Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный строй Рима в период республики






Юридический факультет

Контрольная работа

по дисциплине: «История государства и права зарубежных стран»

на тему: «Общественный и государственный строй в Риме в период республики»

Выполнила:

студентка 1 курса

заочной формы обучения

Крупенина В.Н.

Проверил преподаватель:

______________________

Смоленск

2015г.

Содержание:

Введение

1. Государственный строй Рима в период республики

2. Общественный строй Рима в период республики

Заключение

Список литературы


Введение

 

История древнего Рима, завершающая историю античности, является одним из важнейших этапов всемирной истории. На ее примере можно проследить зарождение, расцвет и гибель рабовладельческого общества и государства.

 

Начало римской истории относится к той эпохе, когда многие государства Древнего Востока насчитывали уже не одно тысячелетие от времени своего возникновения. На ранних ступенях своего развития Рим не был связан с мировыми центрами и мировыми событиями того времени, но его политическая мощь постоянно росла.

 

Образование Римской республики способствовало широкому распространению того культурного наследия, которое оставили другие народы древности (греки). Но в некоторых областях культуры и сами римляне достигли достойных результатов.

 

Остатки римских монументальных сооружений сохранились до настоящего времени, множество терминов, выработанных римлянами, вошло во все современные европейские языки. А изучение латинского языка и римских поэтов долгое время было основой школьного образования. Даже основы римского права сыграли исключительную роль в истории законодательства современных европейских государств.

 

Государственный строй Рима в период республики

 

Верховенство народа как коллективного правителя государства было закреплено в верховных политических, в основном законодательных правах народных собраний. В те времена существовало три основных вида таких собраний.

 

Куриатные собрания проходили в присутствии курионов (глав курий) или 30 ликторов. Эти собрания имели права в решение проблем в семейно-родовой сфере:

- контроль за усыновлением;

- контроль за осуществлением отцовской власти в роде и семье;

- контроль за утверждением в этой связи завещаний.

 

Центуриатные комиции проводили выборы важнейших магистратов (консулы, преторов, ценхоров) и диктатора. Решением комиций магистрату сообщались полномочия военного, распорядительного и судебного характера. В комициях проходило утверждение законов, предлагаемых магистратом, а также этот вид народного собрания обладал судебной властью: смертные приговоры в отношении граждан подлежали утверждению в собрании, а любой гражданин, несправедливо обвиненный имел право апеллировать к комициям. Решение комиций по судебным вопросам отмене не подлежало. Сходка комиций собиралась за стенами города во главе с одним из высших магистратов.

 

Правом участия в таких собраниях обладали самостоятельные граждане Рима, прошедшие цензовую регистрацию и приписанные к одной из политических центурий. Сначала ценз исчислялся на основании только владения недвижимостью и свободного происхождения, потом в центурии были допущены вольноотпущенники. А затем ценз исчислялся уже и на основании движимого имущества, в комиции были тем самым расписаны не только землевладельцы, но и ремесленники, торговцы и др.; усилены были и позиции вообще богатых слоев.

 

В трибутных комициях участвовали все граждане-собственники, а также вольноотпущенники по территориальным округам-трибам. Этим комициям принадлежала:

- Судебная власть по обжалованиям, внесенным плебейскими магистратами;

- Выборы плебейских магистратур (народных трибунов и эдилов);

- Законодательство.

 

Главным органом государственной власти в республике был Сенат – древнейший из политических институтов, который выполнял роль опекуна римского народа. Членов Сената, сенаторов, назначали вначале цари, а после их свержения – консулы. В него могли входить только старшие и младшие главы родовитых семей, отвечавшие высшему имущественному цензу. В период установления республики права сенаторов стали получать и плебеи. За период республики количество сенаторов колебалось от 300. Назначались они на срок цензорских полномочий – 5 лет, после чего происходило обновление, что не исключало и возобновления прав сенаторов.

 

Сенату отводилась роль учреждения, с которым советуются магистраты, так как их решения имели опору в согласии народа.

 

В период республики Сенат далеко вышел за рамки совещательного органа, став главным правительственным и даже распорядительным учреждением с некоторыми законодательными полномочиями.

