Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование независимых государств в Южной и Юго-Восточной Азии






 

Характерной чертой социально-экономического разви­тия колониальных стран Южной и Юго-Восточной Азии был относительно высокий по сравнению с другими колониями уровень зрелости капиталистических отношений. Однако и здесь такие общие проявления колониального наследия, как многоукладность и архаичная структура экономики, нераз­витость социальных структур, определили в принципе сход­ные с другими освободившимися странами тенденции раз­вития политических систем.

В английских колониях Азии, за исключением Малайи, независимость была завоевана в целом относительно мир­ным путем. В конце 40-х гг. XX в. она была дарована Индии, Бирме и Цейлону. При этом Индия в 1947 г. была разделена на две части, получившие статус доминионов - Индийский союз и Пакистан. Разделение Индии по общинно-религиоз­ному признаку отражало традиционный принцип британ­ской колониальной политики и не только не помогло ре­шить прежних проблем страны, но и породило новые, став­шие причиной острых столкновений на религиозной и эт­нической почве. В свою очередь в составе Пакистана искус­ственно объединились два национально разнородных и географически удаленных друг от друга района*.

*В 1971 г. на территории Западного Пакистана было образовано независимое государство Бангладеш.

 

Приход к власти так называемой национальной бур­жуазии в Индии и Шри Ланке способствовал выработке политической линии на развитие независимой националь­ной экономики, становлению демократических форм нацио­нальной государственности.

Конституция независимого государства Индии 1949 г. провозгласила создание суверенной и демократической республики, в которой запрещались рабство и какие бы то ни было формы принудительного труда. В Конституции говорилось о равенстве всех граждан перед законом независимо от религиозной, расовой и кастовой принадлежности, пола и места рождения. Эти положения были затем подтверждены рядом законодательных актов, в том числе изданным в 1955 г. законом о наказуемости кастовой дискриминации. Конституция провозгласила неприкосновенность частной собственности.

По форме правления Индия представляет собой парла­ментарную республику. Высшим законодательным органом по Конституции является, парламент, состоящий из главы государства и двух палат - Народной палаты и Совета штатов. Народная палата и нижние палаты законодатель­ных собраний в штатах избираются путем всеобщих пря­мых выборов. Совет штатов формируется путем косвенных выборов - коллегией выборщиков, состоящей из членов законодательных собраний штатов.

Главой государства, по Конституции, является пре­зидент, избираемый особой коллегией. Согласно букве за­кона, он наделяется широкими полномочиями. Как " со­ставная часть" парламента, он обладает вместе с палата­ми законодательной властью. Ему принадлежит право на­значать премьер-министра и других высших должност­ных лиц государства, а также губернаторов штатов. Пре­зидент имеет право досрочного роспуска Народной пала­ты. Он может приостанавливать действие многих статей Конституции. В период между сессиями парламента пре­зидент может издавать указы, имеющие силу закона. Парламент может возложить на президента и другие вре­менные полномочия.

Президент, однако, первоначально по неписаным нор­мам, а теперь в соответствии с поправками к Конституции действует " по совету", фактически - по указанию, прави­тельства Индии во главе с премьер-министром. Правитель­ство - Совет министров - ответственно не перед президен­том, а перед нижней палатой парламента. Парламент может заставить правительство уйти в отставку путем вынесения вотума недоверия. Компетенция Совета министров в Консти­туции четко не определена. Как и в других парламентских республиках, правительство само осуществляет полномочия, формально принадлежащие президенту.

Индийский союз, согласно Конституции, является фе­дерацией. Вместе с тем к компетенции центральных орга­нов отнесено решение всех основных вопросов федерации, что дает возможность установить эффективный контроль за деятельностью правительств штатов. В определенных ус­ловиях центральное правительство может сместить избран­ные государственные органы штатов и ввести так называе­мое президентское правление (через назначенного губерна­тора). Эта конституционная прерогатива президента исполь­зовалась более 100 раз.

Одним из проявлений колониального наследия стало закрепление в Конституции 1949 г. прежнего территориаль­ного деления. Оно предусматривало существование различ­ных групп штатов, в том числе таких, где главой исполни­тельной власти являлся один из местных князей. В 1956 г. был принят Акт о реорганизации штатов, по которому с учетом национальных и языковых особенностей населения было создано 14 штатов и ряд союзных территорий. Впо­следствии число штатов возросло за счет преобразования в штаты некоторых союзных территорий и разделения от­дельных штатов (в 1997 г. - 25 штатов и 7 союзных терри­торий). Штаты в Индии имеют неодинаковое правовое по­ложение. Их границы изменяются без их согласия. В неко­торых штатах, несмотря на принимаемые меры, сложилась напряженная обстановка, действуют сепаратистские силы, сильны религиозно-общинные противоречия. Конституция 1949 г. определила и основные принципы миролюбивой внеш­ней политики страны.

Государственно-правовые институты Шри Ланки так­же развивались в условиях буржуазно-демократического строя. С конца 40-х и до конца 70-х гг. эволюция этих ин­ститутов происходила в рамках парламентаризма, на осно­ве " вестминстерской модели". В 1978 г. была принята Кон­ституция, важнейшими чертами которой явились отказ от основных черт традиционного парламентаризма и наделе­ние президента очень широкими полномочиями. В 1988 г. в Шри Ланке после длительной борьбы был создан автоном­ный район для тамильского населения, но и другие провин­ции страны получили такие же права.

Авторитарные тенденции развития государственного механизма отчетливо проявились в тех странах Юго-Восточной Азии, где к власти пришел блок капиталистических и полуфеодальных слоев. После завоевания независимости в 40-х гг. XX в. в большинстве стран региона были воспри­няты западные государственно-правовые и политические формы, которые, однако, не соответствовали в то время местным социально-экономическим условиям, и в ряде стран в дальнейшем были изменены.

Действующая в настоящее время Конституция Индо­незии 1945 г. провозгласила суверенитет народа и пять прин­ципов государственной идеологии (панчасилы): веру в еди­ного Бога, единство нации, демократию, гуманизм, справед­ливость. Своеобразным высшим органом государственной власти здесь является Народный консультативный конгресс, который собирается один раз в пять лет для разработки и совершенствования конституции, избрания президента и вице-президента. Президент автоматически становится пре­мьер-министром, главой исполнительной власти, имеет очень широкие полномочия.

Усиление личной власти президента произошло в кон­це 50-х - начале 60-х гг., когда президент Сукарно провоз­гласил переход к " направляемой демократии". После мас­совых репрессий против левых сил (в связи с попыткой го­сударственного переворота) и установления " нового поряд­ка" под руководством генерала Сукарно в Индонезии была продолжена перестройка политической системы. Сущест­вующий военный режим опирается на превосходство одной партии - Голкар (официально разрешены три), которая имеет большинство мест в парламенте. Решающая роль в государственном руководстве обществом принадлежит во­енным, которые составляют личный аппарат президента и большую часть назначаемых членов консультативного кон­гресса и парламента.

На Филиппинах в 1946-1972 гг. действовала амери­канская модель президентской республики с двухпартий­ной системой. Вместе с тем уже в 50-х гг. эта система про­демонстрировала отступление от демократии, поскольку были запрещены левые партии и профсоюзы. С начала 70-х гг. был провозглашен курс на создание " нового общества", который характеризовался дальнейшей концентрацией вла­сти в руках президента, опорой на армию, установлением монополии одной партии. В качестве " прикрытия" режима личной власти на основе Конституции 1973 г. в стране продолжали формально действовать многопартийная система и законодательный орган, который длительное время не со­зывался. После свержения президента Маркоса была при­нята новая Конституция Филиппин 1986 г. Она сохранила форму президентской республики и предусмотрела созда­ние двух автономных районов.

Примером установления в 70-х гг. " конституционного авторитаризма" служит и ряд других военно-бюрократиче­ских режимов в азиатском регионе (Таиланд, Пакистан). Во­енная верхушка, несмотря на различные маневры и при­крытия в виде организации выборов и передачи власти гра­жданским лицам, играет здесь решающую роль в общест­венной жизни и осуществлении политической власти. В Мьянме (Бирме), которая еще в 1962 г. провозгласила про­грамму социалистической ориентации, в 1988 г. был уста­новлен военный режим, а в 1994 г. была принята новая Кон­ституция. Значительная часть парламента назначается, ре­ально в стране продолжается правление военных.

В результате национально-демократической революции в 1978 г. была провозглашена Демократическая Республика Афганистан. При поддержке бывшего СССР ее руководство заявило о социалистической ориентации, в Афганистан были введены войска СССР. После их вывода прежний режим был свергнут. В 1987 г. здесь была принята Конституция, изменившая название страны (Республика Афганистан). В течение многих лет в Афганистане идет междуусобная борь­ба, поддерживаемая рядом зарубежных государств. Попыт­ки создать правительство " национального примирения" пока не привели к желаемым результатам, Конституция 1987 г. отменена.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал