Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как направление в развитии деятельностного подхода







 

К основным идеям психологической теории Л. С. Выготского как направлению деятельностного подхода можно отнести следующие положения.

1. Разрабатывая проблему развития психики, проблему происхождения сознания, Л. С. Выготский указывал на важную роль для психологии анализа практической деятельности людей.

2. Сознание рассматривалось Л. С. Выготским в тесной связи с

трудовой деятельностью.

3. Л. С. Выготским разрабатывалось теоретическое положение о детерминации психических процессов (их генезиса и структуры) исторически развивающейся предметно-практической, орудийной деятельностью человечества (трудовой деятельностью). Идея деятельностной детерминации психики пронизывает все творчество Л. С. Выготского.

4. Деятельностная детерминация генезиса и структуры человеческой психики носит опосредствованный характер. В структуре и генезисе психических функций аналогично структуре трудовой деятельности присутствует момент орудийной опосредствованности. В роли проводников детерминации (психологических орудий) выступают продукты культурно- исторической деятельности человечества – знаковые, коммуникационные системы.

Согласно взглядам Л. С. Выготского психическое развитие человека

осуществляется посредством его воспитания и обучения как одной из форм присвоения общественно-исторических способностей. Для человека присвоение культуры выступает не как условие, а как источник развития. Л. С. Выготским был сформулирован основной закон развития высших психических функций человека: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва, как деятельность коллективная, социальная, т. е. как функция интерпсихическая, второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка, как функция интрапсихическая». Индивидуальная психическая деятельность, таким образом, первоначально задана в социальном общении, в коллективной деятельности.

5. Деятельностная детерминация психики предполагает наличие

аналогии в структуре внешней (трудовой) деятельности и психических функций (гипотеза психологических орудий), т. е. имеется, согласно Л. С. Выготскому, принципиальное сходство в структуре трудовой деятельности и психических процессов, существуют аналогии: «процесс труда – психические процессы», «орудия труда – психологические орудия».


 

Л. С. Выготский, являясь основателем деятельностного подхода, акцентировал внимание на первой методологической функции деятельности – деятельности как общем объяснительном принципе. Генезис и структура психических функций объяснялись им с использованием категории предметно-практической деятельности (деятельности как надиндивидуальной категории).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал