![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Глава 1. Образование, как многоаспектный процесс 6Стр 1 из 8Следующая ⇒
Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Образование, как многоаспектный процесс…………………………...6 1.1 Понятие, сущность и цель современного образования………………..6 1.2 Структура и содержания образования………………………………...10 1.3 Основные направления обучения в современном образовании……..16 Глава 2. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса……………………………………………………...23 2.1 Личностный компонент личностно-деятельностного подхода……...23 2.2 Деятельностный компонент личностно-деятельностного подхода....27 2.3 Личностно-деятельностный подход с позиции педагога…………….32 2.4 Личностно-деятельностный подход с позиции обучающегося……...34 Заключение ………………………………………………………………………37 Список литературы………………………………………………………………39 Введение Актуальность исследования. В условиях нынешнего переходного периода существенно меняется социальная ситуация развития детей, исходные условия процесса развития личности. Эти новые позиции нашли свое отражение в Законе Российской Федерации об образовании. Во введении к нему отмечается: «Образование рассматривается как процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах личности, общества и государства». Таким образом, прежняя приоритетная ориентация образования только на цели государства сменяется личностной ориентацией. Для школы естественно стремление, не участвуя непосредственно в политических делах, способствовать гражданскому, патриотическому воспитанию учащихся, защите гуманистических ценностей, демократических прав и свобод личности. Личностная ориентация, представляя собой гуманистическую функцию образования, ставит своей целью воспитать культурного человека, человека высокой нравственности, любящего и понимающего культуру, способного к самоорганизации и самореализации. Важные задачи по воспитанию такой личности возлагаются на школу, на учителя, способного организовывать высококачественный учебный процесс и управлять им на основе его оптимизации и интенсификации. В связи с этим существенно возрастает значение творческой активности мышления педагога, развития его способностей к самостоятельному решению проблем, постоянного и эффективного повышения его квалификации. Воспитывая личность, учитель сам должен быть личностью. Современный образовательный процесс в системе повышения квалификации работников образования характеризуется целым рядом таких достижений, которые в рамках личностно-деятельностного подхода могут выводить его на более высокий качественный уровень. К ним можно отнести диалог как одну из демократических форм общения преподавателя и слушателя, индивидуализацию и дифференциацию обучения, игровое моделирование педагогических ситуаций и др. Значение личностно-деятельностного подхода в учебном процессе в том или ином контексте подчеркивалось в работах Л.С. Выготского, A.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ю.К. Бабанского, B.В. Серикова, В.Т. Фоменко, Ю.С. Алферова, А.К Марковой, К.С. Якиманской, Б.Г. Ананьева, С.В. Кульневич, и др. В них личность выступает как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Объект исследования: личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса, обеспечивающий овладение обучающимися механизмом самоопределения и саморазвития. Предмет исследования: система образования и психология. Цель работы: выявить и обосновать необходимые дидактические условия и механизмы применения личностно-деятельностного подхода в образовательном процессе, посредством которого формируется и развивается личностно-значимая профессиональная деятельность педагога. Гипотеза исследования заключается в следующем: если рассматривать, личностно-деятельностный подход к организации учебного процесса не только с позиции педагога, но и с позиции обучающегося, то, исходя из двойственной природы данного подхода, может быть достигнут более качественный результат в направлении развития у слушателя личностно-значимой профессиональной деятельности, имеющей целостный характер. В соответствии с целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования: 1) рассмотреть понятие, сущность и цель современного образования; 2) определить структуру и содержание образования; 3) выявить основные направления обучения в современном образовании; 4) дать характеристику личностному компоненту личностно-деятельностного подхода; 5) изучить деятельностный компонент личностно-деятельностного подхода; 6) исследовать личностно-деятельностный подход с позиции педагога; 7) исследовать личностно-деятельностный подход с позиции обучающегося. Теоретическую основу исследования составляют работы по психологии личности, личностного смысла и личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Б.С. Браггусь, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Н.К. Платонов, А.Р. Лурия и др.), - с одной стороны, и педагогические концепции, в той или иной степени связанные с проблемой личностно-деятельностного подхода (В.Л. Сухомлинский, В.В. Давыдов, В.Н. Загвядинский, Е.В. Бондаревская, В.Т. Фоменко, В.А. Кан-Калик, В.В. Сериков, С.В. Кульневич и др.), - с другой. Приняты во внимание теоретические идеи о совершенствовании личностной сферы учителей зарубежных психологов и педагогов (Э.Эриксон, Л.Колберг, Дж. Левинджер, Дж.Джойс, Х.Ласкер, А.Куммингс, Х.Муррей и др.). Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы по проблеме, методических пособий, разработок и рекомендаций для учителей, программ повышения квалификации; экспериментальная работа на курсах повышения квалификации.
|