Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 03.02.2010
Этапы становления европейской интеграции:
Первый этап становления связан с европейским сообществом по углю и стали. 9 мая1950г. обнародовали декларацию в результате чего была созвана межправительственная конференция для разработки текста соглашения. И 18 апреля 1951 г. в Париже был подписан договор об учреждении европейского объединения по углю и стали. Договор вступил в силу после ратификации всеми участниками. Флагманами были Германия и Франция. Это сообщество стало фундаментом интеграции. Задачи у сообщества были способствование экономическому развитию, способствование повышению жизненного уровня путем создания общего рынка угледобывающей и сталелитейной промышленности. Некоторые акты рассматривают данное сообщество как шанс германии интегрировать во внешнюю экономику. Важнейшим новшеством парижского договора было создание единых органов власти и для обозначения их был применен термин институт: высший руководящий орган, общая ассамблея, специальный совет министров, суд. Сообщество по углю и стали можно рассматривать как опытное поле где проходили проверку концептуальные построения и решалась задача соотношение наднационального и межнационального. Теперь уже можно говорить что начиная с первого сообщества началась формироваться новая правовая система – это первый источник. Парижский договор был подписан сроком на 50 лет. В 97г. и 2001г. на конференциях государства члены говорили о нецелесообразности пролонгирования этого договора и таким образом данное сообщество прекратило свое существование. Все полномочия перешли к европейскому сообществу.
Второй этап – европейское экономическое сообщество и Евратом. В 57 г. 25 марта в Риме теми же шестью государствами были подписаны так называемые римские договоры. Это два договора: об учреждении европейского экономического сообщества и Евратома. На этом этапе на территории государств членов начинает складываться общий рынок, появляется очертание европейского права. Четыре свободы: свобода движения товаров, лиц, услуг и капиталов. В 57г. эти сообщества приступили к своей работе и их представительные и судебные органы начали функционировать как органы всех трех сообществ(+ европейское сообщество по углю и стали). Основные политические институты были у всех сообществ разные: три разных совета к примеру. Эта практика закончилась в 65г. – был подписан договор об учреждении единой комиссии и единого совета европейских сообществ – неофициальное название «договор о слиянии». После подписания этого договора о слиянии три сообщества стали дефакта едиными, и управлялись одними людьми. В 90г. название «европейское экономическое сообщество» перестало соответствовать и стало называться «европейским сообществом».
Третий этап – единый европейский акт. В феврале 86г. уже 12 государств членов европейских сообществ в Гааге подписали договор об объединении Европы, который вступил в силу после ратификации всеми членами. И здесь уже окончательно сплелись три европейских сообщества в одно единство. 31 декабря 86г. 11 государств ратифицировали этот договор но Ирландия не подписала так не могла из за своей конституции. В мае 87г. в Ирландии был проведен специальный референдум об изменении конституции специально для того чтобы подписать и ратифицировать этот акт. Референдум прошел положительно и в 87г. договор вступил в силу. Подписание этого единого акта расширило сферу ведения сообществ – в первую очередь за счет увеличения полномочий парламента. Актом были внесены изменения в правила голосования в совете и другие. Для разгрузки суда европейских сообществ был создан суд первой инстанции. Именно на этом этапе был начат переход от общего внутреннего рынка к единому и этот переход должен был подготовить к созданию экономического и валютного сотрудничества.
Четвертый этап – Маастрихтский договор (договор о создании Европейского союза) – Голландия. 1 ноября 93 г. вступил в силу договор о европейском союзе. С этого момента расширяется компетенция сообществ – появляются новые сферы – безопасность, юстиция и внутренние дела. Именно у этого договора самая сложная разветвленная структура – 1 часть договора – принципы ст.1-16 – в этой части закреплены цели, названы главные институты, направления деятельности и сами принципы Евросоюза. 2 часть – устанавливает европейское гражданство, содержит основные права граждан европейского союза. 3 часть – политика сообщества – это самая объемная и насыщенная положениями – разделена на 21 раздел. В этой части устанавливаются правовые основы рынка. 4 часть – ассоциация с заморскими странами и территориями. Часть 5 – институты европейского сообщества – европейский парламент, совет европейского союза, комиссия, суд и счетная палата. В этой же части фиксируются положения об основных консультативных органах. Часть 6 – общие и заключительные положения. Включает в себя нормы определяющие правосубъектность сообщества в том числе положение о деликтоспособности, процедура заключения международных договоров ЕС, там же прописан лингвистический режим и другие положения общего характера. В 97г. была созвана конференция и на этой конференции был подготовлен новый договор – амстердамский договор. Вступил в силу в 99г. Существенным достижением этой редакции договора стало закрепление принципов европейского права. В амстердамский договор протоколом вторым были инкорпарированны шенгенские соглашения. Третий протокол – гарантировал Великобритании и Ирландии сохранение пограничных проверок. Протокол четвертый – Великобритании и Ирландии дано право самостоятельно решать еще некоторые вопросы. На этом же этапе были разработаны копенгагенские критерии – критерии для вступления в ЕС. Критерии эти требуют чтобы в государстве соблюдались экономические принципы, принципы свободы и уважения прав человека и принцип правового государства, также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС включая приверженность экономическим и политическим направлениям. После этого была Ницкая конференция и был подписан Ницкий договор – новая редакция (2001 год). Лиссабонский договор 2009 год.
Конституция ЕС: В 2004г. 29 октября главы государств ЕС подписали в Риме договор о конституции ЕС. Сама церемония прошла в римском Капитолии, где 7 лет назад были подписаны римские договоры. Текст конституции основан на двух договорах: масстрихстский договор, договор о создании европейского сообщества. Работа над текстом началась в 2000г. когда на саммите в Ницце было принято решение. После того как конвент приступил к работе уже через 1, 5 года был принят и опубликован предварительный вариант конституции. В рамках ЕС в сентябре декабре 2000.гю проект обсуждался но был отклонен из за возражений Польши и Испании которые не согласились с предлагаемым голосованием. На следующий год проект был одобрен всеми странами. После подписания главами государств членов конституция подлежала ратификации. Процесс ратификации был рассчитан на два года. Проект конституции ЕС состоял из 266 страниц, более 400 статей и эти статьи были разделены на четыре раздела: институты ЕС, компетенция институтов ЕС и ее существование, политика ЕС в различных областях и порядок пересмотра основного закона. Конституция меняла структуру и институты ЕС. В совете появляется должность президента. Сейчас пост главы совета каждые 0, 5 года передается. Президент будет назначаться советом же на срок 2, 5 года и полномочия президента конечно будут ограниченны. Новый пост – министр иностранных дел. Он представляет единую европейскую внешнюю политику. Если речь идет о решениях на которые страны имеют различные точки зрения – в этом случае министр не сможет говорить от имени Евросоюза. Конституция расширяет полномочия. До конституции решения в совете принимались с согласия всех стран. В конституции вводится понятие двойное большинство. Для принятия за закон должны проголосовать 55 % стран где проживает не менее 65% населения. Отдельные государств не будут иметь право вето. Но если одна сиз стран будет недовольна решением она сможет приостановить если будет поддержана не менее чем 3 государствами.
Европарламент – 750 - человек.
В 11 из 35 стран членов вопросы принятии выносились на референдум. Предполагалось что конституция столкнется с трудностями Ирландии.
|