветуют дети? 3. Поручения. Если учитель видит, что кому-то необходима помощь, он предлагает детям проявить чуткость: написать открытку, посетить этого ребенка, позвонить ему по телефону и сказать Агрессивность некоторых детей учитель должен ослаблять, поручая им заботиться о домашних животных. Хорошо, если ребенок расскажет в классе, как он ухаживает за своим любимцем, почему нельзя плохо относиться к животным. Важно, чтобы он сам себя услышал. А вербализация скрытых внутренних чувств не только способствует их лучшему пониманию, но и закреплению в виде убеждений и стимулов к совершению действия в нужном направлении. Не только в данном, но и в других подобных случаях необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок произносил вслух хорошие намерения, правильные оценки, чтобы он сам слышал их из своих уст. 4. Упражнения. В коррекции агрессивного поведения они могут приобретать различные формы — действий по образцу, выполнения правил, изобразительной и физической деятельности. Трудные упражнения вначале должны быть посильными. Успокаивающими упражнениями для агрессивного состояния считаются физические, а также упражнения для дыхания. Известно, что глубокие вдохи и выдохи — это эффективное средство регулирования состояний гнева, печали, страха. Приведем примерные упражнения. Хождение по канату. Две команды по очереди ходят по канату (или узкой доске), проложенному по полу. Пока члены одной команды по очереди переходят класс, дети из другой команды всячески им мешают: кричат, машут руками и т. д. Руками соперника касаться запрещено. Касание пола — потерянное очко. Нужно держать равновесие, оставаться спокойным, дойти до финиша. Побеждает та команда, которая проявила больше выдержки, где дети меньше реагировали на провокационные выходки соперника. Игра эта очень полезная. Сочетается с беседой, другими играми, упражнениями. Можно ее проводить тогда, когда заниматься физкультурой на улице мешает погода. На уроках физкультуры для снятия накопившегося напряжения полезно проводить перетягивание каната, бег с препятствиями, эстафеты и другие подвижные игры. Здесь ученики могут дать выход своим чувствам, и это надолго удерживает их от вспышек агрессивных побуждений. Играть нужно чаще, больше и на каждом занятии. На уроках физкультуры дайте детям возможность поваляться на ковре, попрыгать, побить боксерскую грушу. Не менее полезны игры с мячом, бадминтон, хоккей. Для ослабления и профилактики агрессивного поведения учитель применяет специальные методики. Если он будет действовать по определенной системе и его работа будет комплексной, последовательной, посильной и постепенно усложняющейся, то результаты должны быть хорошими. 1. Учитель будет использовать только те средства влияния на 2. Учитель будет выбирать преимущественно универсальные 3. Начиная антиагрессивную коррекцию, педагогу необходимо 4. Поставив ученика в такие условия, где нежелательное поведение не приветствуется, а нормальное поощряется, учитель может достигнуть быстрых и радикальных улучшений. Однако такое 5. Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно агрессивны. Они хорошо усваивают уроки, преподаваемые розгой, 6. Педагог, владеющий методикой замещения агрессивных переживаний, обучит ей детей. Это эмоциональная разрядка посредством внешнего выражения эмоций и заместительных действий. Учите детей, когда они в ярости, давать выход гневу на неодушевленные предметы: пусть они бьют палкой по забору, колотят чучела, стегают плеткой воображаемые чудовища, бросают камни в злых великанов. Если ребенка распирает от ярости, мы должны открыть клапан. Вспомните, как все удивлялись, когда на японских предприятиях выставили чучела руководителей, чтобы каждый мог выместить свою ярость, отстегав их плеткой. Нечто подобное можно было бы придумать и в школах, раз у нас нет полной гарантии, что врожденная агрессивность может быть преодолена. 7. Во всех наблюдениях дети становились менее агрессивными, 8. Учитель, упреждая детскую агрессивность, покажет детям, 9. Родителям надо подсказать, что необходимо добиваться дисциплины без применения слишком суровых наказаний. Подытоживая, еще раз подчеркнем, что эффективность
|