Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. История государства и права в Древней Месопотамии






Государство возникло в южной части долины рек Тигра и Евфрата. Древнее население Месопотамии — шумеры. В 111-м тысячелетии до н.э. в северную часть области пришли аккадцы. В начале III тысячелетия до н.э. появились первые города-государства, которых в то время насчитывалось около 40. По форме правления — это аристократические республики. Они управлялись советами старейшин, которые выполняли также судебные функции.

В конце 111-го тысячелетия до н.э. начинается возвышение города Вавилона (врата бога). Наивысшего расцвета Вавилон достигает во 11-м тысячелетии до н.э, при правлении царя Хаммурапи (XVIII век до н. э.). Вавилон неоднократно подвергался нападению горных племен, но восстанавливался. В III веке до н. э. фактически прекратил свое существование.

Государственный строй Вавилона во время правления Хаммурапи. Это восточная деспотия. Вся полнота власти находилась в руках царя. Центр управления — царский двор. Население делилось на свободных и рабов. Законы Хаммурапи упоминают две свободных, но неравных группы населения: авилум — «сын человека — человек» и мушкенум — «падающий ниц». Считается, что авилум — это те, кто покорил шумеров (завоеватели), а мушкенум — завоеванное население.

Законы Хаммурапи. Общая характеристика. Законы Хаммурапи появились в Древнем Вавилоне в XVIII веке до н. э. Состоят из преамбулы, текста и заключения, всего 282 статьи, но сохранились лишь 247. Норма права формулировалась из судебного решения по конкретному делу. Например, «Если человек совершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить». Такую формулировку принято называть «казуальной». Причины, породившие возникновение законов: создание единого законодательства для всего государства, укрепление государственной власти, забота об армии, а также необходимость снять социальное напряжение в обществе. Например, долговая кабала ограничивалась 3 годами и установлены проценты по договору найма.

Источники законов Хаммурапи. Источниками законов Хаммурапи являются обычай, судебная практика, религия, законы, которые существовали ранее в Месопотамии в отдельных городах-государствах. Хаммурапи часто сам принимал решения по конкретным делам, которые затем были изложены в нормах закона. Если попытаться систематизировать нормы этого закона, то можно изложить их в следующем порядке. Ст. 1—5 — имеют отношение к процессу, ст. 6—-126 — это имущественные отношения и ответственность за имущественные преступления, ст. 127—195 — семейно-брачные отношения, наследственные отношения, правовой статус должностных лиц, ст. 196—214 — меры по защите личности, ст. 215— 282 - нормы, регулирующие договор найма и другие правоотношения.

Регулирование имущественных отношений. В Древнем Вавилоне преобладала общинная собственность на землю (80 %). Частная собственность на землю не получила своего развития (2 %). Собственником земли была община, но верховным собственником был парь, у которого, кроме того, были дворцовые и храмовые земли. Собственником земли «илкум» и всего имущества на ней являлся царь. Эту землю царь давал в пользование своим воинам за то, что они должны были обрабатывать ее и нести воинскую службу. Хаммурапи в законах предусмотрел меры по обеспечению выкупа из плена своих воинов — «редумов» и «баирумов», сохранности их имущества, в том числе земли, в случаях нахождения их в плену или походах.

В Древнем Вавилоне существовал высокий уровень развития частной собственности на вещи. Жители государства знали и пользовались следующими договорами: договорами купли-продажи, аренды, займа, товарищества, хранения, поручения, найма, мены.

Семейное право. Семейному праву законы Хаммурапи посвящают примерно 70 статей. Брак заключался путем брачного договора между женихом и отцом невесты. При выдаче дочери замуж отец давал ей приданое, и оно не являлось собственностью мужа в случае смерти женщины. Приданое наследовали ее дети. Если детей в браке не было, то приданое возвращалось в семью женщины. Также, если приданое растрачивалось, то его восполняли из имущества мужа. В Древнем Вавилоне были разрешены браки между свободными и рабами. Дети от их брака были свободными. Глава семьи — муж. Он решал все вопросы и имел неограниченное право на развод и мог выгнать жену из дома или оставить ее в доме рабой и жениться на другой женщине. Женщина могла подать на развод при наличии следующих оснований: измена мужа, оставление мужа дома без особых на то оснований и если муж обвиняет жену в измене без каких-либо доказательств.

Право наследования. Имело место наследование по закону и по завещанию. В наследовании по закону все наследство делится между сыновьями. Дочери получали приданое, которое равнялось доли наследования сыновей. Дети рабыни также получали часть наследства в том случае, если отец при жизни признавал их. Отец может лишить наследства сына, который совершил тяжкий грех в отношении отца. Этот вопрос решался в судебном порядке. Наследство по завещанию существовало в зачаточном состоянии. Отец при жизни мог подарить сыну, который ему нравился, определенное имущество, например, дом или сад. Договор дарения составлялся в письменной форме. При смерти мужа жена получала «вдовью долю». Если при жизни муж не оставлял ей долю, то ей выделяли часть из общего наследства.
Преступление и наказание. Наказания в законах Хаммурапи были строго определены, но не все указаны. Существовали государственные, религиозные, должностные, воинские преступления, преступления против собственности, личности, нравственности. За преступления назначались следующие наказания: смертная казнь (простая и квалифицированная); телесные наказания (болезненные, членовредительские и позорящие), изгнание из общины, штраф, отстранение от должности судьи, если тот брал взятки. При этом сохранялась коллективная ответственность общины.
•Суд и процесс. Суд и процесс, как в Древнем Египте, не отделен от администрации. Судьями были чиновники, а высшим судьей — царь. Суд велся публично. В больших городах создавались и профессиональные суды. В судах происходил обвинительно-состязательный процесс. При этом не было деления на гражданские и уголовные дела. В процессе стороны — равны. Суд исследует свидетельские показания сторон, документы и ведет себя пассивно, формально оценивает доказательства. Решение суда фиксировалось письменно. Право на обжалование принадлежало только царю. Доказательствами считались также ордалии — «суд божий», клятвы. Например, ордалии применялись в случаях обвинения женщины в измене мужу и обвинение в чародействе. Решение суда о смертной казни и членовредительских наказаниях приводилось публично и немедленно.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал