Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация источников с позиций учения об информации






Более последовательная и обоснованная классификация исторических источников разработана И.Д. Ковальченко с позиций трех аспектов информации – прагматического, семантического и синтаксического. Наиболее общим из них является синтаксический аспект информации, зафиксированный в источниках. По формам и методам отражения действительности вся совокупность исторических источников может быть разделена на четыре категории (типа): вещественные, письменные, изобразительные и фонические. Выделение типов источников является первым уровнем их классификации.

Различаясь по формам отражения действительности, источники каждого типа требуют разработки принципов и методов научного изучения, соответствующих их специфике. Решению этой задачи способствует деление источников (в рамках типов) на виды, представляющие второй уровень их классификации. Он базируется на прагматическом аспекте информации – единстве целевого назначения. Источники одного вида содержат информацию, которая зафиксирована для сходных целей, на основе единых принципов и методов. Это, в свою очередь, создает возможность применения ко всем источникам данного вида единых принципов и методов источниковедческого изучения. Обоснование с позиций учения об информации классификации исторических источников по типам и видам позволяет решать задачи выработки единых для класса источников в целом принципов и методов выявления, обработки и анализа зафиксированной в них информации.

Семантический аспект информации дает возможность классифицировать источники, исходя из их содержания. Такие классификации применяются историками для группировки типов и видов источников по степени их ценности для конкретной проблемы или темы.

В настоящее время классификация исторических источников по типам и видам с позиции учения информации является основной.

 

Вывод

Безусловно, главная предметная особенность исторической науки состоит в том, что историк изучает события и процессы, канувшие в Лету и унесенные Рекой Времени в уже несуществующую реальность. Следовательно, историк, в отличие от представителей точных наук, не в состоянии непосредственно наблюдать и описывать изученный объект. Поэтому единственным источником, содержащим какую-либо информацию об объекте изучения, является тот или иной памятник минувшей исторической реальности, или исторический предмет (реликт) истории и культуры прошлого. Владение методикой научного исторического исследования, преподавание невозможно без использования исторических памятников или исторических источников. Нет исторических источников – нет и исторической науки - это важнейшее, что и студент и преподаватель должны знать, чтобы быть компетентными - такова аксиома в традиционной историографии. Прошлое доходит до нас в определенных формах, о нем напоминающих. Эти формы обычно и называют историческими источниками. Русло реки, текшей тысячу лет тому назад и определявшей жизнь осваивавшего прибрежные долины народа, какие бывают его песни и предания, язык и пословицы, орудия труда и предметы быта, хроники и летописи, хартии и тексты для договоров, своды законов и записи обычаев, вспомогательные исторические дисциплины - все это является Для историка исходным материалом, оперируя которым он познает прошлое.

 

Рекомендуемая литература:

1. Марк Блок, «Апология истории». Глава 2;

2. Голиков А.Г. Архивоведение отечественной истории. М., 2005 (2008).

3. Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М., 2000 (2007, 2008, 2009).

4.Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 1998.

5. Источниковедение истории СССР. Под. ред. И.Д. Ковальченко. Изд. 2. М., 1981.

6. Источниковедение новейшей истории России: Теория. Методология. Практика. Под. ред. А.К. Соколова. М., 2004.

7. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Вып. 1-2. СПб., 1910-1913.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987; изд. 2-е. М., 2003.

8. Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977.

9. Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб., 1899.

10. Ключевский В.О. Курс лекций по источниковедению. Соч., Т. 6. М., 1959.

11. Бернгейм Э. Введение в историческую науку. СПб,, 1908.

12. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1973

13. Кареев Н.И. Историка. Теория исторического знания. СПб,, 1913.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал