Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №1. Исторические условия возникновения и особенности общественного строя древневосточного государства






Возникновение первых государств на Древнем Востоке объясняется благоприятным сочетанием географических и климатических условий. Историки обратили внимание, что первые ранние цивилизации возникли в долинах крупных рек.

Древний Египет – Нил Междуречье – Тигр и Евфрат Древняя Индия – Инд и Ганг Древний Китай – Янцзы и Хуанхэ

Это объясняется тем, что в этих регионах существовала возможность вести орошаемые ирригационное земледелие. Это земледелие требовало строительства специальных сооружений, что и объясняет необходимость объединения усилий нескольких общин, а также централизованную организацию этих работ.

Государства на Древнем Востоке возникли при низком уровне развития средств производства. Это предопределило следующие особенности общественного строя древневосточных государств:

1) Возникновение государства не означало упразднение общины, а, напротив, замкнутая соседская община была основной социальной ячейкой древневосточных обществ.

2) На Древнем Востоке рабство носило патриархальный характер, то есть труд рабов в основном использовался в домашнем хозяйстве и ремесле. Основной производительной силой выступали не рабы, а община. В ходе дискуссии 60-70 гг. XX в. большинство историков пришли к выводу, что на Древнем Востоке существовал особый способ производства – азиатский.

3) Другой чертой азиатского способа производства являлось господство не частной, а государственной храмовой и общинной собственности.

4) Древневосточные общества характеризовались сложной социальной структурой, в которой важнейшую роль играло жречество. Эта категория населения пользовалась не только идеологическим, но и огр. экономическим и политическим влиянием. Это объяснялось тем, храмы были собственниками огр. имуществ. Кроме того, орошаемое земледелие требовало специальных знаний (в геометрии, архитектуре), носителями которых были жрецы. Наука зарождалась на Древнем Востоке. Эти особенности общественного строя и предопределили своеобразную форму государственного устройства.

 

 

Вопрос №2 Восточная деспотия как форма государств:

Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» - слово греческое и в переводе означает господин, хозяин. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства! Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической монархией.

Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:

- финансовое ведомство по сбору налогов;

- ведомство военное;

- ведомство общественных работ.

Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.

По форме государственно-территориального устройства деспотии представляли из себя территориальные державы. Это объясняется тем, что, как правило, деспотия охватывала долину той или иной реки. Прямая зависимость ФГ и географического положения подтверждается тем, что, к примеру, отсутствие у реки Нил крупных притоков во многом объясняет высокую степень централизации власти в Древнем Египте, тогда как длительные периоды политической раздробленности в Междуречье объясняются тем, что реки Тигр и Евфрат имеют множество больших притоков, что позволяло отдельным регионам создавать свои местные ирригационные системы.

Социальной основой восточной деспотии выступала замкнутая азиатская община.

Каким образом самоуправляющаяся социальная ячейка может быть основой сильной деспотической власти?

Это объясняется тем, что социально-экономическая причина древневосточных обществ была противоречивой. С одной стороны основная масса населения проживала в пределах общины, которые жили своей внутренней жизнью, а с другой стороны – все эти общины должны были принимать участие в одной совместной работе по ведению единого ирригационного земледелия.

Выходом из этого противоречия и было установление над общинами единой централизованной власти в лице деспота, указания которого строго обязательно для всех общин. В исторической науке существует проблема универсальности деспотии для всех древневосточных государств. В вышеуказанном смысле типичными деспотиями являлись Древний Египет и Древний Китай. В Вавилоне деспот не обладал высшей духовной властью. В Древней Индии общим правилом была раздробленность, а сильная централизованная власть – исключением.

 

Вопрос №3 Государственный строй Древнего Египта:

По мнению большинства ученых человеческая цивилизация зародилась в Древнем Египте – в Северной Африке в долине реки Нила. Уже в IV тыс. до н.э. в долине реки Нила существовало около 40 городов-государств (номов). Жизнь всех 40 номов была связана с р.Нил, поэтому в истории этого государства рано появилась тенденция к централизации. Уже к середине IV тысячелетия возникло 2 царства: верхний (южный) и нижний (северный) Египет.

Около 33 века до н.э. царь верхнего Египта – Мин завоевал Нижний Египет и принял титул царя Верхнего и Нижнего Египта. Таким образом, возникло централизованное деспотичное государство, просуществовавшее примерно три тысячелетия.

Деспот в Древнем Египте – фараон – был носителем всей полноты государственной власти. Его личность обожествлялась вплоть до того, что запрещалось вслух произносить его имя и титул «фараона» обозначает «большой дом». Фараон считался сыном Бога солнца Ра. Непосредственно фараон давал указания верховному чиновнику джати. Джати и стоял во главе огромного чиновнического аппарата.

В Египте существовали прообразы министерств. Например: «дом сокровищ» - финансовое ведомство, «дом оружия» - военное ведомство, «дом главного архитектора» - ведомство общественных работ.

В м/у сохранилось деление всего государства на Верхний и Нижний Египет, в котором правили назначенные фараоном наместники. Соответственно и отдельные номы превратились в административно-территориальные единицы, в которых правили номархи. Если раньше это были местные цари, то после объединения Египта они превратились в чиновников. Низшей единицей управления выступала община, в которой сохранялось определенное самоуправление – выборы старосты, распределение налогов, разрешение незначительных споров и т.д.

Судебная власть не была отделена от административной, и судопроизводство осуществляли соотв. чиновники. Джати принадлежали полномочия. Отчасти судебные функции принадлежали жреческим коллегиям. Длительное время армия в Древнем Египте была основана на ополчении. Лишь в период нового царства окончательно сложилась регулярная профессиональная армия.

В VI веке до н.э. Египет был захвачен персами и вошел в состав их империи. В I веке до н.э. Египет вошел в состав Римской империи. В VII веке н.э. Египет был завоеван арабами.

 

 

Вопрос №4 Судебник вавилонского царя Хаммурапи:

Рассмотрим основные черты древневосточного права на примере Судебника Хаммурапи. В Междуречье Тигра и Евфрата, как правило, не возникало прочных государственных образований. Наибольшей концентрации деспотическая власть достигла в Междуречье в годы правления вавилонского царя Хаммурапи (18 век до н.э.).Издание законов предшествовали народные явления и неслучайно о введении к этим законам царь обещал оказать помощь обездоленным. Законы были выбиты на каменных столбах и расставлены для всеобщего ознакомления. На этом столбе был изображен сам царь Хаммурапи, нарушение норм судебника считалось не только преступлением, но и религиозным грехом. Судебник Хаммурапи характеризуется низким уровнем юридической техники. Так, законы написаны сплошным текстом, без выделения статей.Хаммурапи основан на принципе сословности, то есть в нем открыто закрепляется различный правовой статус отдельных категорий населения. Сословие – категория населения, имеющая особенный правовой статус и передающийся по наследству. Первое сословие авилум – «человек», то есть свободные полноправные жители Вавилона. Второе сословие «мушкенум» - стоящие на коленях, склоненные вниз, сводные, но неполноправные по отношению к авилум, люди. 3-е сословие – вардум – «раб», рабы, будучи собственностью государства, храмов, общин или отдельных лиц при этом обладали определенной правоспособностью, т.е. могли обладать имуществом, заключать договоры, вступать в брак со свободными, обращаться в суд и т.д.В судебнике Хаммурапи регулируются такие договоры, как купля-продажа, найм, заем, личные подряды. Основная часть судебника посвящена определению наказания за правонарушение. Преступление понималось, как ущерб, нанесенный отдельному лицу или корпорации.

.

 

 

Вопрос №5 Законы Ману:

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются Законы Ману (Ману — мифический бог). Точное время составления этих Законов неизвестно. Предполагается, что они появились в период между II в. до н.э. и II в. н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Право собственности. Законы указывают семь возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Среди основных видов собственности Законы называют землю. В Законах Ману упоминается о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. При рас­смотрении этих споров прежде всего учитывалось мнение родственни­ков и соседней. Они же имели право преимущественного приобретения земли, община, игравшая значительную роль в общественных отношениях, стремилась ограничить частное землевладение. Обязательства. Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах Говорится об обязательствах из договоров. Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров - договор займа. Закон твердо устанавливает нерушимость и преемственность долговых обяза­тельств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он должен был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. Договор купли-продажи также упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми, и торговля рассматривалась как занятие, недостойное для высших каст.Упоминается в Законах Ману договор дарения. Устанавливая положения, регулирующие отдельные виды догово­ров, Законы сформулировали и некоторые общие для всех правила. Так, договор являлся недействительным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, старым рабом, неуполномоченным. Недействи­тельной являлась сделка, совершенная с обманом, с принуждением, а также соглашение, заключенное в нарушении дхармы, принятой в деловых отношениях. Устанавливалось также, что сделка расторгается таким же образом, как и заключалась. Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огорожен­ном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движе­нием повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю. Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полнос­тью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследова­ния устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало. Уголовное право и процесс. Уголовное право, представленное в Законах Ману, с одной стороны, отличается довольно высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потер­певшего и виновного к определенной варне. С другой стороны, Законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности общины за пре­ступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Вопрос №6 Происхождение государства в Афинах:

В отличие от др. Востока структурообразовательным элементом античной цивилизации был полис, который историки определяли как город-государство. Античные государства сформировались в среднеземноморском регионе, в котором не было условий для ведения крупного орошаемого земледелия и, соответственно, не было необходимости в сильной централизованной власти. Не случайно такие античные государства как полисы Др. Греции, Др. Рим, Карфаген, города-государства Азии существовали на побережье Средиземного моря. Их экономической основой кроме земледелия было также высокоразвитое ремесло и торговля.

Античные государства в отличии от древневосточного достигали большого уровня развития в рамках небольших по территории городов-государств, в которых как правило, устанавливалась республиканская форма правления.

Типичным античным государством являлись Афины. На рубеже 2-1 тысячелетия до нашей эры Афины переживали период разложения первобытнообщинного строя. Афины представляли из себя не прочный союз 4 племени-филы. В каждой филе существовал строй военной демократии, т.е. выделялось 3 органа управления:

· базилевс – военный вождь, которого избирали на пожизненный срок и постепенно возникал обычай избирать его из 1 и того же знатного рода.

· Була – совет старейшин, в состав которого входили главы родов.

· Агора – народное собрание, в котором имели право участвовать только мужчины – воины, т.о. народное собрание совпадало с военным ополчением.

Дальнейшее развитие общества зависело от того, какой центр власти станет преобладающим. Если на ДР. Востоке усилилась власть военного вождя – жреца, то в античных государствах отсутствие необходимости в сильной централизации привело к образованию аристократии / демократических республик.

Происхождение государства в Афинах связывается с реформами полулегендарного базилевса Тезея.

1. Синайкизм (объединение) – объединение 4 фил в единое общество.

2. Создание новых надобщинных органов правления. Была создана коллегия архонтов (правителей), которые сначала избирался на пожизненный срок, потом на 10 лет, потом на 1 год, сохранив некоторые судебные и жреческие функции, вошел в состав коллегии в качестве рядового члена.

 

Реформы Солона. Их значение:

В VII-VI вв. до н.э. в Афинах активно развивались товарно-денежные отношения, в которых втягивались все сословия, в т.ч. и геоморы. Широкое распространение получили договоры займа под залог земли (ипотека). Значительная часть рядовых афинян оказались под угрозой потери земли и долгового рабства. Афины оказались на грани гражданской войны. Для избежания этого в 594 г. до н.э. с согласия и эвпатридов и демоса был избран архонтом чрезвычайных полномочий Солон.

Солон издал следующие законы:

1. Сисакфия (стряхивание бремени) т.е. Солон отменил все долги, запретил впредь продавать в рабство за долги и выкупил за государственный счет тех афинян, которые уже были проданы в рабство.

2. Цензовая.

К началу VI в. до н.э. в Афинах возникло несоответствие между законностью и богатством. Это необходимо было отразить в политике и военной организации.

Солон разделил всех афинян на; имущественных класса:

- пятисотники (пентакосиомедин) – те, кто имел годовой доход больше 500 мер масла, вина, урожая.

- Трехсотники (всадники).

- Двухсотники.

- Феты – меньше 200 мер.

Пропорционально имущественному достатку Солон распорядил военные и политические права и обязанности.

Например, пятисотники занимали высшие командные посты и несли литургии, т.е. общественные повинности. Ех: король, часть стены.

Трехсотники служили в кавалерии, а двухсотники в тяжелой пехоте.

Феты или вообще не привлекались к военной службе, или несли ее во вспомогательных отделениях.

3. Создание новых органов управления. Солон считал, что все слои афинского общества должны иметь возможность участвовать в решении государственных вопросов.

Пятисотники получили монопольное право быть архонтами и входить а ареопаг. Для 2 и 3 разрядов Солон создал спец. Орган – совет четырехсот, в который избирались по 100 человек из каждой филы. Наконец, все граждане, не зависимо от имущественного положения имели право участвовать в народном собрании и в новом судебном органе – гелиэе (суд солнца).

Солон издал иные законы, направленные на поощрение торговли и ремесла.

Реформы Солона носили противоречивый характер: с одной стороны, он усилил влияние торгово-ремесленных кругов Афин, но с другой стороны, сохранил деление на 4 родовые филы и не лишил ареопаг его высшей контролирующей функции.

Реформами Солона были недовольны и эвпатриды, потерявшие доли и земли, так и геоморы, которые потребовали передела земли. Солон был обвинен в злоупотреблении и был изгнан.

Противоречия в Афинах сохранились между аристократией и демосом. В этих условиях знатный афинянин Писистрат, приняв сторону демоса, установил свою тиранию. В целом тирания носила конструктивный характер. Во-первых Писистрат предотвратил открытое столкновение между аристократией и демосом, во-вторых, тиран проводил активную политику поощрения торговли и ремесла. В годы правления Писистрата Афины выросли в крупнейший полис Др. Греции, но после его смерти к власти пришли его сыновья, установившие жестокую диктатуру. В 509г. до н.э. – тирания была свергнута.

 

Вопрос №7 Общественный и государственный строй Афинской демократии:

Демократия в Афинах носила рабовладельческий характер. Господствующим сословием в Афинах были граждане – Афиняне. К гражданам относились те, кто был рожден в законном афинском браке. В редких случаях гражданство предоставлялось иностранцам. Только граждане имели право требовать социальной помощи от государства. В военно-политической сфере только граждане могли быть полноправными членами военного ополчения и занимать государственные должности. В сфере государственного управления могли принимать участие только мужчины. Наряду с афинянами в Афинах выделялась коллегия свободных, но неполноправных – метеки (иностранцы). Метеки не имели право обладать недвижимостью и участвовать в государственном управлении, при этом они платили налоги и привлекались к военной службе во вспомогательных подразделениях. Метеки в основном занимались ремеслом и торговлей. Основной категорией населения в Афинах были рабы. В античности сложилось классическое рабство, т.е. по своему положению раб был приравнен к вещи. Рабский труд стал основным. Историк Валлон в своей книге «История античного рабства» установил, что на 20.000 афинян-мужчин было примерно 300.000-400.000 рабов.Т.о., демократия существовала лишь внутри граждан общины, но сама гражданская община выступала в качестве коллективного диспута по отношению к метекам и рабам.Главным органом управления Афин было эклессия. В народном собрании имели право участвовать только афиняне-мужчины, старше 21 года. Эклессия решала все основные вопросы государственного управления, принятие и изменение законов, вопросы о войне и мире, установление налогов, избирание должностных лиц, назначение послов. Народное собрание выступало в качестве высшей судебной апелляционной инстанции. Народное собрание созывалось 4 раза в месяц, т.е. 40 раз в году. Наряду с обычными созывались и чрезвычайные собрания – для принятия решения народным собранием должны были участвовать не менее 3.000 граждан. Решения вопросов об остракизме менее 6.000 граждан. Решения принимались голосованием, причем каждый гражданин имел 1 голос. Совет пятисот, который историки называли правительством Афин. Это был орган постоянно действующий. Его основное назначение – готовить дела для народного голосования, кроме того совет пятисот надзирал над должностными лицами и был хранителем государственной казны. Гелиэя – суд присяжных, состоящий из 6.000 граждан. Делилась на 10 комиссий, 501 присяжных. Все три органа принимали участие в законотворчестве: 1. Инициатором принятия нового закона мог стать любой гражданин, о чем он заявлял в народном собрании. 2. Народное собрание поручало совету пятисот рассмотреть законопроект и дать заключение. 3. На очередном народном собрании законопроект ставился на голосование. 4. После удовлетворения законопроекта народным собранием, то законопроект направлялся в Гелиэю, где он обсуждался и одобрялся в форме судебного процесса. 5. Лишь после утверждения законопроекта в Гелиэе он начинал действовать. 6. Через год вновь обращаются к обсуждению закона и определении его достоинства и недостатков. Важную роль в афинской демократии играли должн. Коллегии, которые формировались и действовали на основе некоторых принципов: Выборность, Срочность (1 год), Коллегиальность, Ответственность, т.е. за злоупотребление своей власти должностные лица привлекались к ответственности, Возмездность.

Большинство должностных лиц, за исключением стратегов, получали плату. В Афинах существовали такие коллегии, как архонтов, стратегов, ареопаг. Т.о., в Афинах существовала демократическая рабовладельческая республика. С конца 5 века до н.э. наступает кризис афинской демократии. Внешней причиной кризиса афинской демократии было поражение в войне со Спартой в 404 г. до н.э., но основная причина кризиса в развитии рабства. Более дешевый труд многочисленных рабов привел к массовому разорению значительной части рядового гражданства. Идет процесс превращения демоса в охлос (толпа) и соответственно демократия переходит в охлократию. В политической жизни доминирующее положение получили демагоги – выходцы из богатых, но не знатных торгово-промышленных кругов, которые в борьбе с предпринимателями аристократии ловко использовали толпу. Демагог в переводе «защитник народа» и вначале это было почетное звание. В целом афинская демократия доказала, что самый лучший способ укрепления демократии – ее расширение, вплоть до ее перехода в охлократию. Так демагоги добились введения платы за участие в народном собрании. В 4 веке до н.э. Афины были завоеваны Македонией, а затем вошли в состав Римской империи

 

 

Вопрос №8 Общественный строй и органы управления в Риме в царский период. Реформы С.Тулия:

По мнению историков, г. Рим был основан в 753 г. до н.э. выходцами из различных племен, населявшим центральную часть Апенинского полуострова:

- латины,

- сабины,

- этрусски.

В царский период в Риме сформировались 3 сословия свободных:

1. привилегированное сословие (патриции – дети отцов) – потомки основателей г. Рима, которые были объединены в 3 племени – трибы, каждая из которых состоит из 100 родов. После возникновения замкнутой патрицианской организации г. Рим продолжал пополняться за счет пришлого населения. Так возникло:

2. самое многочисленное сословие – плебеи.

3. Те пришлые люди, которые заключали с патрициями договоры о покровительстве и составили третье сословие – клиенты.

В отличии от плебеев клиенты входили в состав патрицианских родов, но в качестве неполноправных. Рабство в Риме в царский период носило патриархальный характер.

В Риме в царский период существовали следующие органы:

- Военный вождь – рекс. Избирался в народном собрании на пожизненный срок. Рекс был носителем высшей военной и судебной власти.

- Сенат, состоял из 300 глав патрицианских родов.

- Народное собрание – в виде куриатных комиций.

Военное ополчение состояло из 30 подразделений – курий. В курию входили воины – патриции 10 родов. Плебеи не имели право участвовать в этих органах управления, но при этом регулярно призывались к военной службе с самого начала истории др. Рима возникло острое противоречие между патрициями и плебеями, - в результате войн постоянно расширялось общее поле, к пользованию которым плебеи не допускались. Страдая от малоземелья, плебеи в основном занимались ремеслом и торговлей. Впервые это противоречие попытался разрешить шестой римский рекс Сервий Тулий, который провел в 6 веке до н.э две реформы:

1. Центуриатная (центуриат – военная реформа). Стремясь по новому организовать армию, С.Тулий ввел новую военную единицу – центурию (сотню). Для этого он разделил всех свободных жителей Рима на % имущественных разрядов:! класс > 100.000 ассов. % класс от 11 до 22 тыс. ассов. Те свободные, которые имели доход меньше 11.000 ассав, относились к категории пролетариев (имеющих только потомство). Они или вообще не призывались к военной службе, или составляли вспомогательные подразделения. Каждый класс поставлял определенное количество центурий. Всего центурий 193, при этом 1 класс имел 18 центурий всадников и 80 –центурий тяжеловооруженной пехоты. Т.е. первый класс составлял больше ½. Важно то, что в эти центурии были включены и плебеи и совпадение военной и политической организации предопределило возникновение нового вида народного собрания – центуриатных комиций. Фактически это означало признание за плебеями статуса гражданства.

2. Трибутная реформа. (террит.). С.Тулий разделил всю территорию Рима на 4 городских и 17 сельских триб, включив в них плебеев. Т.о., в результате этих реформ и плебеи, и патриции были объединены в рамках военно-политической организации. Историки предполагают, что С.Тулий хотел провести и земельную реформу, наделив плебеев частью «общего поля». Это вызвало гнев у патрициев и С.Тулий был убит. К власти пришел седьмой и последний римский рекс - Тарквиний по прозвищу «гордый», который установил в Риме жесткую тиранию. В результате восстания Тарквиний был изгнан из Рима.

В 509г. до н.э. патриции решили избрать нового рекса, но при этом сохранить высшую власть, изменив лишь его носителя. Вместо рекса были избраны два должностных лица – консулы и лишь на 1 год. Т.о. в Риме была установлена республиканская форма правления.

 

Вопрос №9 Эволюция общественного строя Рима в период республики:

Общественный строй в Риме, в период республики (V-IV вв. до н.э.) развивался по 2 основным направлениям:

1. борьба плебеев и патрициев.

2. Изменение характера рабства.

Плебеи с самого начала установления республики начинали борьбу за рабство с патрициями:

- В сфере экономики плебеи допускались к общему полю и ограничение долгового рабства, от которого в основном страдали плебеи.

- В политической сфере плебеи добивались допуска к патрицианским должностям и в сенат.

- В социальной сфере плебеи требовали отмены запрета брака с патрициями, вхождения в жреческие коллегии.

В своей борьбе плебеи опирались на свое численное превосходство и регулярно прибегали к сецессии (право выхода) – т.е. уход из города с угрозой основать свое плебейское государство. Всего сецессией плебеи воспользовались 3 раза:

Первая произошла через несколько лет после установления республики и была вызвана злоупотреблением консулов при разрешении судебных споров о долгах. В результате 1 сецессии плебеи добились права избирать из своего состава своих должностных лиц – 2 народных трибунов. Эти должностные лица получили право вето («я запрещаю») на решение консулов и сената. Народные трибуны избирались на плебейских собраниях по трибам.

Вторая сецессия произошла в середине 5 века до н.э.

Для предотвращения злоупотребления со стороны консулов плебеи потребовали записи обычаев и патриции согласились с условием, что будет избрана специальная коллегия из 10 патрициев – законодателей (децелебры).

Вторая сецессия в 451г. до н.э. децелебры составили 10 досок законов (таблиц) и заявили о необходимости дополнения этих законов и поэтому в следующем году вновь были избраны. После добавления 2 таблиц децелебры отказались сложить с себя полномочия и установили в Риме тиранию. В результате 2 сецессий плебеи добились свержения тирании и восстановления должности консула и народных трибун.

Законы 12 таблиц закрепили запрет браков между патрициями и плебеями. Но через несколько лет был принят закон, который разрешал браки между патрициями и плебеями. Большое значение имел закон Петелия, который существенно ограничил долговое рабство. В ответ на это уступки патрициии стали создавать новые потрицианские должности – преторов (цензоров), которые проводили перепись населения и включали новых членов в сенат.

Большинство плебеев страдали от малоземелья и требовали допуска к общему полю, но, к вопросу о допуске к патрицианским должностям относились безразлично (индифферентно).

Важное значение имело принятие в 367 г. до н.э закона Лициния-Секстилия, который состоял из двух проектов:

1. допуск плебеев к общему полю.

2. допуск плебеев к должности консула.

К началу 3 века до н.э плебеи стали избираться на все остальные должности, входить в Сенат и жреческие коллегии.

Патриции не соглашались признавать в качестве общегосударственных законов решения, принятые на плебейских патрицианских собраниях – плебесциты. В 287 г. до н.э. был принят закон, по которому плебесциты были приняты общеобязанными.

Так завершилась борьба плебеев и патрициев, и в Риме сложился новый сословный слой. Патриции и верхушка плебеев объединились в сословие нобили – крупные землевладельцы, аристократия.

Второе сословие – всадники – зажиточные торгово-ремесленные круги. Остальная часть рядовых граждан составила сословие плебеев.

К 3 веку до н.э. в Риме изменился характер рабства. Рабство стола классическим (основная производственная сила).

 

Вопрос №10 Кризис Римской республики и военная диктатура:

Со 2 в. до н.э. начался кризис Римской республики. Это проявлялось в размывании социалистической основы республики. Успешные завоевательные войны предопределяли обилие дешевых работ, и, соответственно рабский труд становился основным.

В с IX начинают преобладать латифундии, т.е. круги рабовладельческого хозяйства нобилей.

Граждане-земледельцы не выдерживают конкуренции и разоряются. Аналогичные процессы происходят в ремесле, но это предопределило любенизацию (обобщение) значительной части гражданства.

Другой причиной кризиса Римской республики было несоответсвие между формой правления и формой государственного устройства. В результате успешных завоевательных войн Рим из большого города-государства превратился в средиземноморскую империю, тогда как республиканские органы управления были рассчитаны на небольшую городскую общину. В истории другого мира такого рода империи предлагали установленные монархические формы правления.

Кризис Римской республики проявлялся в 3 видах войн:

1. Восстание рабов (например, восстание Спартака). Та трудность, с которой были подавлены эти восстания, показала неэффективность республиканской формы правления.

2. Войны союзнические. Значительную часть римской армии составляли латины – союзники и иные италийские племена. В ходе этих войн союзники добились права гражданства, что в несколько раз увеличило состав граждан.

3. Войны гражданские. Внутри самой римской общины.

Условно выделяют два политических течения:

- оптиматы (т.е. представители нобилитета, которые выступали за расширение полномочий Сената);

- популяры (представители нобилитета и всадничества, которые в борьбе за власть с оптиматами использовали лозунги защиту интересов римского народа).

Во 2 половине 2 века до н.э. кризис Римской республики попытались приостановить знаменитые братья Гракхи.

В своих реформах Гракхи прежде всего пытались решить вопросы земли, введя размер предельного землевладения (500 югеров). Излишки раздавались обезземеленным гражданам. Кроме того, Гракхи пытались расширить политическое влияние всадников и были сторонниками предоставления гражданства союзникам. Гракхи были обвинены в стремлении перейти к тирании и убиты. В целом, стремление Гракхов возродить среднее и рядовое гражданство было утопическим, т.к. дешевый труд рабов был более рентабельным.

В конце 2 в. до н.э возникли серьезные трудности с набором в армию, т.к. разорившиеся граждане не могли сами себя вооружить и прокормить. В этих условиях консул Гай Марий провел военную реформу – в легионы стали записывать всех желающих, независимо от имущественного положения. Было введено жалование для воинов, а ветераны (14 лет) получали земельные участки. Если раньше политическая и военная организация совпадали, то после военной реформы Гая Мария, армия становилась фактически наемной, подчинение определялось военноначальнику и заинтересованным в его политическом влиянии.

Эта реформа создала предпосылки для установления военной диктатуры. Впервые в ходе гражданской войны военную диктатуру установил противник Г.Мария – оптимат Корнелий Сулла.

В 80 гг. до н.э. Эта диктатура опиралась не на решения Сената, а на военную силу, и в отличии от прежних диктатур, не была ограничена сроком. Диктатура Суллы носила жестокий характер, это проявлялось в издании проскрикуций, т.е. списков граждан, объявленных вне закона.

Но спустя несколько лет, Сулла добровольно сложил с себя полномочия диктатора.

После смерти Суллы вновь началась гражданская война. В ходе нее ни один военноначальник – политик не мог брать верх над дружинами. В 60 г. до н.э. было заключено соглашение о разделе власти: Помпей, Красс, Гай Юлий Цезарь.

Помпей выступал сторонником Сената, открыто выступал и Г.Ю.Цезарь.

В результате этой войны была установлена новая военная диктатура. Кроме того, что свои полномочия диктатора Цезарь сделал бессрочными, он нарушил другую норму Римской республики. Одновременно занимал должности консула, цензора, верх. Трибуна и понтифика.

Диктатура была более мягкой по отношению к диктатуре Сулла. Он стал вести себя как монарх, поэтому в результате заговора Цезарь был убит.

Гибель Цезаря привела к новой вспышке гражданской войны, в ходе которой сформировался 2 триумвиат: Антоний, Лепид, Октавиан.

Антоний имел большой авторитет в армии и считался безусловным претендентом на установление военной диктатуры, но большее значение имел тот факт, что Октавиан был родственником Цезаря и постепенно стал восприниматься в качестве его наследника. В междуусобной войне Октавиан одержал победу в 32 г. до н.э.

Спустя 4 года Октавиан торжественно объявил о сложении с себя чрезвычайных полномочий, окончание гражданской войны и восстан-и республики (27 г. до н.э.). Историки считают, что это событие и ознаменовало падение Римской республики и установление империи.

 

 

Вопрос №11 Общественный и государственный строй Рима в период империи:

В истории Римской империи выделяется 2 этапа:

1.Принципиат (27 г. до н.э. – 284 г. н.э.).

2.Доминат (284 г н.э. – 476 г. н.э.).

Принципиат:

Основателем режима принципиата является Октавиан, который после формального сложения с себя чрезвычайных полномочий в 27 г. до н.э. реально сохранил всю полноту власти. В целом, принципиат характеризуется внешним сохранением республики, за которым скрывалась монархическая власть принцепсов.

Октавиан получил это почетное звание как «первый среди равных» в Сенате. Принципс председательствовал в Сенате и руководил его работой. Утверждение / отклонение законопроекта зависело от его воли. Комиции созывались только для одобрения уже принятого принцепсом решения. С конца первого века комиции вообще не создаются. Принцепс был носителем титула императора, и, поэтому выступал в качестве верховного военноначальника. Экономической основой власти Принцепса были императорские провинции, доходы от которых поступали в личную казну принцепсов – фиск. Остальные повинности назывались сенаторские и доходы от них поступали в общую казну. Идеологической основой власти принципса был возникший еще при Октериане культ личности императора. Октавиан получил титул Августа, т.е. Божественного. Многие вопросы государственного правления принципс решает в рамках синклита, т.е. ближайшем окружении, но принципиат, как форма монархии имеет 2 особенности:

1. Отсутствие императорского чиновнического аппарата, государственные функции продолжают обсуждать республиканские магистратуры, но их выборы становятся формальными и кандидатуры утверждает сам принципс. Сам Принципс являлся носителем большинства высшей магистратуры.

2. Отсутсиве формального наследования престола, нового принципса провозглашал Сенат. Но уже Октавиан ввел практику назначения приемника еще при жизни. Общественный строй в период принципиата характеризовался сохранением классического рабства и постепенным разложением гражданства. В 212 г. предоставили всем свободным жителям права гражданства.

В 3 веке возникли предпосылки установления в Риме открытой монархии. Из ближайшего окружения императора формировался чиновничий аппарат, в следствии чего отпала необходимость в республиканских магистратурах. Сенат охотно преобразовался в совещательный орган при императоре и сенатконсульты вытесняются актами императора конституции. Началом Т домината считается год вступления на престол Диоклетиана.

Диоклетиан окончательно закрепил за собой титул dominus – господин. Император стал открыто вести себя как монарх. Были введены сложные дворцовые церемонии.. Диоклетиан провел военную, административную, финансовую реформу, которые укрепили императорскую власть.

Существенные изменения произошли в общественном строе – Рим перестал вести успешные завоевательные войны, а вел лишь оборонительные. Это привело к резкой нехватке рабской силы. Это привело к переводу большого числа рабов в категорию колонов. Колоны – рабы, посаженные на землю. Одновременно с этим к земле прикрепились и свободные земледельцы. Император издавал акты, ограничивающую свободу перехода арендатора с 1 местности в другую. Кризис торговли и ремесла привел к возникновению элементов натурального хозяйства и, следовательно, к экономической раздражительности.

В период домината произошло окончательное разрушение гражданства и возникновение согл. Строя, т.е. за отдельными категориями населения был закреплен отдельный наследственно-правовой статус. Ближайшее окружение императора составило высшее сословие – императорское. Местная знать получила статус декурионов. Возникли замкнутые сословия ремесленников, купцов, военных и т.д.

Большое значение имело объявления христианства общегосударственной религии при императоре Константине – середина 4 века. Император в 330 г. перевел столицу из Рима в Константинополь. Кризис западной части Римской империи привел к фактическому и формальному разделению империи на 2 самостоятельных государства – Западная Римская империя и Восточная Римская империя.

Глубокий экономический и политический кризис привел осложнению Западной Римской империи и к ее падению в 476 г.

Историки до сих пор спорят о причинах кризиса и падения Западной Римской империи. Одни объясняли это вторжением варварского племени, другие историки объясняли это тем, что Рим перестал быль торгово-промышленным и политическим центром всего Средиземноморья, и торговые пути сместились на Восток. Сторонники цивилизованного подхода (Данилевский, Тойный, Шпенглер) – каждая цивилизация закономерно неизбежно проходит этапы не только зарождения и расцвета, но и упадка и гибели.

 

 

Вопрос №12.

«Corpus juris civilis» — современное название свода римского гражданского права, составленного в 529—534 при византийском императореЮстиниане Великом. Известен также под названиями «Свод Юстиниана» или «Кодификация Юстиниана».

Первоначально свод состоял из 3 частей:

§ Институций (4 тома, представляющие собой учебник для начинающих юристов).

§ Дигест (50 томов, составленных из трудов классических римских юристов, с интерполяциями кодификаторов).

§ Кодекса Юстиниана.

Позже была добавлена четвёртая часть, «Новеллы» (168 новых законов, опубликованных после составления кодекса).

Для «Corpus juris civilis» характерно стремление соединить разнообразные ветви римского права и придать новое содержание отдельным старым правовым понятиям и институтам и таким образом сохранить их жизненность. В XII веке свод получил название «Corpus juris civilis». Впервые издан вXVI веке Дионисием Готофредом.

 

Практическое значение кодекса Юстиниана и других частей Corpus juris civilis на Востоке, а начиная с эпохи подготовки рецепции римского права (XII век) — и на Западе, было больше значения кодекса Феодосия, так как к нему приурочилось применение и изучение римского права. В Средние века в Западной Европе начинается активное усвоение римского права. Враннефеодальных монархиях, образовывающихся на развалинах Западной Римской Империи, сохранились элементы римской правовой культуры и законодательства. Для галло-римского населения создавались специальные сборники римского права, наибольшую известность из которых получил lex Romana Wisigothorum (breviarum Alarcianum), составленный в начале 6 в. Эти сборники вплоть до 11 в. оказывали заметное влияние на развитие феодального права Франции и других стран Западной Европы. Практическое значение кодекса Юстиниана и других частей Corpus juris civilis на Востоке, а начиная с эпохи подготовки рецепции римского права (XII век) — и на Западе, было больше значения кодекса Феодосия, так как к нему приурочилось применение и изучение римского права. В Средние века в Западной Европе начинается активное усвоение римского права. Враннефеодальных монархиях, образовывающихся на развалинах Западной Римской Империи, сохранились элементы римской правовой культуры и законодательства. Для галло-римского населения создавались специальные сборники римского права, наибольшую известность из которых получил lex Romana Wisigothorum (breviarum Alarcianum), составленный в начале 6 в. Эти сборники вплоть до 11 в. оказывали заметное влияние на развитие феодального права Франции и других стран Западной Европы.

 

Вопрос №17 и 18 Государство Франков:

На территории бывшей Римской империи сложились варварские государства. Они возникали в результате завоевания провинций союзами германских племен – государство вандалов, бургундов, готов, вестготов. Варварские государства были непрочными политическими образованиями – легко возникали и исчезали. Исключение составляло государство Франков: оно возникло в конце 5 века н.э. в результате завоевания союзом германских племен Франков, римской провинции – Галлии (Франция). В момент завоевания у Франков господствовал строй военной демократии, но само завоевание территории предопределяло ускоренное разложение родоплеменных отношений и возникновение государства. Вождь франков – Хлодвиг – после завоевания уничтожил почти всех представителей франкской родоплеменной знати и установил единоличную власть. Т. о. Государство франков возникло как монархия, которую историки называют раннефеодальной. Особенность государства Франков в том, что оно стало сразу формироваться, как феодальное, минуя этап рабовладения.

Феодализм предполагал наличие двух основных классов: крупные землевладельцы и зависимое крестьянство. Крупные землевладельцы в государстве Франков сформировались из следующих категорий населения:

1. Военная знать, ближайшее окружение Хлодвига. Хлодвик стал раздавать землю своим приближенным в виде аллода – частичное наследование землевладения.

2. Мест. Галла Римская знать, которая признала власть Хлодвига и сохранить свои Латифундии.

3. Христианская церковь: монархии, паства, чему способствовало притяжение христианства Хлодвига и его окружения.

Класс зависимого христианства формировался следующей категорией населения: -местное завоеванное население, получало статус литов, т.е. полузависимых от местного землевладельца крестьян. Со временем к этой категории крестьян были отнесены и колоны; во-вторых, шел процесс закрепления самих рядовых Франков, которые первоначально жили свободными общинами – марка.

Широкое распространение получила комендация, т.е. добровольная отдача себя под покровительство местного крупного землевладельца. Это объяснялось тем, что сильной и организованной власти на местах не существовало и свободные Франки постепенно подвергнулись грабежам со стороны то одного, то другого местного землевладельца. В результате комендации сразу возникла личная и имущественная зависимость. Другим способом закрепления крестьян было закрепление договоров прекарий – землевладельцы захватили значительную часть земель и крестьяне страдали от малоземелья. В результате договора прекария крестьянин отдавал земельный участок в собственность земледельца, а тот, в свою очередь, передавал участок в аренду. В отличии от комендации, пекарий вначале порождал лишь имущественную зависимость, но не личную. С 7 века начинается массовый процесс закрепощения крестьян, когда целые общины заключали кабальные грамоты с местным землевладельцем.

По форме правления государство Франков – раннефеодальная монархия. После смерти Хлодвига власть перешла к его сыновьям, и, т.о., утвердился принцип наследования, но, первоначально, Хлодвиг рассматривался в качестве военного вождя и должен был учитывать мнение такого органа, как «мартовское поле» – общее собрание всех франков, но, со временем, собрание франков приобрело форму простых военных смотров и стали называться «майские поля». Аппарат управления формировался из личных слуг монарха, так, высшим должностным лицом стал майордом – старший по дому. Так смотритель конюшни стал командующим конницы – маршал. Личный писец Хлодвига стал в целом заниматься государственным делопроизводством – канцлером. Такой способ формирования государственного аппарата объяснялся тем, что Хлодвиг, его наследники относились к государству, как к своему личному хозяйству. В 8 веке династия Хлодвига ослабла. Государство разделилось на 4 части, в которых реально правили не потомки Хлодвига, а майордомы. Это объяснялось тем, что в результате раздачи земель своим приближенным в виде аллодов сами потомки Хлодвига остались безземельными. Характерная черта феодализма в прямой зависимости реальной власти от объема землевладения. В первой половине 8 века возникла реальная угроза арабского завоевания и стали вторгаться в государство Франков. В этих условиях майордом Карл Мартелл объединил все государство в ходе подготовки к решающему сражению с арабами и провел одновременно земельную и военную реформы. Карл Мартелл объявил набор в армию, у непокорных землевладельцам отобрал землю, а также реквизировал часть земель церкви. Эти свободные земли он стал раздавать, но не в виде аллода, а в форме бенефиция (благодеяния) – условное ненаследуемое землевладение за военную службу. Создав, т.о. боеспособную армию – кавалерию – в решающей битве 732 г. при Пуатье франки одержали победу.

Сын Карла Мателла сверг последнего потомка Хлодвига, в государстве франков стала править новая династия Каролингов. Внук Карла Мателла, имея хорошо организованную дисциплинированную армию осуществлял значительные внешние завоевания и в 800 г. был объявлен Римским Папой императором. Т.о. государство Франков преобразовалось в империю Карла Великого. В рамках этой империи и завершился процесс феодализации. Специальными актами император обязал крестьян найти себе господина. Постепенно сложился обычай передачи земельных владений сыну Бенефициария и т.о. возникла новая форма землевладения – феод – условно наследуемое землевладение за военную службу. Испытывая трудности в управлении органами империи, Карл Великий стал крупным феодалам иммунитетные грамоты, в которых раздавал им право самостоятельно вершить суд, собирать налоги, иметь свою армию, вести внешние войны. Т.о. крупные феодальные владения переросли в минимальные государства. После смещения Карла Великого начались междоусобные войны и поэтому в 943 г. 3 внука Карла Великого заключили Верденский договор, по которому империя делилась на 3 самостоятельных государства. Позднее они назвались Франция, Германия, Италия.

 

Вопрос №19 Салическая правда:

 

Возникновение Салической правды: “Варварскими правдами” называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права. Наиболее известна Салическая правда (по точному названию - “Салический закон” - Lex Salica). Временем ее возникновения принято считать конец V столетия - момент расселения франков на завоеванных землях. Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни. Заметно то, как неохотно и даже враждебно встречают общинники всякое новое лицо. Достаточно возражения одного из общинников, и чужак должен покинуть селение. Нераспаханные пустоши, леса и выгоны принадлежат всем сообща. Это - седая старина.

 

Аллод и собственность: Длинные ряды заборов, окружающих пахотные наделы, - это уже новое. “Огороженное место” неприкосновенно, пока не убран хлеб. Только после сбора урожая будет снята изгородь и скоту будет позволено пастись повсюду. Частное и общинное уживается здесь на основе временного компромисса.

Но, однако не верно то, что огороженная земля была частной собственностью. Против этого говорит правило: если в семье не остается наследника, пахотный участок возвращается общине (и та передает его тому, кто в нем нуждается). Не случайно, что Салическая правда ни единым словом не упоминает о купле-продаже земли. Зато с особым рвением стремится законодатель оградить от посягательств частное хозяйство крестьянина. Судебные штрафы, назначенные за кражу вещей, разработаны так тщательно, что, кажется, не остается ничего, что ускользнуло бы от внимания.

Особое внимание в Салической правде уделяется Аллоду. Аллод (нем. Allod, французское al - полный и od - владение) у германских племен и в раннефеодальных государствах Западной Европы свободно отчуждаемая индивидуально-семейная земельная собственность. С развитием феодальных отношений большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские держания, аллоды крупных и средних землевладельцев - в бенефиции и феоды. Как пережиток аллодиальная собственность существовала и при развитом феодализме. В Салической правде статьи об аллоде касаются в основном его наследования.

Движимое имущество сын и дочь наследовали в равной доле. Но земля переходила только к сыну. Во всем этом не было намеренной дискриминации женщины. Хотели одного: сохранить земельную собственность в данном роде. Когда же рода не стало, отпало и указанное ограничение; эдиктом короля Хильперика (518-584 гг.) устанавливалось, что при отсутствии у умершего сыновей наследует дочь, а если и ее нет - брат или сестра умершего, но не “соседи”, как это было раньше.

 

 

Брак: Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку муж приобретал власть над женой. После его смерти эта власть переходила к свекру, поскольку выкупная плата давалась им. К временам Салической правды эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы заняли вещи или деньки, которые муж приносил жене в качестве так называемого утреннего дара (в награду за невинность). Они оставались в семье. Жена должна была явиться в дом мужа, принося приданное. Разводы, вначале допускаемые, были запрещены по мере усвоения христианства (капитулярием 744 г.)

 

Сделки: Среди разног рода сделок особое место принадлежало займу. Долговое рабство Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность должника становится очень строгой. После просрочки платежа кредитор трижды являлся к должнику (со свидетелями), и каждый раз сумма долга возрастала на три солида. Конфискация имущества должника производилась графом.

 

Кровная месть: У всех нардов с незапамятных времен в том или ином виде существовал (а кое-где и существует до сих пор) обычай кровной мести. Не смотря на различие в формах осуществления и способах мести, свойственных разным народам, общим является убеждение в том, что без мести нет вечного покоя убитому. Традиции и соответствующее воспитание поставили кровную месть и у германцев выше всех других человеческих чувств. Не только старинные хроники, но даже рыцарские романы германского средневековья наполнены описанием непомерных жестокостей, совершаемых из мести.

Германские правды были составлены в то время, когда кровная месть была уже пережитком. Она стала особенно страшной с переходом к оседлости, с усовершенствованием оружия, с распадением старых родовых коллективов. Самосуд и государство находились в явном противоречии. Тем не менее, правды хотя и ограничивают, но не вовсе запрещают кровную месть. ”Кто мстит за причиненный всем нам ущерб, - говорит составленный в X веке Судебник Лондона, - пусть делает то, что делает” Составленная пятью столетиями раньше, Салическая правда, конечно, содержит указания на кровную месть. Если преступник на столько беден и настолько безроден, что не может собрать денег для своего выкупа, “он должен уплатить своей жизнью”. Тем не менее, Салическая правда скорее запрещает, чем поощряет месть. Она во всех случаях запретна, когда нет умысла, а значит и вражды. С этого, по-видимому, начинается ограничение кровной мести вообще. Где нет вражды, там достаточно возмещения ущерба. Наряду с этим запрещается кровная месть за ранение, а затем обычай убивать лучшего в роду.

 

Убийство, увечье: Пока человек потреблял все то, что добывал, для кровной мести не было замены. Единственной платой за жизнь и страдание оставались жизнь и страдание. Благодаря новой эпохе в системе наказаний на смену кровной мести приходит штраф. Переход к штрафу взамен кровной мести происходил непросто. Первые акты подобного рода встречали нескрываемое презрение. Принимать деньги за кровь ближнего, в особенности отца или брата, считалось несмываемым позором.

В самое ранее время размер штрафа должен был в каждом отдельном случае устанавливаться соглашением сторон. Многие народы сохраняли этот порядок, не зная никакого другого. Германские правды знают уже только твердо фиксированные суммы штрафов по всем тем видам правонарушений, которые они упоминают. Штраф за убийство они называют вергельдом - “ценой человека”.

Салическая правда назначает штраф в римских монетах - “динариях” и “солидах”. Убийство свободного франка искупалось уплатой 200 солидов. На эти деньги можно было приобрести не менее 100 быков

Салическая правда назначает неодинаковые наказания за убийство свободного мужчины, свободной женщины и свободного мальчика. В двух последних случаях вергельд повышается в три раза. Имеется в виду женщина, после того как она стала рожать. За убийство женщины, которая рожать не может, назначается 200 солидов.

Обычай, предусматривавший разный вергельд в зависимости от общественной ценности лица, таил возможность дальнейшей дифференциации по признаку его общественного положения. А это не одно и тоже. Указанная возможность была широко использована государством. Прежде всего, короли стали добиваться повышенной защиты для себя и своих слуг - администрации, дружинников, всех “верных” вообще. Реализуя соответствующий интерес, Салическая правда устанавливает за их убийство тройной вергельд. Всякий же, кто стоит ниже свободного франка - римлянин или полусвободный, - защищается значительно меньшим вергельдом. Убийство раба влечет за собой лишь возмещение его рыночной стоимости.

Необычайная детализация имеет место при оценке ранений. В некоторых правдах предусматривается, что размер штрафа зависит от величины раны, измеряемой в дюймах. Общим принципом является то, что за более тяжкое повреждение следует больше платить. Большой палец правой руки ценится дороже всякого другого, а самый дешевый - средний. Если отнято ухо, назначается одна цен, если утерян слух - вдвое большая; когда глаз выбит, говорит Аллеманская правда, - 40 солидов, если поврежден - 20 и т. д.

В самое древнее время судебный штраф - композиция - шел в пользу семьи пострадавшего и его рода. С переходом судебных функций к государству обыкновенно одна треть штрафа стала уплачиваться ему. С конца VI века преступник был обязан платить сам. Последствия этой меры были трагическими для простого народа. Там, где знатный и богатый откупался, крестьянин платил головой.

 

Судебная власть: В период родового строя верховные судебные функции должны были принадлежать собранию рода, и виновный отвечал непосредственно перед ним. В эпоху Салической правды многое изменилось. Действительная судебная власть оказалась в руках коллегии, состоявшей из семи избранных народом рахинбургеров. С усилением королевской власти старинный председатель судебных собраний - тунгин - уступает место графу. При Карле Великом перестают избирать и самих рахинбургеров. На смену им приходят назначенные властями скабины. Исчезает последний оплот народной свободы.

 

Судебный процесс: Старинные обычаи многих народов требовали, чтобы судебное дело возбуждалось не иначе как по заявлению потерпевшей стороны. На ней лежало формулирование обвинения и представление обвинения и доказательств. Такой процесс получил название обвинительного. Исключение из правил делалось только ради таких преступлений которые существенным образом затрагивали общий интерес (измен, бегство с поля боя и т. д.). Виновные в этих преступлениях наказывались по инициативе властей. Изменников, по обыкновению, вешали, трусов топили в болоте и забрасывали хворостом.

Никакого предварительного расследования конечно не было. Судья должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. При этом он знал, что не может полагаться на достоверность свидетельских показаний: что бы ни случилось родич не станет показывать против родича, а человек, принадлежащий к враждебному роду, говорить в пользу противника.

Когда не удавалось добиться признания - на чем сосредотачивались основные усилия, - судьи апеллировали к богу. Так рождается ордалий - “суд божий”, состоящий в испытании (не пытке!) соответствующей стороны в процессе. Наиболее распространенными способами ордалия в праве германских народов были испытания водой, железом и огнем. Особой формой ордалия был судебный поединок. Он назначался во всех тех случаях, когда ответчик обвинял истца во лжи. С возникновением феодальных отношений поединки между лицами, принадлежавшими к противоположным классам, стали невозможны (за редким исключением). Дворяне дрались на конях и своим оружием, крестьяне - на дубинках.

Своеобразным видом ордалия служила клятва, выступавшая в форме соприсяжничества: обвиняемый отрицал обвинение клятвой, но вместе с ним должны были клясться и те, которых он приводил в качестве своих соприсяжников. Число последних различалось в зависимости от важности дела. Салическая правда назначает в одних случаях 6, в других 72 соприсяжника. Соприсяжник не свидетель (нельзя ведь заранее установить число свидетелей). В его задачу входило одно - удостоверить клятвой (присягой), что тот, кого обвиняют, не мог совершить преступление. Если при произнесении клятвы хоть один из соприсяжников сбивался, дело считалось проигранным.

С распадением родовых связей и ростом бедности крестьянину все труднее становилось прибегать к рискованной помощи соприсяжников. Но тем легче это было сделать знатному синьору, окруженными вассалами и дружиной. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелие, на святых мощах, испытание крестом.

 

 

Вопрос №20 Развитие феодальной монархии во Франции:

В истории феодальной монархии принято выделять 3 этапа:

1. сюзерениальная монархия. (Х-ХIII вв.) – период классических феодальных отношений.

2. Монархия сословного представительства. (XIV-XV вв.) – период развития феодально-денежных отношений, роста towns, начала разложения феодализма.

3. Абсолютная монархия. (XVI-XVIII вв.) – период зарождения капитализма и кризиса феодализма.

Общественный и государственный строй Франции в Х-ХII вв.

К Х веку завершился процесс феодализации во Франции. Значительная часть при получении статуса сервов, т.е. лично и имущественно зависящих от феодала. Сервы не могли уйти от своего господина. Сервы несли значительную барщину и платили огромный натуральный оброк. Лишь незначительная часть крестьян имела статус илланов, т.е. имущественно зависели, но лично нет.

Класс феодалов был построен в виде феодальной лестницы. Верховным феодалом считался король – сюзерен. Головные вассалы короля – 2. В свою очередь, головные вассалы имели в своем подчинении своих вассалов – варьер-вассалов.; категория – шевалье – рыцари. Отношения между феодалами строились на основе принципа: «Вассал моего вассала – мой вассал». Отношения вассалитета возникали после совершения 2 правовых обрядов – оммаж.

Оммаж – клятва верности вассала своему сеньору. После этого сеньор совершал инвеституру – передает вассалу символ власти над его феодалом. Вассал нес обязанности по отношению к сеньору – хранил верность, не вступать в союзы с противниками сеньора, выкупать его из плена.

Военная служба была ограничена сроком 40 дней в году и в пределах французского королевства.

Имущественная обязанность: передавать денежную сумму в случае посвящения в рыцари старшего сына сеньора или выдачи старшей дочери сеньора. Сеньор обязан был защищать своего вассала. Ограничением части феодалов была церковь > 1/3 земель во Франции.

Господство натурального хозяйства предопределяло слабое развитие городов, которые находились в коллектив. вассал. зависимости от местного феодала.

Экономическая раздробленность предопределяла и политическую. К началу Х века династия Королингов во Франции угасла, что привело к затяжной междоусобной войне между головными вассалами и лишь к концу Х века головные вассалы избрали королем не очень влиятельного парижского графа Гуго Капет. Свое решение головные вассалы объяснили так: «король нам нужен, но король слабый». Формально король носил титул верхового феодала – сюзерена, соответственно форма правления называется сюзеренной монархией, но реальной властью король облада


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.05 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал