Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практическая работа № 3.
«Простые суждения»
Задание 1. Установите состав и вид следующих суждений:
| (ПРИМЕР)
1.Ликург – великий законодатель древности.
| Частноутвердительное «I», частное, определенное
| 2. Все сделки, не соответствующие требованиям закона, являются недействительными.
|
| 3. Некоторые города расположены между Москвой и Одессой.
|
| 4. Некоторые студенты нашего факультета знают польский язык лучше, чем английский.
|
| 5. Все студенты сдают какие-то экзамены.
|
| Задание 2. Найдите субъект, предикат и связку в суждении. Определите распределенность терминов
| (ПРИМЕР)
1. «Все адвокаты – юристы»
| субъект «Все адвокаты» в полном объеме, т.е. он распределен (S+), но «юристы» - не составляют весь объем предиката, значит, предикат не распределен (Р-).
| 2. У некоторых студентов отличная память.
|
| 3. Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.
|
| 4. Уважительное отношение к другим способствует успешности в жизни.
|
| 5. Ответственное отношение к делу очень тесно связано с уверенностью в себе.
|
| | | |
Практическая работа № 4
«Сложные суждения»
Задание 1. Какой смысл можно придать союзам, входящим в следующие суждения, если принять эти суждения за истинные:
| (ПРИМЕР)
1. Для увеличения производства товаров целесообразно ликвидировать монополию производителей и освободить цены.
| Соединительный
| 2. У народа нет друзей, а есть только временные союзники (Де Голль).
|
| 3. Преступное деяние могло быть совершено в состоянии физиологического или патологического аффекта.
|
| Задание 2. Какой смысл строгой или нестрогой дизъюнкции можно придать союзу «или» в следующих суждениях, если принять их за истинные:
| (ПРИМЕР)
1.Националистическая и шовинистическая пропаганда может осуществляться устно или письменно.
| Строгая
| 2. Это деяние является противозаконным или не является противозаконным.
|
| 3. Он способный или прилежный.
|
| 4. Он учится в институте или на курсах иностранных языков.
|
| 5. Он совершил это преступление или не совершал этого преступления.
|
| Задание 3. Установите вид сложного суждения, укажите его составные части (простые суждения), запишите суждения с помощью символов, используя логические связки.
| (ПРИМЕР)
1. Амнистия может быть общей или частичной.
| Разделительное (дизъюнктивное) суждение, состоящее из двух простых:
1) Амнистия может быть общей (p).
2) Амнистия может быть частичной (q).
В символической записи p V q – дизъюнкция.
| 2. Мы никогда не будем умны чужим умом и славны чужой славою (Карамзин).
|
| 3. Двери были либо с витражами, либо без них.
|
| 4. Шторма бояться - в море не ходить.
|
| | | |
Практическая работа № 5
|