Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные черты права стран Древнего Востока.
1. Тесная связь с религией. Предшествуя праву, религия существенно влияла на его возникновение и формирование. Религиозные нормы служили источником правовых норм, священнослужители нередко отправляли правосудие, и любое посягательство на религию рассматривалось ими как преступление. Они оказывали влияние на содержание права путем толкования правовых норм, внося в них изменения и дополнения. 2. Право не знало деления на отрасли права, было бессистемным. Не было деления на гражданское, уголовное, административное и т.д. Современные ученые для удобства анализа древних памятников права условно выделили обязательственное право; право частной собственности; брачное и наследственное право; преступления и наказания; судебный процесс. Например, в законах Хаммурапи не было разбивки правовых предписаний на отдельные статьи. Но уже первый переводчик законов, французский ученый В. Шейл для удобства пользования разделил текст на 282 статьи. В законах прослеживается лишь группировка правовых норм. Так, ст.ст. 1-5 содержат положения процессуального характера; ст.ст. 6-126 посвящены регулированию имущественных отношений; ст.ст. 127-195 - семейных и наследственных отношений. Такое деление условно, не фиксировано законом, поэтому сам документ нельзя рассматривать как кодекс, характеризующийся систематическим и четким расположением правовых норм по отраслям права. 3. Законодательные документы представляют собой записи конкретных случаев из судебной практики, не содержат общих правил, а излагают конкретные случаи - казусы, и поэтому нормы права носят казуистический характер. Например, ст. 17 Законов Хаммурапи гласит: “Если человек поймает в степи беглого раба или рабыню и доставит его господину его, то господин раба должен дать ему два сикля серебра”. Казусной оговоркой является “в степи”, а если раба поймают в лесу или во дворце, либо в другом месте, то не известно, что из этого следует. 4. Нормы древневосточного права носили неразвитый, застойный, формальный характер и очень медленно изменялись. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы. 5. Длительное сохранение пережитков первобытнообщинного строя нашло отражение в слабом развитии права частной собственности на землю, в сохранении патриархальной семьи, коллективной ответственности общины за преступления, совершенные членом семьи или общины в действии принципа “талиона” (“равное за равное”, “око за око, зуб за зуб”). 6. Противоречивый характер норм права, доходящий порой до взаимоисключаемости и даже до абсурдности.
6. Государственный строй Древнего Египта.
Основы древнеегипетской государственной организации сложились уже в Древнем царстве и в дальнейшем остались почти неизменными. Центральными институтами этой организации были царская власть и особая система взаимоотношений центра с отдельными областями страны. Правителю Египта (инсибайа – древней эпохи, фараон – Нового царства) - принадлежала царская власть, священная по своему происхождению и почти не ограниченная в своих полномочиях; - фараоны были наиболее выраженными носителями принципов древневосточной монархии как типа государства. Власть фараона создана и укреплена богами, правитель – носитель их воли в стране. Он ведет религиозные церемонии, регулирует управление, вмешиваясь в конфликты между администрацией и обычаями, реставрирует храмы, посылает экспедиции, организует работы, назначает главных администраторов. В управлении фараон проявляет волю бога Тота, издавая указы, но в идее все должно соответствовать древним обычаям и канонам. Поэтому одна из опор власти – архивы храмов. Правитель считался гарантом единства страны, в области внешней политики он поддерживал «космический порядок». Традиционно власть считалась наследственной, однако египетская династия – это было более широкое понятие. Допускалось наследование престола женщинами (причем их последующий муж воспринимал от них звание правителя), другими родственниками. Естественным считалось наследование родственниками-мужчинами (братьями); чтобы передать престол сыну, нужно было обосновать это политически – как правило, еще царствующий фараон проводил коронацию своего наследника. Главной фигурой администрации был джати (чати) – великий управитель, должность которого возникла в Древнем царстве; примерно с XXII в. ее доверяли только родственникам царя. Он считался казначеем богов, «тайным советником для варварских стран», начальником всех работ и поручений – т. е. практически вся полнота управления принадлежала ему, а не царю. Чати был также верховным судьей – начальником т. н. «6 великих палат». В египетских правилах, чати должен быть в курсе всех дел в стране. Египет административно делился на области – номы, номы – на округа-топы, затем на общинные округа. Правитель нома обладал административными и финансовыми полномочиями, он же был великим жрецом одного из культов. Номархи жили в столице, а делами ведали их официальные заместители. Помощниками были писцы и царские судьи. Рядом с номархами были и руководители военных отрядов. Основной фигурой древнеегипетской администрации был писец. Писцы вели все делопроизводство, выполняли административные поручения, раздавали продукты, собирали налоги, руководили общественными работами. Они были целым сословием, попасть в которое было сложно, а должность эта давала, вместе с государственным статусом, и право на ренту, земельные владения, даже рабов. Египетская знать была порождена государственной службой, и вельможу нельзя было себе представить без служебного поста, функций, полномочий должности. Государственный строй Древнего Египта Основы древнеегипетской государственной организации сложились уже в Древнем царстве и в дальнейшем остались почти неизменными. Центральными институтами этой организации были царская власть и особая система взаимоотношений центра с отдельными областями страны. Главной фигурой администрации был джати (чати) – великий управитель, должность которого возникла в Древнем царстве; примерно с XXII в. ее доверяли только родственникам царя. Он считался казначеем богов, «тайным советником для варварских стран», начальником всех работ и поручений – т. е. практически вся полнота управления принадлежала ему, а не царю. Чати был также верховным судьей – начальником т. н. «6 великих палат». В египетских правилах, чати должен быть в курсе всех дел в стране: «Управителю должно быть доложено и о закрытии мест в такой-то час и об открытии их, ему докладывают о крепостях юга и севера, и обо всем выходящем из царского дома, и о входящем туда, ибо все входит и выходит через его посланца; ему докладывают о себе наместники, затем он идет к царю на совет...» Египет административно делился на области – номы, номы – на округа-топы, затем на общинные округа. Правитель нома обладал административными и финансовыми полномочиями, он же был великим жрецом одного из культов. Номархи жили в столице, а делами ведали их официальные заместители. Помощниками были писцы и царские судьи. Рядом с номархами были и руководители военных отрядов. Основной фигурой древнеегипетской администрации был писец. Писцы вели все делопроизводство, выполняли административные поручения, раздавали продукты, собирали налоги, руководили общественными работами. Они были целым сословием, попасть в которое было сложно, а должность эта давала, вместе с государственным статусом, и право на ренту, земельные владения, даже рабов. Египетская знать была порождена государственной службой, и вельможу нельзя было себе представить без служебного поста, функций, полномочий должности.
Данная страница нарушает авторские права?
|