Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Германия. Военное поражение Германии в Первой мировой войне, внутренние, социальные и классовые противоречия, влияние событий в России привели к революционному взрыву в






Военное поражение Германии в Первой мировой войне, внутренние, социальные и классовые противоречия, влияние событий в России привели к революционному взрыву в ноябре 1918 г. В результате в Германии была ликвидирована императорская власть династии Гогенцоллернов и порядка двух десятков мелких монархий и княжеств, и утвердилась парламентская республика, были провозглашены демократические права и свободы граждан, установлен 8-ми часовой рабочий день.

В июле 1919 г. в городе Веймаре была принята конституция германского государства, известная в истории как Веймарская конституция.

' Сохранив прежнее название, Германская империя провозглашалась республикой с федеральной формой государственного устройства. Бывшие союзные государства получили название " земель". Земли имели свои законодательные собрания и конституции. Однако империя (федеральное государство) имела подавляющее преимущество в полномочиях и компетенции по отношению к землям. Существовала даже статья " имперской экзекуции", по которой президент с помощью военной силы мог заставить отдельные земли выполнять возложенные на них конституцией обязанности.

Германский парламент состоял из двух палат. Нижней палатой являлся рейхстаг, верхняя палата именовалась рейхсрат (имперский совет). Рейхстаг осуществлял высшую законодательную власть, депутаты избирались на 4 года на основе всеобщего избирательного права.

Рейхсрат обеспечивал представительство земель и имел право отлагательного вето.

Главой государства являлся президент. Он избирался сроком на 7 лет всеобщим голосованием с неограниченным правом переизбрания. Президент имел довольно широкие полномочия: мог распустить парламент и назначить новые выборы, объявлять чрезвычайное положение, самостоятельно назначать главу правительства и его министров, являлся главнокомандующим вооруженными силами. Широкими правами наделялся и глава правительства - канцлер Германии, которому поручалось " формулирование основных принципов политики".

Конституция декларировала широкие демократические права и свободы граждан: свободу слова, печати, собраний и т.д., 8-ми часовой рабочий день, охрану труда, пособия по безработице.

Веймарская республика просуществовала менее 15 лет. 30 января 1933г. президент Гинденбург назначил канцлером Германии Адольфа Гитлера. С этого момента в стране и устанавливается диктатура фашистской партии. [Подробнее о становлении фашизма см.: Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1989.]

Вскоре после смерти Гинденбурга пост президента ликвидируется и вся полнота власти сосредотачивается в руках Гитлера - фюрера (вождя нации) и пожизненного рейхсканцлера. Все политические партии, кроме НДСАП, были запрещены, профсоюзы распущены, а их средства конфискованы.

В 1933 г. принимается закон о единстве партии и государства, где фашистская партия объявляется " единственной носительницей немецкой государственной мысли", назначение на любую государственную должность могло состояться только с согласия фашистской партии. НДСАП становится центральным и всевластным элементом государственного аппарата.

Поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне поставило вопрос о будущем государственном устройстве Германии. На Потсдамской конференции трех великих держав (СССР, США, Великобритани) было решено, что Германия должна представлять единое, демократическое и миролюбивое государство. Предусматривалось проведение демилитаризации и денацификации страны, декартелизация экономики и демократизация общественно-политической жизни.

Для этого страна была разделена на 4 оккупационные зоны (СССР, США, Великобритании и Франции). Верховную власть осуществлял специально созданный Союзный контрольный совет.

Так продолжалось до декабря 1946 г., когда было создано сначала сепаратное управление двумя западными зонами (американской и английской), а затем и всеми тремя. Логическим следствием этого разделения Германии стало образование двух государств: Федеративной республики Германии - на западе и Германской демократической республики - на востоке.

Принятие в мае 1949 г. парламентским Советом и утверждение оккупационными властями конституции юридически и политически закрепило раскол Германии и образование ФРГ.

Конституция провозглашает Федеративную Республику Германии демократическим, правовым и социальным государством. Значительное место в ней отведено правам и свободам граждан (свобода личности, равенство перед законом, свобода вероисповедания, свобода убеждений, печати, собраний и т.д.).

К числу основных принципов, на которых построена конституция ФРГ


относятся федерализм и разделение властей, однако в ходе развития роль исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации по отношению к землям.

В конституции был закреплен специальный механизм, призванный гарантировать " охрану конституции^. Для этого предусмотрена возможность лишения отдельных лиц конституционных прав, запрета политических партий в силу их " антиконституционности", утверждалась недопустимость изменения ряда основополагающих установок конституции.

Основными государственными органами ФРГ являются: бундестаг, бундесрат, федеральный президент, федеральное правительство во главе с канцлером, федеральный конституционный суд.

Бундестаг - нижняя палата парламента, избирается на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием, по смешанной избирательной системе. Существующий 5%-ный барьер позволяет отсеять наиболее радикальные группировки как правого, так и левого толка. Бундестаг является основным законодательным органом.

Бундесрат (верхняя палата парламента) - формируется из представителей земель, его согласие необходимо для принятия законов, изменяющих конституцию, границы и территорию земель, структуру земельных органов и т.д.

федеральный президент избирается на 5 лет федеральным собранием. Обладает ограниченными полномочиями: представляет на утверждение главу правительства, назначает и увольняет федеральных судей и чиновников, представляет страну на международной арене.

Реальное руководство исполнительной властью осуществляет федеральное правительство во главе с канцлером. Канцлер, как правило глава партии, победившей на выборах, утверждается парламентом. Имеет право законодательной инициативы.

Конституционный суд ФРГ имеет исключительную роль в политической жизни страны. Он осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов, рассматривает споры о правах и обязанностях высших органов федерации, отдельных земель, выносит решение о запрете политических партий в виду их антиконституционности. Судьи конституционного суда избираются пожизненно:

50% - бундестагом и 50 % - бундесратом.

Параллельно с образованием ФРГ шло государственное строительство и в Восточной Германии. В октябре 1948 г. было провозглашено образование ГДР. [Подробнее о государственном устройстве ГДР см.: Ильинский И.П. Германская Демократическая Республика. М., 1961]

Но раздельное существование германских государстве продолжалось не слишком долго. В результате глубоких изменений, происшедших в СССР и Восточной Европе, сложились условия для объединения страны. 3 октября 1990 г. произошло объединение ФРГ и ГДР [Подробнее об этом процессе см.:

Павлов Н.В. Объединение, или Рассказ о решении германского вопроса с комментариями и отступлениями. М., 1992].

[Развитие государства и права в XX веке в других странах Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки вы можете проследить по учебникам Черниловского З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1995. С. 562-570 и Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. М., 1991. С. 249-273.321-334].

Основные изменения в праве

В течение XX века существенные изменения претерпевают субъекты права. Изменяется прежде всего статус физических лиц, утверждается равенство всех лиц без различия национальности, пола, семейного положения и пр.

Дальнейшее развитие получило законодательство о юридическом лице как особой организационной структуре, имеющей правосубъектность и имущественную обособленность.

Большинство стран различает юридические лица частного и публичного права. К юридическим лицам частного права относятся банковско-коммерческие, промышленные и др. организации, создаваемые частными лицами, которые определяют задачи организации и создают ее материальную базу диапозитивными нормами гражданского права.

Государство, государственные организации и учреждения относятся к юридическим лицам публичного права. Им присущи публичная природа поставленных перед ними целей, наличие властных полномочий, особый характер членства. Юридические лица создаются на основе публично-правовых актов, имеющих императивный характер.

В настоящее время видами юридического лица частного права по законодательству многих стран являются акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.

Акционерное общество (АО) определяется как особая организационная форма объединения предприятий, организаций и отдельных лиц, созданная его участниками-акционерами. Уставной капитал АО образуется главным образом за счет продажи выпущенных этим обществом ценных бумаг - акций. Лица, купившие акции, приобретают право на получение прибыли-дивиденда, соразмерно вложенным средствам. Акционерное общество обладает собственной правосубъектностью, имущественной обособленностью, несет исключительную ответственность по своим обязательствам, но в пределах своего имущества. Законодательством предусматриваются следующие структуры управления АО: в Англии и США - правление или общее собрание акционеров, в Германии -правление, наблюдательный совет и общее собрание акционеров, во Франции учредителям предоставлено право выбора между этими системами.

Особое внимание законодательство уделяет акциям - документам, удостоверяющим членство в акционерном обществе, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

В настоящее время получили распространение следующие виды акций:

именные - их обладатели занесены в реестр акционеров, фамилия указана на самой акции, а переход права собственности осуществляется путем оформления передаточной надписи на акции и изменения фамилии владельца в реестре АО;

На предъявителя - переход права собственности ограничивается простой передачей документа.

Кроме того акции делятся на привилегированные и обыкновенные. Привилегированные акции дают право на повышенный размер дивиденда, первоочередность получения дохода и т.д., но не участвуют в управлении АО. Обыкновенные акции лишены каких-либо преимуществ, но дают право голоса на общем собрании акционеров.

Помимо акций АО имеют право выпуска облигаций (долговых обязательств), обладание ими не влечет членства в АО. Владельцы облигаций имеют право первоочередной выплаты дохода, который определяется как фиксированный процент.

Общество с ограниченной ответственностью, впервые появившись в Германии в конце XIX века, впоследствии получило широкое распространение.

Общество с ограниченной ответственностью (000) определяется как объединение лиц под общей фирмой, признаваемой юридическим лицом и несущей исключительную ответственность. Документом, удостоверяющим членство в обществе, является так называемое паевое свидетельство. Его можно отчуждать и передавать по наследству. Общество с ограниченной ответственностью имеет ряд преимуществ перед АО, которые вытекают из правовых норм, регулирующих их деятельность.000 имеют меньшие размеры минимального уставного капитала, менее жестокие требования к публичной отчетности, большие права рядовых участников на информацию о состоянии дел, больше свободы выбора характера и формы ведения дел. Это привело к преобладанию 000 по сравнению с акционерными обществами.

Для юридических лиц публичного права в настоящее время характерно их подчинение частному праву. По своему организационно-правовому делению наиболее распространенными формами являются: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, публичная корпорация, казенное предприятие.

Формы АО и 000 явились также удобными для совмещения государственного и частного капиталов, последующей приватизации через продажу акций и паевых свидетельств.

Публичная корпорация не предусматривает деления капитала на акции и паи, и является полной собственностью государства, располагает обособленным имуществом, правами коммерческой организации. Публичные корпорации выполняют от имени и по поручению государства различные экономические, научные и социальные функции и отвечают за свою деятельность непосредственно перед правительством.

Казенные предприятия входят в систему государственного управления, финансируются полностью из государственного бюджета и лишены какой-либо хозяйственной и юридической автономии.

Важнейшим элементом современных правоотношений является вещное право. Традиционно оно рассматривается как совокупность правовых норм, регулирующих имущественные отношения, при которых юридически подлежащее лицо может реализовать личные права на свою " вещь", не нуждаясь в разрешительных действиях других лиц.

Во всех системах права центральным институтом вещного права является право собственности. Континентальная система права понимает под правом собственности совокупность исключительных правомочий собственника: право владения, право пользования и право распоряжения.

В большинстве стран объекты права собственности делят на " телесное" и " бестелесное имущество", а последнее на " движимые" и " недвижимые вещи". В XX веке расширился перечень " телесного имущества", сюда вошли, в частности, различные носители энергии (газ, электроэнергия). К числу " бестелесного имущества" стали относить различные ценные бумаги, товарораспределительные документы (накладные и пр.). Особым объектом становится определенная часть технических знаний и практического опыта в области производства, торговли, управления и проч., представляющих конфиденциальную коммерческую ценность и не обеспеченные ранее патентной защитой. Они получают юридическое оформление " ноу-хау".

Во второй половине XX века происходит расширение видов права собственности. Широкое распространение получает, наряду с государственной и частной, смешанная собственность, где часть принадлежит государству, а часть - приватным лицам. Обычно это акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью.

Другим важнейшим элементом вещного права является владение. Во всех системах право владения рассматривается как фактическое обладание вещью. Но юридическая защита владения осуществляется не везде одинаково. Во французском праве существует три владельческих иска:

1. О прекращении фактических или юридических действий, не посягающих на само владение, но прямо или косвенно нарушающих его.

2. О предотвращении возможного нарушения в будущем.

3. О возвращении насильственно отобранного имущества.

Аналогичный характер носят владельческие иски в Германии. В странах англосаксонской системы правовладение защищается общегражданскими искам о причинении вреда.

Характерной чертой вещного права в новейшее время стало расширение законодательных ограничений частных собственников. В континентальной системе права в соответствии с традицией римского права эти ограничения на права земельных собственников определяются как сервитуты. Выделяются гражданско-правовые сервитуты и публично-правовые сервитуты, последние отличаются тем, что их пользователями являются юридические лица публичного права, и их действие может распространяться на большие земельные массивы.

Заметным явлением в странах континентальной системы права стало выделение ряда обязательств из сферы гражданско-правового законодательства. Это связано, например, с переходом договора трудового найма в области трудового права. Аналогичные изменения наблюдаются и в странах англосаксонской системы права, но в меньшей степени.

Существенные изменения претерпевает в современном гражданском праве сам договор.

1. Появляются новые виды договоров, обусловленные дифференциацией банковских операций, появлением лицензионных соглашений (собственник изобретения или технологических знаний выдает своему контрагенту лицензию на использование в определенных пределах своих прав на патенты, ноу-хау, товарные знаки и т.д.), лизинга (долгосрочной аренды машин, оборудования) и т.д. Получают развитие бартерные сделки (безвалютный, но оцененный и сбалансированный обмен товарами, оформляемый единым договором).

2. Наметился отход от классических принципов договора: свободы договора, равенства сторон в договоре, его юридической незыблемости. Отход от принципа свободы договора наметился еще в XIX в., например, в связи с введением на транспорте твердых тарифных ставок на перевозку грузов и пассажиров. Но доминирующим это явление становится в XX веке, когда крупные компании получают от государства в лице министерств или уполномоченных на то органов право односторонне составить формуляр " договора присоединения", например, договора поставки, который не может быть изменен контрагентом. Появление таких договоров было обусловлено в конечном итоге требованиями экономики, в частности, необходимостью совершенствования, интенсификации значительной части товарооборота. Но вместе с тем, подобные договоры во многом сводили на нет юридическое равенство сторон в договоре, ставили составителя формуляра в привилегированное положение, позволяли ему включить в договор все возможные для него выгоды. Стремление предотвратить чрезмерное злоупотребление этим вызвало к жизни нормативные акты, запрещающие включение в договоры присоединения некоторых наиболее одиозных условий, таких как исключение ответственности продавца или поставщика за ненадлежащее исполнение договора. Ныне составление формуляров в ряде случаев предоставляется торговым палатам и биржам. Однако, это не смогло в полной мере нейтрализовать те очевидные преимущества, которые получает компания - составитель формуляра. Существенные изменения претерпели договорные отношения под воздействием государственного регулирования, принимающего особенно широкие размеры во время мировых войн и экономических кризисов. Вводимое лимитирование в распределении многих видов сырья, полуфабрикатов, продукции особенно повлияло на совершение и содержание договоров и прежде всего договоров поставки. Они могли совершаться лишь в соответствии со специальными разрешениями уполномоченных на то государственных органов. Аналогичные изменения имели место в договорных отношениях и в других областях экономики:

внешней торговле, банковской системе и т.д.

Заметное ослабление претерпевает принцип незыблемости договора. Уже в ходе Первой мировой войны стало очевидным, что соблюдение многих договоров и прежде всего договоров о крупных и длительных поставках, как правило, объективно стало невозможно. Удорожание сырья, его транспортировки и обработки предполагало резкий скачок цен и изменение сроков поставки. В таких условиях отказ от принципа обязательного выполнения договора приобрел массовый характер, причем его проявление в континентальной и англосаксонской ветвях права было не всегда однозначным. В континентальной ветви права, в частности, во французском праве, следуя классическим римским образцам, допускалось освобождение должника от исполнения обязательств в случае невозможности выполнения в результате действия " непреодолимой силы" и т.п. Таким образом, суды имели определенную юридическую основу для соответствующих решений. Проблема заключалась в ином: дела такого рода в количественном отношении были несоизмеримы с тем, что имело место в прошлом. Требовалась более гибкая и емкая юридическая формула. Наиболее приемлемым явилось учение " о непредвиденных обстоятельствах", обосновывающее правомерность расторжения или изменения договора, если обстоятельства ко времени исполнения договора изменились радикально по сравнению с тем, какими они были в момент его заключения. Это учение, возникшее еще в средние века, было адаптировано к новым условиям и нашло особенно широкое применение в судебной практике в период мировых войн и экономических кризисов.

Движение к признанию " непредвиденных обстоятельств" в договоре о гражданском праве Англии и США начиналось почти с диаметрально противоположной установки: последующая невозможность исполнения не освобождает должника от ответственности. Немалую роль в этом играло традиционное для " общего права" положение: невозможность исполнения договора не освобождает должника от ответственности, но при действительной невозможности реального исполнения договора обязательна иная замена, чаще всего денежная компенсация. Вместе с тем, реалии XX века вынуждали искать иные решения, допускающие освобождение должника от исполнения договора при наличии определенных обстоятельств. Они воплотились в новых судебных прецедентах. В праве получило признание учение о " бесплодности" договора, обосновывающее освобождение от договорных обязательств должника в случае гибели объекта договора, или утраты значимости цели, ради которой договор был заключен, или резкого, радикального изменения условий к моменту исполнения договора, которое объективно не могло быть предусмотрено сторонами и которое делает невозможным его реальное исполнение. Впрочем, по-прежнему, сохраняют законную силу прецеденты, обязывающие к исполнению договора. В итоге судам предоставляется возможность при решении такого рода дел в большей степени учитывать конкретную ситуацию и аналогичные дела решать по-разному.

Верховный суд США в решении аналогичных дел достаточно определенно следует учению " О подразумеваемых уровнях", согласно которому предполагается, что стороны, заключая договор, якобы условились: должник не будет нести ответственности за обстоятельства, возникшие ко времени исполнения договора и сделавшие его исполнение невозможным. Решение главного вопроса о реальной возможности предвидения возникновения такого рода обстоятельств, а соответственно и сама проблема исполнения договора целиком вверяется усмотрению суда.

Антитрестовское законодательство. В 1890 г. в США был принят закон Шермана, призванный нейтрализовать некоторые негативные последствия для значительных групп населения от экономической деятельности крупных корпораций, включая их соглашения с целью установления монопольных цен на рынке и т.д. Признавалось незаконным объединение между корпорациями и прежде всего в форме треста, направленное на монополизацию торговли и производства и контролирующее прежде всего выгодные им ограничения торговли между штатами или с иностранными государствами. Предусматривались уголовно-правовые санкции против нарушителей закона. Но применение закона оказалось малоэффективным (за первые 10 лет было возбуждено только 18 дел, большая часть которых не получила должного завершения). Более того, закон Шермана фактически стали использовать против профсоюзов и стачечного движения. Данное в законе определение объединения, препятствующего торговле между штатами, было столь неконкретно и расплывчато, что суды без труда распространили его и на рабочие союзы.

Однако, требования общественности ограничить злоупотребления монополий, равно как и ущерб, наносимый ими рыночному хозяйству стимулировали принятие новых федеральных антитрестовских законов (законы 1950 и 1955 гг.), а также антитрестовских законов отдельных штатов (в некоторых из них законы такого рода появились даже раньше, чем закон Шермана).

Впоследствии нормативные акты такого рода появились во всех экономически развитых странах, составив в конечном итоге особую отрасль права (законы 1947, 1953 гг. в Японии; 1948, 1956, 1965 гг. в Англии; 1945 и 1986 гг. во Франции и т.д.).

Ныне условно различаются две основные системы антитрестовского законодательства: американская и европейская. Первая руководствуется доктриной юридического запрета на возникновение монополистических объединений, вторая - юридической проверкой деятельности монополий в целях пресечения их злоупотреблений. Весьма показателен в этом отношении английский закон 1976 года.

В связи с образованием Европейского экономического сообщества антитрестовское законодательство западноевропейских стран приобрело более унифицированный характер, чем в других регионах мира. Но везде антитрестовское законодательство, особенно его применение, не является стабильным.

Изменения в семейном праве. Законодательство 60 - 70 гг. радикально гуманизировало и демократизировало важнейшие институты семейного права. Это отчетливо просматривается в законах 1969 г. (Англия), 1970 г. (США и Франция), 1976 г. (Германия) и ряда других стран. В основном утвердилось юридическое равенство супругов в области семейных отношений, включая имущественные отношения между ними. Улучшено правовое положение внебрачных детей. Признание правового равенства позволило в ряде стран, например, в Германии, Италии, Швейцарии отказаться от юридического понятия главы семьи. Предполагается, что супруги совместно осуществляют руководство семьей, совместно управляют имуществом. Большинство национальных законодательств признает право замужней женщины на самостоятельный выбор рода своей деятельности. Более четкую регламентацию получили имущественные отношения супругов. Наиболее распространенными являются два основных вида правового режима семейного имущества: договорный и легальный. Возникновение первого связано с заключением брачного контракта, составляемого до регистрации брака. Этим договором определяется правовой режим имущества каждого из супругов, принадлежащего им до брака, и возможного будущего, совместно приобретенного в браке, возможных будущих расчетов супругов в области имущества, а также многие другие вопросы аналогичного порядка. Брачные контракты обычно заключаются в среде очень состоятельных людей. Большинство же вступающих в брак вверяют свои имущественные интересы предписаниям закона, т.е. легальному режиму. Наибольшее распространение получили следующие виды легального режима: 1) раздельное имущество (Англия, большинство штатов США, Германия), 2) общее имущество (Франция, некоторые кантоны Швейцарии, 8 штатов США) - все, нажитое в браке, принадлежит совместно супругам, но личной собственностью каждого является добрачное имущество и полученное в браке, но в качестве дара или наследства, а также приобретенное за счет прибыли от добрачной собственности и от собственного заработка; 3) отложенное общее имущество (Дания, Норвегия) - функционирует режим раздельного имущества, но в случае расторжения брака имущество, нажитое в браке, объединяется и делится между супругами поровну, причем из совместно нажитого имущества исключается всё, что предусматривается режимом общего имущества.

Трудовое и социальное законодательство. Трудовое право как отрасль права сложилось только в XX в. Его сравнительно позднее возникновение во многом объясняется нежеланием собственников связывать себя определенными нормами закона, регулирующими отношения, возникающие по поводу непосредственного участия наемных работников в труде на их предприятиях. Однако все более усиливающаяся коллективная борьба трудящихся вынудила их пойти на серьезные уступки.

Возникшее в таких условиях трудовое право оказалось особенно чувствительным к любым изменениям в социально-политической обстановке. Этим определяются некоторые черты законодательства по труду большинства экономически развитых стран: 1) отдельные его институты возникали постепенно и разновременно; 2) оно не стабильно: содержание его институтов часто меняется как в сторону расширения, так и значительного сужения демократических прав трудящихся; 3) претворение в жизнь его демократических положений во многом зависит от силы профсоюзного или другого массового движения трудящихся.

Трудовое законодательство в основном сосредоточилось на вопросах: 1) рабочего времени, 2)признания профсоюзов, включая их право на заключение коллективных договоров, 3) зарплаты, 4) охраны труда, 5) права на забастовку и порядка разрешения трудовых споров.

Решение этих вопросов дифференцировано по странам, но ему присуще и много общего. В 1918-20 гг. в большинстве экономически развитых стран были приняты законы, ограничивающие рабочее время 8-ю часами. Впоследствии, несмотря на временные отступления, трудящимся удалось добиться введения 40-46 часовой рабочей недели. Профсоюзы получили легальное признание и, как важнейшее следствие этого, право на заключение коллективных договоров (КД), обязательных для всех подписавших его предпринимателей и профсоюзов. В Германии закон о КД был принят в 1918 г., во Франции в 1919. Важным завоеванием в этой области для американских рабочих явился уже упоминавшийся закон Вагнера 1935 г., вводивший принцип " закрытого цеха". Появились различные виды КД, включая договоры для всей отрасли промышленности. Утвержденные правительством, они приобретали силу общенационального нормативного акта.

КД регулирует важные вопросы трудовых отношений: размеры зарплаты, порядок изменения надбавки в связи с инфляцией, условия выплаты премий, охраны труда, общие принципы профессиональной подготовки и дисциплины труда, арбитраж.

Современное законодательство экономически развитых стран подтверждает право трудящихся на забастовку, которое, однако, стремятся в некоторой мере нейтрализовать введением всякого рода ограничительных норм и прежде всего делением стачек на легальные и нелегальные. К числу последних обычно относят забастовки солидарности или по политическим мотивам. Начало забастовки стремятся затруднить введением всякого рода предварительных условий.

Уже названный американский закон Тафта-Хартли предусматривает предупредительный период в 60 дней и право правительства приостанавливать забастовку на 80 дней (так наз. " охладительный период"). Судебная практика еще более углубляет эту тенденцию, более того, пытается обосновать тождество юридической природы забастовок и локаутов.

В настоящее время, по мере усиления интеграционных процессов в мировой экономике наметилась тенденция к унификации трудового законодательства. В Западной Европе этот процесс стал особенно интенсивным в связи с образованием Общего рынка.

После окончания Первой и особенно Второй мировой войны в большинстве экономически развитых стран трудящиеся добились принятия законов о социальном обеспечении в старости, на случай болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и по некоторым другим обстоятельствам. Но законодательство такого рода фрагментарно и не стабильно.

Фонд социального обеспечения формируется из многих источников, среди которых наиболее важным являются: социальное страхование, государственная помощь, " универсальная система". Чаще всего им соответствуют и определенные виды социального обеспечения. В большинстве стран применяется социальное страхование, что предполагает страховые взносы наемных работников (обычно в размере 1 - 1, 5% от заработной платы) и взносы предпринимателей (в среднем 1 -1, 5% от общей суммы выплаченной зарплаты). Через определенное количество лет размер взносов увеличивается на 0, 5-0, 75%. Весьма характерен в этом отношении уже упомянутый американский закон 1935 г. Эта система предполагает предоставление права на пенсию и пособие при наличии страхового стажа и возраста (обычно для мужчин в 60-70 лет, для женщин в 55-65 лет), а также пособие по безработице, инвалидности и т.д.

Государственная помощь формируется из средств бюджета. Она направ­ляется только тем, кто после официальной проверки признан не имеющим средств к существованию. Обычно она является дополнением к социальному страхованию.

" Универсальная" система предусматривает формирование пенсионного фонда за счет особого налога, который взимается со всех граждан, начиная с их совершеннолетия и до достижения ими пенсионного возраста. Размеры пенсий для всех одинаковы, а пенсионный возраст относительно высок. Такая система применялась в Канаде, Швеции, Норвегии и некоторых других странах.

Уголовное право и процесс. Уголовное право, в наибольшей степени восприимчивое к поворотам политического курса, характеризуется попеременной сменой прогрессивной и реакционной тенденций в своем развитии. Проявляясь неоднозначно и подчас разновременно в национальных законодательствах, они тем не менее несут в себе и некоторые общие черты. Наиболее резкие зигзаги имели место в уголовном праве Германии. Веймарская республика (1919-1933 гг.) сохранила действие УК 1871 г., воплотившего основные идеи школы классического уголовного права о соответствии между тяжестью преступления и тяжестью наказания, о сокращении области применения смертной казни и т.п. Вместе с тем УК 1871 г. был заново отредактирован в духе республиканского строя, из него удалили пережитки прусского феодализма. Республика декларировала свою приверженность либерально-демократическим принципам в уголовном праве, которые, впрочем, не всегда соблюдались в таких, например, нормативных актах, как указы президента от 19.03.20 г. и 20.09.23 г., вводивших смертную казнь за " антигосударственную деятельность", а также указ от 29.01.20 г., ужесточавший наказания за призыв к забастовке. Нацистский рейх (1933-1945 гг.), установивший режим открытого террористического подавления, упраздняет всю систему либерально-демократической законности. Указ 4.02.33 г. " В защиту немецкого народа" фактически сводит на нет свободу печати и собраний. Указ 28.02.33 г. " О защите народа и государства" по существу аннулирует парламентскую неприкосновенность депутатов рейхстага. Завершен разгром либерально-демократических институтов с помощью последующего чрезвычайного законодательства: " Об осуждении к смертной казни и о порядке приведения ее в исполнение" (29.03.33 г.), " О конфискации имущества, предназначенного для целей, враждебных народу и государству" (14.07.38 г.), " Против коварных посягательств на государство и партию" (20.12.34 г.), " О защите немецкой крови и немецкой чести" (15.09.35 г.) и др. им подобных актов. Широкое распространение получила внесудебная расправа. Нацистское законодательство послужило примером для законов других фашистских и полуфашистских государств.

После окончания Второй мировой войны, на основе Потсдамских соглашений все фашистское законодательство было отменено. Восстановлено действие УК 1871 г. с редакционными исправлениями до 1933 г. С принятием конституции 1949 г. наметилось движение в сторону демократизации и гуманизации уголовного права. Конституция определенно высказалась по проблеме, являющейся дискуссионной во всем мире: смертная казнь отменялась (ст. 101), подчеркивалась приверженность традиционным либеральным принципам: " Деяние может подлежать наказанию, только если его наказуемость была установлена законом до его совершения", " Никто не может быть подвергнут многократному наказанию за одно и то же действие на основании общего уголовного закона" (ст. 103). Впрочем, демократизация уголовного права проходила неровно, неоднократно замедляясь и даже прерываясь. С 1969 по 1975 годы была проведена новая реформа УК 1871 г. В результате УК получил более четкую структуру деления на общую и особенную часть. В особенной части ощутима некоторая гуманизация уголовного права: исключены некоторые составы преступлений, деяния по которым отныне не считаются криминальными (например, так называемые религиозные преступления), сужена сфера хозяйственных преступлений, которые рассматриваются как административные или гражданско-правовые правонару­шения, штрафные санкции почти на 80% заменили более тяжкие наказания.

Прогрессивные и реакционные тенденции определяли развитие уголовного права и традиционных западных демократий, прежде всего Англии, США, Франции. Хотя в этих странах реакционное законодательство не достигало масштабов и форм большинства фашистских государств, тем не менее в определенные периоды чрезвычайное законодательство и внесудебная расправа получали широкое распространение. Принятые в США закон Смита (1940 г.), Маккарэна-Вуда (1950 г.), закон о контроле за подрывной деятельностью (1954 г.), а также другие нормативные акты, в частности, некоторые исполнительные приказы президентов, настолько явно нарушали важнейшие конституционные права граждан, что в конечном итоге это вынужден был признать и Верховный суд США. Появилась возможность усиливать уголовные репрессии и даже распространять их на действия, которые законодательством криминальными не считаются, наблюдается так называемое судебное правотворчество. Объективно этому способствуют нечеткие, так называемые " каучуковые" формулировки некоторых норм уголовного законодательства, а подчас и пробелы в нем, что и восполняют суды при рассмотрении конкретных дел. При этом в целом сохраняется единая уголовная политика, так как нижестоящие суды США при вынесении приговоров обязаны следовать правовому положению, сформулированному в приговоре, вынесенном вышестоящим судом по аналогичной категории дел. При этом суды штатов как правило следуют указаниям вышестоящих судов своего штата, а федеральные суды вышестоящим судам федерации. Но Верховные суды (США и штатов) не считаются связанными своими же вынесенными ранее приговорами и решениями. Такая система показала себя достаточно гибкой, позволяющей в зависимости от конкретной политической и социально-психологической ситуации выносить не только жесткие, но и достаточно либеральные, гуманные приговоры.

С конца 60-х годов в уголовном законодательстве США наметилась некоторая демократизация. В 1967 г. был принят новый УК штата Нью-Йорк.- один из наиболее совершенных в технико-юридическом плане либеральных американских законов, ставший во многих своих аспектах образцом для УК ряда штатов. Этим он способствовал модернизации и федерального законодательства США. В настоящее время уголовное право США состоит из параллельно функционирующих Федерального уголовного законодательства и прежде всего УК США 1909 г., основная часть которого была заново переработана в 1948 г. и включена в Свод законов США, а также УК отдельных штатов. Разграничение уголовного закона федерации и штатов в конечном итоге определяется конституцией. Имеющая место некоторая конкуренция законодательств стимулирует судебное правотворчество.

Последнее еще в большей степени присуще Англии во многом в силу особенностей английского уголовного права, значительная часть которого состоит из судебных прецедентов. Таковыми считаются правовые положения сформулированные в приговорах хотя бы одного из высоких судов Англии и принимаемые за правило при разрешении других аналогичных дел судами низшей и разной им инстанции. Высокие суды, за исключением палаты лордов, связаны предыдущими приговорами и решениями. Прецедент может быть отменен или изменен парламентским актом.

Составленное на основе прецедентов " Общее право" Англии отличается архаичностью, крайней сложностью и противоречивостью, тем не менее это облегчает судьям выбор из множества прецедентов такого, который в наибольшей степени отвечает условиям текущего момента. Очевидная гибкость такой системы, видимо, является одной из причин, сдерживающих кодификацию уголовного права (Англия до сих пор не имеет единого УК), хотя со второй половины XIX в. начали издаваться " консолидирующие законы" - своего рода кодификации по отдельным видам преступлений. В XX в. увеличилось количество парламентских актов, посвященных уголовному праву (закон об уголовном праве 1967 г., закон об уголовно наказуемом покушении 1981 г. закон о криминальном повреждении имущества 1971 г. и т.д.).

В последние десятилетия в уголовном законодательстве многих других стран несколько усилилась прогрессивная тенденция. Это относится и к странам континентальной ветви права, включая Францию, основными источниками уголовного права которой являются конституция 1958 г. и уголовный кодекс 1810 г. Конституция подтверждает приверженность Декларации прав человека и гражданина 1789 г., провозгласившей основные, не утратившие своего значения и поныне уголовно-правовые принципы. УК 1810 г.. на протяжении XIX - XX вв. неоднократно изменялся и дополнялся, причем часто в сторону усиления реакционных, репрессивных начал в праве. Но законом от 09.10.81 г. отменяется смертная казнь, и, хотя законодатели впоследствии проявляли колебания по этой проблеме, первый важный шаг был сделан. Законом от 10.06.83г. предусматривается возможность замены тюремного заключения выполнением " общественно полезной работы". Наказания по многим преступлениям были ограничены штрафными санкциями, хотя в ряде случаев и весьма значительными. Впрочем, позитивная значимость этой тенденции в немалой степени нейтрализуется фактическим сохранением внесудебных форм репрессий. Противоречивость, присущая развитию уголовного права, характерна и для современного уголовного процесса. В фашистских и полуфашистских государствах либерально-демократические принципы уголовного процесса, провозглашенные в ходе революций XVII - XVIII вв., были отброшены в сторону и установлен режим полицейского всевластия. После поражения фашизма в ходе Второй мировой войны во всех экономически развитых странах наметилась тенденция к демократизации судопроизводства. Однако, этот процесс не шел прямолинейно по нарастающей, он часто приостанавливался, наблюдалось движение вспять, причем почти в каждой стране все проявилось по-разному. В англосаксонских странах, прежде всего в Англии и США, получила дальнейшее развитие состязательная форма уголовного процесса, который формально ведется в виде состязания сторон как в стадии предварительного следствия, так и судебного разбирательства, и спор между сторонами решает суд. В США при разборе дел, подлежащих юрисдикции отдельных штатов, предварительное следствие ведется судом низшей инстанции, который рассматривает качество доказательств, представляемых сторонами и решает вопрос о достаточности оснований для обвинения. Судебное разбирательство осуществляет суд присяжных. Формально сбор доказательств лежит на потерпевшем, но этим правом фактически могут воспользоваться лица, имеющие достаточные средства, чтобы прибегнуть к помощи квалифицированных юристов. В остальных случаях эту функцию выполняет полиция, и на суде полицейские чины выступают фактически как обвинители и как свидетели. В таких условиях роль полиции в уголовном процессе приобрела столь внушительные размеры, что вызвала серьезные нарекания демократической общественности. Были приняты некоторые меры, но кардинально эта проблема фактически еще не решена.

Уголовный процесс в странах континентальной Европы и, прежде всего, во Франции традиционно развивался как " смешанный", в котором предварительное следствие полновластно ведется следственным судьей и возглавляется прокуратурой, а судебное разбирательство допускает состязательность сторон и должно совершаться на основе демократических уголовно-процессуальных принципов. Председатель судебного заседания наделяется " дискреционной властью", которая фактически дает ему возможность во многих случаях вести процесс в желательном направлении. Вместе с тем, наличие суда присяжных является важным гарантом сохранения демократических принципов в правосудии. В последние десятилетия были приняты важные меры, направленные на дальнейшую демократизацию уголовного процесса и прежде всего либерализацию предварительного следствия.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал