Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Курс лекцийСтр 1 из 3Следующая ⇒
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Введение
Курс конституционного права зарубежных стран имеет три главные цели: общеобразовательную, правоведческую и практическую. Общеобразовательное значение данного предмета связано с необходимостью повышения общей культуры студентов - будущих юристов. Правоведческая цель курса состоит в углублении теоретических знаний о моделях правового регулирования статуса личности, о различных конституционных принципах экономической, социальной и политической систем общества, о разных формах правления, территориально-политического устройства государства, системах государственных органов и органов местного самоуправления. Практическая роль курса связана с изучением конституционно-правовых институтов и методов конституционного регулирования, их позитивных и негативных сторон, которые могут изменяться в неодинаковых условиях: позитивные черты могут обернуться негативными последствиями, и наоборот, знание конституционной теории и практики различных государств может помочь совершенствованию конституционно-правового регулирования в Беларуси и других странах с учетом их конкретных условий. Таким образом, предлагаемый курс будет способствовать получению необходимого минимума систематизированных знаний по конституционному праву зарубежных стран, пониманию специфики государственного права отдельных зарубежных стран, развитию правосознания и повышению уровня правовой культуры студентов, формированию умения анализировать правовые юридические документы, осуществлять сравнительный конституционный анализ с демократическим и авторитарным режимом. Овладение знаниями по данной дисциплине предусматривает не только слушание лекций преподавателя, но и значительную самостоятельную работу студентов. Как правило, в текстах учебников нет прямого ответа на поставленные вопросы к семинарским занятиям. Этот ответ должен стать результатом размышления, анализа, составления, логического умозаключения. Для этого необходимо знакомиться с текстами конституций и законов зарубежных стран, что поможет студенту самостоятельно и правильно анализировать и оценивать нормативный материал. Студент должен знать не только фактологию, но и учиться аргументировать свои наблюдения и выводы, пользуясь этими фактами. Работая с рекомендованной литературой, студент должен критически относиться к исследованиям, т.к. они являются результатом целенаправленной деятельности автора и выражают его мировоззрения и социальных ориентаций, учиться сравнивать разные подходы, точки зрения на решение той или иной проблемы.
Тема 1. ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
1. Термины «государственное право» и «конституционное право». Предмет и методы конституционного права (традиции англосаксонской, романской, германской систем, социалистических и постсоциалистических стран). 2. Система государственного права и источники государственного права (на примере США и стран Западной Европы). 3. Место и роль государственного права в правовых системах. Основные понятия: конституционное право, конституционно-правовые отношения, конституционно-правовые нормы, источник конституционного права, общие принципы конституционного права, методы изучения конституционного права зарубежных стран: сравнительный, историко-сравнительный, метод конкретного правового анализа, субъекты конституционно-правовых отношений.
Краткое содержание ответов. Термин «конституционное право» употребляется в юридической литературе в трех смыслах: - во-первых, это отрасль права, - во-вторых, корреспондирующая ей отраслевая наука, - в-третьих, учебная дисциплина. Эти понятия близкие, но не тождественные. Ряд авторов полагает (например, Златопольский Д.А.), что государственное право может существовать и существует только как отрасль права какого-либо суверенного государства, так как конституционно-правовые нормы, составляющие в своей совокупности действующее конституционное право, устанавливаются каждой страной в отдельности. В связи с этим каждое самостоятельное государство имеет свое национальное государственное право, которое выражает специфические национальные особенности, связанные с конкретно-историческими условиями ее развития, с особенностями общественного строя. В отличие от этого, наука конституционного права существует как единое целое в силу целого ряда объективных исторических и иных причин. Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо обратить внимание на дальнейшее углубление интеграционных процессов, которые могут привести к серьезным изменениям государственного устройства, организации основных институтов власти, правовых систем государств. Обратим внимание, что в связи с Маастрихтским договором, конституции ряда стран были дополнены принципиальными положениями, определяющими правовые основы участия государств в ЕС, возможности передачи ими ряда своих полномочий для выполнения взятых обязательств (во французскую Конституцию в соответствии с законом от 25 июня 1992 был включен раздел ХV «О Европейских Сообществах и Европейском Союзе», изменено содержание ст. 23 Основного закона ФРГ в целях осуществления идеи Европейского Союза, и Великобритания, ратифицировав Маастрихтские соглашения в конце 1993 г., приравняла граждан ЕС к британским гражданам в вопросах въезда и выезда из страны, активного и пассивного избирательного права на выборах в органы местного самоуправления), кроме того, большинство стран развивались за счет заимствования юридических государственно-правовых форм (Сенегал, Габон, Конго, Мозамбик и др.) Долгий спор вызывал также вопрос о соотношении понятий «государственное» и «конституционное» право. Ряд исследователей (Мишин А.А., Маклаков В.В., Кашкин С.Ю., Михалева Н.А. и другие) констатирует абсолютное их тождество, в то время как другие подчеркивают ряд существенных отличий. Например, Чиркин В.Е. считает, что шире государственное право, выходящее за пределы конституционных норм, включающее многие вопросы государственного управления, административного, финансового права. Государствовед Арановский К.В. обращает внимание, что: - во-первых, не во всех национальных правовых системах имеются акты, обладающие необходимыми свойствами конституции (отсутствует в Саудовской Аравии, Султанате Оман, Бруней и ряде других стран Персидского залива); - во-вторых, во многих государствах, где имеется конституция, политическая реальность далека от конституционных принципов (Индонезия, КНДР, Сенегал и др.). Выбор термина обычно диктуется и национальной традицией словоупотребления. Так, англосаксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для Германии, стран СНГ, социалистических государств характерно употребление термина «государственное право», так как там конституционный строй установился позднее, чем во Франции, США и Великобритании. Это гарантировало традиционно приоритет исполнительной власти в осуществлении государственно-властных полномочий. Конституционное право – отрасль права, которая составляет правовые нормы, учреждающие определенную систему власти в целях охраны основных прав и свобод человека. Главной задачей конституционного права является нахождение баланса между властью, необходимой для организации общества, и свободой. Исходя из своих целей и задач, конституционное право занимает центральное место в системе права, оно закрепляет основополагающие принципы национального права, организации и деятельности государства. Нормы иных отраслей права не должны противоречить нормам конституционного права. Предметом регулирования конституционного права являются две основные сферы общественных отношений: а) отношения между человеком и государством (права, свободы и обязанности человека и гражданина), б) властеотношения (организация государства и государственной власти). Предмет конституционно-правового регулирования не исчерпывается указанными группами отношений, поскольку права и свободы человека тесно связаны с общественным порядком – формами собственности; экономической, политической, социальной системами. Данные отношения также входят в предмет регулирования конституционного права. Конституционное право занимает ведущее место в системе отраслей национального права зарубежных стран. Это обусловлено тем, что конституционное право закрепляет: 1. Законодательным путем принадлежность власти народу, то есть принцип народного суверенитета, формы реализации народовластия; 2. Основы конституционного строя: государственный суверенитет, верховенство права и закона, приоритетная роль личности, разделение властей, многопартийность, плюрализм форм собственности, социальный и светский характер государства, сочетание федерализма, унитаризма и автономии, местное самоуправление; 3. Установленные основы правового статуса личности; 4. Отражает активную, творческую роль государства, определят задачи и функции государства в области внутри и внешнеполитической деятельности; 5. Устанавливает иерархию нормативных правовых актов; 6. Закрепляет систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования и компетенцию, основы конституционного статуса органов местного самоуправления. Субъекты конституционно-правовых отношений: - человек; - группы людей – собрания избирателей, граждане (индивиды и их коллективы); - народ (на референдумах, свободных выборах при реализации права народной законодательной инициативы, осуществлении местного самоуправления); - государство; - государственные органы: президент, законодательные и исполнительные органы (правительство, центральные отраслевые органы исполнительной власти, министерства, ведомства, государственные службы, департаменты, местная администрация), органы судебной власти, конституционной юстиции, прокуратуры; - составные части государства – субъекты федерации, административно-территориальные образования; - органы местного самоуправления; - общественные объединения (политические партии, массовые народные движения, общественные фонды, профсоюзы, ассоциации, землячества и др.); - иностранные граждане, лица без гражданства и политические эмигранты; - этнические группы, национальные общности. Правовые институты конституционного права: - основы конституционного строя, - основные права и свободы человека и гражданина, - государственно-политическое устройство, - избирательная система (избирательное право), - законодательная и исполнительная власть, - государственная власть в субъектах Федерации, - местное самоуправление, - судебная власть и прокуратура, - порядок внесения поправок и пересмотр Конституции. Конституционно-правовые нормы по сравнению с нормами других отраслей отличаются: - содержанием (той сферой общественных отношений, на регулирование которой они направлены), - источниками (наиболее значимые нормы содержатся в Конституции), - своеобразием вида норм (наличие значительного количества норм-принципов, норм-дефиниций, норм-задач), - учредительным характером содержащихся в них предписаний, - особым механизмом реализации (многие нормы связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния), - специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены (народ, государство, нации, высшие государственные органы), - особенностями структуры (обычно имеется гипотеза и диспозиция, и лишь в отдельных случаях – санкция). По характеру содержащихся предписаний нормы делятся на: а) управомочивающие, б) обязывающие, в) запрещающие. По отношению свободы субъекта: а) императивные, б) диспозитивные. По значению в механизме правового регулирования: а) материальные, б) процессуальные. По функциональной направленности: а) регулятивные, б) охранительные. По действию во времени: а) постоянные, б) временные, в) исключительные. Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Основными видами источников конституционного права являются: - нормативно-правовые акты, которые обычно подразделяются: а) на законы (Конституция, как основной закон государства; референдарные (термин исследователя Крутоголова М.А.), конституционные и органические законы, которые отличаются от обычных законов по юридической силе, порядку принятия, предметам ведения, по возможности применения в отношении них отлагательного вето главы государства; обычные законы – либо в полном объеме, либо частично, в зависимости от места, которое в них занимают конституционно-правовые нормы); б) нормативно-правовые акты исполнительной власти, а именно, акты делегированного законодательства (когда парламент периодически практикует передачу правительству законодательных полномочий, на основании которых оно издает акты, имеющие силу закона – так называемые акты делегированного законодательства. (Например, в Великобритании правительство их принимает в 18 раз больше в году, чем парламент - законов); акты глав государств (указы, декреты, приказы), нормативные акты правительства, а иногда и ведомств (декреты, постановления) по конституционным вопросам; в) нормативно-правовые акты органов конституционного контроля (надзора); г) регламенты палат парламентов, содержащие нормы, определяющие порядок деятельности палат и их внутренних структур; д) акты органов местного самоуправления; е) акты международного права, закрепляющие общепризнанные конституционные принципы и нормы (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Африканская хартия прав человека и народов от 26 июня 1981 г, документы ОБСЕ, Хельсинский заключительный акт (1976), Конвенция о политических правах женщины 1952 г. и многие другие; ж) внутригосударственные договоры, которые регулируют конституционные проблемы в случае, когда заключившие их субъекты на это управомочены. Как правило, это федеративные договоры. Например, в 1824 г. в Мексике условия территориального устройства государства были закреплены учредительным актом Федерации; 10 апреля 1992 г. в Конституцию РФ был включен в качестве составной части Федеративный договор, подписанный его участниками 31 марта 1992 г. и другие; з) в англо-американской системе основным источником служит норма, сформулированная судьями и выраженная в судебных прецедентах. Интересно, что Великобритания, являясь родиной конституционализма, не имеет до сих пор в качестве высшего, основного закона единого писаного нормативного правового акта. Британская доктрина отмечает статутное (парламентское, писаное) право, а судебные прецеденты и доктринальные источники считаются столь же неписаной частью права, как и обычаи. Таким образом, конституция Великобритании, кроме статутов, охватывает такие источники, как судебные прецеденты, конституционные обычаи (конституционные соглашения), доктрины (опубликованные мнения именитых ученых по вопросам конституционного права); и) в связи с тем, что в ряде стран мусульманского права основными источниками являются Коран, Сунна, иджма, кийас, юридическая сила содержащихся в них религиозных предписаний порой превосходит даже силу традиционных источников конституционного права. Таким образом, становление и развитие конституционного строя в различных странах имеет как общие, так и особенные черты. Общим для всех зарубежных стран является признание конституции высшим законом страны, устанавливающим основные положения правопорядка, регламентирующим важнейшие политические и правовые отношения в стране. Конституция, таким образом, рассматривается как правовая основа конституционного строя или существования конституционализма, в содержание которого включается ряд компонентов: права и свободы граждан, представительное правление и принцип разделения властей. Объект конституционного регулирования в различных странах был весьма неодинаков и менялся в ходе исторического развития по двум взаимосвязанным причинам: 1. Фактор политической борьбы, в результате которой в конституциях появляются и развиваются демократические права и свободы. 2. Появление новых международных реалий, что усилило значение проблемы соотношения международного и внутригосударственного права, появление норм, представляющих государству право вступать в региональные экономические группировки государств и ограничивать свой суверенитет в пользу таких сообществ. Проблемы охраны окружающей среды, сохранения национального и культурного наследия и другие вопросы получают свое закрепление в конституциях последнего времени. В то же время, несмотря на коренные изменения реалий современного мира, многие положения западных конституций остаются неизменными на протяжении уже двух веков их существования.
|