 

Функции сената:

 

- Общее попечение над культами, надзором за храмами и священными местами и т.д.;

- Общее финансовое управление (он выделял деньги на ведение войны, определял характер их поступления в казну и т.д.);

- Соблюдение безопасности и добрых нравов гражданами в городе;

- Военно-организационное управления;

- Дипломатические и международные отношения Рима;

- Право управлять подвластными Риму провинциями (назначение туда магистратов, определять их полномочия);

- Рассматривание законодательных предложений магистратов, которые они вносили в народные собрания. После полного установления республиканских институтов Сенат рассматривал законы до их предложения народным собраниям;

- Возможность вынести собственное заключение (сенатус-консульт), не требовавшее утверждения комициями;

- Возможность продлевать властные полномочия магистратов в зависимости от их деятельности.

 

Сенаторское звание давало право принимать участие в прениях в Сенате и голосовать. Заседание проходило 4 раза в месяц в священном храме.

 

Исполнительная власть в республике находилась в руках магистратов.

 

Вообще появление магистратур в Риме было связано со свержением власти царя. В полномочия магистрата входили обязанности по исполнению решений народных собраний или Сената и в широкой собственной правительственной и правовой деятельности.

 

Первый вид римских магистратов называли сенаторским, а второй – городским. Этот орган власти был выборным, обычно это делали народные собрания. Следуя принципу коллегиальности магистратур, римляне избирали ежегодно двух консулов, преторов, а плебеи избирали несколько народных трибунов. Консулы обладали должностной властью (могли сами наказать неприемлемые действия любого гражданина), правом обращаться к богам; их действия были безотчетными. Они занимались всеми второстепенными делами по гражданской, военной части и следили за внутренней и внешней безопасностью города. Если начиналась война, они набирали войска, назначали командиров и осуществляли высшее военное руководство. Консулы издавали указы по вопросам управления и толкования права.

 

Преторы занимались судебными спорами. Благодаря их участию в судебном процессе, он стал формулярным.

 

В период республики был установлен общий порядок избрания в магистраты. Для граждан определялся имущественный и возрастной ценз: низшие – в 30 лет, претор – 40, консул – 42 года. Гражданин, желавший избрания, заявлял о себе сам (его имя объявлялось на форуме). Потом он вел предвыборную агитацию (встречались массовые подкупы), но закон предусматривал строгую ответственность за предвыборную коррупцию.

 

Еще одним из важных составляющих государственной власти была Римская армия. В республике предусматривалась всеобщая воинская повинность: с 17 до 46 лет граждане могли призываться на участие в войне, у генералов срок службы продлялся до 50. Уклонение от воинской службы без законных причин было жестоко наказуемо, вплоть до продажи в рабство.

 

В период республике в Риме имело большое значение народное ополчение. Оно состояло из четырех легионов по 4 200 воинов (позднее – до шести тысяч). Конницу содержало государство за счет особого налога с богатых вдов. Воинов обучали бою в едином строю, правильной организации боя. Все это сопровождалось жестокой воинской дисциплиной. Большую часть армии теперь составляли выходцы из малоимущих и недоимущих слоев населения. Армия профессионализировалась, становилась самостоятельной деклассированной политической силой и стала постоянной.

 

Большая военная активность повлекла изменения в военной организации. С 405 года до н. э. в армии появились добровольцы, которым государство стало платить жалование и выдавать вооружение. Ветераны же могли получать земли в Африке, Галлии и в Италии.

 

Бой, как правило, начинался легковооруженными пехотинцами, метавшими дротики в неприятеля и отходившими на фланги, на которых располагалась конница. После этого вступали в бой гастаты, за ними – принципы. Оружием служили мечи, копья и дротики, для защиты от врагов пользовались щитами, надевали на себя панцирь и шлем.

 

Большую роль играли римские укрепленные лагеря, создававшиеся по определенному плану. Они служили для ночлега или для убежища в случае отступления, а также являлись опорным пунктом во всех военных операциях.1

 

Выдающемуся предводителю войск по общему одобрению солдат мог быть присвоен титул повелителя – императора. А по возвращению в Рим победителей обычно ждал особо организованный праздник – триумф (воздвигались триумфальные ворота для прохождения армии).

 

Военная организация Рима сыграла очень большую роль в его истории. Уже само создание центуриатных собраний, составлявших из вооруженных воинов, означало признание роли военной силы в возникшем государстве. Громадное расширение его пределов, достигнутое вооруженным путем, свидетельствовало как о роли армии, так и о росте ее политического значения. Да и сама судьба республики оказалась во многом в руках армии.

 

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал