Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №1 Предмет, метод и система курса ИГПЗС. 2 страница






Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огорожен­ном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движе­нием повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полнос­тью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Законы Ману определяют положение женщины следующим обра­зом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей, ибо «женщина ни­когда непригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требу­ют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добро­детели.

Хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой Провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смерт­ной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запреща­лось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми.

Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследова­ния устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

Уголовное право и процесс. Уголовное право, представленное в Законах Ману, с одной стороны, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потер­певшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, Законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует со­хранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за пре­ступление, совершенное на ее территории, если преступник неиз­вестен.

Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные. В качестве примера можно назвать службу вра­гам царя, поломку городской стены, городских ворот. Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций.

Более подробно Законы описывают преступления против собствен­ности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Следует отметить, что Законы четко различают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему. Меры, применяемые к вору, зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предпи­сывали казнить не колеблясь. Воров, совершающих кражу ночью, сле­довало, отрубив обе руки, посадить на кол. При первой краже вору отрезали два пальца, при второй — руку и ноги, третья кража влекла за собой смертную казнь. Наказание несли также лица, видевшие кражу, но не сообщившие о ней, укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он сам украл.

Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личнос­тью, и считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и уда­рившего палкой. К насилию относилось и убийство, и телесные по­вреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов (необходимая оборона) не наказывалось.

Довольно много статей направлено на укрепление семейных отно­шений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины.

Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять наказание с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени осознанности его. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире».

Вместе с тем при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления довольно ярко видна классовая сущность древнеиндий­ского права, поскольку наказание зависело от принадлежности винов­ного и потерпевшего к определенной варне.

Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брах­мана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение — это далеко не.полный перечень наказаний. Кровная месть в Законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась.

Законы Ману дают общее представление об уголовном процессе того времени. Отделения суда от администрации не существовало. Вер­ховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уго­ловным и гражданским процессом, и процесс носил состязательный характер. Законы называют поводы для рассмотрения исков: неуплата долга, заклад, продажа чужого, соучастие в объединении, не отдача данного; неуплата жалованья, нарушение соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хозяина с пастухом, спор о границе, клевета и 'оскорбление, кража, насилие, прелюбодеяние; раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного раз­бирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя поряд­ку варн.

'Основным источником доказательств служили свидетельские пока­зания. Законы весьма детально регламентируют их использование. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считались тяжким грехом. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины «вследствие непостоян­ства женского ума». При отсутствии свидетелей в качестве доказательств применялись ордалии различных видов: испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

Вопрос №8 Происхождение государства в Афинах:

В отличие от др. Востока структурообразовательным элементом античной цивилизации был полис, который историки определяли как город-государство. Античные государства сформировались в среднеземноморском регионе, в котором не было условий для ведения крупного орошаемого земледелия и, соответственно, не было необходимости в сильной централизованной власти. Не случайно такие античные государства как полисы Др. Греции, Др. Рим, Карфаген, города-государства Азии существовали на побережье Средиземного моря. Их экономической основой кроме земледелия было также высокоразвитое ремесло и торговля.

Античные государства в отличии от древневосточного достигали большого уровня развития в рамках небольших по территории городов-государств, в которых как правило, устанавливалась республиканская форма правления.

Типичным античным государством являлись Афины. На рубеже 2-1 тысячелетия до нашей эры Афины переживали период разложения первобытнообщинного строя. Афины представляли из себя не прочный союз 4 племени-филы. В каждой филе существовал строй военной демократии, т.е. выделялось 3 органа управления:

· базилевс – военный вождь, которого избирали на пожизненный срок и постепенно возникал обычай избирать его из 1 и того же знатного рода.

· Була – совет старейшин, в состав которого входили главы родов.

· Агора – народное собрание, в котором имели право участвовать только мужчины – воины, т.о. народное собрание совпадало с военным ополчением.

Дальнейшее развитие общества зависело от того, какой центр власти станет преобладающим. Если на ДР. Востоке усилилась власть военного вождя – жреца, то в античных государствах отсутствие необходимости в сильной централизации привело к образованию аристократии / демократических республик.

Происхождение государства в Афинах связывается с реформами полулегендарного базилевса Тезея.

1. Синайкизм (объединение) – объединение 4 фил в единое общество.

2. Создание новых надобщинных органов правления. Была создана коллегия архонтов (правителей), которые сначала избирался на пожизненный срок, потом на 10 лет, потом на 1 год, сохранив некоторые судебные и жреческие функции, вошел в состав коллегии в качестве рядового члена.

 

Вопрос №9 Реформы Солона. Их значение:

В VII-VI вв. до н.э. в Афинах активно развивались товарно-денежные отношения, в которых втягивались все сословия, в т.ч. и геоморы. Широкое распространение получили договоры займа под залог земли (ипотека). Значительная часть рядовых афинян оказались под угрозой потери земли и долгового рабства. Афины оказались на грани гражданской войны. Для избежания этого в 594 г. до н.э. с согласия и эвпатридов и демоса был избран архонтом чрезвычайных полномочий Солон.

Солон издал следующие законы:

1. Сисакфия (стряхивание бремени) т.е. Солон отменил все долги, запретил впредь продавать в рабство за долги и выкупил за государственный счет тех афинян, которые уже были проданы в рабство.

2. Цензовая.

К началу VI в. до н.э. в Афинах возникло несоответствие между законностью и богатством. Это необходимо было отразить в политике и военной организации.

Солон разделил всех афинян на; имущественных класса:

- пятисотники (пентакосиомедин) – те, кто имел годовой доход больше 500 мер масла, вина, урожая.

- Трехсотники (всадники).

- Двухсотники.

- Феты – меньше 200 мер.

Пропорционально имущественному достатку Солон распорядил военные и политические права и обязанности.

Например, пятисотники занимали высшие командные посты и несли литургии, т.е. общественные повинности. Ех: король, часть стены.

Трехсотники служили в кавалерии, а двухсотники в тяжелой пехоте.

Феты или вообще не привлекались к военной службе, или несли ее во вспомогательных отделениях.

3. Создание новых органов управления. Солон считал, что все слои афинского общества должны иметь возможность участвовать в решении государственных вопросов.

Пятисотники получили монопольное право быть архонтами и входить а ареопаг. Для 2 и 3 разрядов Солон создал спец. Орган – совет четырехсот, в который избирались по 100 человек из каждой филы. Наконец, все граждане, не зависимо от имущественного положения имели право участвовать в народном собрании и в новом судебном органе – гелиэе (суд солнца).

Солон издал иные законы, направленные на поощрение торговли и ремесла.

Реформы Солона носили противоречивый характер: с одной стороны, он усилил влияние торгово-ремесленных кругов Афин, но с другой стороны, сохранил деление на 4 родовые филы и не лишил ареопаг его высшей контролирующей функции.

Реформами Солона были недовольны и эвпатриды, потерявшие доли и земли, так и геоморы, которые потребовали передела земли. Солон был обвинен в злоупотреблении и был изгнан.

Противоречия в Афинах сохранились между аристократией и демосом. В этих условиях знатный афинянин Писистрат, приняв сторону демоса, установил свою тиранию. В целом тирания носила конструктивный характер. Во-первых Писистрат предотвратил открытое столкновение между аристократией и демосом, во-вторых, тиран проводил активную политику поощрения торговли и ремесла. В годы правления Писистрата Афины выросли в крупнейший полис Др. Греции, но после его смерти к власти пришли его сыновья, установившие жестокую диктатуру. В 509г. до н.э. – тирания была свергнута.

 

 

Вопрос №10 Установление демократии в Афинах:

Тирания в 509г до н.э. была свергнута демосом, во главе со своим лидером, выходцем из торгово-промысловых кругов – Клесфеном.

