Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дебаты об ассимиляции
В 1908 году постановка пьесы Израэля Зангвилла " Плавильный тигель" спровоцировала общенациональную полемику -- и заслужила горячее одобрение президента Теодора Рузвельта. В этой пьесе был представлен художественными средствами спор относительно возможности ассимиляции иммигрантов в американскую культуру. Означает ли ассимиляция, что иммигранты будут " проглочены" англо-протестантской культурой первопоселенцев? Или она означает, что иммигранты объединятся с потомками первопоселенцев, рабов, завоевателей и предыдущих иммигрантов во имя создания новой американской культуры и " нового американского человека"? Или же возникновение новой единой культуры нежелательно и невозможно? Должна ли Америка стать конгломератом народов и разнообразных культур? Эти вопросы затрагивали самую суть американской этнической и культурной идентичности. В поисках ответа на них в двадцатом столетии были выдвинуты три концепции ассимиляции. Если сохранять традицию метафор, в особенности химических и кулинарных, эти три концепции можно охарактеризовать как концепции плавильного тигля, томатного супа и салата соответственно*. Концепция плавильного тигля была выдвинута Эктором Сент-Джоном де Кревекером в 1780-х годах. * Традиция использовать метафоры в рассуждениях об ассимиляции, идущая от Зангвилла, буквально искушала позднейших авторов прибегнуть к ней. В своем классическом исследовании " плавильного тигля" Филип Глисон перечислил как минимум дюжину соответствующих метафор, которыми пользовались аналитики в спорах об ассимиляции: скороварка, жаркое, салат, миксер, мозаика, калейдоскоп, радуга, иррадиация, оркестр, танец, ткацкий станок, водосброс, деревенский пруд, бассейн, кульдесак. Наиболее употребительными оказались " кулинарные" метафоры; Глисон замечает: " Вероятно, что-то здесь связано с особенностями национального характера -- иначе не объяснить, почему " кулинарный символизм" предоставляет столько синонимов для " плавильного тигля" ". На мой взгляд, показателен и тот факт, что само словосочетание " плавильный тигель" не имеет ни малейшего отношения к еде; это устройство для плавки металлов. Philip Gleason, " The Melting Pot: Symbol of Fusion or Confusion? " American Quarterly, 16 (Spring 1964), p. 32. -- Примеч. автора. но с другими народами ткущая нити всех цветов и оттенков" 194. Идеи Каллена и Бурна представляли собой реакцию на две чрезвычайно популярные националистические концепции Америки. " Обороняясь, -- писал Артур Манн, -- Каллен изобрел культурный плюрализм как альтернативу и концепции плавильного тигля, и доктрине англосаксонского превосходства". Идеи Каллена вызвали определенный интерес в интеллектуальных кругах, однако не оказали почти ни малейшего влияния на общественное мнение. Сам Каллен подвергся нападкам со стороны представителей истеблишмента за попытки " балканизации" Америки. Его сторонники, писал Манн, " были двух сортов: сионисты -- и интеллектуалы-семитофилы, зачарованные перспективами этнического разнообразия городской Америки" 195. Много лет спустя Каллен признал неудачу своих притязаний на овладение общественным мнением. В Америке начала двадцатого столетия существовало стремление к реализации концепции плавильного тигля -- при том, что фактически нация оставалась тем самым томатным супом англо-протестантской культурной идентичности. Теодор Рузвельт выразил общее мнение американцев, когда, поначалу одобрив зангвилловский " Плавильный тигель", задался вопросом о соответствии этой теории реальности и в конце концов принял концепцию томатного супа. " Тигель, в котором все сплавляется воедино, -- заявил президент, -- работал с 1776 по 1789 год, а наша нация и ее ценности были сформированы в дни Вашингтона" 196. Стремление американцев сохранить эти " ценности нации" особенно отчетливо проявилось в грандиозных усилиях по " американизации" иммигрантов перед Первой мировой войной и во время войны.
|