Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное устройство Древнего Рима в период царей.
Древнейшим видом общинного устройства в Риме, как и в Италии вообще, был род, члены которого считали себя происходящими от одного предка - эпонима, объединялись общим культом, общим землевладением, судопроизводством и т.п. Древнейшим носителем верховной власти в общине Рим, по преданию, был царь - первоначально, вероятно, представитель одного из наиболее знатных и сильных родов, с властью патриархального характера, а впоследствии выборный сановит с чрезвычайными полномочиями. В выборах царя участвовали: старейшины, представители родов (сенаторы) и граждане. После смерти царя соблюдался промежуток времени междуцарствия, необходимый для выборов. Власть переходила к сенаторам, которые из своей среды назначали временного правителя (интеррекса). После истечения срока (обычно 5 дней) он избирал себе преемника, второго интеррекса, и этот (или один из следующих) уже указывал кандидата в цари. Полномочия царя были велики. Власть его являлась пожизненной (хотя и не наследственной) и слагалась из: верховного управления государством: право созывать Сенат и народ, председательствовать на этих собраниях, проводить в них свои законы; верховной военной власти: права набирать войско и предводительствовать им на войне, объявлять войну (по решению общины) и заключать мир; верховной юрисдикции: права суда и наказания подданных — до смертной казни включительно; верховной религиозной власти: как духовный глава и представитель своей общины царь имел право «общаться с божествами» путем определенных обрядов; безответственности власти, в качестве верховной правительственной инстанции. Царю помогали (назначаемые им же) должностные лица, светские и духовные. Светские военные: трибун всадников - ближайший помощник царя на войне, в частности начальник конницы, и несколько военных трибунов начальников отдельных отрядов пехоты. Светские гражданские: префект Рима — градоначальник, заменявший царя на время его отсутствия в Риме, главным образом для защиты города; дуумвиры двое судей (обвинителей) по преступлениям против государства (общины); квесторы, - двое следователей по особо важным делам уголовного характера, особенно по обвинениям в убийстве родственника или согражданина. Духовные - 1) различные представители духовенства, имеющие отношение и к государству: понтифики, авгуры, фециалы и 2) представители собственно жречества: фламины, салии, луперки, весталки и др. В период царей в Риме существовали следующие сословия - патриции, плебеи, клиенты и рабы. Патриции - класс аристократический, к которому относились: родственники и потомки сенаторов и представители родовой, наследственной аристократии, из которой избирались сенаторы. Таким образом, патриции Рима в древнейшее время и были единственным классом полноправных римских граждан, весьма влиятельным и (через Сенат) причастным к управлению государством. Плебеи - класс лично свободных, но не полноправных граждан, занимавшихся земледелием, скотоводством, ремеслами и торговлей, имевших право собственности, но не право участия в управлении общиной, хотя обложенных податью на ее нужды. До сих пор остается нерешенным вопрос о происхождении плебеев. Источники о происхождении плебеев чрезвычайно сбивчивы и противоречивы. А. Н. Бадак считает, что: «Вероятно, первоначально под плебеями подразумевались добровольные переселенцы либо насильственно переселенные в Рим, а также представители покоренных племен, лично свободные люди, имевшие право владеть землей и обязанные нести военную службу». Первоначально плебеи не входили в состав родов, курий и триб, а потому не пользовались никакими политическими правами. Но затем, перемешавшись с незнатными родами самого «римского народа» и принимая на себя клиентские обязанности, они постепенно, на урезанных правах включались в родовую организацию. [2, c. 32] Клиенты - класс людей лично свободных, но политически бесправных и поставленных в особого рода зависимость от патрициев. При патрицианских родах, семействах, при отдельных патрициях состояло определенное число клиентов (или семейств клиентов), относительно которых патриции являлись «покровителями», «патронами», восполняя своими правами недостающие права своих клиентов. Рабы - класс людей, лишенных и личной свободы, и политических прав, составлявших собственность своего господина, которой он мог распоряжаться по своему усмотрению и над которой имел право жизни и смерти. «Все население Рима было разделено на пять разрядов. Чем меньшим имуществом располагал гражданин, тем меньшими правами он обладал» Для принятия участия в управлении граждане собирались на народные собрания, комиции. Древнейшим видом комиция были упомянутые выше собрания полноправных граждан, то есть патрициев, по куриям. Созывались они царем или должностным лицом по его приказанию. Таким образом, царский период оставил Республике необходимые основы государства и общины: центральную власть с ее органами - магистратурой, общину с ее исторически необходимым делением на сословия, с организацией военного и гражданского быта и с правительствующими собраниями в лице Сената и комиций. В период Республики, прежде всего яснее определяются права гражданина, роль отдельных сословий. Становится определеннее круг действия органов власти. Развивается законодательство, различные стороны управления и т. п.
|