Клисфен, будучи героем, провел следующую реформу:

1. Введение процедуры осткранизма. Для предотвращения установления тирании каждый год в народном собрании голосованием определялся гражданин, от которого исходит угроза демократизации, и получивший большинство, подвергался изгнанию на 10 лет.

2. Территориальная реформа. Клесфен отменил деление Афина на 4 род. Филы и вместо них ввел новые 10 территориальных филы. При этом каждая новая фила делилась на три части: город, приморскую и сельскую местность. Т.о. преобладание получил городское население, которое было носителем демократических тенденций.

3. Создание новых органов управления. Был упразднен совет четырехсот и создан новый совет пятисот, в который избирались по 50 человек от каждой новой филы. Была создана новая коллегия 10 стратегов, т.е. военноначальников.

Т. о. эти реформы ослабили влияние родоплеменной аристократии, но при этом Клисфен не посмел лишить ареопаг его высших контрольных функций.

Поэтому большое значение имеет принятие закона Эфиальта 462 г. до н.э., по которому ареопаг сохранил лишь судебные функции и не мог отменять решения других органов.

Окончательно демократия в Афинах сложилась в результате реформ Перикла:

1. Отмена имущественного ценза, и на должность могли избираться все граждане, не зависимо от своего имущественного положения.

2. Введение платы за осуществление государственных полномочий (функций).

3. Перикл ввел порядок выборов на многие должности по жребию. Т.о., к середине 5 века до н.э. в Афинах сформировалась афинская демократия.

В 462 году до н. э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела наконец закон о лишении ареопага всех политических функций.

 

 

Вопрос №11 Общественный и государственный строй Афинской демократии:

Демократия в Афинах носила рабовладельческий характер. Господствующим сословием в Афинах были граждане – Афиняне. К гражданам относились те, кто был рожден в законном афинском браке. В редких случаях гражданство предоставлялось иностранцам.

Только граждане имели право требовать социальной помощи от государства. В военно-политической сфере только граждане могли быть полноправными членами военного ополчения и занимать государственные должности. В сфере государственного управления могли принимать участие только мужчины. Наряду с афинянами в Афинах выделялась коллегия свободных, но неполноправных – метеки (иностранцы). Метеки не имели право обладать недвижимостью и участвовать в государственном управлении, при этом они платили налоги и привлекались к военной службе во вспомогательных подразделениях. Метеки в основном занимались ремеслом и торговлей.

Основной категорией населения в Афинах были рабы. В античности сложилось классическое рабство, т.е. по своему положению раб был приравнен к вещи. Рабский труд стал основным. Историк Валлон в своей книге «История античного рабства» установил, что на 20.000 афинян-мужчин было примерно 300.000-400.000 рабов.

Т.о., демократия существовала лишь внутри граждан общины, но сама гражданская община выступала в качестве коллективного диспута по отношению к метекам и рабам.

Главным органом управления Афин было эклессия. В народном собрании имели право участвовать только афиняне-мужчины, старше 21 года. Эклессия решала все основные вопросы государственного управления, принятие и изменение законов, вопросы о войне и мире, установление налогов, избирание должностных лиц, назначение послов. Народное собрание выступало в качестве высшей судебной апелляционной инстанции. Народное собрание созывалось 4 раза в месяц, т.е. 40 раз в году. Наряду с обычными созывались и чрезвычайные собрания – для принятия решения народным собранием должны были участвовать не менее 3.000 граждан. Решения вопросов об остракизме менее 6.000 граждан. Решения принимались голосованием, причем каждый гражданин имел 1 голос.

Совет пятисот, который историки называли правительством Афин. Это был орган постоянно действующий. Его основное назначение – готовить дела для народного голосования, кроме того совет пятисот надзирал над должностными лицами и был хранителем государственной казны.

Гелиэя – суд присяжных, состоящий из 6.000 граждан. Делилась на 10 комиссий, 501 присяжных. Все три органа принимали участие в законотворчестве:

1. Инициатором принятия нового закона мог стать любой гражданин, о чем он заявлял в народном собрании.

2. Народное собрание поручало совету пятисот рассмотреть законопроект и дать заключение.

3. На очередном народном собрании законопроект ставился на голосование.

4. После удовлетворения законопроекта народным собранием, то законопроект направлялся в Гелиэю, где он обсуждался и одобрялся в форме судебного процесса.

5. Лишь после утверждения законопроекта в Гелиэе он начинал действовать.

6. Через год вновь обращаются к обсуждению закона и определении его достоинства и недостатков.

Важную роль в афинской демократии играли должн. Коллегии, которые формировались и действовали на основе некоторых принципов:

- Выборность,

- Срочность (1 год).

- Коллегиальность,

- Ответственность, т.е. за злоупотребление своей власти должностные лица привлекались к ответственности,

- Возмездность.

Большинство должностных лиц, за исключением стратегов, получали плату.

В Афинах существовали такие коллегии, как архонтов, стратегов, ареопаг.

Т.о., в Афинах существовала демократическая рабовладельческая республика.

С конца 5 века до н.э. наступает кризис афинской демократии. Внешней причиной кризиса афинской демократии было поражение в войне со Спартой в 404 г. до н.э., но основная причина кризиса в развитии рабства.

Более дешевый труд многочисленных рабов привел к массовому разорению значительной части рядового гражданства. Идет процесс превращения демоса в охлос (толпа) и соответственно демократия переходит в охлократию.

В политической жизни доминирующее положение получили демагоги – выходцы из богатых, но не знатных торгово-промышленных кругов, которые в борьбе с предпринимателями аристократии ловко использовали толпу. Демагог в переводе «защитник народа» и вначале это было почетное звание.

В целом афинская демократия доказала, что самый лучший способ укрепления демократии – ее расширение, вплоть до ее перехода в охлократию. Так демагоги добились введения платы за участие в народном собрании.

В 4 веке до н.э. Афины были завоеваны Македонией, а затем вошли в состав Римской империи.

 

Вопрос №12 Общественный и государственный строй Спарты:

Своеобразие Спарты в том, что на его историю значительное влияние оказал военный фурор. В начале первого тысячелетия до н.э. 2 греческих племени ахейцы и дорийцы завоевали местность в центральной части полуострова Балканского. В момент завоевания эти племена находились на уровне военной демократии. Племена оказались в окружении многочисленного и враждебно настроенного местного населения и завоеватели были вынуждены постоянно жить в военном лагере и «законсервировать» порядки военной демократии. Основатель спартанского строя – законодатель Ликург установил, что спартанцы для сохранения военного духа не должны заниматься трудом, ни земледелием – они должны воевать и готовиться к войне. Для материального обеспечения спартиатов, Ликург разделил все государство на 9.000 земельных участков – клеры. Местное завоеванное население стало рабами – илотами, с обязанностью отдавать ½ урожая закрепленным за ними спартиатам.

Для предотвращения восстания илотов и одновременно для обучения молодых спартиат в войне каждый год проводились криптии.

Для обеспечения Спарты ремесленными изделиями было разрешено селиться иностранцам – ремесленникам – эта категория населения получила название периэки. Для предотвращения богатства и роскоши Ликург разрешил в Спарте только железные деньги.

Органы управления. Ликург установил:

1. Геруссия – совет старейшин (геронтократия). В состав геронтократии входило 28 знатных спартиатов, достигших 60 лет.

2. 2 военных царя – аркагета – они занимали свой пост пожизненно и избирались из одного и того же знатного рода.

Народное собрание - апелла – оно совпадало с военным ополчением. Голосование в апелле осуществлялось криком в любой момент аркогеты. Героты могли распустить народное собрание. Главную роль в управлении играла родоплеменная аристократия в лице Геруссии и Аркагентов между которыми часто возникали противоречия, поэтому со временем была установлена 1 должностная коллегия – совет 5 эфоров, т.е. контролеров. Спартанский строй был неизменен в течении столетий и этот консерватизм объясняется постоянной грозой восстания илотов.

Спарта как и Афины были легко завоеваны Македонией, а затем Вавилоном. Государственный строй Спарты определялся как аристократическую республику со значительными пережитками военной демократии.

 

Вопрос №13 Общественный строй и органы управления в Риме в царский период. Реформы С.Тулия:

По мнению историков, г. Рим был основан в 753 г. до н.э. выходцами из различных племен, населявшим центральную часть Апенинского полуострова:

- латины,

- сабины,

- этрусски.

В царский период в Риме сформировались 3 сословия свободных:

1. привилегированное сословие (патриции – дети отцов) – потомки основателей г. Рима, которые были объединены в 3 племени – трибы, каждая из которых состоит из 100 родов. После возникновения замкнутой патрицианской организации г. Рим продолжал пополняться за счет пришлого населения. Так возникло:

2. самое многочисленное сословие – плебеи.

3. Те пришлые люди, которые заключали с патрициями договоры о покровительстве и составили третье сословие – клиенты.

В отличии от плебеев клиенты входили в состав патрицианских родов, но в качестве неполноправных. Рабство в Риме в царский период носило патриархальный характер.

В Риме в царский период существовали следующие органы:

- Военный вождь – рекс. Избирался в народном собрании на пожизненный срок. Рекс был носителем высшей военной и судебной власти.

- Сенат, состоял из 300 глав патрицианских родов.

- Народное собрание – в виде куриатных комиций.

Военное ополчение состояло из 30 подразделений – курий. В курию входили воины – патриции 10 родов. Плебеи не имели право участвовать в этих органах управления, но при этом регулярно призывались к военной службе с самого начала истории др. Рима возникло острое противоречие между патрициями и плебеями, - в результате войн постоянно расширялось общее поле, к пользованию которым плебеи не допускались. Страдая от малоземелья, плебеи в основном занимались ремеслом и торговлей. Впервые это противоречие попытался разрешить шестой римский рекс Сервий Тулий, который провел в 6 веке до н.э две реформы:

1. Центуриатная (центуриат – военная реформа). Стремясь по новому организовать армию, С.Тулий ввел новую военную единицу – центурию (сотню). Для этого он разделил всех свободных жителей Рима на % имущественных разрядов:! класс > 100.000 ассов. % класс от 11 до 22 тыс. ассов. Те свободные, которые имели доход меньше 11.000 ассав, относились к категории пролетариев (имеющих только потомство). Они или вообще не призывались к военной службе, или составляли вспомогательные подразделения. Каждый класс поставлял определенное количество центурий. Всего центурий 193, при этом 1 класс имел 18 центурий всадников и 80 –центурий тяжеловооруженной пехоты. Т.е. первый класс составлял больше ½. Важно то, что в эти центурии были включены и плебеи и совпадение военной и политической организации предопределило возникновение нового вида народного собрания – центуриатных комиций. Фактически это означало признание за плебеями статуса гражданства.

2. Трибутная реформа. (террит.). С.Тулий разделил всю территорию Рима на 4 городских и 17 сельских триб, включив в них плебеев. Т.о., в результате этих реформ и плебеи, и патриции были объединены в рамках военно-политической организации. Историки предполагают, что С.Тулий хотел провести и земельную реформу, наделив плебеев частью «общего поля». Это вызвало гнев у патрициев и С.Тулий был убит. К власти пришел седьмой и последний римский рекс - Тарквиний по прозвищу «гордый», который установил в Риме жесткую тиранию. В результате восстания Тарквиний был изгнан из Рима.

В 509г. до н.э. патриции решили избрать нового рекса, но при этом сохранить высшую власть, изменив лишь его носителя. Вместо рекса были избраны два должностных лица – консулы и лишь на 1 год. Т.о. в Риме была установлена республиканская форма правления.

 

Вопрос №14 Эволюция общественного строя Рима в период республики:

Общественный строй в Риме, в период республики (V-IV вв. до н.э.) развивался по 2 основным направлениям:

1. борьба плебеев и патрициев.

2. Изменение характера рабства.

Плебеи с самого начала установления республики начинали борьбу за рабство с патрициями:

- В сфере экономики плебеи допускались к общему полю и ограничение долгового рабства, от которого в основном страдали плебеи.

- В политической сфере плебеи добивались допуска к патрицианским должностям и в сенат.

- В социальной сфере плебеи требовали отмены запрета брака с патрициями, вхождения в жреческие коллегии.

В своей борьбе плебеи опирались на свое численное превосходство и регулярно прибегали к сецессии (право выхода) – т.е. уход из города с угрозой основать свое плебейское государство. Всего сецессией плебеи воспользовались 3 раза:

Первая произошла через несколько лет после установления республики и была вызвана злоупотреблением консулов при разрешении судебных споров о долгах. В результате 1 сецессии плебеи добились права избирать из своего состава своих должностных лиц – 2 народных трибунов. Эти должностные лица получили право вето («я запрещаю») на решение консулов и сената. Народные трибуны избирались на плебейских собраниях по трибам.

Вторая сецессия произошла в середине 5 века до н.э.

Для предотвращения злоупотребления со стороны консулов плебеи потребовали записи обычаев и патриции согласились с условием, что будет избрана специальная коллегия из 10 патрициев – законодателей (децелебры).

Вторая сецессия в 451г. до н.э. децелебры составили 10 досок законов (таблиц) и заявили о необходимости дополнения этих законов и поэтому в следующем году вновь были избраны. После добавления 2 таблиц децелебры отказались сложить с себя полномочия и установили в Риме тиранию. В результате 2 сецессий плебеи добились свержения тирании и восстановления должности консула и народных трибун.

Законы 12 таблиц закрепили запрет браков между патрициями и плебеями. Но через несколько лет был принят закон, который разрешал браки между патрициями и плебеями. Большое значение имел закон Петелия, который существенно ограничил долговое рабство. В ответ на это уступки патрициии стали создавать новые потрицианские должности – преторов (цензоров), которые проводили перепись населения и включали новых членов в сенат.

Большинство плебеев страдали от малоземелья и требовали допуска к общему полю, но, к вопросу о допуске к патрицианским должностям относились безразлично (индифферентно).

Важное значение имело принятие в 367 г. до н.э закона Лициния-Секстилия, который состоял из двух проектов:

1. допуск плебеев к общему полю.

2. допуск плебеев к должности консула.

К началу 3 века до н.э плебеи стали избираться на все остальные должности, входить в Сенат и жреческие коллегии.

Патриции не соглашались признавать в качестве общегосударственных законов решения, принятые на плебейских патрицианских собраниях – плебесциты. В 287 г. до н.э. был принят закон, по которому плебесциты были приняты общеобязанными.

Так завершилась борьба плебеев и патрициев, и в Риме сложился новый сословный слой. Патриции и верхушка плебеев объединились в сословие нобили – крупные землевладельцы, аристократия.

Второе сословие – всадники – зажиточные торгово-ремесленные круги. Остальная часть рядовых граждан составила сословие плебеев.

К 3 веку до н.э. в Риме изменился характер рабства. Рабство стола классическим (основная производственная сила).

 

Вопрос №15 Государственный строй Римской республики:

Расцвет Римской республики наступил в 3 веке до н.э. Формально высшими органами государственной власти считались комиции – народные собрания. К 3 в. до н.э. крупные комиции потеряли всякое значение.

Реально действовали два вида народных собраний:

1. Центуриатные комиции, которые, в основном, избирали высших должностных лиц;

2. Трибунные комиции, которые, в основном, принимали законы и избирали народных трибунов.

Эти 2 народных собрания были ограничены в своих полномочиях – они не обладали законной инициативой и лишь голосовали. Кроме того, голосование было не единолично, а по центуриям и трибам.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал